/ Москва

Город не для жителей, стулья не для сидения и крашеные мозги на «Винзаводе»

«Винзаводовские» галереи Айдан Салаховой, Марата Гельмана и Евгения Митты представили новые экспозиции

+T -
Поделиться:

«Пойдем, там Стас Шурипа!» — кричали гости, вбегая под проливным дождем в галерею Айдан Салаховой. Шурипа давно выставляется у Салаховой, на этот раз он показывает «Городские пейзажи». На пейзажи это не очень похоже, похоже на граффити. Цветные дома-коробки из сплошных акриловых граффити под страшным темным небом.

Салахова призналась нам, что самым прекрасным городским пейзажем считает Марракеш с его розовыми домами с голубыми ставнями. Но ни Марракеша, ни просто спокойного классического города от современных художников уже не дождаться, считает хозяйка галереи.

А вот гости в виртуальные игры не очень-то поверили, опознав в мегаполисе Шурипы странную, небоскребную, но все же Москву. Даже точнее — Южное Бутово.

В это время снаружи открывали площадку «Старт». Сам перформанс на листьях под названием «Быстроходная ондатра» исполняли под навесом. Охотников наблюдать за ним под дождем не нашлось — единственными зрителями оказались фотографы и помощники директора «Винзавода» Софьи Троценко. Зато не протолкнуться было под крышей, где тоже открывали новые выставки.

Обновленную экспозицию в галерее Paperworks Евгения Митты представляла его жена и совладелец галереи Елена Баканова (сам Митта в эти дни представляет на сочинском «Кинотавре» свой короткометражный фильм). За несколько минут до открытия еще развешивались названия работ, а в помещении пахло краской и клеем, будто картины еще не успели просохнуть. Активно общался с гостями арт-директор «Винзавода» Николай Палажченко, который уже успел обойти всю подведомственную ему территорию. Он был в чудесном настроении, будто бы совершенно забыв о недавнем конфликте из-за премии «Соратник».

В Paperworks показывают медитативную «Жилплощадь». Это совместный проект Александры Паперно и Алексея Душкина, живопись и архитектурный объект вместе.

На бежево-серых работах Паперно изображены старые стены и планы типового жилья, а в центре экспозиции помещен объект Душкина — сросшиеся ряды строгих черно-белых стульев. Они единственный предмет мебели в этом схематичном доме. «Это такой тренд? — спрашиваем мы у Елены Бакановой, — уход от материального объекта в сторону пустоты?» Баканова загадочно улыбается: «Есть такая детская мечта — пройти через стену. Но здесь стена не только поверхность холста, здесь заложены еще и личные нарративы художника».

В галерее XL показывали натуральные мозги из школьного кабинета биологии. Ну, почти натуральные. Для своей инсталляции «Следующий уровень» художник Дмитрий Теселкин покрасил анатомические макеты в ярко-желтый и пронзительно-синий и водрузил на колонны. Некоторые макеты будто бы раздавило — вокруг них очень живописно разбрызгалась синяя и желтая гуашь. Она оказалась сырой и никак не оттиралась (ну а кто бы не попробовал сунуть туда палец?). Назначение экспоната в виде коробки с аккуратно покрашенными серебрянкой болтами разгадать нам не удалось.

Фото предоставлено XL галереей
Фото предоставлено XL галереей
Выставка Дмитрия Теселкина "Следующий уровень"

Наконец, у Марата Гельмана выставились художники из группы Recycle. После похода в XL изучать творчество Recycle нелегко — словно это твои собственные мозги выкрасились в желтенький или синенький. Но потом приглядишься к странному белому предмету и опознаешь в нем саркофаг. А заодно и мусорный бак с античными барельефами. А если присмотреться еще повнимательней, то вместо мнимой античности можно разглядеть сцены из офисной жизни. Классический Микеланджело оборачивается «сеткой и термоплавкой», как следует из пояснительного текста. А не менее классический витраж — сценой из комикса про супергероев. Получилась тихая и прекрасно сделанная история о взаимопроникновении миров, без явной гражданской позиции и манифеста. Для современного искусства это даже удивительно.