Борислав Козловский /

/ Москва

  Нейробиология фаната: почему мозг любит болеть

Михаил Идов интересуется, «почему умным людям нравится смотреть спорт по телевизору». Оказалось, дело в особых нейронах, которые бессознательно превращают каждого зрителя в футболиста высокого класса на время трансляции матча. Умный это зритель или глупый, разницы нет

Фото: Peter Marlow/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Peter Marlow/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Футбол играет с людьми странные шутки. Кричать в экран «ну кто же так делает?», «бей!», «обходи!» может самый что ни на есть уравновешенный человек, который в жизни куда терпимее к ошибкам других — то есть такой, какого Михаил Идов наверняка назвал бы умным. Нейробиолог Йона Лерер, автор книги «Как мы принимаем решения» (скоро будет опубликована и в русском переводе), предложил такое объяснение: за «синдром болельщика» отвечает специальный механизм, который заставляет нас идентифицироваться с игроками прямо-таки на физиологическом уровне — ум при этом остается в стороне.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 22 комментария

Илья Колмановский Комментарий удален

Участник проекта «Сноб» Алексей Бердюгин делает и еще один шаг: он видит возможный механизм тренировки ума у болельщиков. Ведь моторные зоны, которые тренируются по описанному Бориславом сценарию, активно затребованы и в различных интеллектуальных задачах. Словом, наше с вами зависание у экрана — сплошная польза для ума! Приходите в воскресенье на «Красный Октябрь» — потренируемся.

Теория объясняет, почему любят смотреть спорт по телевизору, но не объясняет причин фанства - боления за какую-то определенную команду. Такое деление на карассы, по определению Воннегута.

А в фанстве серьезно участвует еще и эмоциональная составляющая, которая представлена подкоркой, более филогенетически древней, чем кора, например т.н. "лимбической системой", например.

Осмелюсь возразить. По Воннегуту, а точнее по Боконону, объединение по принципу "фанства" -- ложный карасс, т.е. заблуждение.

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Спасибо Бориславу за хороший доклад и Илье за лестные мне дополнения.

Могу еще для углубленного изучения дать ссылку  на неплохую статью в свободном доступе, которая носит название "Моторное обучение посредством просмотра". Здесь.

Можно еще упомянуть известную формулу: "Monkey see, monkey do" - "Мартышка смотрит, мартышка делает".  Она также  тесно связана с описываемыми феноменами. 

И может быть, поговорка "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" заиграет новыми красками в свете обсуждаемых  нейрофизиологических феноменов.

И еще, а как же такие важные моменты, как "богатая мимика" и "артистическая жестикуляция"? Уверен, что эти моторные явления как раз и играют на смысловую, т.е. "интеллектуальную" компоненту любого общения.

Эту реплику поддерживают: Илья Колмановский

Очень интересно, спасибо.

А как же сюжетная, драматическая составляющая футбольного матча? Для меня футбол подобен театральному представлению со своей интригой, лихо закрученным непредсказуемым сюжетом, персонажами, которым сочувствуешь или наоборот... Только ли в моторике дело?

Посмотрим, что ответят мои коллеги Колмановский и Козловский, компетентные в вопросах нейрофизиологии. Мне же представляется, что за удовольствие от футбольной драмы отвечает какая-то другая часть нашего сознания. Та, которая "ответственна" за эстетическое.

Эту реплику поддерживают: Борислав Козловский, Karina Sembe

Вот и мне так представляется. Кстати, есть же понятия "красивый гол", "великолепная комбинация" и другие подобные. Именно "эстетически-ответственные механизмы", кажется, и заставляют меня смотреть Чемпионат мира и оставляют равнодушной к второстепенным матчам местного масштаба. А вот игру мальчишек на детской площадке я порой наблюдаю с удовольствием воображения себя на их месте.)

Интересно, существуют ли внутренние биологические точки пересечения у этих двух механизмов? То, что футбол -- это такая внешняя точка, сомнений нет.)

и ключевое слово тут, конечно, эмпатия - пусть она и более сложный механизм, чем примерка на себя чужой позы, но работают нервные клетки того же типа. мозг экономит инструменты, поэтому для двух непохожих внешне эмоций эти инструменты могут совпадать

Миша, я в этом месте вспоминаю кусок из лекций Набокова, где тот говорит, что отождествлять себя с персонажем - последнее дело. Мол, эстетические переживания - одно, сопереживание герою - другое. Если четко разделять для себя сопереживание и музыку сфер (мне вот не удается), тогда, может быть, и включится какая-нибудь набоковская железа, недоисследованная пока грубыми мозговедами-прагматиками.

Борислав, вовсе не хотел обидеть ни тебя, ни коллегу Колмановского. Но мы и правда говорим о разном и в разных терминах. И Набоков, смею предположить, имел в виду не железу, хотя любой нейрофизиолог одёрнет меня, строго сказав, что нет эмоции вне соответствующей железы. В близких мне терминах я бы сказал так: мимесис - не единственный источник эстетического переживания. Но, кажется, я слишком далеко ушёл от первоначальной темы.

А просто одно - частный случай другого. Любая драма - это такой футбол, где мы ставим себя на место персонажа. Злые нейробиологи утверждают: за сочувствие и сопереживание отвечают все те же зеркальные нейроны, Гамлет гибнет - и нам не по себе, поскольку все мы в это время немного гамлеты.

К тому же моторика - это ведь не обязательно дрыгоножество и рукомашество, есть жесты и выражения лица, которые под определение моторики тоже подпадают.

Действительно, злые нейробиологи...) Всегда ведь кажется, что есть что-то ещё, что "музыка не заключена лишь в микросхемах радио".

Да причём тут "зеркальные" нейроны? Вся эта концепция притянута за уши. Футбол, как и другие групповые мужские игры, это просто оцивилизованная форма межплеменной борьбы. Как у шимпанзе, но без трупов врагов, откушенных пальцев, и оторванных гениталий. Желание поучаствовать в мордобитии "чужих" и возбуждение от оного это эволюционный механизм выживания социума. Поэтому фанаты, как и игроки, формируются в стаи и самоидентифицируются воинственной окраской. И бьют морды тем, кто окрашен по-другому.

Почему не предположить игру нейронов на двух уровнях? и почему не предположить, что высший уровень - те процессы, которые Вы описываете в сознании - подогревается низшим, моторным самоотождествлением?

Потому что 1) ничто на такую гипотезу не указывает 2) люди также фанатеют от видеоигр, в которых летают космические корабли и пуляются друг в друга лазерами. "Зеркальные" нейроны отдыхают.

Маленько не соглашусь, Юрий.

В видеоиграх очень большая моторная компонента. Внимательно присмотритесь: в любой видеоигре есть либо кнопка либо гашетка либо еще что-то такое, на что нужно нажать или крутануть/двинуть.

Это и есть та самая моторная составляющая усиливающая работу дофаминовой системы удовольствия и награды.

Это так. Чем больше мозг вовлечён в процесс тем острее ощущения. Например, играть в футбол обычно интереснее чем его смотреть. Но "зеркальные" нейроны здесь вроде ни при чём? Ничто не указывает на то, что телезрители отождествляют себя с игроками, как это предлагает Иона Лерер.

Может и так, Юрий. Однако, известно, что дисфункции именно зеркальных нейронов часто являются первопричиной социальной дезадаптации аутистов.

Получается, что между успешным обезъяничанием и эмпатией и социализацией всего один шаг.

Т.е. прав Илья - очень часто одни и те же группы нейронов участвуют в работе различных функциональных контуров.

Спасибо за прекрасное объяснение. Но как природа распределяет, кому это возбуждение передается, а кому нет? И почему оно не притупляется со временем? (Ведь в распоряжении любителя спорта существует практически бесконечный и безграничный поток раздражителей).

Михаил, позволю себе ответить легко проверяемой гипотезой: самые ярые болельщики это люди с высоким содержанием мужских гормонов (андрогенов) связанных с агрессией. Это легко проверить, даже анализы делать не надо, можно просто сравнивать длину указательного и безымянного пальцев. Есть чёткая корелляция между гормонами и соотношением длин пальцев.