Кристофер Гранвилль: Страна уже давно стала жить не по средствам
Расплачиваться за огромный государственный долг придется каждому британцу: налоги вырастут, а ассигнования сократятся
Как заявил Институт фискальных исследований, представленный министром финансов Джорджем Осборном «чрезвычайный бюджет» приведет к «самому продолжительному периоду урезаний» государственной финансовой поддержки с момента Второй мировой войны. Речь идет о шести годах жизни с затянутым ремнем, хотя раньше говорилось всего о двух годах.
Для залатывания дыры в 85 млрд фунтов стерлингов повышается налог на добавленную стоимость, увеличиваются и другие налоги. Бюджет государственного сектора, как предполагается, может понизиться на треть. Аналитики говорят о финансовом Армагеддоне.
Министр внутренних дел заявил, что в связи с планирующимися сокращениями финансирования уменьшится количество полицейских, а также заключенных, которых слишком дорого содержать в тюрьме (сумма, которая уходит на содержание одного заключенного в Великобритании, — это хорошая московская зарплата: примерно 2500 фунтов в месяц).
Финансовые рынки откликнулись на обнародование бюджета позитивно. Рейтинговое агентство Moody’s также одобрило бюджет, назвав действия британского правительства «ключевым шагом» в деле возвращения Британией былых финансовых позиций, утраченных в результате финансового кризиса и политики лейбористов.

По определению оздоровление государственных финансов не может происходить из мира, который имеет отношение к налогам. Фискальное оздоровление зависит не столько от увеличения налогов, сколько от сокращения расходов. Так что самый болезненный шаг — это не увеличение НДС на 20% или другие налоговые меры, а объявление о том, что расходы правительственных ведомств, за исключением здравоохранения и помощи бедным странам, будут сокращены в размере 25% на протяжении пяти лет программы оздоровления.
Многие сомневаются в том, что это возможно. Несомненно, реальные доходы, которыми располагает население, будут падать. И это абсолютно неизбежное и логическое последствие того, что страна уже давно стала жить не по средствам. Но в этом страна отдала себе отчет совсем недавно.
Главная дискуссия сейчас — о скорости применения жестких мер по оздоровлению государственных финансов. Многие экономисты считают, что явно преждевременно осуществлять столь жесткое оздоровление, поскольку общий спрос во внутренней экономике очень слаб. Значит, надо продолжить некое стимулирование или, по крайней мере, избежать жесткого подавления государственного спроса во избежание нового спада. Такие доводы достаточно распространены. Этому есть два ответа: один технический, второй политический.
Технический — на самом деле можно и нужно восстановить доверие кредиторов и избежать нового спада, поскольку остается возможность маневра в денежной сфере. Оппоненты правительства утверждают, что такого маневра не может быть, поскольку ставка Банка Англии уже находится на очень низком уровне, всего 0,5%. Но на самом деле мы живем в мире, где деньги больше не привязаны к золоту. Можно избежать подавления спроса, используя современные инструменты денежной политики, даже при очень низких процентных ставках. А политический ответ, на мой взгляд, еще более весомый. После выборов у свежеобразованного правительства есть шанс осуществить радикальные меры по оздоровлению госфинансов. Тем более пока избиратели помнят о тех, кто создал этот кошмар. Подождать пару лет — и это будет невозможно. Так что решение канцлера Осборна по госфинансам — это и есть его шанс. Другого — не будет.

По определению оздоровление государственных финансов не может происходить из мира, который имеет отношение к налогам. Фискальное оздоровление зависит не столько от увеличения налогов, сколько от сокращения расходов. Так что самый болезненный шаг — это не увеличение НДС на 20% или другие налоговые меры, а объявление о том, что расходы правительственных ведомств, за исключением здравоохранения и помощи бедным странам, будут сокращены в размере 25% на протяжении пяти лет программы оздоровления.
Многие сомневаются в том, что это возможно. Несомненно, реальные доходы, которыми располагает население, будут падать. И это абсолютно неизбежное и логическое последствие того, что страна уже давно стала жить не по средствам. Но в этом страна отдала себе отчет совсем недавно.
Главная дискуссия сейчас — о скорости применения жестких мер по оздоровлению государственных финансов. Многие экономисты считают, что явно преждевременно осуществлять столь жесткое оздоровление, поскольку общий спрос во внутренней экономике очень слаб. Значит, надо продолжить некое стимулирование или, по крайней мере, избежать жесткого подавления государственного спроса во избежание нового спада. Такие доводы достаточно распространены. Этому есть два ответа: один технический, второй политический.
Технический — на самом деле можно и нужно восстановить доверие кредиторов и избежать нового спада, поскольку остается возможность маневра в денежной сфере. Оппоненты правительства утверждают, что такого маневра не может быть, поскольку ставка Банка Англии уже находится на очень низком уровне, всего 0,5%. Но на самом деле мы живем в мире, где деньги больше не привязаны к золоту. Можно избежать подавления спроса, используя современные инструменты денежной политики, даже при очень низких процентных ставках. А политический ответ, на мой взгляд, еще более весомый. После выборов у свежеобразованного правительства есть шанс осуществить радикальные меры по оздоровлению госфинансов. Тем более пока избиратели помнят о тех, кто создал этот кошмар. Подождать пару лет — и это будет невозможно. Так что решение канцлера Осборна по госфинансам — это и есть его шанс. Другого — не будет.
Эту реплику поддерживают: