В «Новом Манеже» проходит организованная журналом «Мезонин» «Неделя декора». В ее рамках клуб «Сноб», куратор выставки Наташа Барбье и благотворительный фонд «Детские сердца» провели в четверг аукцион в помощь детям, нуждающимся в операции на сердце. А заодно и концерт «Клуба Гварнери», для которого в Москву всего на один вечер привезли инструменты знаменитых итальянских мастеров.

«Ну что ты так волнуешься?» — спрашивал Наташу Барбье Стас Жицкий, прогуливаясь по выставке. «Все, наверное, думают, что мы можем лишь 31-го числа на Триумфальную площадь ходить», — отвечала ему хозяйка вечера.

Мероприятие началось с аукциона, для которого российские художники расписали жестяные коробки из-под печенья. Потом основатель «Детских сердец» Екатерина Бермант вставила в них часовые механизмы и превратила в настоящие настенные часы. Стартовой ценой каждого лота объявили пять тысяч рублей, а шаг аукциона — две тысячи.

Первый двойной лот — часы с автографами Владимира Дубосарского и Александра Виноградова — тут же отправился к Александру Липницкому. Ведущий аукциона Стас Жицкий был напорист и весел: «Вы меня не путайте, я видел по телевизору, как это делается! Не стесняйтесь, господа! Если Дубосарский и Виноградов узнают, за какие гроши вам достались их работы, они очень удивятся!»

Настоящая борьба развернулась за «Котика» Александра Флоренского и авторскую работу Константина Батынкова. А самым дорогим лотом стали припрятанные до самого конца аукциона еще одни парные часы Виноградова и Дубосарского — их за 26 тысяч рублей купила Маша Гессен. Всего в пользу «Детских сердец» собрали 157 тысяч рублей. Екатерина Бермант выглядела довольной, а аукционист Жицкий остался удовлетворен торгами не до конца: по его мнению, торги прошли «живенько», но собранного «едва ли хватит и на одну хорошую операцию».

После аукциона состоялся концерт. Скрипачка Елена Ревич, виолончелист Борис Андрианов и альтист Михаил Березницкий исполнили на инструментах работы Страдивари и Гварнери произведения Баха, Генделя, Чайковского и Гершвина.

Сначала Ревич и Андрианов сыграли две инвенции Баха.

Пока Михаил Березницкий в деталях рассказывал историю инструментов, Андрианов пересел на кровать, которая была экспонатом интерьерной выставки, к жене и ребенку, и продолжил музицировать там. Потом он вернулся на сцену и исполнил композицию Lamentatio, написанную его другом Джованни Соллимой. Итальянец любит играть на электрогитаре, что чувствуется и в его виолончельных пьесах.

Наконец объявили «сюрприз», «самый дорогой инструмент в Европе, а может, в мире». Из-за скрипичных футляров и чехлов появилась хорошо упакованная пила из IKEA, и Владислав Песин сыграл на ней Ave Maria. Исполнитель пояснил, что на самом деле он скрипач, а пила — его хобби.

После концерта гости вечера могли посмотреть инструменты вблизи и даже их потрогать. Михаил Елизаров даже немного поиграл на одной из скрипок, чем потом всем хвастался. А Наташа Барбье объяснила, почему такие вечера важны для нее и для клуба «Сноб».

На 157 тысяч рублей, которые были собраны на аукционе, купят окклюдер для пятилетней девочки из Владикавказа. «Мы оплачиваем операции, не входящие в страховку, — поясняет директор фонда «Детские сердца» Екатерина Бермант. — Например, при пороке сердца, когда в клапане дырочка и кровь течет не в ту сторону, операция входит в квоту. Ребенка разрезают, пилят грудину, разрезают сердце и ставят заплатку. Дети могут не пережить этого, часто в реанимации происходят осложнения. Ту же самую операцию можно сделать по сосудам, через бедренную артерию. Если делать через артерию, ребенок встает в тот же день, но эту операцию родители должны оплачивать».

За те восемь лет, что работает фонд (на самом деле это всего два человека), собраны деньги на 970 операций, это две полные московские школы. Началось же все совершенно случайно, вспоминает Бермант: «Ко мне попало письмо мамы больного ребенка. Я собирала деньги по друзьям и знакомым. А после того, как мы помогли нескольким детям, решили основать фонд».