Раньше галереи делали вид, что соседей с их планами не существует, и назначали открытие выставок на одно и то же время. И вот кому-то пришло в голову, что проще и выгодней договариваться и сверять расписания. В результате вернисаж в галерее «Старт» открылся в шесть вечера, в «Айдан-галерее» — в семь, а в XL — в восемь, и можно было не спеша посетить все три. Учитывая, что в это же время на «Винзаводе» проходил смотр лучших русских фотографов, создались все предпосылки для небольшого столпотворения — и действительно во дворе и в коридорах царила приятная суета.

«Старт», с которого все и началось, вообще-то не галерея, а «площадка молодого искусства». В этот раз там была представлена питерская арт-группа Milk & Vodka с проектом «Моя Москва». Москва в их интерпретации выглядит так.

То есть Москва здесь — это старый холодильник с нефтью и при охраннике. При этом и площадка, и вернисаж были отчетливо питерскими, как будто на «Винзавод» действительно привезли кусок этого города: темно, сумрачно, играет техно, но в то же время все очень трогательно и как-то по-домашнему. И ни одного человека старше двадцати что среди участников арт-группы, что среди зрителей. Сами художники смущались и застенчиво фотографировались с цветочками.

Все это выглядит немного наивно — особенно если учесть, что Milk & Honey, как выяснилось, бывшие граффитчики, подавшиеся в более перспективную и коммерчески выгодную область. Вовсе не факт, что их надежды оправдаются — Москва готова терпеть насмешки наглые, а не застенчивые.

Вернисаж в «Айдан-галерее» был полной противоположностью предыдущему: светлый зал, вино (а не пиво), публика взрослая, много иностранцев и потенциальных покупателей, Ольга Солдатова с Михаилом Королевым в качестве почетных гостей. Показывали выставку работ Ирины Дэвис, новой художницы галереи. Это громадные бесстыдно-гламурные, по определению Екатерины Деготь, фотографии фотомоделей, стилизованные под pin-up. Модели ходили по залу и создавали атмосферу. Художница ходила тоже и оказалась неотличима от собственных моделей, что придавало происходящему концептуальный оттенок.

 

Главный вопрос, конечно, состоит в том, кому сейчас нужно такое искусство, — оно и в уходящие жирные времена выглядело бы чересчур вызывающим и леденцовым. Впрочем, именно такое сейчас и может оказаться востребованным.

Самым невостребованным почему-то получился вернисаж в XL-галерее. И это при том, что показывали здесь не дверцу холодильника и не девиц на велосипедах, а высокотехнологичную видеоинсталляцию. Называлась она Drama House, ее автор — проживающая в Бельгии Екатерина Дементьева. На стену проецируется фасад многоквартирного дома, в окнах которого много всего происходит. В квартиры можно звонить — домофон с кнопками прилагается. Что произойдет дальше, зависит от вашей настойчивости и темперамента жильцов: пенсионеры ругаются, довольная вниманием толстая девушка начинает раздеваться, подростки зовут всю компанию посмотреть, что за урод там трезвонит, профессор показывает свой голый зад...

Время от времени некоторые герои с грохотом взрываются. Как сказано в пресс-релизе, «Dramа house дает нам рычаги управления чужой судьбой, но заставляет почувствовать естественные границы нашего личного влияния на ход вещей». В общем, это история про подглядывание, мыльные оперы и т. п. Зрителей она не привлекла — на кнопки нажимали всего несколько человек. Видимо, когда все вокруг взрывается и так, палец к кнопке просто не тянется.

 

Алексей Мунипов

Фотограф Сергей Бурасовский пришел с фотоаппаратом даже на открытие собственной выставки в «Манеж», куда членов клуба «Сноб» приглашала Ольга Свиблова. Правда, фотоаппарат несла его жена, а он держал в руках бутылку коньяка.

В 2001 году Бурасовский стал заместителем директора Московского дома фотографии, а до того работал геодезистом. Он много поездил по стране и начал фотографировать, чтобы потом показывать друзьям, как на самом деле выглядят Чукотка и Якутия. Сегодня Бурасовский признанный классик.

Фотограф говорит, что мир ему кажется гораздо интереснее, если смотреть на него через объектив. Он боится пробовать себя в кино именно по этой причине — а вдруг затянет. Ольга Свиблова тоже рассказала о своих непростых отношениях с самым главным из искусств: она хотела бы закончить фильм по собственному сценарию, который начала несколько лет назад, но совсем не имеет времени на это. Как выяснилось, Свиблова тоже снимает на все свои четыре фотоаппарата и мобильный телефон. Иногда ей даже нравятся собственные карточки; фотографом она себя не считает.

Мария Федоренко

 

На благотворительном концерте в ДК им. Горбунова, вырученные средства от которого были переданы в фонд «Справедливая помощь» (им заведует выдающаяся женщина Елизавета Петровна Глинка, более известная как «доктор Лиза»), можно было послушать Земфиру, Пелагею, певицу Butch, Петра Налича, Вячеслава Бутусова — все они, разумеется, выступали бесплатно. Про хоспис для неонкологических больных, который создала Елизавета Петровна Глинка, знают многие: почти все билеты по пять, семь тысяч рублей и дороже были раскуплены.

На концерте была опробована еще одна модель благотворительности: в фойе ДК музыкальный критик «Коммерсанта» Борис Барабанов и его бывший коллега Юрий Яроцкий принесли накопившиеся у них компакт-диски и предлагали всем желающим по принципу «Плати сколько хочешь — бери сколько хочешь». Деньги сразу же шли в ящик фонда «Справедливая помощь». В ближайшем будущем и другие столичные музкритики собираются присоединиться к этой акции.

 

Алексей Мунипов