«Только что закрылся XXVI  Российский антикварный салон. Я ожидал, что он пройдет достаточно бодро, и оказался прав. Все-таки за те 15 лет, что мы его делаем, выработался какой-то нюх.

Но многие не верили. Некоторые считали, что покупатели вообще не придут на Салон, и почти треть галерей отказалась от участия. А зря. На открытии, да и во все последующие дни посетителей было едва ли не больше, а цены спрашивали точно чаще, чем в докризисное время. Один галерист даже поддел меня: «Впервые покупателей больше, чем участников». А одна галерея целиком продала весь свой стенд еще до открытия и уехала, на радостях не попросив назад деньги за участие.

Цены на Салоне стали более адекватными. То, что стоило 180 тысяч долларов, стало стоить 130 тысяч. То, что стоило 60 тысяч долларов, стало стоить 40 тысяч и т.д. В результате, как говорят участники, неплохие продажи. Особенно на фоне пессимистических ожиданий. Вот он — кризис-очиститель. 

Это, конечно, не фурор, случившийся на продаже коллекции Ива Сен-Лорана, но тоже позитивно. Действительно, арт-рынок живет по специфическим законам и не полностью копирует кривую движения рынка в целом.

Несколько лет назад, когда цены на нефть уверенно росли и арт-дилеры были полны приятных предвкушений, я помню один совершенно провальный Салон. Денег вроде бы у людей было много, а старое искусство покупали плохо. Это было еще до скандального дела о фальшивках, приостановившего рынок, — я имею в виду осужденных владельцев московского антикварного салона «Русская коллекция» Татьяны и Игоря Преображенских. Просто в тот момент в воздухе было что-то не так. А теперь вот наоборот. На улице почти полный тормоз, а антиквариат по-прежнему в цене. Все-таки тонкое это дело — искусство».

Самые интересные вещи Салона с точки зрения Василия Бычкова