Илья Кухаренко /

Скользкая дорога кроссовера

Поп-скрипачка Ванесса Мэй накануне белорусской гастроли заявила, что не против сыграть дуэтом со знатным баянистом Александром Лукашенко, и президент Республики Беларусь принял вызов, дав очередной повод поговорить о пользе и вреде жанра crossover

Кадр из видеоклипа "Barcelona"
Кадр из видеоклипа "Barcelona"
+T -
Поделиться:

Понятно, что, если Лукашено раздует меха своего инструмента под лихие пассажи электроскрипки Мэй, этот ролик будет бить рекорды на YouTube. И неважно, что они сыграют и как. Само пересечение этих людей на сцене уже даст дружбонародный эффект. Это пересечение и есть суть любого музыкального проекта на стыке жанров, именуемого crossover. И такое ощущение, что современная классическая музыка прочно застряла на этом перекрестке и никуда не хочет оттуда уходить. Но так ли уж это плохо?

Может, crossover — это и есть святая и всепроникающая сила искусства, а вовсе не дешевый балаган? Эти споры не прекращаются со времен концерта трех теноров, и сторонники и противники пограничного жанра между классикой и попсой с каждым годом нападают друг на друга все яростнее. Одни говорят, что если бы Доминго не пел O Sole Mio на стадионе, Монтсеррат Кабалье не встретилась бы с Фредди Меркьюри в «Барселоне», Анна Нетребко не сняла бы клипы на MTV, а Дмитрий Хворостовский не принялся бы за исполнение военных песен, то многие люди так бы никогда не узнали их имен и не пошли на их классические выступления в концертах и опере. А теперь ходят и любят.

Другие считают, что культуртрегерство — лишь фиговый листок, прикрывающий легкий успех и миллионные гонорары, и сами артисты, вступившие на скользкую дорогу crossover, редко остаются в рамках вкуса, и в результате в расписании трех теноров стадионов стало больше, чем оперных театров, Кабалье запела с Басковым, Хворостовский с Крутым, а Нетребко с Киркоровым.

«Господи! Ну, неужели нельзя было обойтись без этого?» — воскликнула на днях одна консерваторская дама на юбилейном концерте Дениса Мацуева, когда Юрий Башмет аккурат между скерцо Брамса и виолончельной сонатой Франка сыграл на рояле «Подмосковные вечера» в четыре руки с Мацуевым. А публика, в основном светская, была в восторге. В значительно большем, чем от скерцо Брамса…

Еще лет двадцать назад никто не спорил о crossover. А он вполне себе был. В детстве я закрутил до дыр пластинку с регтаймами в исполнении скрипачки Татьяны Гринденко, которая сейчас святее святых, в смысле чистоты академического жанра. В таком же шипящем состоянии был знаменитый джазовый диск Иегуди Менухина и Стефана Граппелли.

Все как-то сломалось после «Трех теноров» и «Барселоны». Успех этих проектов спровоцировал появление артистов, которые сразу были заточены на полуклассику-полуэстраду. Наличие Ванессы Мэй и Найджела Кеннеди с их электронными скрипками отменило надобность в Менухине, играющем джаз. «Улета-ай на крыльях ветра» в микрофон под рэперский бит в исполнении Сиссель, леграновские песни в исполнении Джесси Норман или изящные эксперименты Кэтлин Бэттл со Стиви Уандером. Оказалось, что crossover-артисты делают более лихой и профессиональный crossover, чем классические музыканты, которые в этом жанре работают редко — в перерывах между Шенбергом и Шопеном.

И Нетребко, поющая с Киркоровым, выглядит нелепо и неуместно ровно потому, что это больше не эксклюзив, не восхитительное одноразовое грехопадение академической звезды, но часть одной большой развлекательной программы.

Комментировать Всего 40 комментариев

Действительно, дорога весьма скользкая - но результат не всегда один и тот же. Да, с элитарной позиции - любой crossover это попса, и "три тенора", и "Барселона", но crossover может играть роль в популяризации классической музыки. То, что явление существует, это неизбежно. У некоторых это получается, не теряя своего лица, стиля и ценностей, а другие, увы, скатываются вниз. Не надо судить всех одинаково. Например, про Баскова я вообще ничего не слышала до этого года, посмотрела видео - попса в худшем смысле слова, игра на публику (и Кабалье не спасает), а главное - неискренне! А у Хворостовского получается в любом жанре: и военные песни он исполняет так, что пол-зала плачет, и проект с Крутым очень талантливо сделан. Потому что есть искренность, внутренняя культура, художественный вкус, которые видны во всем. Нетребко с Киркоровым выглядит ужасно, даже смотреть неловко. Жаль, что она этого не чувствует. И MTV клип выглядит дешево как-то... Но она способна и на такое, и по-моему тут всем все понятно, без всякого crossover. 

Кроссовер рекламирует только себя, а не классическую музыку

Я очень устал от повсеместного кроссовера, и честно говоря -- уже не вижу никакой его связи с классической музыкой. От того, что Анна Нетребко спела с Киркоровым, Хворостовский с Крутым, Казарновская с Анитой Цой в концертных зала не стало больше изысканных камерных концертов с Малером, Шенбергом, или даже Форе. Более того, менеджеры, зная, что тот или иной артист удачно выступает в развлекалове, стараются склонить его именно к легкому жанру, поскольку его легче продать. "Зачем вам играть сонату Бартока? На нее никто не придет. Давайте лучше "Цыганские напевы" Сарасате!" Кроссовер замкнулся на себя и больше не является средством продвижения академической музыки. Кроссовер продвигает теперь только следующий кроссовер.

Эту реплику поддерживают: Наташа Барбье, Степан Пачиков, Мария Генкина

Я полностью согласен с Вами.

Но тут возникает еще один момент, который нельзя упускать: академическое искусство стало в очень многих случаях абсолютно бездушным и формальным. "Знатоки" закатывают глаза и ахают, а за этим не стоит никакого подлинного чувства, только одна технология. О совершенно курьезных моментах даеж на выступлениях "Великих" я уже писал тут: Vita brevis, ars longa или хорошо темперированная пытка

  Настоящее глубокое потрясение на концерте -  это редкость. Множатся и совершенно дутые фигуры -  публика абсолютно оболванена всеобщими аханьями у памятников, возведенных совместно критикой и менеджментом.

Пару лет назад на концерте в Большом зале Консерватории (!!!), где исполнялись баховские Страсти по Иоанну, дирижер забыл показать вступление хору, и первую грандиозную и самую известную часть сыграли вообще без хора -  один оркестровый акоомпанемент! Нигде  -  ни в газатах, ни в интернете -  не было сказано об этом ни слова! Когда это было возможно???

То, что кроссовер набирает силу поэтому совершенно неудивительно. А еще и потому, у "наших" со вкусом далеко не все в порядке, а  деньги сосредоточены сейчас именно в руках русских (а так же мелких царьков в округе). В России и вокруг нее знаменитости заработают больше, чем где-либо.  Если Назарбаев может выложить 130 тысяч только на спецрейс самолета, доставившего ему на один вечер Каррераса  (который, возможно, еще накануне и не подозревал о планах президента) -  то как тут не расцвести всем цветам! 

Илья, ну как тут можно быть???

Вызвать мусорщиков, чтобы убрали весь мусор? его и в головах предостаточно. Деньги, и оргомные, работают на мусор.

Это как если  бы машины, которые его загребали, все взбесились бы и начали все накопленное снова выплевывать. Как амбразуру, своим телом заткнуть не получится. 

Делать?  то, что каждый может:  перестать покупаться на дешевку и продаваться - так или иначе продешив и поставив под удар свое имя и все, сделанное до сих пор.  

Сама функция мусорщиков пахнет цензурой -- а это как-то не современно... Да и кому сейчас можно делегировать права стать мусорщиком?

засасывать, Илья, надо лишние деньги! и все встанет на место ))

не знаю -- по моему надо заново воспитывать независимых экспертов. Прежние либо некомпетентны, либо ангажированы -- и то, и другое на руку менеджерам, которые их используют

независимые -  те будут брать в два раза больше -  за независимость ))

кому может быть выгодно воспитывать неподкупных и честных?

вот это и есть, как мне кажется, суть проблемы....

Владимир, какую печальную картину Вы рисуете, пусть даже и с юмором (это я про пост в Вашем блоге - кстати, его где-нибудь опубликовали?)! Но у меня нет никаких оснований сомневаться в Вашей оценке. А как Вы относитесь к популяризации классической музыки через HD-трансляции оперы в кинотеатрах? Или к летним сериям "Опера в Парке", когда можно придти в парк и послушать оперу, сидя на траве? Кроссовера тут нет, но способ подачи явно нетрадиционный. Я лет 7 назад слушала в парке "La Boheme"  (Мет Опера), честно сказать, не впечатлилась. Показалось, что состав исполнителей был далеко не первый, и никаких костюмов и декораций, т.е совершенно не то ощущение.

Мария! Изините что вмешиваюсь, отвечая на вопрос, адресованный Владимиру, но тема и правда важная... Идея Питера Гелба с HD-кинотеатрами на мой взгляд очень хороша.  И вероятно более преспективна, нежели парковая опера. Жаль только, что МЕТ так беспростветно консервативна в своих постановках. И даже Уилсон или Бонди там ставят не так, как они это делают в Европе.  А потому -- это зрелище -  скорее отрада для любителей оперы в далеких штатах, а не средство для привлечения новой аудитории. Вероятно это карма данного театра, живущего на деньги столь же консервативных дарителей. Мне же куда более интересна была бы встреча кино-фанов Бонди, Шеро, Ханеке или Херцога с их оперными спектаклями в знакомом и привычном для них пространстве кинотеатра

Илья, ну что Вы извиняетесь, мне Ваше мнение очень интересно. К сожалению, подписчики не могут копировать других в своих комментариях :(. Да, мне тоже кажется, что идея с кинотеатрами отличная. Даже если постановки консервативные (не забывайте, что в Штатах и зрители другие чем в Европе), то это все равно привлекает новую аудиторию, хотя бы потому что делает оперу более доступной. Ведь далеко не все могут себе позволить билет в МЕТ. А билет в кинотеатр стоит всего $20. Мои пожилые родственники, находящиеся всего в часе езды от Нью-Йорка, ходят слушать оперу только в HD-кинотеатры (или по ТВ, есть там такой 13 канал PBS), ровно по этой причине. А как Вы думаете, можно устроить что-то подобное в России? Найдутся ли спонсоры и приживется ли такой формат? Я настолько давно не живу в России, что совсем не представляю что "нужно" народу. Хотя судя по Вашим комментариям, совсем не классику он хочет, а дешевую попсу :(.

Я говорил на эту тему с Иксановым -- он сетовал, что кинотеатры не понмают фишки и просят денег как с коммерческих прокатов.  Гергиев похоже тоже кусает локти на эту тему, и пробует иные способы -- такие как балет в 3D формате на телевидении http://www.snob.ru/selected/entry/16963

Хотя конечно, это большой фан смотреть оперу в кинотеатре. Я помню оперный клуб в 80-х и 90-х, который в Киноцентре вел Алексей Парин. Помню как по четыре часа мы смотрели черно-белый вариант Кольца в постановке Шеро (кассеты были американские и в секам не переводились), и никто не уходил, или как все хлопали после арий, записанных на пленку артистов. Сейчас это понемногу возрождается и Мамут и Куснирович сделали несколько показов в Пионере спектаклей Ла Скала в рамках Черешневого леса. Я грешным делом не ходил, поскольку все это уже успел посмотреть на dvd или живьем...

У моих друзей есть мнение, что HD кинотеатры губят локальные оперные дома. В провинции образованная публика действительно устраивает выходы на эти показы - это целые ритуалы, но не понятно станут ли они больше или меньше ходить на местные оперы, которые конечно до уровня Мет не дотягивают.

А MET с Питером Гелбом уже все же не настолько консервативен - вот один НОС в этот сезон чего стоил! Постановка Тоски Бонди была заурядная, но никак не консервативная - на сцене полуголые девушки в оральном акте. В следующем сезоне Лепаж ставит Вагнера и там что-то совершенно сумасшедшее со сценой собираются делать. 

Да -- есть сдвиги. Но в то же время Аня Нетребко в "Пуританах" носит костюмы Джоан Сазерленд из 70-х и никого это не смущает. Про Бонди -- грустно. У него есть гениальные спектакли -- скажем Дон Жуан в Вене 1990 года, или недавние Поворот винта в Эксе или Геркулес Генделя  -- там же. А вот Идоменей его в Париже меня глубоко разочаровал. Однако же еду в Экс в июле смотреть и слушать Соловья Стравинского в постановке Лепажа. Отпишу непременно... А как пела моя любимая Карита Маттила в Тоске? В Манон Леско, несмотря на блевонтин декораций и костюмов, она была очень хороша....

Ох если бы мне повезло с Каритой Маттилой! Весной она отменила, и должна была заменять Патриция Ракет (? Patricia Racette), но и ее не пришлось увидеть. В результате пела Даниелла Деси, и мне, честно говоря, не понравилось.

Нетребко по-моему костюмы даже не нужны - нужно ее выпускать в неглиже как в Маноне. Сразу кассовые сборы повысятся.

У меня на следующий сезон одинадцать билетов и это не считая 'Никсона в Китае', который все теперь советуют посмотреть, так что я Вам буду регулярно сообщать впечатления ;-)

Десси была хороша лет эдак 15 назад. А Анну Нетребко даже неглиже я с радостью променяю на несуществующую уже возможность послушать Сазерленд. Впечатлений, разумеется, жду. Интересно. Жаль что сорвалось с назначением Мортье в Сити опера. Вот бы он устроил шороху, но в результате повезло Мадриду.

А это -  еще одна причина! (прямо как из анекдота)

Ели опера пытается бороться с кроссовером оральным актом, то туда им обоим и дорога. Искусство тянет общество вниз, общество тянет искусство вниз -  и так наперегонки. Еще чуть-чуть опустимся - и будет всем удобная поза для орального акта. Предлагаю на нем не останавливаться -  впереди еще анальный, друзья! 

Владимир, все не так плохо! Оральный акт и нагота Тоску не спасли. Публика не пошла и МЕТ подумывает вернуть старую постановку, а вот билеты на НОС были полностью распроданы и в оперу пошли те, кто никогда не ходят. 

значит, предпочитают НОЗАЛЬНЫЙ акт!

Раз на раз не приходится. Все зависит от участников. Концерт квартера Кронос с Томом Вэйтсом в Маунтэйн Вью на Шоролайн был музыкальным событием. 

А что играли и пели? Интересно, но, однако же, выбранный Вами пример, Степан, не очень показателен, поскольку Кронос-квартет, при всем своем мастерстве и элегантности -- это изначально проект с привкусом кроссовер, что иллюстрирует мою мысль о том, что кроссовер-артисты лучше работают в этом жанре, нежели чистые академики. А Том Уэйтс, в свою очередь, не самый попсовый персонаж, а его гениальные работы в театре с Бобом Уилсоном так и вообще делают его почти оперным героем....

Том пел, Кронос аккомпанировал :) Где-то у меня есть DVD ... могу скопировать (Харрингтон разрешил делать копии для друзей)

В целом, я согласен, что этот пример  не очень убедителен, хотя я считаю Кронос академической (серьезной ?) музыкой, а Том Вейте все же больше известен среди рок поклонников (или как там этот стиль можно назвать. Слово попса к нему не подходит). Мало кто слышал его оперу Войцек. Кстати, моя самая любимая песня All World is green была написана для Войцека. Пина Бауш на эту музыку поставила гениальный балетный номер в балете Nefes.

Степан, а нужны ли нам два Воццека? :)

Согласен! Бог троицу любит!

Кстати, Вы зря меня исправили. Воццек - это у Берга.

Woyzeck - Wikipedia, the free encyclopedia

The many adaptations of Woyzeck include: an opera by Alban Berg (Wozzeck) ... Tom Waits's Woyzeck at the Tom Waits

Я не исправлял, Степан, это был намек! Войцек - это в оригинале у Бюхнера, Воццек -  у Берга. Понятно, что Вейтс решил вернуться к оригиналу, дабы не путали с Бергом.

Выступаю в защиту Воццека Уэйтса и Уилсона, как и в защиту их Alice и Black rider. Это веха в современном театре и одни из лучших музыкальных спектаклей Уилсона, которые я видел. Жаль что Чеховский фестиваль не потянул Воццека в прошлый раз и его так и не привезли

Сходил на концерт Дудамеля -- лихо

Репорт тут: http://www.snob.ru/profile/blog/8548/20302

Но вот последний альбом Флеминг - роковый, и критика осталась недовольна. Говорят, что она отошла от своих вокальных традиций и непонятно кому это нужно.

Еще не слышал. С джазом у нее вышло лучше. Но что собственно ждать от певицы, которая может назвать свой диск с бисами Diva by request -- Дивочка по вызову?

Все дело - в таланте и вкусе! Если уж коссовер - то такой:

Эту реплику поддерживают: Мария Имас

Совершенно согласна, дело в таланте и вкусе!

Конечно, не не совсем кроссовер, но и постмодернизмом бы я это не назвал. Суть ведь тут не в коллаже. По-моему, Апап сделал это очень талантливо, а самое главное -  не выйдя ни из одной классической рамки, ибо каденция есть область свободы. Более того, я уверен, что Моцарт шутку оценил бы -  такое кругосветное этнографическое путешествие... (У меня самого есть скрипичный дуэт Bach is all around, в котором Чакона вступает во взаимодействие с различными производными от ее гармонической основы -  вплоть до трагического конрапунктирования... представьте себе, с Хавой Нагилой! -  звучит в высшей степени двусмысленно)

Что касается Николы -  я люблю это видео, хотя это тоже совсем не кроссовер. Помимо замечательно тонкой и смешной мимики -  суть в том, что именно этим и исчерпывается довольно примитивная музыка этого концерта. Конечно, такие гении, как Коган, поднимали ее на небывалую трагическую высоту, но, между нами, девочками, говоря -  Никола произнес этим видео свой сташный, но справедливый приговор. Поэтому-то и не стоит смотреть его другие видео -  это не функционирует с музыкой, за которой стоит чуть-больше.  

Илья, взгляните на

Музыка боя: что общего у боевых искусств с музыкой

Вот это настоящий кроссовер!

Последнее чудо - Роландо Виллазон

попсу, тем более попсовых певцов  я переношу с трудом