«Кувшинки» Клода Моне 1906 года, считавшиеся самым ценным лотом, не прельстили никого из покупателей даже в рамках предварительной оценки в 30-40 миллионов фунтов стерлингов. В некотором роде забавный казус: самые импрессионистические импрессионисты больше ни у кого не вызывают импресьона? В рамках эстимейта остались Пикассо с «Любителем абсента» 1903 года (34,76 миллиона фунтов при оценке в 30-40) и Густав Климт с «Портретом Риа Мунк III», который хотя бы чуть-чуть превысил верхнюю границу эстимейта и ушел за 18,8 миллиона фунтов.

Странно, что ровно те работы, которые растиражированы календарями и открытками, вдруг оказались неспособны генерировать ажиотаж. Списать на кризис этот факт не получается, поскольку остальные лоты того же Пикассо, Магритта, Ван Гога и Матисса улетели как горячие пирожки. И в итоге Chrisite’s побил рекорд британских аукционных торгов, собрав без малого 153 миллиона фунтов стерлингов.

Ужасно любопытно услышать мнение специалистов, которых немало среди членов клуба «Сноб» по поводу происходящего. Очевидно, импрессионисты и модернисты требуют переоценки, но только ли в сторону занижения стоимости? Может быть, в среде коллекционеров меняется восприятие этих направлений в целом и стоимость не снижается, но меняет конфигурацию?