Мудрость как набор стратегий пожилого мозга

Если IQ — плохой критерий ума, то что может быть лучшим критерием? Ученые уже давно изучают особый набор мыслительных стратегий, который они называют мудростью. Сегодня вы можете задать любые вопросы об этом полезном свойстве мозга психологу Игорю Гроссманну из лаборатории Ричарда Нисбетта

Фото: National Geographic
Фото: National Geographic
+T -
Поделиться:

Психолог из Университета Мичигана Игорь Гроссманн (PhD Candidate) изучает мудрость. Да-да, именно так — wisdom researchers — называют себя работники его области, на стыке социальной и когнитивной психологии; многие из них также связаны с психологией личности. Примерно 30 лет назад в науке возникло понимание, что помимо интеллекта — в узком смысле, то есть того, что меряют IQ-тестом, — у мозга существует особый набор стратегий для решения задач (для общения, анализа информации, оценки происходящего вокруг), который сделан… скажем так, из другого теста.

Игорь расскажет о том, что конкретно его наука понимает под мудростью, как ее меряют, как — в смысле, каким способом — люди мудреют с возрастом. Лаборатория знаменитого социального психолога Ричарда Нисбетта (см. давнее интервью с ним в блоге «Наука» ), в которой работает Игорь Гроссманн, недавно выпустила публикацию в PNAS, в которой впервые удалось экспериментально показать: с годами люди не только слабеют умом (IQ падает), но и осваивают альтернативные способы думать — мудрость усиливается.

И.К.: Итак, мудрость как стратегия мозга. Чем она помогает, как устроена — и вообще, что это такое?

И.Г.: Концепция, в рамках которой работает наша лаборатория, — синтетическая, то есть она вобрала в себя частицы из разных школ; в итоге мы определяем мудрость как набор из шести стратегий. В частности, следуя за Жаном Пиаже, мы принимаем, что мудрость — это такая стадия развития человеческой личности. С годами человек может приобрести набор так называемых черт диалектического мышления, которые ученые понимают как мудрость. Мудрость несет шесть черт:

  1. Способность понимать, что нам не всегда хватает информации для суждения, готовность иметь дело с неопределенностью.
  2. Гибкость в предсказании будущего: готовность иметь дело с несколькими гипотезами и легко переключаться между ними.
  3. Осознание изменчивости ситуаций, понимание непостоянства мира и человеческих позиций.
  4. Активный поиск компромиссов.
  5. Поиск разрешения конфликтов, понимание важности этой задачи.
  6. Способность посмотреть с чужой точки зрения, особенно с точки зрения участников, вовлеченных в конфликт.

Первые три свойства — когнитивные, это способы работы ума. Последние три — социальные, это такие высокоразвитые навыки общения. Мы провели большую серию опытов на американцах — о них позже, и собираемся изучить японцев. Наша гипотеза: когнитивные компоненты мудрости мало различаются от культуры к культуре, социальные — сильнее.

И.К.: То есть когнитивные свойства — это скелет и мышцы нашего сознания, а социальные — тот конкретный танец, который сознание может исполнить при помощи скелета и мышц?

И.Г.: Очень интересная модель, да, как-то именно так.

И.К.: А на уровне ощущения — как вам кажется, в чем разница между восточной и западной мудростью?

И.Г.: В странах Дальнего Востока большее значение придают эмпатии. Если вы идете в ресторан с американцем, вашим старым другом, — он будет сидеть и ждать, пока вы закажете, хотя отлично знает ваш выбор. В Японии друг обязательно закажет за вас, демонстрируя тем самым эмпатию.

И.К.: Очень интересно! Хорошо, вернемся к сути вопроса. Как вы изучаете мудрость экспериментально?

И.Г.: Мы берем отрывки текстов, в которых описан некий конфликт. Задаем вопросы о том, как может развиваться эта ситуация в будущем, — и получаем ответы. Специально обученные оценщики ставят этим ответам баллы — оценивая степень их мудрости. Оценщики не знают ничего об испытуемых и о гипотезах исследования; оценщиков двое, и мы усредняем потом их оценки (хотя разброс в них минимальный). В итоге получаем характеристику каждого участника и сопоставляем ее с другими его свойствами, важными для исходной гипотезы. В последнем исследовании это был возраст; гипотеза: мудрость усиливается с возрастом. Действительно, так и оказалось. Тут ценно, что мы получили первое экспериментальное подтверждение этого наблюдения, а заодно и правильности наших представлений о мудрости.

Ситуация: В Таджикистане происходит рост экономики, поэтому жители Киргизии мигрируют в эту страну. Киргизы стараются при этом сохранить свою культуру, а таджики хотят, чтобы киргизы полностью ассимилировались.

Вопрос: Как ситуация может развиваться в будущем?

И.К.: Объясните, пожалуйста, почему мысль, что люди могут меняться, — признак мудрости? Я вот много знаю таких пожилых пессимистов, которые говорят: никто никогда не меняется.

И.Г.: Осознание того, что мир меняется, содержится в философских представлениях — от Гераклита до Гегеля. Статичный мир — это мир ограниченного сознания. «Эти народы в конфликте уже 200 лет — и ничего не изменится» — так мыслит ограниченный человек.

И.К.: То есть ворчливый старик, недовольный «нынешними порядками», — не мудрый?

И.Г.: Подождите — может быть, он понял, что мир меняется, — и как раз этим недоволен. Если бы не понял — это было бы знаком ригидности в нашей концепции. Его недовольство — отдельный вопрос, это может быть личностной характеристикой, не связанной с возрастом.

И.К.: А толерантность — тоже личностная характеристика? В последние дни в блоге «Наука» шла оживленная дискуссия о том, что интеллект жестко связан с толерантностью. Среди прочего высказывались мнения, что высокий IQ определяет высокую способность угадать, «как правильно», приспособиться под веления общества — отсюда и толерантность. А вот если взять людей умных — не тех, что быстро щелкают задачки, а именно мудрых, — возможно, они окажутся совсем не такими уж толерантными. Вот я и хочу спросить: в каких отношениях находится то, что вы называете мудростью, и IQ?

И.Г.: С одной стороны, нужен хотя бы некий не очень низкий уровень IQ, для того чтобы применить стратегии, связанные с мудростью. Однако, как показало наше последнее исследование, что вообще-то на бытовом уровне все знали и раньше: мудрость развивается с возрастом. Между тем экспериментаторы хорошо знают, что в это же время IQ падает. «Мудрость развивается тогда, когда IQ падает» — это совпадает с теорией умственного развития в престарелом возрасте Пола Бальтеса, согласно которой мудрость — это способ для престарелых людей компенсировать нехватку более прямолинейных «вычислительных» способностей. Мы смогли впервые подтвердить ее экспериментально.

И.К.: Интересно, если IQ у людей с возрастом падает — они, по идее, должны бы делаться менее толерантны, верно? По крайней мере, если верить графику из дискуссии об IQ и гомофобии: там чем ниже IQ, тем ниже толерантность. Мудрость в том виде, в каком ее понимает ваша школа, — как она связана с толерантностью? Начав распоряжаться сознанием в старости, прогонит ли она любовь к меньшинствам?

И.Г.: Те аспекты толерантности, которые связаны с одним из шести параметров мудрости в нашей концепции, действительно могут привести к большей толерантности, например толерантности к неопределенности или толерантности к поведению других людей. Однако я не думаю, что связь будет простой. Например, результат будет зависеть от того, достаточно ли времени дается для ответа. Вполне может быть, что, когда возможности продумать ситуацию нет и все зависит от моментального ответа, старшее поколение покажет меньше толерантности. Но если дать им продумать ситуацию — результат будет противоположным.

И.К.: Скажите, а вообще мудрость — это особое умение для мозга или это просто сумма опыта? Можно ли, живя более интенсивно, приблизить наступление мудрости?

И.Г.: Важный вопрос — и в науке есть обе точки зрения, а твердой ясности, наоборот, нет. В любом случае у пожилых людей есть сильные дополнительные черты, которые способствуют мудрости. Во-первых, как ни странно, — спад IQ; это может стимулировать их задействовать стратегии мудрости. Если нельзя «в лоб» просчитать поведение людей — можно сделать предположения; пожилые развивают у себя эти умения как компенсацию понизившегося IQ. Во-вторых, они знают, что у них мало времени. Поэтому они стараются максимизировать положительные факторы в своей жизни, ограничивают круг друзей и задач, чтобы гарантировать положительный опыт; на этом малом полигоне их компетенция может быстро расти.

И.К.: Кстати, о положительных эмоциях. Недавно вышло исследование, на огромной выборке подтвердившее распространенное в вашем цехе представление: с возрастом люди делаются более счастливыми. Может быть, раз им веселее, им легче посмотреть на вещи шире? У нас была лекция на сайте: плохое настроение создает «фокусировку вглубь», хорошее настроение — вширь. Это может влиять на мудрость пожилых?

И.Г.: Тут не стоит сбрасывать со счетов второй фактор — они не только более счастливы. Они еще и менее несчастны, лучше справляются с отрицательными эмоциями — это ведь разные вещи. Я подозреваю, что это важнее.

И.К.: Я хочу вернуться к вопросу о том, как развивать мудрость. У вас есть волшебный способ?

И.Г.: У меня есть догадка, о которой я не могу подробно говорить, так как подаю сейчас статью в печать. Я подозреваю, что большое влияние может оказывать опыт дачи советов. Это заставляет постоянно смотреть на вещи чужими глазами, со стороны.

И.К.: Это очень интересно, и вот почему. Как писала в большой и очень интересной статье в нашем журнале Маша Гессен, в России огромное количество молодых начальников. Они, как правило, совершенно незрелые, социально некомпетентные люди. Но из ваших слов получается, что если они будут стараться смотреть на вещи глазами подчиненных, жизнь натренирует их — и они станут зрелыми раньше времени. Верно?

И.Г.: Да, по крайней мере, если верна моя гипотеза. Но я также надеюсь, что мое исследование подчеркнет и важность роли зрелых начальников. В современной культуре очень сильно давление на пожилых — а ведь их компетенция уникальна. Помню, когда я учился в Германии, в Университете Фрайбурга, на профессорскую должность претендовал среди прочих кандидат из Восточной Европы. Он имел все черты особой социальной и когнитивной компетенции: был старше остальных на 15 лет, имел за плечами опыт успешной иммиграции и полноценного продвижения научной карьеры в новой стране. И его не взяли — было очевидно, что из-за возраста!

И.К.: Спасибо, Игорь! Теперь я хочу обратиться к участникам проекта «Сноб». Во-первых, приглашаю всех задавать Игорю Гроссманну вопросы о теории мудрости. Во-вторых, скажите пожалуйста, повлияли ли новые сведения на ваше мнение по предыдущей теме? И, наконец, если IQ жестко увязан с толерантностью, что можно сказать о мудрости?

Комментировать Всего 57 комментариев

Сергей Кристиогло Комментарий удален

Странным показался вывод "Мудрость — это способ для престарелых людей компенсировать нехватку более прямолинейных  вычислительных способностей". Ведь эти прямолинейные вычислительные способности толкают к совершенно другим решениям. Разве тогда можно говорить о компенсации???

Во-вторых, практически опровергается тезис о зависимости толерантности и IQ.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Первое замечание - очень остроумное, интересно что скажет Игорь. Про второе: не могли бы Вы раскрыть эту мысль подробнее?

Связь с возрастом здесь мне кажется довольно примитивно описанной. 

Толерантность - это позиция, явно более соответсвующая шести "критериям мудрости". Тем не менее сташее поколение во многом менее толерантно.

Проблема таких опросов именно в том, что учитывается слишом мало параметров. Исследователь всегда получает тот результат, который предполагалось получить -  формулировка вопроса и всего задания влечет за собой определенный резудтат. Ничего удивительного: действует что-то вроде принципа дополнительности.

Связь с возрастом: опрос просто показал, что старшие респонденты чаще демонстрируют в ответах эти 6 стратегий. Я не вижу тут погрешноси, а Вы?

что спрашивали, то и получили! 

 респонденты отличались друг от друга не только возрастом

Владимир, Вы пишете:

"Что спрашивали, то и получили" - в каком смысле? они спрашивали: что вы думаете о таком-то конфликте - и получили ответ.

"Они отличались не только возрастом" - а чем еще? если поколением, то, вроде бы, то поколение должно мыслить более односторонне, так как росло в эпоху жестких идеологий - а получили как раз обратное

Илья, предполагали, что чем сташе, чем мудрее? Это банальность, на нее получили банальный подтверждающий ответ.

Я думаю, что есть тонкое взаимодействие многих факторов, которое учесть невозможно.

Точно такая же банальность -  что чем взрослее, тем догматичнее. И чем  мудрее -  тем толерантнее. Как увязать эти банальности? Если человек от возраста мудреет и преобретает "способность посмотреть с чужой точки зрения", откуда чудовищные конфликты поколений???

Минуту, давайте разберемся.

"Предполагали, что чем сташе, чем мудрее? Это банальность, на нее получили банальный подтверждающий ответ". - неверно. Предполагали, что с возрастом появляется предпочтение неких особых 6 стратегий мышления - и увидели, что это так. Где тут подлог?

"Если человек от возраста мудреет и преобретает "способность посмотреть с чужой точки зрения", откуда чудовищные конфликты поколений?" - это отличный вопрос, надеюст Игорь ответит на него.

Илья, я не говорю о подлоге, я говорю о методологии. Возьмете один инструмент -  получите соответствующий результат. Измеряете иным прибором -  получите другой.  Найдете связь с возрастом, профессией, образованием, полом, религией и  уровнем жизни. Потом можно будет даже заявить, что женщина после 50ти с высокими доходами и высшим образованием мудрее мужчины после 60ти с неполным средним образованием, работающим дворником. Или что-нибудь еще в таком же роде. При этом их реакция на вопросы политики будет мудрой, а на поведение внучки -  первобытной.

Я не отрицаю важности статистчеких исследований. Просто мне кажется разговор о "мудрости" предполагает не такую примитивную постановку вопроса. Философ  спорили бы веками о том, что такое мудрость вообще, и, возможно, не пришли к общему мнению. А практики быстренько нашли несколько критериев. организовали институт и изучают себе в свое удовольствие!

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Владимир, спасибо, - это делается все интереснее и интереснее, но хочется доформулировать.

Начну вот с какого бока: исследование показало, что старшие участники выборки отвечали на вопросы довольно специфическим образом. Они демонстрировали шесть черт. Забудем про мудрость, совершенно забудем: как бы Вы назвали эти шесть черт - одним словом?

Илья, "они": Вы уверены, что и более и менее старшие по другим параметрам совпадали? то есть опрос был столь репрезентативен, что ни национальность, ни профессия, ни образованиие, ни пол, ни конфессия, ни уровнь жизни и еще куча параметров никак не повлияли?

"Демонстрировали шесть черт" они в отношении совершенно определенных вопросов. Еще раз о том же: я могу проявить мудрость в вопросе об осуждении арабского террориста и не проявить в вопросе о том, как одеться моей дочке.Если для этого вообще требуется мудрость (это уж какое-то очнеь бытовое определение мудрости).

Я не знаю, что такое "диалектическое мышление", но предполагаю, что оно должно зависить от уровня рефлексивности и самореферентности.  Я вижу в формулировках большой прагматизм и минимум философского осмысления. Летают, но "низенько-низенько". Поэтому и результат удобный и всем понятный.

P.S. Был ли мудр Сократ? доведя всех до того. чтобы пришлось выпить цикуту? не дурак ли? ему бы диалектического мышления в старости, понять бы конфликтующие стороны, принять. что правда относительна -  и жил бы себе в свое удовольствие!

есть какая-то научная небрезгливость, чтобы говорить о мудрости, измеряя таким способом. Но это я, конечно, привязываюсь к словам.

Суть, однако, ясна:  мудрость -  это то, что нам помогает разрешать конфликты и наиболее приятным и удобным образом устроить нашу жизнь. Остальным же просто надо немного состариться, успокоиться  и помудреть!

Владимир, Ваши вопросы очень правильны с методологической точки зрения и стоят обяснения. Во-первых, знание гипотезы со стороны испытуемого или экспериментатора, или кодировщика высказываний испытуемых могут повлиять на анализ, сознательно или подсознательно (например, следя за языком тела). В нашем исследовании ни один из участников процесса не знал гипотезы исследования. Кроме этого, кодировщики не знали возраст испытуыемых, высказывания которих ону читали (эта информация была предварительно  удалена). Во-вторых, Вы пишете о других переменных, которые могли повлиять на результат исследования, такие как религия, социальный статус, пол, образование, или профессия. Мы прокотроллировали все эти переменные в нашем анализе и ни один из этих факторов не был значимым, особенно по сравнению с возрастом. Мало того, наша выборка была довольно уникальна как-раз 

из-за репрезентативности группы, включая сравнимое количество людей разного пола, уровня образования, трех возрастных групп, с представителями различных профессий.

Что касается диалектического мышления - речь идёт об осознании относительности ценностей, и осознании влияния социального контекста на поведение людей и групп. 

Что касается Сократа - наше исследование рассматривало стратегии мышления, связанные с мудростью. Приводит-ли мудрое мышление к мудрым поступкам? Является ли мудрость сугубо относительной к области приобретённого опыта или же мудрость, как IQ - межобластная компетенция? Это отличные вопросы для будущих эмпирических исследований.

Спасибо за ответ. Все же не увидел ответа на вопрос -  если мудрость и диалектичность увеличиваются, откуда в старшем возрасте  такое противостояние молодому поколению и ретроградность ?

Я уже ответил ниже. Я хочу добавить, что многие из различий по отношению к культурным особенностям обозначаются не только возрастными изменениями, но и эффектом когорты. Т.е. изменения в культуре поколений. Любое исследование, сравнивающее молодых и престарелых, где не прослежено изменение мышления или личности на той же самой выборке на протяжении времени - может быть результатом эффекта когорты (включая и наше исследование). 

Илья. Не по теме. А какого лешего, извините за грубость, Ваши статьи появляются в анонсах так поздно?

Как не зайдешь на огонек, все предлагают троля попинать или гея осудить. У Вас обсуждение еще когда я смотрю , началось!!! А анонса ??? Анонса! шайбу!шайбу!

Может редакция что-то в консерватории поменяет? 

Владимир. ;) ну дайте ж людям заработать. )) не все умеют приносить ЗРИМЫЕ результаты.
Игорь. Нужно ведь не только посмотреть с его ТОЧКИ зрения, а еще и ЕГО ГЛАЗАМИ.

Мой преподаватель по глазным болезням нас с самого начала учил ПОНИМАТЬ больного. Первый день практики мы все ходили либо с завязанным глазом, либо в толстых мутных стеклах, имитирующих линзы. Студенты матерились и злились. Девушки стеснялись ( какой вид у красавицы!  :)

Но потом это оказало неоценимую услугу. Невсегда Вам могут правильно передать свою точку зрения, зачастую путаются. А такая практика помогала ПОНЯТЬ С ПОЛУСЛОВА и главное НЕ ОШИБИТЬСЯ.

Так что мудрость можно успешно прививать. Старые профессора знали КАК это делать.

исследование должно быть кому-то нужно

значит в связи со старением населения повсеместно, изучают как можно использовать пожилых людей в работе, ведь многие из них "морально устарели" в своих специальностях.

Опять же - пенсионеры и пожилые - это самый лакомый пласт в избирательной кампании. пытаются понять, как к ним лучше достучаться. АйКью падает, но зато богатый опыт сравнения и анализа. ))

Много факторов. И безусловно, постулат "что ищешь, то находишь" - никто не отменял.

Вопрос он компенсации относится к феномену упадка когнитивных способностей в престарелом возрасте. В теории Балтеса, компенсация - один из механизмов адаптации к окружающей среде, при этом осознавая, что восприятие информации, внимание, и вычислительное способности уже не те, как были в молодости. Тем самым, сам термин заимствован из теоретического лексикона учёных, занимающихся вопросом человеческого развития. Но вы правильно подметили, ведь если мудрость появляется тогда, когда умственные способности начинают ухудшатся, то мудрость (в той формулировке, как мы её рассматриваем) можно охарактеризовать и как последствие упадка развития когнитивных способностей.

Практически любое собеседование на котором ответы даны в соответствии с высоким балом не оставят кандидату шансов на позицию топа, напротив ответ заслуживающий низкий бал, открывает перспективы.

Может, по-этому говорят, что мы живем в перевернутом мире?

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Очень интересно! А разве нет таких компаний, которые потворствуют мудрости?

Илья, я Вам не скажу за всю Россию. :-) Но предполагаю, на уровне собеседования с HRом подобный "дуализм" будет интерпретирован как неспозиционированность  и отсутствие нацеленности на результат, и встречи с лицом, которое принимает решение не будет, а следовательно и положительного результата.

Тут еще вот что: не факт, что топ должен быть мудрым (да они как правило и не бывают мудрыми). Топ - это военачальник, армейская работа. Главное, чтобы у него были мудрые советники, а у него хватало бы IQ ими пользоваться.

Думаю, Вы правильно интерпретировали российский тренд - это так. Было бы интересно знать этот тренд уникален для России или глобален?

Кажется, что всюду есть место для двух начальников - тактический и стратегический. Они обычно в подчинении друг у друга (конкретный расклад - по-разному), и один следит за соблюдением сроков и выполнением задач - это армейская вещь, фокус здесь и сейчас.

Не в подчинении, а в партнерстве или точнее в системе сдержек и противовесов, Илья. В случае подчинения система становится не стабильной, это уже из моих знаний по управлению командами ))))

А как все-таки за пределами России?

Форд был троечником, но точно знал на какую кнопку нажать, чтобы вызвать нужного консультанта.

В РФ  и совет выслушают, и премию дадут, но ни-в-жизнь не сделают как посоветовали. ;))

Черты мудрости сформулированы отлично. Не совсем так как я объяснял обычно разницу между мудростью и умом, но очень похоже и гораздо более точно!

а как вы объясняете разницу?

ум - набор знаний, умение отделять зерна от плевел, а мудрость - умение предвидеть последствия

Умный знает как выйти из критической ситуации, а мудрый в нее не попадает. ))

мудрый находит в ней пользу и удовольствие

Протестую! так можно любого мудреца обозвать мазохистом.

Я бы сказал так: обычный человек попытается всеми силами выбраться из такой ситуации и вернуться в ту точку, откуда пошел сбой. Мудрый пойдет дальше, отталкиваясь от сложившейся ситуации. То есть -  найдет в ней пользу.

Это уже не мудрый , а ОПЫТНЫЙ. :)) Эх! Люблю русский! В нем такое кол-во синонимов!

Это абстрактные понятия - у каждого свои определения. Но мое определение и Ваше никак друг другу не противоречат:)

более того, они прекрасно друг с другом сочетаются :))

Хорошая статья. Но, думаю, нельзя говорить о прямой корреляция возраст-мудрость. Возраст - лишь один из факторов, позволяющих придти к мудрости.

"Недавно вышло исследование, на огромной выборке подтвердившее распространенное в вашем цехе представление: с возрастом люди делаются более счастливыми. "

Помню, что в какой-то из тем имела длительный спор со снобчанами на эту тему. Статья была про наилучший возраст родителей для рождения детей. http://www.snob.ru/selected/entry/17321?page=1#comment:101984

Леда, мы еще с мудростью не разобрались, а Вы -  со счастьем!

Какая-то очень американская "необыкновенная легкость в мыслях" в постановках вопросов, Вам не кажется? -  все хотят разобраться, наконец, с мудростью и со счастьем! Когда разберуться -  сообщите мне, пожалуйста, только, чур, самому последнему. Хочу еще немного побыть в мудром и счастливом неведеньи.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Татьяна Непомнящая

С такими собеседниками не жалко и поразбрасываться - и пообсуждать и счастье и мудрость :)

По существу же, я хорошо понимаю Вашу реакцию - но эта легкость взялась не с потолка, за ней стоит некая культура и традиция.

лучше в мыслях иметь легкость, нежели тяжесть :-)

лучше в мыслях иметь легкость, нежели тяжесть в желудке!

И всё-таки, вопрос об отношении мудрости и счастья - один из самых старинных в истории философии (когда философы ещё интересовались мудростью). Высказывания об этом можно встретить и в трудах Аристотеля, и Сократа (переданные Платоном), и Гераклита. Эсть представители и в Восточной и Дальней-Восточной философии.

У нас имеются новые исследования на тему мудрости в нашей концепции, связанные с "субъективным благополучием" - удовлетворением с жизненными условиями, эмоциональной характеристикой дня, качеством межличностных отношений в социуме, и депрессивными тенденциями. Я могу Вам рассказать про это исследование,  после того как оно будет опубликовано (в-скором).

Однако, мудрость и счастье  - термины обозначенные культурой общества и временем. Концепция счастья может значительно отличаться в Русской культуре. 

Для начала, стоило бы определиться, что под этими термина подразумевается в России.

Вы знаете, я внимательно изучила шесть компонентов мудрости — это какое-то удивительно точное описание трех-семилетних детей. За исключением, пожалуй что, последнего пунка:

Способность посмотреть с чужой точки зрения, особенно с точки зрения участников, вовлеченных в конфликт.

Мне интересно вот что: какой возраст исследуемых Вами респондентов? 

Спасибо!

Во время пубертета они утрачивают эти установки, которые потом постепенно частично восстанавливаются.

Я бы сказал, это не "мудрость", а механизмы социального позиционирования и адаптации. К примеру, в молодости преувеличена "принципиальность", потом выходит на первое место "приспособленчество". В старости можно и "помудреть", если в гонке больше не участвуешь. По-моему, эти факторы тоже оказывают влияние.

Но главное, что непонятно -  как "мудрость" соседствует с крайней нетолерантностью старшего поколения? 

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Есть много исследований, которые показывают что люди старшего возраста не проявляют весь умственный потенциал, когда осознают, почему именно их тестировали. Как бы, подсознательных страх стереотипа ретроградного старика приводит к суб-оптимальным результатам. Есть большое количество исследований на эту тему. Я не знаю точности исследования про толерантность, но если тема исследования была известна испытуемым - это могло быть значимим фактором. 

Во-вторых, толерантность - личностная характеристика, когда как мудрость в нашей концепции - набор когнитивных стратегий. Есть исследования, которые показывают связь между личностными и когнитивными характеристиками либо отсутствует, либо обратно-пропорциональна. В нашем исследовании - мудрость определялась рассматривая ход мышления испытуемых. В исследовании про толерантность - речь идет о прямом опросе испытуемых относительно определённых тем (если я правильно понимаю исследование), а не о толерантном мышлении или поведении. Темы - специфические, не только связаны с общей толерантностью, но и другими общественными факторами. Если высоких интеллект связан с меньшей гомофобией,- это не означает что престарелые менее толерантные в принципе. 

Картина немного сложнее, если более точно рассмотреть какие умственные способности исследовали в вышесказанном исследовании. Речь шла о vocabulary test - которыи менше всего ухудшается с возрастом. Многие исследования показывают, что наш лексикон обогощается вплоть до престарелого возраста. Если так, то и заключение про возрастные изменения в области толерантности не верны.  

возраст испытуемых: 25 до 93 лет.

Александр Романихин Комментарий удален

Моя набранная с годами ( надеюсь) мудрость говорит, что прямые и обратные корелляции между возрастом, IQ и "мудростью" должны иметь не прямую , а U- образную форму. То есть возраст наивысшей мудрости не обязательно старейший возраст.

да уж, можно и к альцгеймеру прийти в финале...

Вполне может быть. Наше исследование не рассматривало "самий старший" возраст, т.е. у нас было довольно мало представителей старше 80-лет. Не исключено, что для этой группы мудрость больше не увеличивается засчёт значимого упадка других мыслительных функций.

Спасибо, Игорь. Мне было очень интересно читать Вашу статью. Скажите, пожалуйста, а использованное Вами определение мудрости является стандартизирoванным? ( то есть принято всей психологической наукой?). Мне показалось, что приведенные критерии мудрости прекрасно работают для буддистских монахов или для интеллигентных руководителей научных коллективов, но могут не подходить для корпоративных или военных лидеров, поскольку отсутствует такой критерий, например, как способность добиваться своих целей ...

Спасибо, Иосиф!

Мы только начали серию исследований и ещё вдалеке от полной стандартизации методики (как например, в методиках IQ). Одно исследование, которое частично касается вашего вопроса было сделано. Мы дали большой выборке учёных, занимающихся исследованиями по вопросам: как люди принимают решения; что такое мудрость , а также выборке специалистов межличностного или стратегического консалтинга случайный набор ответов из наших исследований и попросили их указать, какие из ответов мудрые, а какие - нет. Оказалось, что эти "эксперты" во многом совпадали с нашей методикой. Т.е. мудрыми со стороны ученых и практиков были ответы, которые одновременно учитывали большее количество шести стратегий, выявленные в предыдущем анализе. 

Спасибо, Илья, спасибо, Игорь,очень интересно!

Особая компенсаторная стратегия у пожилых при падении иных когнитивных возможностей - замечательно, чувствовала давно, но ни разу так прямо не сформулировала. Ума не хватило :))) Шесть пунктов теории - вообще блеск!

Вопросы к Игорю:

Скажите пожалуйста, кто и как обучал оценщиков какие ответы считать "мудрыми", а какие "не очень"?

Правильно ли я поняла, что испытуемым давали уже готовые варианты ответов, из которых надо было выбрать?

Если правильно, то - кто формулировал ответы на "низкий" и "высокий" баллы "мудрости"?

Испытуемые должны были просто продумать (вслух) дальнейшее развитие конфликта в историях, предоставленных им. Для оценки высказываний была разработана система инструкций (code-book). Были предоставлены серии примеров для каждой категории, которые мы предварительно разработали на пилотажном исследовании. Кодировщикам нужно было определить, проявляется ли та или иная из шести категорий мудрого мышления (на 3-бальной шкале: совсем нет - немного - много). Тренинг занял приблизительно 2 месяца для первого, и 2 месяца для второго исследования. При разработке системы инструкций я много позаимствовал из системы инструкций Балтеса (он лично прислал их мне перед смертью). 

Спасибо за интересную статью!

Хотел бы добавить, что взросление мозга исследовалось и активно исследует ся и сейчас с позиции анализа сетевой нейронной структуры мозга и продвинутых электрофизиологических метрик.

Выяснилось, что с возрастом увеличивается сложность функциональной организации мозга.

Вот довольно старенькая работа наших и немцев.

Можно провести такую аналогию с информатикой: с возрастом производительность индивидуального процессора снижается, но эффективность набирается за счет распределенной, модульной  обработки информации. 

Игорь, спасибо за разъяснения!