Из-за экономического форума в Питере, кинофестиваля в Москве и прекрасной погоды для поездки на дачу в эту субботу на вечере клуба «Сноб» гостей было немного. Но к участникам проекта присоединились друзья и родственники актеров, и маленький зал театра «Практика» был совсем заполнен.

Когда зрители расселись и в зале погас свет, на темную сцену вышел художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков. Он рассказал о предстоящем спектакле «Этот ребенок» и его авторе, французском драматурге и режиссере, хедлайнере Авиньонских фестивалей Жоэле Помра. Пьеса состоит из нескольких маленьких сценок о сложных отношениях родителей и детей. Проигрываются все виды конфликтов: «я была тебе плохой матерью...», «я не буду такой плохой матерью, как ты...», «я всю жизнь боялся тебя, отец...» и так далее; в полутьме на пустой сцене актеры отчаиваются, плачут, кричат — все несчастны.

Хотя на сцене происходит постоянная истерика, все разговоры звучат очень естественно. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, автор пользовался техникой вербатим: он записывал, а потом компоновал разговоры реальных людей из городка Эрувиль-Сен-Клер в Нормандии — в пьесе нет ни одного выдуманного им слова.

Во-вторых, автор считает, что в современной пьесе со сцены нельзя декламировать поставленным театральным голосом, говорить нужно естественно, поэтому у всех актеров есть микрофоны. Эдуард Бояков с ним полностью согласен, но переучить наших актеров непросто.

Несмотря на то что все диалоги точны, а интонации естественны, сценки выглядят схематично и похожи на пособие по психотерапии. Видимо, это объясняется тем, что спектакль был заказан автору Фондом семейных пособий Кальвадоса (La Caisse d’allocations familiales du Calvados). Узнав об этом от Боякова, гости очень удивились: вот как во Франции чиновники занимаются социальной работой, нам до такого еще далеко...

Ирине Михайловской с дочкой спектакль очень понравился: «Благодаря ему мы практически прошли психотерапевтическую сессию. Хотя прямого совпадения с показанными историями в нашей семье, конечно, нет. Но взрослые всегда так или иначе решают проблемы за счет своих детей. Все, что люди в детстве впитали, получили или недополучили, они тащат дальше и передают своим детям».

Михаил Елизаров был в восторге от драматургии и мастерской работы актеров. Виктору Мизиано показалось, что это любопытный пример очень французской драматургии.

После спектакля Эдуард Бояков вышел на сцену, чтобы поделиться своим видением современного театра. Заявленная 20-минутная лекция переросла в часовой разговор со зрителями. Режиссер много говорил о своей работе в Перми, его спрашивали о книгах, которые его особенно впечатлили в последнее время (Сорокин, «Простые вещи»), об его отношении к сериалу «Школа» («Прекрасный сериал, особенно если он заставил зрителей посмотреть предыдущую гениальную работу Валерии Гай Германики — фильм “Все умрут, а я останусь”»).

Бояков то и дело возвращался к теме современной драматургии, ссылаясь на «лучшую книгу о современном искусстве» «Зона opus posth, или Рождение новой реальности» композитора Владимира Мартынова. Он говорил о том, что сейчас мы вступаем в новую культурную эпоху, в которой старые правила не работают. Понятия «автор» и «произведение» размыты. Например, в документальной драме, когда сценарист только записывает и интерпретирует разговоры простых людей, одного автора, по сути, нет. Бояков признался, что сам не до конца понимает, как соответствовать меняющейся культурной ситуации. Но он убежден, что разбираться в этом предстоит таким, как он.