Из первооткрывателей легендарных веб-приисков девяностых на своем посту остался только создатель Amazon Джефф Безос (Jeff Bezos, он же Jeffrey Preston Bezos). Он всегда говорил, что хотел походить на Томаса Эдисона и Уолта Диснея, «потому что Эдисон — фантастический изобретатель. Дисней тоже был своего рода изобретателем и придумал массу всего нового. Но главное, он мог заражать своими идеями других».

Стремительно покинув пост вице-президента инвестфонда, Джефф буквально на коленке сочинил бизнес-план магазина онлайновой продажи всего на свете, который на первых порах разместился в сарае. Из мебели здесь имелся лишь сделанный из растрескавшихся дверей стол (за ним гендиректор и председатель совета директоров Amazon работает до сих пор). Денег на эту авантюру дали родители будущего миллиардера, никогда прежде не слышавшие ни о каком Интернете.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/OCfhGzqjqnE&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/OCfhGzqjqnE&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

На рекламу Безос решил не тратиться: предполагалось, что о новой затее будут рассказывать своим знакомым те 45 человек из разных штатов, которые тестировали новый сервис. Эта стратегия оправдала себя (с тех пор в Amazon принято не устраивать масштабных рекламных кампаний): «В Интернете более чем где-либо важно мнение клиента. Если ему что-то не понравится, то его негативный отзыв услышат не пять приятелей, а пять тысяч».

Компания вышла в прибыль лишь через девять лет после основания, в 2003 году. Это не помешало журналу Time объявить Безоса «человеком года» уже в 1999-м.

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

В 2007-м годовая выручка Amazon превысила 15 миллиардов долларов, и его основатель занял 35-е место в общемировом списке богачей Forbes. И даже нынешней финансовой буре Amazon оказался неподвластен.

 <object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/xEoV0peipCw&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/xEoV0peipCw&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

А неуемный Безос придумывает себе все новые развлечения. Больше остального его занимает создание альтернативных поисковиков. Одно время он увлекся проектом A9, потом придумал «Механического турка», названного так по аналогии со знаменитым шахматным автоматом XVIII века. Тогда механической фигурой в тюрбане управлял спрятанный внутри аппарата изобретатель. Так же и с компьютерами, рассуждал Безос: бывают случаи, когда они еле справляются с заданиями, которые любой человек щелкает, как орешки: выбрать между хорошей картинкой и плохой, различить пол человека на видеоклипе или определить, кому принадлежит голос. «В обычной ситуации, — объясняет он, — человек подает запрос компьютеру, а компьютер производит вычисления. Но Турок переворачивает ситуацию с ног на голову. Компьютеру сложно выполнить задание, и он обращается к человеку». Работает Турок, как ныне водится, на коллективном топливе: любой желающий может заполнить на сайте анкету и набрать себе заданий (например, разыскать по аэрофотосъемке следы пропавшего без вести Стива Фоссета), а за их выполнение получить гонорар (не больше пары центов за действие). По тому же принципу строится поиск информации на другом детище Безоса — поисковом сервере ChaCha, где вместо бездушных роботов, поставляющих ссылки, на вопросы отвечают «гиды». Правда, пока Google c задачей все равно справляется толковее и быстрее, а исполнители получают за свой труд сущие копейки.

На то, чтобы продолжать изобретать поисковики лично, времени у него уже не хватает. Зато Безос решил инвестировать в начинание своего бывшего подчиненного Ананда Раджарамана (Anand Rajaraman), который учит систему Kosmix искать там, где Google пробуксовывает, — в «глубокой Сети».

Про существование этой самой deep web (она же hidden web и invisible web) мир узнал в 2001 году из статьи программиста Майка Бергмана (Mike Bergman).

Оказалось, что поисковые роботы, на базе которых работают общепривычные Google и «Яндекс», не умеют индексировать базы данных, видеофайлы, банковскую информацию и еще множество всяких важных вещей — более 80% всей информации, содержащейся в Интернете. Поиск решения проблемы ведут все значимые участники рынка. «Участки Сети, проиндексированные поисковиками, лишь верхушка айсберга, — объясняет Раджараман. — Большинство поисковиков пытаются помочь вам найти иголку в стоге сена. Мы же стараемся исследовать весь стог».

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/EX-8uFVqUgA&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/EX-8uFVqUgA&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Помимо «глубокого веба» Безос не оставляет своим вниманием и другие проекты: в 2007 году он запустил электронную читалку Kindle, которая не скачивает книги с компьютера, а напрямую покупает их в Amazon и получает из Интернета вместе с блогами, газетами и заметками из «Википедии». А созданная Безосом без особого шума компания Blue Origin запустила в небо первый космический корабль.

Ольга Гринкруг