Виталий Комар присоединился к клубу «Сноб»

Я очень не люблю агрессивность по отношению к людям

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

«Никто не может быть уверен в том, что он не сноб, поскольку такая высокомерная уверенность сама по себе уже снобизм». Что для вас «сноб»?

Я думаю, что сноб не делает отличий в интонации при подходе к собеседнику. Сноб ни в коем случае не хамелеон, а должен равно разговаривать. Как в свое время русские аристократы в эмиграции гордились тем, что одинаково говорили и с таксистом, и друг с другом. Вот этого лицемерия, двойного стандарта они не то чтобы избегали, но просто не употребляли... психологическую интонацию, которая предполагает отношение к собеседнику свысока или, наоборот, снизу.

Расскажите о самом удачном проекте в вашей жизни.

Почему вам так важно было создать течение?

Я думаю… я думаю, это чувство ужасного одиночества и изолированности, которое я испытывал в эти годы. Вы знаете, все-таки эта цензура и этот контроль советский, он определял поведение. Я, например, очень редко свободно разговаривал, даже в кругу друзей. Потому что меня родители учили: «Пожалуйста, не скажи в школе то, что ты сейчас иногда слышишь в доме, потому что мы можем все пострадать». И я думаю, стремление к течению — это было стремление к общению, стремление преодолеть это ужасное одиночество, депрессирующее.

Вам все-таки удалось создать свое направление.

Да, нам с Аликом Меламидом удалось создать в начале 70-х то, что в 1972 году мы назвали соц-артом. И к соц-арту, действительно, примкнули очень многие.

То, что вы расстались с Меламидом и начали заниматься собственным проектом, — это что, уход от течения, то есть, наоборот, теперь у вас стремление к одиночеству?

Вы очень правильно поставили вопрос. Но я не думаю, что я перестал работать в соавторстве, просто я стал понимать соавторство гораздо шире. И вдобавок я понял одну возможность, которую ни Алик, ни я не использовали, — это развитие индивидуальных направлений. Это как бы вторая жизнь. То есть, конечно, потом вы понимаете, что невозможно прожить вторую жизнь, вы все равно продолжаете то, что вы делаете, но и я, и Алик испытали огромное облегчение, когда стали делать индивидуальные работы.

Что значит «шире понимать соавторство»?

Я думаю, что вообще все наше общество существует благодаря соавторству. Мы должны учиться этому. Вот как у водопоя звери не трогают друг друга, тигр не пытается перегрызть горло лани, если они все вместе пришли к водопою. Вот наша планета — это водопой, мировая культура — это водопой, и не надо грызть друг другу горло. Надо сосуществовать, быть в соавторстве друг с другом, и с прошлым, и с будущим.

Каким проектом вы занимаетесь сейчас?

Последний мой проект — это развитие соц-арта, поиск его концептуальных связей с символизмом. Он возник потому, что я стал по-другому смотреть на мирное сосуществование разных идей, в частности духовных. Кто-то называет Бога Буддой, кто-то называет это научным законом природы, но и то и другое в равной степени таинственно. И почему из-за терминологических расхождений нужно обязательно устраивать кровавые столкновения?

Я думаю, что визуальный язык может смягчить эту трагедию на уровне создания некого визуального символа, подобного букету, где мы видим символы разных вер, разных духовных концепций, но не в кровавом конфликте, а как бы сосуществующих каждый на своей территории. Конечно, ни в коем случае не смешивать, конечно, ведь это хорошая традиция: дети наследуют веру своих родителей. Но я пытаюсь найти символы, которые были бы понятны людям разных духовных убеждений.

А почему вы живете там, где живете?

Сначала я приехал в Иерусалим и прожил там год. Но потом в связи с выставкой я попал в Большое яблоко, в Нью-Йорк, и понял, что художник должен жить здесь. Тогда это был центр искусства. Сейчас центр искусства на карте стал грушевидным, потому что теперь в искусстве сдвоенный центр — Нью-Йорк и Лондон.

Вы чувствуете себя русским художником?

Вам помогло или помешало то, что вы выросли в России?

Я думаю, мне это помогло безусловно. Безусловно! Россия во многом страна уникальная, и, как сказал Чаадаев, может быть, миссия России — стать уроком человечеству. И я думаю, то, что произошло после 1905 года, 1917 года, — это стало большим уроком для всего человечества. Очень важным уроком.

А как бы вы хотели, чтобы относились к людям из России в Америке?

Естественно, все мечтают, чтобы их любили. На моих глазах менялось отношение к людям из России. Не важно, это русский еврей или русский художник, или русский еврей-художник, как я себя считаю. Но главное, я помню, что к нам относились как к героям. И вообще, к России относились как к героической стране. Это не значит, что все были наивные, сочувствующие коммунистам либералы, нет-нет. Они понимали, что русские люди страдают, что там цензура, ГУЛАГ. Но русские люди — альтруисты, они живут для будущих поколений. Вот коммунизм — это попытка построить рай на земле. Это как бы альтруизм, самопожертвование. Так они понимали это.

Когда это отношение стало меняться?

Я думаю, это начало меняться в момент слияния криминальных элементов в эмиграции, за границей и в России. Например, появилось такое выражение «русская мафия». Очень много деловых людей, которые приезжали в Россию, возвращались и констатировали тот факт, что нельзя заключать договоры, подписывать бумаги, контракты: люди легко их нарушали. То есть представление о деловой этике за время советской власти исчезло.

Сейчас как-то ситуация улучшилась?

Не думаю, что в России изменения произошли в деловой этике. На моем личном опыте я этого не встречал. Ну, а на бытовом уровне я чувствую, что люди стали свободны, что молодые люди больше знают о современном мире. Но на улице, например, последний раз, когда я был в России, я встречал огромное количество хаоса, недоброжелательных взглядов. Я не хочу критиковать, но мне кажется, проблема одна. Многие люди сегодня хотят вести активный образ жизни, но активность они понимают как агрессивность. Когда мы поймем, что не только агрессивность есть способ активного образа жизни, многое изменится, очень многое изменится. 

Можете ли вы назвать три самых своих ценных ценности? 

Это сложный вопрос. Три — это действительно магическое число. Мы живем в трехмерном мире. Три основных цвета существует — желтый, синий, красный, все остальное — смеси этих цветов. Три времени — прошлое, настоящее и будущее. Три — это простейшая семья, первый шаг семьи. Стол на трех ножках не качается. Фрейд считал, что три — это количество частей мужских и женских гениталий, это чисто фрейдистское объяснение. Оно также ведет нас к тому, что три — это таинственное число. И именно поэтому мне трудно все-таки выделить три моих убеждения.

А одно?

Комментировать Всего 74 комментария

Москва и Вашингтон — сплошной кошмар,

И как сказал бы Сталин, «хуже обе».

Будь Кòмар ты иль, может быть, Комàр,

Тебя спешу приветствовать я в «Снобе».

Это здорово, что один из основателей соц-арта присоединился к «Снобу».Помимо того, что он художник, он еще и очень образованный человек с хорошим знанием истории XX века. А еще у него очаровательная жена-психолог.Я бы хотел спросить Виталия, почему он расстался с Аликом Меламедом 7 лет назад и в каких отношениях они находятся сейчас.

Спасибо, Ник! Хороший вопрос!

Причин было много,,, Я мечтал обмануть смерть, прожить ещё одну жизнь...

Некоторые считают, что наши индивидуальные работы - это  мистификация, т,к. цены

на художника, после смерти,растут. И они действительно выросли, но не только по этим

причинам.

Я уверен, что потенциално, наши отношения с Аликом могут быть плодотворными.

При определённых  условиях, не исключена возможность совместного возвращения

к некоторым, не вполне законченным проектам...

Среди неофициальных художников, начинавших еще, так сказать, в официальное время, Комар и Меламид — одни из моих самых любимых. Я очень люблю многие ваши работы.

Мне кажется, что вы довели соц-арт до своего логического завершения, даже до абсурда. Есть ли у вас на уме еще что-то, что бы вы хотели довести до логического завершения? А то ведь советскую тему вы уже исчерпали, и интересно, а что же дальше? Вот, например, интересно было бы вам довести до логического завершения тему управляемой демократии? Она, конечно, не так богата яркими образами, как соц-арт, но тем не менее интересна.

Сейчас, Оля, я вижу корни соцреализма в декадентском символизме и работаю над

новым развитием соц-арта, - хочу уйти за пределы абсурда.

Очень приятно, Виталий, Вас здесь видеть.

Скажите, а у Вас есть картины про Путина и компанию? Это ведь тоже очень смешно, правда?

Спасибо, Максим!

Поскольку моя "самоирония"  была самоочищением, то некоторые мои работы были

своего рода "идоло-клазмом". Но  эти идолы были внутри меня. Они были

имплантированы в мой  "промытый" мозг, ещё в школе.

 "Новые герои" - не часть моего детства, поэтому, "картин про Путина" у меня нет.

Да, так вполне понятно, спасибо. 

Хотя (но это уже я сетую, как зритель, которому мало) мне очень хочется увидеть Вами написанного Путина, сидящего на коленях у Сталина, или Валентину Матвиенко, танцующую фокстрот с Хрущевым.

Если не ошибаюсь, что-то в этом духе уже  сделали "Синие Носы".

Он очень хороший художник и писатель, крупный представитель соц-арта в современном искусстве и, в принципе, не нуждается ни в чьем мнении.

Жалко, что он сейчас в Америке, а то можно было бы нормально поговорить, но все-таки: над чем вы сейчас работаете?

Евгений, спасибо! Сейчас я вижу происхождение соцреализма в декадентском символизме

и продолжаю по новому развивать соцарт. Один из проектов - "Три выходных" -это

поиск экуменических символов.

Очень большой художник и мой большой друг. Мы познакомились в 1972 году и до сих пор дружим.Виталий, как ты поживаешь?

Мой старый друг Иосик, - какой 72-ой? - у меня есть фотография 1967-го года, где мы с тобой и с Аликом на обсуждении однодневной выставки в кафе "Синяя Птица".

И опять мы вместе, на этих страницах!

Сейчас там полностью обновили интерьер, сделали так себе кабак, соорудили сценку и иногда играют джаз

Спасибо, Андрей, давно там не был...

А я в последний раз слушал там великого (не шучу) Алексея Кузнецова и давился бездарной кровавой мери

В те времена, на однодневных выставках был популярен

настоящий (не дешёвый !) португальский портвейн.

Искусство курировал Юра Соболев - художественный редактор

журнала "Знание-Сила". Вот кто был большой гурман!

Не случайно, категория - "ВКУС" -  равно важна и в искусстве,

и в еде, и в выпивке.

Виталий, очень люблю Вас за нежное и внимательное обращение со словом и символом. Как здорово, что Вы с нами!

Спасибо Тимон! Я очень рад, что мы вместе!

Мы познакомились в далеком 1991м. Сейчас я расскажу, как я это знакомство запомнил, а Виталий, если надо поправит. Это был мой первый приезд в Нью-Йорк, а заехали мы большой компанией после какого-то русского фестиваля в Сан-Франциско (помню, правда, только Мизиано и Рубинштейна). У меня там была маленькая выставка, и еще я прочел пару лекций про себя и бумажную архитектуру (одну из них в Стэнфорде). Телефон Комара мне дала жена Алена (Кирцова), среди заслуг которой перед мировой культурой были среди прочего уроки английского непосредственно перед отъездом родоначальника соц-арта в Землю обетованную. В обмен на английский Виталис давал Алене уроки изоискусства. Некоторые из них сильно пригодились. Меня, впрочем, тогда еще близко не было. Так вот я позвонил, сразу получил приглашение зайти в мастерскую, естественно зашел, рассказал, как было в Сан-Франциско. При упоминании лекций Комар оживился, стал спрашивать о подробностях, я тут же поделился несколькими благоприобретенными приемами удерживания внимания аудитории, и в ответ получил индивидуальную лекцию со слайдами о последних работах Комара/Меламида. Это, как говорится, просто потрясающе, вот так прийти в мастерскую легендарного художника и попасть на часовой мастер-класс в темноте под стрекот кодак-карусели. Виталик рассказывал, конечно, смешно (смешно - смешно, а не смешно - типа глупости всякие), и я аффектированно хихикал, как бы за всю аудиторию. Когда мои хиханьки совпадали с ожидаемой реакцией, Комар удовлетворенно кивал, когда нет, то, мне представляется, делал отметку в конспекте. Хихикал я, как мне помнится, нон-стоп. На самом же деле на мне заодно прорепетировали будущую лекцию, из тех, которые известные художники читают в приличных университетах и культурных центрах. И я был чрезвычайно доволен, что своим зрительским спарринг-партнерством смог чем-то помочь. Культурный обмен, опять же...

Прочтите снобам лекцию, Виталий.

Да, Юра, слайды я люблю показывать с детства, когда, после войны,  родители привезли мне из Германии сказочный проектор.

Спасибо за приглашение! - обязательно прочту лекцию снобам, хотя не очень люблю слово "лекция". Но как сказать лучше?  Может быть: "слайд- перформанс"?

Или древнее и чище: "Действо Волшебного Фонаря"?

Юрий Аввакумов Комментарий удален

Класс  - "Слайд-перфоманс". Поклон колдуну русского языка с иностранными словами

Юрий Аввакумов Комментарий удален

Спасибо по рабоче-крестьянски

В 1997 году, работая в Москве, я столкнулся с картинами Комара/Меламида неожиданно для себя.  Один из моих более рафинированных коллег настоял на покупке нескольких картин (а, может быть, копий, я даже в этом не разбирался) для развешивания оных по всему офису в целях приобщения малокультурных сотрудников к высокому искусству.

Других сотрудников я из деликатности не спрашивал, но сам подолгу смотрел на эти картины, пытаясь приобщиться к тем эфирам, в коих обитало сознание моих более продвинутых коллег. Но, видимо, отсталое сознание тормозило, и приобщаться довольно долго не получалось. 

А когда я узнал, сколько этот мощный пласт современной культуры стоил, то решил, что прежде чем сказать нечто, что может быть превратно истолковано утончёнными ценителями, надо глубоко вдохнуть и сосчитать до десяти.  Вдохнул и сосчитал.  Не помогло.  Опять вдохнул и сосчитал.  И опять не помогло.  Дышал и считал много раз.  Так я научился хорошо считать, чему обязан своей карьерой, а также начал заниматься дыхательной гимнастикой.

Так что спасибо великим художникам за карьеру и здоровье  :)

Спасибо, Кирилл!

А какие картины (или их копии) Вы купили последний раз для дома и семьи?

Мне много не надо - одной хватает.  Раньше был "Букет тюльпанов"  Булатова, а теперь даже не знаю, чья картина у меня висит - он мне не представился и подпись не поставил, поскольку считал себя графиком, а живописную работу написал и продал с похмелья.

Поздравляю, Булатов "до соцарта" - это редкость!

Виталий Комар Комментарий удален

Виталий рад вас видеть на Снобе. Всегда рад нашим беседам, каждый раз чувствую творческий заряд. Как заразителен ваш уникальный эрудированный взгляд на историю, искусство и мифотворчество.

Здорово, что Вы к нам присоединились, Виталий!  

Я давно восхищался Вашим творчеством, всегда следил за ним, но никогда не имел возможности Вам это сказать. Надеюсь, что теперь такая возможность у меня появится!

Спасибо, Николай, - я рад быть с Вами вместе!

Виталик, идеальное место для свидания, как выяснилось, это Сноб. Рад, что мы встретились, хотя бы виртуально.

Эту реплику поддерживают: Тимон Афинский

Опять мы рядом! Прямо как на большой перемене, в  столовой "бывш.Строгановского"

вкушаем  "бифстроганов".

Бессмертный бифстроганов! Вот было гениальное соединение Востока с Западом!

По Сибирски, мелко настроганное мясо, но не с монгольско-китайским соевым соусом,

а с  французским. белым и сливочным.

Мне эта история про "БывСтроганов" ужасно понравилась! 

Гениально! Предлагаю раз и навсегда переименовать блюдо в "бывстроганов"

Кстати, Ксения, тот же синтез Востока с Западом можно увидеть и в иконах

18-го века Строгановской школы: одежда на манер, как тогда говорили, - "греческий",

а лица и руки уже на манер "итальянский".

В общем, любили Строгановы смешивать восток и запад )

Интересно, с чего бы это?

Наверно понимали, что другого пути нет.

Виталий, я ловлю Вас на слове и до встречи в Париже:))))):

Я помню и собираюсь туда к середине октября.

Какая хорошая добрая новость!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! (Э.Булатов)

Виталий, сердечно рад Вашему вливанию в Snobизм.

И в качестве приветствия позвольте задать Вам три вопроса по поводу известной акции по изготовлению котлет из газеты "Правда":

1. В каком году это было?

2. На каком масле были обжарены те котлеты?

3. Попробовал ли их кто-нибудь?

Владимир, я тоже очень рад!

Теперь о  "Котлетах Правда" (1975). Изначальное название было "Биточки Прессные"

(два "с" - от слова "пресса"), но после переводов выжило только второе название.

Рецепт простой:

"Для одной котлеты, на две страницы газеты Правда взять 2/3 стакана тёплой

кипячённой воды и 10 г. сливочного масла.

Бумагу аккуратно порвать ( ни в коем случае не нарезать ножницами)

на кусочки (примерно 3Х3 см.) и оставить на ночь в миске с водой.

Утром, полученную намокшую массу слегка отжать, пропустить через мясорубку

и обжать двумя ладонями, придав фаршу форму слегка сплющенного "шароида".

Жарить на чугунной сковородке до появления на поверхности фарша мелких

красных пятнышек. После этого огонь убрать и на три минуты плотно накрыть

сковороду крышкой."

Появление красных пузыриков-пятнышек можно объснить наличием свинца

в типографской краске того времени.

Всего было приготовленно две котлеты и до сего времени никто их не пробовал.

Вместе с фотографиями процесса, они находятся в стеклянном ящике, в коллекции

музея Зиммерли (Ратгерс, США).

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Мария Генкина

А когда солить? До или после? Или - вместо?

Это прессные-то биточки? - да солить? Помилуйте! - здесь вся соль в концепции!

А слово "прессные" (с двумя "с") - от слова "пресса".

Спасибо за разъяснение. Теперь я буду понимать, что если в концепции блюда есть соль и перчинка, то само блюдо можно и не солить :)

Ну, а про два "с" Вы в интервью уже объяснили :) 

Помню, была в Москве одна "Диэтическая столовая",

где "биточки пресные", при готовке не солились.

Иначе, какие же они "пресные"?

Но посетители сами сыпали соль от души, ну и, конечно,

перца тоже не жалели.

Биточки прессные.

А как правильно писать: "Биточки из под пресса" или "Из под прессы"? 

Здесь "без поллитры неразберёшься".

Интересно, когда в Америке начнут продавать безалкогольную водку?

Молоко без жира - уже есть. Кофе без кофеина - тоже.

И пиво безалкогольное. И розы без шипов. Что же дальше?

безалкогольное пиво,резиновая женщина,продолжите ряд...:-) И как всегда все начинается с капель в нос в детстве:-))

Шипы - эффект побочный

Роза в список не должна входить. Суть водки - в алкоголе. Пиво и кофе под вопросом. Возможно, имеется ценность во вкусе (может быть ценность водки во вкусе?). А розы не в шипах.  Насчет женщины затрудняюсь сказать. Вероятно, по-разному... Кому что от нее надо.

Первый шаг в этом направлении -- коктейли на основе водки -- уже сделан.

Исторически, сама по себе водка, - это тоже "коктейль".

Менделеев ввёл в обиход смесь спирта с водой в особой

проорции, что и дало миру знаменитые 40 градусов.

Ну вот, и смотрите, Виталий, как гибнет идея.

Вот видите!

Теперь, все вместе будем не только смотреть, но и видеть.

Очень рад, Виталий, особенно тому, как вас прекрасно представили...

Интересно, что бы Вы из нынешней российской прессы приготовили?

С уважением,

олег

Нет уже свинца в краске! Из нынешней газеты, хоть часа два бульон

вари, - всё одно...никакого навара! Разве синтетика, даёт тот самый, неповторимый красный

цвет "готовности" ?

А вот странная мысль, которая никогда раньше приходила мне в голову. Свинец, как известно вызывает агрессию и, кажется, подавляет интеллектуалные способности - у нас об этом был большой материал несколько месяцев назад. То есть интересно как воздействовал свинец в типографской краске на читателей Правды?

Виталий, я очень рад приветствовать вас в клубе! Здорово, что вы присоединились! Спасибо! 

А как на читателей Пушкина и Лермонтова с Толстым и Достоевским?

Сергей, прежде чем готовить, тщательно прочитайте газету, что бы (не дай Бог)

в текстах не было цитат из классиков! Иначе, это может придать

"прессным биточкам" невыразимую горечь...

Это же классика жанра

«…газета вместо риса со свининой, а на закуску парочка цитат, Спасибо, ешьте сами, хунвэйбины….»

Виталий Комар Комментарий удален

Виталий Комар Комментарий удален

Виталий Комар Комментарий удален

Владимиру Яковлеву

Спасибо за приветствие, Владимир! Я рад быть вместе с Вами.

И ещё раз спасибо за Вашу "странную мысль"! Вы правы,

вероятно, до того как (кажется, при Хрущёве) стали продавать

туалетную бумагу, воздействие свинца могло быть

действительно опасным.

А самокрутки были, очевидно, просто самоубийством.

Виталий,

было приятно видеть Ваши комментарии как простого подписчика. Даже думалось - вот какой он сноб - в подписчиках сам Виталий Комар! Теперь конечно все стало на свои места, но я надеюсь Вы будете продолжать общаться с нами на прямую!

Виталий, очень приятно Вас видеть здесь. Снобу просто необходимо больше людей из творческой интеллигенции. (А также я был рад Вашему появлению на 'Лаборатории Современной Мысли' пару лет назад).

У меня вопрос - помните ли Вы статью в журнале Хадасса о русских художниках из НьюЙорка? Там было несколько мини-статей о 4х художниках, в том числе и о Вас. Тогда мей жене (ЕвгенииНайберг, ее работы тоже были в статье) позвонили из редакции, и сказали, что Вы хотели с ней связаться, а они не дали телефон...

Конечно же, Андрей, я хорошо помню талантливые работы Евгении Найберг и статью о них!

Интересно, над чем она работает сейчас?

Буду рад, если позвоните мне - (212)777-66-53 .

Виталий,  спасибо! У Евгении много проeктов - иллюстрации, новая живопись, сценография... Да можно к нам зайти и посмотреть. Сейчас попробую Вам позвонить.

Андрей Краснов Комментарий удален