Илья Кухаренко /

Рекорд, он же провал на Christie’s

На закрывшихся вчера торгах аукционного дома Christie’s, где продавали импрессионистов и модерн, обнаружился любопытный и парадоксальный тренд. Некоторые топ-лоты не были проданы вообще, другие ушли по верхней границе эстимейта, но общая сумма торгов оказалась рекордной

Фото: REUTERS
Фото: REUTERS
+T -
Поделиться:

«Кувшинки» Клода Моне 1906 года, считавшиеся самым ценным лотом, не прельстили никого из покупателей даже в рамках предварительной оценки в 30-40 миллионов фунтов стерлингов. В некотором роде забавный казус: самые импрессионистические импрессионисты больше ни у кого не вызывают импресьона? В рамках эстимейта остались Пикассо с «Любителем абсента» 1903 года (34,76 миллиона фунтов при оценке в 30-40) и Густав Климт с «Портретом Риа Мунк III», который хотя бы чуть-чуть превысил верхнюю границу эстимейта и ушел за 18,8 миллиона фунтов.

Странно, что ровно те работы, которые растиражированы календарями и открытками, вдруг оказались неспособны генерировать ажиотаж. Списать на кризис этот факт не получается, поскольку остальные лоты того же Пикассо, Магритта, Ван Гога и Матисса улетели как горячие пирожки. И в итоге Chrisite’s побил рекорд британских аукционных торгов, собрав без малого 153 миллиона фунтов стерлингов.

Ужасно любопытно услышать мнение специалистов, которых немало среди членов клуба «Сноб» по поводу происходящего. Очевидно, импрессионисты и модернисты требуют переоценки, но только ли в сторону занижения стоимости? Может быть, в среде коллекционеров меняется восприятие этих направлений в целом и стоимость не снижается, но меняет конфигурацию?

Комментировать Всего 19 комментариев

Ничего не скажу по сути, но по форме, Илья, есть же русские слова, зачем пользоваться транслитерацией, смотрится странно, честное слово!

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Тата Донец

Гадаю -- это про эстимейт или импресьон? Если про эстимейт, то к ужасу своему и Вашему должен сказать, что это уже устоявшийся термин, а не транслит.

А "генерировать", голубчик?  Зачем же нам с Вами "генерировать"?!

Андрей! Наверное, не самое удачное слово, но про "голубчика" я тоже не вполне уверен... Между тем, вопросы остаются -- раскажите лучше, менялось ли Ваше собственное отношение к импрессионистам и модернистам? Мое -- менялось. От детского восторга перед Руанским собором во все времена, до некоторой усталости от красивых красотуль или намеренно некрасивых, но все же красотуль, а теперь обернулось некоторым равнодушным согласием с тем, что это шедевры. А этот аукцион заставил задуматься -- шедевры ли?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

"Большое видится на расстоянии" (с)

Может еще не так много времени прошло. чтобы дать истинную оценку?:-)

P.S. Прошу прощения, что "вклинился".

Илья, именно по этой траектории менялось и у меня. Еще пару лет назад я чуть глаза не закатывала, когда заезжие гости просились в Мет на импрессионистов, а теперь опять нравятся! 

Цены мне кажутся не такими уж и заниженными. По-моему в основном представлялись довольно второстепенные работы. Портрет Климта - не законченный.

Спасибо! Но ведь это же картины с календариков и фантиков -- почему вдруг ушли за эстимейт или вообще не ушли?

А какие там картины с календариков кроме лилий?

Я, Илья, сужу по этому списку.

Лилий я там, кстати, не нашла.

Игорь!

А где гарантия, что время дает истинную оценку? Есть масса примеров, когда спустя двести лет те или иные творцы оказывались напрочь забыты или списаны в ненужные древности. А потом вдруг очень резким рывком становились культурными иконами. Вот скажем мой любимый композитор Генри Перселл. К началу ХХ века его даже в родной Британии считали кем-то вроде Сумарокова (это если сравнивать с литературой), или любого русского композитора доглинковской эпохи. А потом вдруг образовалось Purcell Society, режиссер Гордон Крэг (тот самый, который у Станиславского ставил "Гамлета" в МХТ) поставил "Дидону и Энея", и спустя 40 лет -- великая вагнеровская дива Кирстен Флагстад прощалась со сценой в партии Дидоны в Metropolitan opera -- и американский зритель воспринимал эту музыку как нечто само собой разумеющееся.

А потом еще забавнее -- Бродский эту пластинку с Флагстад принес Ахматовой, и оба они оставили чудные стихи про покинутую карфагенскую царицу, странным образом, сделав Перселла важным фактом в русской культуре...

Эту реплику поддерживают: Мария Цыплакова

Лет пять назад, я всерьез увлеклась творчеством Моне ( ну, вот так...немного запоздало..). И естественно, немного мечтала о том, какую его картину я хотела бы иметь ( мечтать ведь не вредно?))... И все сходилось именно на "Кувшинках"..

А тут...выставлялась на торги, практически даром)), и никто не купил.... Обидно...А может меня ждет? ;))

Вот незамысловатые причины результатов недавних аукционов:  работ по-настоящему уникальных все меньше и меньше. И Кристи, и Сотби для того, чтобы заполучить лучшие работы, дают коллекционерам/потенциальным клиентам гарантии.

Сейчас из-за кризиса эти гарантии предоставлены не самими аукционными домами, где гарантируют клиенту, поставившему предмет искусства на аукцион определенную сумму, вне зависимости от того, продастся картина или нет, а недавно- сформированными фондами или группами инвесторов (например такими, как нью йоркский галерист Ашер Эдельман, в прошлом финансист и бизнесмен, по образу и подобию которого создан  Гордон Гекко в фильме "Уол Стрит").

Так, если картина не продалась, группа инвесторов выделит владельцу картины определенную заранее оговоренную сумму, а если продастся больше заранее оговоренной суммы гарантии, разница в стоимости за которую ушел определенный лот, будет поделена между аукционным домом и "третьими лицами"/инвесторами.

Разумеется подобный контракт засекречен. Условия, с фактическим отсутствием риска, для аукционных домов весьма благоприятны. Однако, подобные условия и соглашения разрушают естественную экологию арт-рынка. Third party /инвестор гарантии деиствуют как инфляционных механизм. Этим обясняются фантастические цены (многим превышающие оценку), за которые ушли с молотка многие работы (даже малопривлекательный рисунок Пикассо). А возможно те, где гарантию со стороны не удалось сформировать, были не проданы, такие как работа Мюнка на обложке каталога Кристи (где аукционный дом, возможно, сам не был уверен в  художественной ценности предмета, оцененного в $25-35 миллионов).

Спасибо! Это очень интересно. А есть ли  официальные лица, которые официально выступают за пресловутую экологию арт-рынка?

".... есть ли  официальные лица, которые официально выступают за пресловутую экологию арт-рынка?" Это резонный вопрос, Илья. По сути законодательные органы должны были бы регулировать "здоровую экологию" рынка, с тем, чтобы обеспечить свободную и открутую конкуренцию, соревнование на равных условиях для всех покупщиков-претендентов. Однако, аукционный мир непрозрачный и зачастую его механизм труден для понимания у неспециалистов и "посторонних". Мне кажется, аукционный мир слишком мал для законодательных органов, чтобы огород городить, вне этого мира проблем достаточно. В начале 2000-х законодательные власти все-таки осудили управляюшцих аукционных домов Кристи и Сотби -- за их "внутрисемейный" договор о фиксировании тарифов на услуги (price-fixing). Рrice-fixing запрещен в США антимонопольным законом.

Илья Кухаренко Комментарий удален

Елена! Я очень рад, что Вы пришли в эту ветку, и разговор приобрел профессиональную ценность. Судя по указанным в Вашем профайле местам работы, Вы наверняка знаете сторонних и авторитетных специалистов, которые могли бы поддержать Вашу точку зрения. Я буду признателен, если Вы сможете назвать их имена или дать контакты, и мы подключим их к этой дискуссии. Ведь,  как бы ни была мала проблема ценообразования на арт-рынке, для участников именно нашего проекта - это далеко не последний вопрос...

Я живу в Нью Йорке и знаю лишь англоязычных специалистов. Один из них, старый дилер, более 20 лет управлявший отделом импрессионизма в Кристи, сетовал, что рынок более не движим художниками, дилерами и коллекционерами, а все более инвесторами.

Илья Кухаренко Комментарий удален

Буду признателен за контакт -- английский не проблема

Ilya, Send me your personal e-mail address. I will  respond with names and contacts on Friday/Saturday.