Как нарисовать время

Скрайбинг — новый метод представления информации

Фрагмент репродукции картины Пьера Боннара "Пишущая девочка"
Фрагмент репродукции картины Пьера Боннара "Пишущая девочка"
+T -
Поделиться:

У нас дома долгое время хранилась мамина школьная тетрадка с конспектами по физике. Разглядывать ее было одно удовольствие: каждый конспект был больше всего похож на комикс. Малюсенькие схематические человечки были главными героями этих комиксов: они отражались в схематической луже, толкали схематические кубики и занимались чем угодно еще, делая физические законы наглядными и понятными. Придумала этих человечков не мама, а мамина учительница по физике, мама лишь старательно перерисовывала их в тетрадь. Мама говорит, что благодаря этим человечкам физика не казалась их гуманитарному классу таким уж сложным предметом.

Едва ли мамина учительница знала модное слово «скрайбинг», которое совсем недавно стало входить в обиход дизайнеров, но смысл его она понимала довольно хорошо. Скрайбинг — создание небольших простых рисунков, которые делают более понятными смысл лекции или презентации. Появился он для нужд корпоративной культуры: американские дизайнерские компании, такие как Griot's Eye, например, стремясь к упрощению многословных описаний того, чем занимается фирма, или какого-то ее конкретного предложения, стали создавать простенькие иллюстрации-схемы. Чуть позже дизайнеры стали рисовать во время презентаций, прямо по ходу выступления своих клиентов.

Английская компания Cognitive Media пошла еще дальше: они стали делать анимированные ролики, в которых создание презентации происходит в реальном времени. Сейчас Cognitive Media сотрудничает с английским же обществом RSA — это такой английский TED, только на пару веков повзрослее.

Вот так, например, выглядит их последняя совместная работа — анимированные рассуждения социолога Филиппа Зимбардо (это тот самый человек, который придумал Stanford Prison Experiment об отношениях человека со временем.

Не исключаю, что даже у невинного симпатичного скрайбинга найдутся противники, которые будут утверждать, что современный человек так офонарел от обрушивающихся на него потоков информации, что совершенно утратил способность и слушать, и читать. Может, это и так, конечно, но если есть на свете технология, которая способна помочь моим детям разобраться в физике, например, то я только за.

Комментировать Всего 26 комментариев

Збышек Стоцкий Комментарий удален

Скрайбинг, по сути, это инструмент, позволяющий людям обладающим визуальным восприятием проще воспринять и запомнить информацию.

В предложенном Вами ролике обсуждается тема, намного более серьезная, чем скрайбинг -тема восприятия времени.

Не хотите вынести ее в отдельное обсуждение?

Эту реплику поддерживают: Олег Оксанич

с радостью присоединился бы к подобному обсуждению....:-))

да и я бы тоже с удовольствием это обсудила. забегая вперед, скажу, что лекция Зимбардо мне показалась очень спорной. 

Олег, если честно, я предполагала, что мы здесь это тоже обсудим. Но с другой стороны -- вы правы, давайте я в ближайшее время вынесу тему восприятия времени в отдельный пост. 

Я тут запишу один коммент, чтобы не забыть. После шестой минуты, когда Зимбардо говорит про современных подростков, у него происходит некоторая путаница: смешивается "поколение Warcraft" и present-oriented kids. На самом деле это совершенно разные вещи. Игрок в Warcraft не может быть ориентирован на настоящее, на немедленное вознаграждение/удовольствие (instant gratification), потому что весь смысл таких игр в планировании, в развитии своего персонажа в расчёте на будущее. Это не значит, что таковы все видеоигры. Но именно видеоигры, построенные на ориентации на будущее, лучше всего работают в интернете, потому что этот психологический механизм заставляет систематически возвращаться к одной и той же игре.

То есть тут два совершенно разных соображения. Первое. Современные дети привыкли получать информацию быстро и интерактивно, поэтому таким же быстрым и интерактивным должно стать и обучение. Второе. Неблагополучные дети совершают саморазрушительные поступки не потому, что не знают о последствиях, а потому, что предпочитают о них не думать (ориентированы на настоящее); значит, важно не только рассказать им о рисках, но и развить в них ориентацию на будущее.

я(как аудиал) так и не понял где  там  ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ в  визуальном представлении времени :=)

ну нарисовали блок-схемы, ну че-то начертили и рассказали...  ничего особенного :=) 

а по поводу влияния климата - очень верно подмечено. 

год назад прожил 1 месяц на ближнем востоке.... да, конечно жарко, но стабильно. успеваешь привыкнуть и адаптироваться.... 

по прилету  на родину весь следующий месяц(лето) перепады температур и ветра заметно напрягали... и это влияние очень тонко, но влияло на  восприятие.... 

Виталий, совершенно с вами согласна. я сейчас в Египте, и тоже думала о взаимосвязи местного климата и особенностей поведения египтян. 

главное во время этих размышлений самому(ой) не заразиться  их особенностями поведения :=)))

потом очень долго и сложно отвыкать :=)))

ой, думаю, мне это не грозит, если я буду действовать с такой скоростью, я сойду с ума. 

Я вот тоже только вчера вернулся с Ближнего Востока - интересно сравнить впечатления, причём как раз про восприятие времени. Я начинаю приходить к выводу, что в стереотипном представлении о задумчивом арабе, который курит кальян и никуда не спешит ("- Давно здесь сидим!"), есть что-то от реальности. Они действительно очень не любят торопиться, ценят предсказуемость и размеренность.

точно такие же ощущения и у меня. интуитивно понятно, почему так происходит -- погода все равно не испортится, пустыня не кончится, вода не появится -- куда спешить?

Такие "интуитивные" рассуждения легко можно и наизнанку вывернуть. Если бы в Джидде люди бегали со всех ног, мы бы говорили - конечно, научишься вертеться, когда за каждый глоток воды приходится выкладываться!

Мне кажется, более многообещающая логика тут - биологическая. В пустыне вообще животные по большей части медленно движутся - чтобы не перегреться, насколько я понимаю. В общем, в пост призывается Илья Колмановский :)

по поводу медленности - даже не знаю... 

я как приехал оттуда(месяц жил в Каире), то месяца два мне казалось что ТУТ все как-то медленно происходит... :=)

серьезно.... и люди медленно разговаривают, и машины медленно ездят и т.д. :=)  

Спасибо, это очень интересное замечание! Вот я как раз пытаюсь понять - эта замеченная мой размеренность - насколько это локальное явление? (Я сам вернулся из Джидды, это в Аравии.) Мои поездки по Магрибу не оставляли такого впечатления - скорее было ощущение суеты, бешеной активности, за исключением разве что рамадана. Тут, кажется, мы с Вами совпадаем. Но в Джидде даже центральный базар - просто сонное царство, причём не только по сравнению с каирским или марракешским, но даже по сравнению с европейскими барахолками. Может, это просто летняя сонливость из-за жары, а зимой всё оживляется?

думаю все же локальное явление. 

араб арабу тоже рознь :=)

Это удача, что попалась учительница, которая смогла последовательно излагать скрайбингом информацию. Я увидев иллюстрацию к статье сжалась вся.

У нас был только один преподаватель, который читал таким образом лекции. Он в произвольном порядке рисовал на доске схемки, формулы, слова, потом, возвращаясь в уже сказанному, что-то обводил разнообразными геометрическими фигурами или подчеркиваниями. Жил своей жизнью, короче говоря. Если добавить, что предметом была теоретическая механика, то многие меня поймут)) А в то время мы всем потоком впадали в ступор. Хорошо ещё, что семинары вели более традиционным способом.

а мне вот такой метод наоборот всегда больше нравился. потому что, когда тебе два часа просто читают с листа -- это вообще невыносимо.

Вера, вы что-нибудь понимаете в теормехе? Вы думаете там возможно ПРОСТО читать с листа?

поняла вас, Любовь. у меня довольно простая была мысль, что лектор, который совсем не помогает студенту акцентированием особенно важных или сложных мест, а просто надиктовывает лекцию -- не самый лучший лектор.

в теормехе я действительно ничего не понимаю -- ну уж зато мой папа, мой брат и мой дед!

тема интересная и своевременная. Может действительно вынести в отдельное обсуждение и добавить материала?

Ирина, услышала вас -- сейчас как раз думаю, на чем лучше всего сделать акцент.

Ура! Я давно ждал, когда же наконец высокое искусство конспекта эмансипируется и выйдет за пределы университетской аудитории.

Надо только придумать удобоваримый русский превод. "Скрайбинг"  - это же язык сломаешь.

я всегда заглядываю одним глазом ко всем в блокноты, и людей, которых в школе или университете научили правильно конспектировать -- вижу сразу. не знаю, важно ли это сейчас, когда,  наверное, все с ноутами и айпедами ходят на лекции, но во времена моего студенчества хорошо составленный конспект очень упрощал жизнь.

а скрайбинг действительно звучит чудовищно. придумайте, Александр, слово получше -- вы все-таки филолог.

Ну знаете, Вера, в одной фразе и выкать и филологом обзывать - это уже просто бесчеловечно.

По поводу айпэдов - конечно, рано или поздно все конспекты будут сразу цифровыми. Софтверные мастодонты это отлично понимают и пытаются соответствовать. Но проблема как раз в том, что scribing принципиально не укладывается в традиционные компьютерные способы представления информации в виде рядов симоволов или рядов пикселей, не говоря уже о клавиатурном вводе. Попытки обойти эту проблему с фланга (см., например, Microsoft Note), по-моему, полностью провалились. Надеюсь, что повсеместное распространение планшетов с многопальцевыми touchscreens всё-таки позволит найти удобное решение.

ТОлько стенография!