Отчего они врут

Пробуем составить таблицу причин детского вранья: из вежливости, от страха, для повышения собственного статуса...

Иллюстрация: Leemage/Fotolink
Иллюстрация: Leemage/Fotolink
+T -
Поделиться:

— Вы знаете, я иногда даже не могу понять, зачем ей это надо. Вот есть понятные вещи: ребенок набедокурил, получил двойку, хочется избежать наказания, тогда соврал. Или стыдное что-то сделал, скрываешь. А она врет просто в любое время и по любому поводу. Например, спросишь ее: вы на экскурсию с классом сегодня ходили? Она говорит: да, ходили, и даже расскажет что-то. Потом выясняется, что никакой экскурсии не было, потому что преподаватель заболел. Вот скажите мне: зачем ей об этом врать?! Ничего стыдного, запретного в отмене экскурсии нет, в болезни преподавателя она никоим образом не виновата. А соврав, не облегчила, а еще и усложнила себе жизнь: пришлось что-то «высасывать из пальца» по поводу содержания экскурсии. Впрочем, по обычным причинам — из-за несделанного задания или если к подружке без спросу ушла после школы — она тоже врет… Я читала в книжках и делаю, как там написано: за вранье наказываю больше, чем собственно за двойки и другие проступки, но ничего не помогает. Кажется, она стала врать еще больше. Пример ей брать не с кого: мы с мужем, наша бабушка, ее старший брат, учителя, репетиторы — все честные люди, меня так даже упрекали по молодости, что норовлю резать правду-матку. Вот вы специалист, наверняка сто раз такое видели, так скажите, я хочу просто понять: отчего они врут?!

Дочка рассерженной дамы, полненькая круглолицая девочка 11 лет, сидела тут же, рассеянно улыбалась и спокойно и тщательно одевала и причесывала моих многочисленных кукол Барби, раздетых предыдущим малышом-посетителем.

Скажу вам честно: я встречалась со случаями детского вранья сотни, может быть, даже тысячи раз, но до сих пор не имею четкого представления об их общих причинах.

Все знают, что взрослые тоже не дураки приврать. Но многие согласятся: дети врут как-то особенно изощренно и с первобытной художественностью. Причем довольно часто они увлекаются в процессе, и тогда их вранье выходит далеко за границы не только реальности как таковой, но и общепринятой морали, предрассудков и т. д. Замечательный и вполне достоверный пример — рассказ Виктора Драгунского «Пожар во флигеле или подвиг во льдах». Там два мальчика, в целом вполне честные, пытались оправдать свое опоздание на урок рассказом про то, как они спасали жизнь погибающему малышу. «Герои» не сошлись только во мнении — из огня они его спасали или из полыньи. В моей практике был мальчик, который на протяжении полугода объяснял ухудшение своей успеваемости в школе смертельной болезнью матери. Ему, естественно, верили, жалели. Мой собственный младший сын за время обучения в средней школе «угробил» или «искалечил» почти весь педагогический коллектив: практически каждую неделю уроки «отменяли» по причине сломанных ног, тяжелой болезни или гибели в автокатастрофе очередного преподавателя. С дневником еще одного мальчишки происходили поистине удивительные приключения; например, однажды преподаватель по химии уронил его дневник в случайно пролитую лужу серной кислоты (дневник бесследно растворился). В другой раз дневник выпал из окна аккурат под проезжавший мимо асфальтовый каток…

Причин для вранья может быть множество. Причем банальный «страх перед наказанием», по моим наблюдениям, встречается не так уж часто. «Боящиеся» дети в основном просто молчат и все скрывают. Да и врут они не так уж много.

Чистую гипертрофию фантазии обычно тоже довольно легко выделить. Здесь детские «придумки» направлены на то, чтобы вызвать эмоции окружающих. Удивительно то, что детям, похоже, все равно, какие это будут эмоции: отрицательные годятся не хуже положительных. Так, один пятилетний малыш часто рассказывал бабушке, что, пока она спала, он убежал из дома, встретился с приятелем, вместе они вылезли на крышу (как Карлсон) и видели там всякие  поразительные вещи… Бабушка, конечно, не верила, но на всякий случай пугалась. Девочка-подросток рассказывала родителям о своих «серьезных отношениях со взрослыми мужчинами», мальчишка 15 лет — о «жестоких дворовых драках» и своих победах и поражениях в них (хотя он ни разу в жизни серьезно не дрался). Особенно забавным был случай, когда девочка в течение двух лет рассказывала дома о том, что выходя по утрам (в школу) в обычный городской двор, она встречает там… беленькую козу с рожками! Родители сначала смеялись, потом бесились, потом встревожились… Девочка была совершенно здорова, просто за два года «придумок» эта коза стала частью ее мира — вроде литературных персонажей или героев фильмов.

В каждом таком случае я пытаюсь искать индивидуальные причины. Иногда они находятся, иногда нет. Порой с враньем удается справиться по методу «черного ящика», так и не поняв, откуда оно взялось. Порой это проходит само. Но, может быть, возможно придумать какую-нибудь классификацию, облегчающую дело?

Герой романа Каверина «Открытая книга» Андрей Львов составлял «таблицу вранья», в которой отмечал, сколько раз и по какой причине он солгал за день. В таблице была ложь «из вежливости», «от страха», еще что-то.

Может быть, нам с вами, уважаемые читатели «Сноба», попробовать составить подобную таблицу? И свести в нее всевозможные причины вранья, которые вы помните по собственному детству и по своим детям и внукам? Такая таблица очень помогла бы в работе мне, читателям-родителям, а кому-то это могло бы помочь лучше себя понять, потому что довольно часто дети и подростки на прямой вопрос отвечают (вполне искренне, на мой взгляд): «Да я и сам не знаю, почему вру!»

Что же касается дамы и ее дочки, то мы разобрались с ними довольно быстро. Помогла нам сама девочка. В личном разговоре со мной она объяснила, что честная, по ее утверждению, мама «сама все врет»: в юности ее ругали за прямоту, и вот она приспособилась, но довольно неуклюже. Дальше девочка привела примеры: в лицо людям мама говорит одно, а за глаза — совсем другое; когда звонит пожилая говорливая родственница, она просит девочку сказать, что ее нет дома; не говорит папе, куда она действительно потратила деньги и т. д. Я объяснила, что совершенно бессмысленно и бесперспективно уличать и обвинять друг друга, и в качестве выхода из ситуации предложила им совместную игру — рисовать ежедневные таблицы и графики вранья «по Андрею Львову». В итоге у них получилось что-то вроде соревнования, которое странным образом сблизило мать и дочь (до этого их единственными общими интересами было приготовление уроков и совместное хождение по магазинам). В процессе составления таблиц и графиков девочка существенно подтянула успеваемость по математике (ее семья отказалась от репетитора) и стала гораздо меньше врать, а мама, по ее словам, «столько интересного о себе узнала!»

Хочу задать еще один вопрос уважаемым читателям: согласны ли вы с тем, что детское вранье качественно отличается от взрослого? Или это одно и то же явление?

Комментировать Всего 56 комментариев

принципиально другие мотивы и суть:-) дети это не считают враньем,для них это продолжение игры в жизнь,и почему бы не так?И ругать за это бессмысленно,когда вранье не наносит вреда и ущерба семье,ребенку и окружающим...У детей нет четких критериев правда-ложь,ведь когда мы читаем им сказки,они же верят нашим словам,почему же нам не поверить их сказкам???Просто попробуйте поддержать ребенка в его фантазиях,хотя бы в форме развития этой фантазии,доведите эту "ложь" до полного абсурда,который будет понятен даже малышу,думаю что это самый хороший метод. Когда мы старшую первый раз повели в садик,он нам заявила что в тихий час ей не хватило кроваток и ей пришлось спать на полу.Супруга в шоке к воспитателю - что за безобразие,оказалось что ничего подобного и быть не могло,кроваток с запасом хватает на всех.Тогда на следующий день мы взяли с собой из дома собачью миску и поводок и перед садиком отдали их дочери.На ее вопрос зачем ей это все,вполне серьезно сказали раз она спит на полу как собачка то и кушать она теперь будет на полу а на прогулку ходить в ошейнике.Лиза подумала и сказала что она пошутила:-))Вот и все.

Михаил, как здорово!

Мне очень симпатичны такие творческие отношения с детьми. Бубнить и нравоучительствовать проще всего. А подыграть, повернув в свою сторону - прелестно)

Эту реплику поддерживают: Светлана Колпакова

Катюш,а почему только с детьми?:-)Мы мало чем отличаемся,по большому счету:-)

Эту реплику поддерживают: Екатерина Паламарчук

Миша, согласна. Знаете, потому что каждый судит по себе)). Пока я в детский мир не окунулась, и существовала во взрослом, пусть и с памятью о себе ребенке и с ребенком в себе, пыталась увидеть детей во взрослых.

А тут - на тебе - собственный ребенок, и с ним можно еще больше фантазировать и играть. Я еще не всегда умею совершать такие выходки. Но когда это получается, радуемся мы оба))).

Михаил Авилов Комментарий удален

опять комменты пропадают...Весьма интересно включаться в детские игры и фантазии,дети это самая благодарная публика:-))

Эту реплику поддерживают: Евгений Апакидзе

И самые честные непредвзятые критики )

Михаил, то есть Ваша дочка придумала ситуацию, в которой она была как бы унижена, а Вы предложили ей реализацию унижения? Ну что же, тоже вариант. Мне кажется, это не понимание ребенком абсурда - слишком абстрактно, а простое практическое соображение, что играть в обижаемую Золушку - это одно, а быть ей - другое. Характерно, что в отверженную играет старшая дочка. У меня была такая же ситуация со старшей дочерью. По молодости я не обращала внимания на ее фантазии в стиле "я - бедная Золушка, меня обделяют" (это появилось после рождения младших детей), но неправильно делала.

Юлия, а почему Вы оценили эту ситуацию однозначно как унизительную?

Екатерина, потому что так говорит мной личный внутренний опыт.

.

Юлия, я так и предположила. Конечно же, мы как правило, руководствуемся собственным опытом. Мой, к примеру, не вызвал такой реакции. Полагаю, что и у Михаила с женой также не было мыслей об унизительности ситуации.

Не бывает же универсальных ситуаций. Бывают схожие с тобой)

Универсальных ситуаций не бывает. Бывает профессиональный подход к делу и самообразование плюс любовь и интуиция родителей. К детской психике стоит подходить очень внимательно и осторожно. Неоднозначное восприятие разными людьми данной ситуации служит добрую службу - говорит о том, что есть о чем задуматься. Меня еще удивило, почему мама девочки так сразу и так эмоционально, до шока, поверила, что ее ребенка могут обделить кроваткой в детском саду.

Юлия, не знаю, по каким причинам мама поверила, но я, руководствуясь собственным детсадовским прошлым, поверила бы во что угодно)).

Потому что то, что творилось в моем саду, родители не могли представить даже в страшном сне.

Вы говорили им - а они не верили, или не говорили?

Почему? Это ведь тоже не говорение правды. Тоже для завленной в теме таблички

Юлия, конечно по теме)

Но это не было враньем в чистом виде. Это было такое воспитание - все, что делают взрослые - воспитатели, родители и им подобные, априори правильно. Поэтому все дети в группе вопринимали хамство и грубость воспитателей как должное. До поры до времени.

Или чувствовали, что родители ничего не изменят, если Вы им расскажете, что поверят другим взрослым, что может быть хуже? Мне трудно представить, чтобы дети, чьи родители не были такими же, как воспитатели, воспринимали хамство и грубость как должное. 

Юлия, поверьте, такое случается. И нередко именно у очень воспитанных, деликатных и интеллигентных родителей.

Не могу подвергать сомнению Ваше знание, хотя по личному опыту - с раннего детства не считала вещи, не происходившие дома и неприятные по внутреннему ощущению, нормой. Какая-то я не долготерпеливая...

Немножко не в табличку, но все же -

Иногда дети не говорят правды о неправильных вещах, так как ошибочно считают их нормой

Юлия, я же говорю о личном опыте, а не о Знании))

Мой опыт складывался именно так, и ошибки, которые я совершала, и победы, которые я одерживала, особенно в детстве, я хорошо помню, также, как помню и мотивы. И лишь о них и могу судить с большей долей объективности.

Говорить о чужом опыте имею право без оценки.

По поводу последнего соглашусь с Вами. Я такое наблюдала. Поэтому я поддерживаю в своем сыне стремление к открытому познанию мира, не просто на веру и потому что так должно, а потому что это стало его выбором.

Екатерина, Вы пишете не только о личном опыте, но и о других детях.

Ек

Я пишу о своем личном опыте и опыте тех детей, которые со мной росли)

Или я что-то упустила. Поправьте меня, Юлия.

Екатерина, да зачем же мне поправлять кого-либо. Мы обмениваемся на форумах своим опытом, своими знаниями, представлениями, суждениями. 

Эту реплику поддерживают: Екатерина Паламарчук

Юлия, я "в хорошем смысле")

Поскольку диалог не оперативный, временами нить теряется.

И хорошо, что мы такие разные

Поверила потому что Лизка практически никогда не врала и не фантазировала,она очень реалистичная девочка,а тут видимо на стрессе и выдала,а потом мать есть мать,нормальная реакция:-)

Юль,не думаю что это для нее было унижение,во всяком случае она не жаловалась а говорила об этом как то между прочим...Хотя что-то в вашей мысли есть и возможно мы этого не уловили,спасибо. С другой стороны Елизавета настолько адекватна в любом коллективе, что унизить ее надо сильно постараться,и не опасаться последствий,потому как девочка очень может за себя постоять,перед кем угодно и она дает это понять сразу и всем:-)С другой стороны у нас был краткий период "отверженности" с появлением младшей,но как то быстро все встало на свои места.

Михаил. ну и славно, если комплекс не развился. Видимо, в демонстративном поведении и в выдумке о нехватке кровати все-таки проявился этот кратковременный комплекс отверженности. Можно занести в табличку, что реалистичные и честные дети могут солгать от какого-то стрессового комплекса.

вполне это допускаю...:-)

Нечего на зеркало пенять, коль ...

Дети - это отражение родителей !!!

Любой психолог, воспитатель детского сада или школьный учитель скажет Вам,

что дети во всём берут пример в первую очередь со своих родителей.

Детям даже не обязательно видеть или слышать Ваше враньё,

они чувствуют и знают всё о родителях на подсознательном уровне.

Хотите чтобы дети не врали - начинайте всегда с себя ...

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева, Светлана Колпакова

Екатерина,

а Вы что думали, никто ничего не узнает ?!?!?!

Вы думаете все религии мира говорят о соблюдении заповедей,

так, для красного словца ?

Каждая заповедь - это Закон мироздания, и это не что-то абстрактное,

действие каждого такого закона имеет своё материальное воплощение.

Читали про опыты на воде ?

В зависимости от того что человек говорит или думает,

структура молекул воды либо разрушается, либо упорядочивается.

Екатерина, только Вам по секрету, слышал,

что на планете Земля разумные существа состоят на 70-80% из воды ...

Эту реплику поддерживают: Марина Бушуева, Светлана Колпакова

Сергей, мне так нравится, что Вы все знаете! Я в восторге от Вашей безапеляционности

Сергей Кристиогло Комментарий удален

такое конечно тоже может быть,но это уже клинический случай,насколько я понимаю статья не про это.

а я согласна и с тем, что дети врут так, как это делают взрослые, и с тем, что врут иначе. Это параллельные явления. Мнекажется, что первое - это такая проба мира, адаптация к нему. А остальное - фантазии, которые обязательно  должны быть. Вот история про козу - это фантазия, а история про смертельную болезнь мамы - адаптация к миру. Иногда они в какой-то точке сходятся. Ни то, ни другое - не повод для обвинений или, тем паче, наказаний. Но при этом я совершенно не согласна с уважаемым господином Кристиогло. Дети - это в каком-то смысле инопланетяне. Откуда они берут некоторые вещи, не может сказать ни преподаватель, ни психолог. Просто - такой ребенок. Но при этом дети не телепаты - и уж точно не "знают всё на подсознательном уровне".

Ребёнок "просто таким" не бывает. В нём заложены черты характера обоих родителей.

По-русски - это наследственность, по-нерусски - карма.

Остальное - "подсознание" можете проверить на практике ...

Инна, но ведь взрослые должны как-то реагировать на детское вранье (речь не идет о заведомых фантазиях). Вы согласны? Одобрять его нельзя, обернуть в игровую тему (как в примере Михаила) - тоже далеко не всегда возможно. Если не обвинять и не наказывать, то что? Объяснять последствия? Игнорировать?

мне ужасно не нравится сама идея долженствования здесь. Ни взрослые не должны, ни дети не должны. Тут вот было прекрасное про нашу Госдуму, которая хочет разделить всю медиапродукцию на "можно детям до такого-то возраста", "нельзя детям до такого-то возраста" и т.д. Кто им дал право решать? А никто.  Хоронить бабушку, если опоздал в школу, нехорошо и смешно. Это вот можно объяснить. Можно объяснить, что такое вранье на раз запомнится  - и дальше придется хоронить всех подряд. Т.е. да, я за объяснения последствий, шутку и, как бы это сказать, за понимание того,что ребенок врет "не со зла".

Инна, я, к сожалению, наблюдала не раз и не два, как детское и подростковое вранье существенно осложняло или даже ломало жизнь другим людям. Особенно сильно это получается, если ситуация выходит в правовое поле. Был, например, десятилетний мальчик, который для того, чтобы остаться с мамой (алкоголичкой, но все равно любимой), всем красочно рассказывал о том, как отец избивал его палкой и морил голодом.  Ни о каких "шутках" тут говорить не приходится :(

В детстве как-то вкусно врать было).

Но когда я врала в оправдание или защиту, дядя с кашей, которую я выбросила, не глядя в окно, ему на шляпу, всегда приходил. Для меня закон "все тайное становится явным" работал так, что можно было бы позавидовать отлаженности этого механизма. Видимо, от того, что я в это с ужасом, но верила))

Вранье-фантазия - это совершенно отдельный жанр. Как и жалостливые песенки - будь то их исполнение или сочинение.

Не знаю, как с другими людьми, но я в детстве так всласть навралась, что сейчас это делаю очень редко, и в случае крайней необходимости.

А вот взрослые люди, врущие самозабвенно и беспричинно как дети, удивляют и даже восхищают - "вот это да!"))

Екатерина, очень точное замечание о "вкусности" и "сладости" вранья. По-видимому, дети действительно довольно часто врут просто "для удовольствия".

Думаю, что детское вранье ужасно только тогда, когда дети врут от страха, когда бедный ребенок не может сознаться в том, что он сделал потому, что точно знает, что его осудят. Вроде бы в этих случаях говорят, что у него нарушена эмоционально-волевая сфера. И в этих случаях виноваты только взрослые, что они его в этот тупик загоняют.

А все остальные виды вранья - творчество растущей личности.

Евгения, к сожалению, все несколько сложнее. Потому что дети то и дело фантазируют и в плоскости "угрозы ситуации". А уж если ощутили поддержку слушателя "ах, как тебя, бедняжку, угнетают" - тут может такое развернуться... И главное: когда рассказывают, сами в это верят!

 Это как у Аверченко, бесенок подучивает врать:

"...Если бы кто-нибудь из вас был в Нью-Йорке…

— Я была,- раздается тонкий писк у самой стены.

Все изумленно оборачиваются на эту отважную путешественницу. Что такое? Откуда?

Очевидно, в школах водится особый школьный бесенок, который вертится между партами, толкает под руку и выкидывает, вообще, всякие кренделя, которые потом сваливает на ни в чем не повинных учеников… Очевидно, это он дернул Наталью Пашкову за жиденькую косичку, подтолкнул в бок,- шепнул: «Скажи, что была, скажи!».

Она и сказала.

— Стыдно врать, Наталья Пашкова. Ну, когда ты была в Нью-Йорке? С кем?

Наталья рада бы сквозь землю провалиться: действительно — чёрт ее дернул сказать это, но слово, что воробей: вылетит, не поймаешь.

— Была… Ей-Богу, была… Позавчера… с папой.

Ложь, сплошная ложь: и папы у нее нет, и позавчера она была, как и сегодня, в школе, и до Нью-Йорка три недели езды.

Наталья Пашкова легко, без усилий, разоблачается всем классом и, плачущая, растерянная, окруженная общим молчаливым презрением, погружается в ничтожество".

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Юлия Побитова

У Зощенко в раасказах про Лельку и Миньку есть рассказ, который так и называется - Не надо врать. Там про школу, про дневник, который герой все пытался не показать папе. В итоге все три или четыре изничтоженных экземплаяра все равно материализовались - да с позором (который очень ярко описан) О последнем Минька успел отцу рассказать еще До того. как учитель его принес ему. И , опять же, очень ярко описаны эмоции, которые ребенок испывает, когда его папа отвечает с достоинством "А об этом  дневнике я знаю, мне Минька уже рассказал о нем" (ну как-то так)...

Но, кстати, это не единственный рассказ этого цикла, где дети врут. Там есть и про вранье от страха, от ревности, для красоты... Вообще, это одна из лучших книжек, что я ччитала -  не только про детей и детям, но и вообще

Мне кажется, вид вранья - самый противный, кстати - который детям недоступен, это "из вежливости"

Катя, не соглашусь с Вами. Даже самые маленькие дети "из вежливости" вполне врут. "Хочешь еще конфетку?" - "Нет, не хочу." - а глазенками так бы и съела всю вазочку.

Не знаю про всех детей, а я отлично знала, когда вру, и даже знала, зачем. Уверяю, что это не взрослый анализ происходившего, а запомнившиеся, потому что сильно эмоционально окрашенные, ситуации.

Мне очень хочется длинные волосы и бант на косе. Этого нет. Как-то соседка, увидев меня в косынке, которая топорщилась на макушке, спросила, бантик ли у меня. Бантика не было, но так хотелось, что я ответила утвердительно. До сих пор помню, как покраснела от стыда за вранье, но не смогла сказать нет.

Я нечасто врала, но ложь никогда не была раскрыта. Однако стыд и ожидание разоблачения были противны до такой степени, что отрегулировали меня до добровольной честности. 

А вот лукавства мне явно не хватает, это недостаток.

Пишу это не для того, чтобы поговорить о себе, но для того, чтобы свидетельствовать о ребенке и лжи.

А почему бы и не поговорить о себе, Юлия? Какого ребенка мы знаем лучше, чем того, которым мы сами были когда-то?

Были более удачливые дети, и менее удачливые дети, и более красивые, и менее красивые, и более способные к учебе, спорту  и тд -  и это все оценивалось уже тогда, в детстве.

Поговорить о себе стоит для того, чтобы засвидетельствовать по собственным детским воспоминаниям, почему мы, дети, врали.

Мне про бесенка о-очень понравилось.Действительно, во врущего ребенка как будто бес вселяется. И понимают, что будут разоблачены, а остановиться не могут. Для меня осталась неразрешимой загадкой одна моя ученица. При нашем знакомстве она "напела" мне, какая жестокая у нее мачеха: никакой свободы не дает, третирует и унижает. На поверку оказалось, что женщина, ее обогревшая, очень приятная дама, потомственный педагог-музыкант, воспитавшая двух прекрасных дочерей и взявшая 9-летнюю дальнюю родственницу-сироту после ранней смерти матери-алкоголички. В 15 лет талантливая девчонка превратилась в монстрика с краминальными наклонностями, без каких-либо моральных принципов. Ее вернули в детдом, потому что стала сбегать из училища, куда с блеском поступила, начала бродяжничать...

За своими детьми тоже замечала "приукрашивания".Не наказывала, но, пока были маленькие - искренне восхищалась: во ты фантазерка. Старшая в 8 лет придумала, когда они с музыкальной школой ездили в Московскую филармонию, что ее слушал выдающийся скрипач во время антракта и очень хвалил. Тогда она играла на скрипке первый год, причем исключительно на слух, и очень ловко обманывала учительницу, которая и не подозревала, что моя милая лентяйка не знает нот. Не учила просто. В случае какого-то моего неодобрения в их поведении всегда говорю на уровне "взрослый-взрослый". Вранье страшно ведь не причиной, а последствиями. И они должны это знать не эмпирически...

я как-то наврал, что в школе была "газовая атака" и всех эвакуировали)) но повод был вполне оправданный - я просто пришел домой раньше обычного (прогуляв уроки), думая что родителей нет дома...)

Интересно, как объяснили родители, то что они дома? Забыли ключи от работы, или пожар на проходной? ;-) Я шучу, конечно)