Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Андрей Наврозов

  Андрей Наврозов: Таксометр-совесть

+T -
Поделиться:

На северо-западе Англии таксист убил 12 человек и ранил еще 25, перед тем как покончить с собой. Деррик Берд устроил стрельбу в нескольких городах одного из самых популярных туристических мест Великобритании — Озерного края, в 560 км от Лондона. Первой жертвой 52-летнего таксиста стал его брат-близнец Дэвид. Берд также застрелил семейного адвоката и приятеля-таксиста. Причиной массового убийства, наиболее крупного в Великобритании за несколько десятилетий, могла стать семейная ссора. Чтобы проверить эту гипотезу, Андрей Наврозов, штатный спиритуалист проекта «Сноб», вызвал дух самоубийцы с того света.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 87 комментариев

Да, иди залезь в мозг убийцы. Удивително, что все говорят какой он был милый человек. Неудивительно, что это случилось именно там. Sleepy suburbia - это как раз то место, где обитают убийцы близнецов и проституток. В Лондоне такого не встретишь.

Я считаю, что каждый из нас мог бы быть на его месте, Саша.  Причем этим его местом мог бы быть и Лондон, и Нью-Йорк.  Довести человека до безумия можно где угодно.  Гамлета довели в Эльсиноре.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

Интересная и убедительная реконструкция. Однако, никак не могу согласиться с тем, что "каждый из нас мог бы быть на его месте". Не уходя в глубины, воспользуюсь примером: во время голодомора и в голодном блокадном Ленинграде далеко не все люди превращались в каннибалов. Из чего следует, что существует некая граница, барьер, отличающий людей, способных быть доведенными до безумия внешними обстоятельствами от людей, которые при всех обстоятельствах могут скорее погибнуть сами, чем потерять рассудок до такой степени... Определение такой границы - отдельная и очень серьезная тема, и я уверен, не мало умных людей пытались провести исследования в этом направлении. Ссылка на Гамлета не кажется применимой, совершенные им убийства и его собственная гибель определялись совершенно иными мотивами и иными обстоятельствами. Я бы сказал, Гамлет действовал в состоянии цугцванга, когдя у него просто не было иного выбора (убийство Полония, например)...

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Юлий, Вы упоминаете "людей, которые при всех обстоятельствах могут скорее погибнуть сами" и т. д.  Напоминаю Вам, что герой моего рассказа сам погибает.  Сам погибает и Гамлет.  Вообще, поиск справедливости не ведет к насильственной смерти героя, а зачастую и к массовой смерти впридачу, только в комедиях вроде "Дон Кихота". А история уже рассматривает такие события экс-пост-факто, попутно окрашивая их в розовый (например, Гамлет) или черный (например, Гитлер) цвет, в зависимости от доминирующего на данный момент определения "справедливости". 

Как говорят в удивлении или в восхищении в англоязычных странах и с недавних пор в России - "ВАУ!"

Я же, виноват, ничего не понял. Поиск справедливости всегда ведет к насильственной смерти? Различие между Гитлером и Гамлетом - только в исторической окраске общественным мнением?

Да, Юлий, я так думаю.  Я думаю, что Гамлет и Гитлер боролись за справедливость, каждый по своему разумению.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

на его месте, может быть, и не каждый мог бы быть - да только ведь заранее, увы, не узнаешь!  как раз тот, кто говорит -  ни-ни! -  он-то там зачастую скорее всех и оказывается...

Точно, Тимон.  "I've had it!" - великий и мало понятый социологический двигатель истории. 

Андрей, отличный монолог ...)

Получил удовольствие при прочтении и "послевкусие"  приятное ... Сравнимо с бокалом доброго вина, обязательно красного ... 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

Андрей, как всегда, отлично :-)

Великолепный рассказ

За духовную связь некоторых англичан с марсианами, Максимушка, от всей души благодарю твоего Мэла.  За некоторые психологические нотки благодарен герою "исповеди террориста" Игоря Симонова.

Опять во всем виновата женщина)). Чтобы теперь не написали про убийцу в СМИ, Ваша трактовка останется наиболее убедительной.

Полина, когда я случайно набрел на историю о девушке в Таиланде среди километров ничего не значащих газетных слов, все стало на место.  Достаточно хоть однажды побывать там - не в Таиланде, конечно, а в эмоциональном и психологическом пространстве, называемом сердцем  -чтобы понять степень отчаянья, близкую к убийству и самоубийству. 

Эту реплику поддерживают: Полина Шершнева

                               Рассказ замечательный! Вы точно описали  психологическую травму оставленных женщинами мужчин.Мне кажеться,мелькали эти'' экземпляры''в моей галерее жизненной.Весь мир повинен в их слабости.

Весь мир повинен в их слабости, Марина, это очень точно сказано.  Спасибо Вам.

Слова так и сверкают! Блестяще сделано, Андрей! Роман в формате эссе в Вашем исполнении всегда мощно цепляет.

Спасибо!

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

Да Вам спасибо, Максим.  Читатели - это писатели современности.  Их мало.  А писателями хоть пруд пруди.

Понимаю, Андрей, что у Вас есть повод для скромности:) Но, думаю, что мы оба знаем как сложно напрудить даже небольшой пруд. "Много призванных, да мало избранных" (с)

Глобально и в точку!

Дорогой Андрей, Спасибо!

Специфичный психологизм "Близнецам всё поровну" ... Как это знакомо!!!

Особое спасибо за "глобально", Елена, я в первую очередь метил в универсальность, и до сих пор не чувствую, что по-настоящему попал.

Универсально, глобально и в точку!

Вы ПОПАЛИ, Андрей, ПОПАЛИ!!!

Неожиданно, жутковато и убедительно.

Артур, перекликается, кстати, с Вашей недавней дискуссией о ношении оружия.

Я это понял, Андрей. Кажется,  Павло Дробыч в этой дискуссии ссылался на внешнее проявление описанной Вами изнутри ситуации.

"Она целиком посвящает себя семье, этому последнему пристанищу человеческих страстей" Оноре де Бальзак. Брачный контракт.

Спасибо, Гусов, замечательная цитата!

Писатель, журналист, а теперь еще и спиритуалист -- Андрей, Ваш размах поражает,

а "Снобу" страшно повезло :))

Мощное "интервью"))

Спасибо, Анастасия, а если б Вы видели меня за ломберным столиком!.. 

Не сомневаюсь, Андрей, это было захватывающее зрелище))

Жаль, Гусова рядом не было: он бы запечатлил торжественный момент!

Анастасия, этот момент длился лет десять, а Гусов провел его за ломберным столиком по соседству.  Без всяких фотоаппаратов, естественно, от которых к тому времени оставалась лишь одна ломбардная квитанция.

Анастасия Малявко Комментарий удален

Aнастасия, Вы меня недооцениваете! Вот он, Наврозов за ломберным столиком!

Стыдно... Стыдно... Каюсь))

Ну, это не в счет, Анастасия, здесь мы позировали.  Знаете, как это можно определить?  Видите столбики фишек на линии между числами, например, между 23 и 26 (т. н. "splits")?  Так вот, так играют только лохи!  Впрочем, товарищи, не будем отклоняться от темы.  Хотя на этот раз я сам виноват.

Былые раны заныли, замолчи Андрюша!
Что наша жизнь? Игра...

Замечательный текст и замечательное фото!

Имелся бы ствол, Андрей, а за веточками дело не станет!

Это только веточки, Володь, то ли еще будет.

Ну почему лохи?

Я тоже в сплит ставил и за буквально минут за 30-40 выиграл около 10 тысяч $ ( при первоночальной ставке в $1000). Деньги ушли в фонд детей с сердечными болезнями - так было договорено заранее.

Ну, Вы, Илья, исключение.  Впрочем, не будем отклоняться от темы.

Спасибо Андрей за убедительную версию, притом виртуозно изложенную!

У меня есть еще одна версия случившегося. Таксист это перевозчик. В какой-то момент он просто перешел на новый уровень перевозок и, возомнив себя новым Хароном, стал перевозить случайно попадающихся ему под руку людей через реку Стикс. Расширил  свой бизнес, так сказать.  

Рассмотрю Вашу версию с удовольствием, Алексей.  Одна неувязочка.  Хароновы пассажиры были готовы к преправе, и перевозчику даже платили.  С другой стороны, мы живем в 21м веке, когда пассажиров больше ни о чем не спрашивают. Так что в этом смысле неувязочка достаточно поверхностна.

Определенная натяжечка конечно присутствует, но ее можно выдать за мораль, описываемую известной фразой: memento more.

В наше неспокойное время, никогда не знаешь, кто станет твоим проводником в те места, в которых "опоссум сам спускается в руки охотнику", как писал Джеймс Фенимор Купер. 

Забавно - у меня есть пьеса, написанная года три назад и тогда же изданная - Таксист (в ней таксист выступает как Харон).

Но ее нет в подборке, которая у меня?  Расскажи в двух словах о чем пьеса, Максимушка.

Есть, Андрюша! Так и называется - Таксист. Из лучших драматических произведений, созданных в подлунном мире. Пьеса короткая, прочти, пожалуйста, не откладывая, прямо тебе в тему.

Нашел, и только что прочитал.  Грустненькая, ничего не скажешь.

Страшная сцена, Володя. Подходит к теме как хрустальная туфелька к золушкиной ножке.

Интересно, Андрей, как обычно у Вас бывает. В голове мысли о «Постороннем»

«человек, который искал свою жизнь там, где она обычно и проходит (женитьба, положение в обществе). Однажды он осознал, насколько чужим был по отношению к собственной жизни. Ему свойственен отказ от компромиссов и вера в правду природы»

Я всегда думал, Руслан, что будь "Посторонний" рассказом, страниц этак на десять, все было бы неплохо, но нельзя же из одной мысли высасывать чуть ли не целый роман.  Вообще, у нас русских есть прирожденное чувство "удельной" идеи, которого, по-моему, западным писателям часто не хватает.

У французов, думаю, это чувство развито не хуже. Посторонний - настолько сдержанная вещь, что сократить трудно.

А мне всегда казалось, Максим Карлович, что там всего одна идея, причем трехкопеечная. Даже скорее прием, нежели идея.  Спорим, я сокращу до пяти страниц?

Нет, не получится. Можно и поспорить, Андрюша. Идея там глубокая, Камю действительно настоящий писатель. Кстати, я люблю его и ценю больше нежели Сартра. Гораздо больше. Он настоящий.

Посторонний и Чума образуют замечательную пару. И это не прием, это и впрямь идея.

Эту реплику поддерживают: Руслан Муравьев

Андрей, как здорово написано!

Но: для одних людей данные обстоятельства оказаваются смертельно обидными, другие их не замечают. Я не говорю про состояния депрессии, когда человек меняется "химически". Нет, есть люди (как наш герой), изначально обижающиеся на все, что другие люди делают не так, как им бы хотелось. Я не думаю, что это пониженный порог чувствительности. По-моему, это повышенный уровень любви к себе. И ведь знают, что не правы! Отсюда постоянное стремление объясниться, оправдаться... Описанный Вами внутренний монолог абсолютно реален. 

Кстати, самоубийство героя, тоже может рассматриваться как апофеоз любви к себе.

Очень верное замечание, Михаил.  Такого склада человек, действительно, умирает от любви к себе - и от жалости к себе, к своей стране, к своему времени...  Трудность в том, что это - свойство характера всех романтических героев, начиная с героя "Исповеди сына века" (так ли в русском переводе? поправьте меня, если не так) де Мюссе.  И это свойство характера присутствует и в Гитлере, и в краснорожем 53-летнем таксисте из английской провинции. Об этих "ложных опятах" (впрочем, ложных ли?  более ли ложных чем оригинал?) следует написать подробно. 

Спасибо, что напомнили про "романтических героев". Они многолики, но почему "ложны"? Это действительно склад характера и что же теперь с этим делать? Неужели время и общество делают из романтика убийцу? Или все же в таких людях есть еще что-то, кроме романтизма и люви и жалости к себе?

Тонкая кожа, Михаил.  А, как гласит поговорка, где тонко, там и рвется.  Может рваться динамитом, может - стихами.  Вспомните пастернаковское "я ранен женской долей", или, в трехлетнем возрасте, сострадание "дагомейским амазонкам", которых он якобы видел в клетках.

Из "поддержать" или "ответить" я выбираю "подумать". Не уверен...

Я тоже, Михаил.  Никогда не подводит, эта кнопка.

Леда Плеханова Комментарий удален

по ком звонит колокол

блестящее эссе ! стиль отличается от предыдущих работ наврозова, и это придает дополнительный шарм.

в обывательском сознании анализ событий, подобных описанной трагедии, весьма прост : мотив? преступник покончил с собой, значит сумасшедший. вот и мотив, все ясно.

по наврозову, если сирены полицейских машин стали уже сливаться в нескончаемый гул, оповещая об очередной трагедии, этот гул  о каждом из нас, как звон того колокола.

увы, вынужден с этим согласиться.

Спасибо, Вадим.  Здесь параллели с обвинением и Гитлера, и Сталина, и многих других в паранойе, шизофрении и прочих клинических безумиях.  Я думаю, каждый из этих людей к 30 годам испытал на своей шкуре столько унижений, почувствовал такое бесправие и обреченность, был так неудачен в жизни и любви, что нашему таксисту и не снилось.  Это не извиняет ни их, ни его - убивать нехорошо, - но разрушает крайне удобный для нас миф об их безумии.  

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Вадим Конаков

андрей, все мы знаем, что в народе это явление описывается термином "крыса, загнанная в угол".

дальше могут возникнуть вопросы: "почему крыса и зачем ее ставили в безвыходное положение? тот, кто загонял, отдавал себе отчет в возможных последствиях ?" и т.д.

а то, что реакция крысы ассиметрична, так у многих современных военных доктрин, разработанных не одной "светлой" головой, ассиметричность в почете.

помнишь известное развлечение памплонцев, упомянутое, кстати, автором "to whom the bell tolls"  в  его "фиесте": боевые быки (выращенные специально для корриды) несутся по узкой улочке за возбуждающими их и жаждущими адреналина сумасшедшими?  

так вот, самое опасное животное не то, которое бежит в стаде и, как следствие, ощущает себя, хоть и раздраженным, но среди сородичей  в относительной безопасности. смертельную угрозу представляет отбившийся от групы бык, который осознает, что расчитывать в творящемся вокруг него безумии может только на себя.

Крыса в безвыходности

Гитлер участвовал в 47 сражениях, дважды был ранен, получил несколько наград, из них Железный крест I степени -- редчайший орден для простого солдата. Командирам он казался замкнутым и склонным к весьма странным высказываниям чудаком, поэтому дослужился лишь до капрала. Лежа после отравления газами в госпитале, Гитлер услышал о капитуляции Германии: "Со дня смерти матери я ни разу не плакал; на моих глазах гибли друзья -- я не проронил ни слезинки. Но тут зарылся головой в подушки и зарыдал. Итак, все было напрасно. Напрасно терпели мы месяц за месяцем голод и жажду, лежали в окопах под огнем противника, потеряли на фронте 2 миллиона наших братьев. Для того ли приносились неисчислимые жертвы, чтобы кучка жалких преступников могла посягнуть на судьбы нашей страны? Теперь я только горько смеялся, вспоминая, как недавно мечтал строить красивые здания на этой обесчещенной земле."

sbilanciato

в итальянском языке у этого слова два значения : 1) потерявший равновесие, 2) сумасшедший.

и герой твоего рассказа, и гитлер (да и крыса с быками в моем примере)сначала потеряли ориентиры, точку опоры, идеалы, вышли из собственной системы координат, ну а потом...

слишком уж часто последнее время в заголовках новостей массовые убийства разными sbilanciato разных возрастов, из разных стран и сословий. явление не столь однозначно, как нам его представляют. согласен, что тема требует "общения с духами".

Вадим, не передает ли всего этого безобидное слово "эксцентрик"?

хорошее слово, не нашел его в своем оперативном словарном запасе. хотя, по-моему, оно не тождественно sbilanciato.

за изобилие красивых и неожиданных для меня терминов и люблю наврозовские тексты и комментарии. вкусные слова часто для себя нахожу. спасибо, андрей ! 

Служу Снобскому Сообществу!

Слово  "патриот" в Германии немцы не произносят - это напоминает им о Гитлере ...

Как слово "таксист" в Озерном крае, Сергей.

Почему же, иногда произносят! тихо, с тоской и ностальгией в глазах.

We always kill the one we love - почему, интересно?

Юлия, оригинал - из "Баллады Рейденской тюрьмы":

Yet each man kills the thing he loves,

By each let this be heard,

Some do it with a bitter look,

Some with a flattering word,

The coward does it with a kiss,

The brave man with a sword!

I never saw a man who looked

With such a wistful eye

Upon that little tent of blue

Which prisoners call the sky.

Какая потрясающая вещь, правда? ты не находишь, что Камю - в той самой вещи, в Постороннем, - отталкивался от Баллады Редингской тюрьмы?

Так вот то-то и оно, не высосал же Уайльд из своей идеи целый роман!  Плюс в поэзии, как известно, идея - не главное, а в прозе - очень даже.  Но Максим, в конце концов, разве плохо, что "Посторонний" тебя, по каким-то скрытым причинам, вдохновляет не в соотношении со значимостью повести в моих, например, или чьих-то еще глазах?  Ведь не "Аватар" же!

Поэма крайне длинная, что твой роман. Постороний прекрасен - как чистая демонстрация не отягощенного моралью сознания - и, поразительным образом, мораль осуждающего его общества вдруг предстает лицемерной, ибо само общество сделало мораль избыточной, сохранило ее лишь для суда. Это очень грустная, но точная формула. Постороннего, впрочем, судить как произведение довольно трудно, поскольку сам автор его опроверг в Чуме.

Эка невидаль, Максимушка, лицемерная мораль общества!  Вот эта же идея в версии даже не 1924, а 1824 года:

     А судьи кто? — За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима.... 

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

     Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве,

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

     Обеды, ужины и танцы?  

Эту реплику поддерживают: Збышек Стоцкий

Андрюша, мой дорогой, как верно и кстати.

Здесь золота довольно для того,

Чтоб сделать все чернейшее белейшим.

(Это из Тимона Афинского, - пьесы Шекспира, не лондонского сноба - а по-английски цитату не помню)

Act IV Scene 3:

Thus much of this will make black white, foul fair,

 Wrong right, base noble, old young, coward valiant.

Спасибо, дорогой мой. Конечно, я сразу же вспомнил английский текст, и знаешь ли почему?

Эту цитату приводит Маркс в Капитале. Приводит он ее, разумеется, по английски (Маркс вообще был знатоком Шекспира и читал детям наизусть, гуляя по Хемпстедскому парку), в русском переводе ее и сохранили по-английски.

А я, Максимушка, потому что ей пользовался, чтобы доказывать американским идиотам-корректорам, что после thus (здесь "вот", а не "так") не всегда следует запятая!

Спасибо Вам, Ваши рассказы каждый раз как порыв ветра с незнакомого берега, но вот он здесь, принес за собой запахи и звуки, а с ними и целую чью-то жизнь. 

У каждого свои ассоциации, мне показалось, что если бы мне удалось написать нечто подобное, то после "медитации" на Хемингуэйе )))

но мне не удастся, я знаю ))) поэтому спасибо Вам за чудо!

Вы очень ко мне добры и снисходительны, Оля, и это окрашивает Ваше восприятие.  Так или иначе, благодарю Вас.

Красиво!

Очевидно, всё так и было у Деррика Бёрда в голове, меня ты убедил.

Но меня, как практика, расстраивает тот факт, что на тихих улочках Уайтхэйвена не оказалось, скажем, Вани Охлобыстина со своим верным дробовиком, или, скажем, автоматической винтовкой Никонова. Да что там инфернальный отец Иоанн, лет 120 назад озверевшего кэбби довольно быстро бы застрелили местные джентльмены, у многих из которых были за поясом вполне легальные револьверы, для владения которыми в викторианской Англии не нужно было никаких лицензий. На практике же наш лирический герой довольно быстро наткнулся на патрульную машину полиции Кумбрии типа Vauxhall Astra Diesel с тремя бравыми полисменами на борту. Бойд повернул винтовку в их сторону, и блюстители порядка . . . спрятались, не став преследовать Бойда - от греха подальше. Да, их основным вооружением были полицейские фонарики и pepper spray, но их личное мужество, все равно, впечатляет. 

Oh, Britannia, rule the waves!