Признаюсь, я давно не хожу на новостные сайты. Телевизор у нас в доме в последний раз был еще во времена Жанны Агалаковой, то есть, если верить «Яндексу», пять лет назад. Тем не менее я всегда в курсе мировых общественно-политических новостей в том объеме, в каком мне хотелось бы быть в курсе.

Едва ли моя ситуация сильно отличается от вашей, но все-таки расскажу, как это у меня устроено. У меня есть аккаунты в ЖЖ и на Facebook. И в той, и в другой френдленте есть люди, которые пишут о том, что происходит в регионах, несколько юзеров из Европы, рассказывающих о тамошних новостях, несколько очень активных москвичей, один экономический обозреватель, один научный обозреватель и человек, который выбирает лучшее из мировых фотолент.

Кроме того, я несколько раз в неделю захожу на нужные мне странички на других блоговых площадках.

Таким образом я всегда более или менее в курсе происходящего и при этом избавлена от сообщений типа «китаянка порезала ножом девятерых спящих попутчиков».

У обладателей RSS-лент этот процесс, должно быть, отстроен еще удобнее.

Одним словом, казалось бы, можно сделать вывод о том, что блогосфера если не вытеснила редакционные СМИ, то очень скоро это сделает. По данным американского исследовательского центра Pew Research Center, около половины американцев, так же как я, получают новости напрямую в почту, френд- или RSS-ленту.

Чтобы проверить, насколько верно это предположение и что же на самом деле американцы читают в блогах, а что в традиционных интернет-СМИ, исследователи из Pew Research Center целый год мониторили основные американские блоговые площадки, социальные сети, сайт YouTube и главные сайты традиционных медиа. И вот что обнаружили: 99% ссылок, которые размещают на своих страничках блогеры, ведут на сайты газет и вещательных сетей, причем 80% из них — всего на четыре источника: BBC, CNN, The New York Times и The Washington Post. Обратная ситуация за отчетный год сложилась только один раз: историю с «климатгейтом» первой начала обсуждать блогосфера, и только через неделю ее подхватила традиционная пресса.

В России такого исследования, к сожалению, никто не проводил, но я зашла на «Яндекс» посмотреть, как выглядит рейтинг блогов Рунета. Действительно, из пяти первых блогов четыре — площадки для переосмысления мировых новостей с соответствующими ссылками. Только в ЖЖ Артемия Лебедева, что называется, оригинальный контент.

Проблема эта, конечно, не мной замечена. По этому поводу в российской, например, блогосфере высказывались многие. Журналист «Компьютерры» Сергей Голубицкий, пожалуй, резче всех. Именно ему принадлежит термин «поколение копипастеров» и тезис о том, что реальный контент создают единицы, а все остальные только ставят на него ссылки.

Анастасия Частицына, известная в блогосфере под ником corpuscula, в этой связи вспомнила Ролана Барта с его идеей, что автор умер. «Вы спросите, ну что в этом плохого? — пишет Частицына. — Информация должна распространяться свободно, копирайт мертв, мы все — коллективный автор. И вот подвижники распространяют. Но чтобы было, что распространять, этот несчастный контент должен кто-то и производить. И вот что забавно: если брать за отражение те самые топы, то копипастеры вытеснили авторов».

Я бы, наверное, согласилась с Анастасией, если бы блогосфера существовала в интернете сама по себе. Но это, к счастью, не так. Блогосфера существует в плотной связке с редакционными СМИ. Иными словами, редакционные СМИ как раз и производят контент, а блогосфера на него реагирует. И справляется с этой задачей прекрасно: невозможно вспомнить случая, когда блогосфере нечего было обсудить...

То же самое исследование Pew Research Center обнаружило еще один, очень полезный для нашего разговора, факт. Топовые истории в блогах и традиционных медиа совпадали всего несколько раз: во время иранских выборов, эпидемии свиного гриппа, финансового кризиса и т. д.

В этом, кажется, и есть ценность блогосферы: она отстраивает оптику традиционным СМИ, делает обратную связь с редакцией мгновенной и наглядной. Если относиться к блогосфере не как к творческой мастерской, а как к индикатору социальных настроений, то обвинения в копипастинге звучат как минимум странно.

Странно осуждать публику, пришедшую на концерт в консерваторию, за то, что она только слушает музыку, вместо того чтобы самостоятельно ее играть. Странно говорить, что эта самая публика ничего не умеет, кроме как обмениваться дисками, обсуждать услышанное и размещать в своих блогах ссылки на ютьюбовские ролики.

Есть тут и еще один важный момент. Какого именно акта творения ждут от блогосферы те, кто обвиняет ее в копипастинге? Каждая запись про прорезавшийся у ребенка зуб или шалости котика, каждая фотография на фоне ковра или розового египетского отеля — это тоже единица авторского контента. Вопрос только в том, готовы ли мы это признавать, замечать и, главное, знаем ли мы, как его использовать.