/ Москва

Лев Карахан: Жизнь Фурцевой — это история номенклатурной бабы, которая полюбила искусство

История Золушки из Вышнего Волочка, добравшейся до вершин власти, станет телевизионным сериалом

Екатерина Вилкова в роли Светланы Фурцевой, Ирина Розанова в роли Екатерина Фурцевой
+T -
Поделиться:

«Жизнь легендарного советского министра культуры — очень соблазнительный сюжет, — говорит креативный продюсер сериала Лев Карахан. — С одной стороны, это история советской Золушки из Вышнего Волочка, которая добралась до самых высот. С другой — сюжет о номенклатурной бабе, которая вдруг нашла свой интерес в культуре, попыталась понять искусство и полюбить его».

Единственная женщина, входившая в состав секретариата ЦК КПСС, станет героиней 12-серийного игрового сериала. О Фурцевой уже сделано множество документальных фильмов. Идея снять игровой байопик давно витала в воздухе. Когда-то его собиралась делать Рената Литвинова, потом Авдотья Смирнова. Вместе с Первым каналом фильм  делает  Группа компаний GP - генеральный продюсер Галина Семенцева. Сериал должен выйти в эфир в телесезоне 2011/2012, его снимает молодой режиссер Сергей Попов. «Это был принципиальный выбор, поддержанный Первым, который делает сегодня ставку на молодых и на свежий взгляд на историю»,— говорит кинопродюсер Валентина Михалева. Фурцеву в молодости играет Татьяна Арнтгольц, а зрелого политика — Ирина Розанова.

Есть разные Фурцевы. Как министр культуры и идеолог, она была наследницей Жданова и соратницей Суслова. Как политик, открыто поддержала Хрущева во время «антипартийного бунта» Маленкова, Молотова и Кагановича в 1957-м. Есть Фурцева — покровитель талантов. Наконец, существует легенда о романтической натуре, способной на искреннюю страсть.

Сценаристы сериала Лариса Степанова и Павел Финн сделали акцент именно на этом романтическом образе. Мы увидим историческую мелодраму. Как отмечает Карахан, жизнь Фурцевой будет передана «через конкретные личные отношения между людьми и прежде всего через отношения мужчины и женщины. Главное — понять, как в страшной партийной мясорубке она пыталась оставаться человеком, сохранять любопытство к жизни и даже простодушие».

С Фурцевой связано множество легенд. Многие считают, что она покончила с собой. Лев Карахан рассказал, как будет показан ее уход из жизни в фильме: «Сериал начинается и заканчивается хроникой ее последнего и очень тяжелого дня: встреча с Брежневым, неприятный разговор. Он спрашивает, не пора ли ей подумать о пенсии. Чувствуя, что кольцо сжимается, в тяжелом состоянии Фурцева идет сначала на прием в посольство. Чувствовать себя там королевой, как обычно, она не может. Последняя ее попытка как-то зацепиться за жизнь — визит к дочери Светлане. Там веселая молодежная вечеринка, никто не понимает, что происходит с Фурцевой. Через некоторое время она уходит. Потом Светлане звонит муж Фурцевой и говорит: "Мамы больше нет". На самом деле не так важно, из-за чего она ушла. Так сложились обстоятельства, она не смогла дальше жить. Был ли ее уход добровольным или так распорядилась судьба, мы никогда не узнаем.

Она погибла, потому что сломалась в этой системе. В ее время и в ее положении человек должен был вписываться в механизм. Если какая-то деталь не вписывается — разрушается сам механизм либо сама деталь. В случае с Фурцевой произошло второе. Про это наше кино».

Комментировать Всего 13 комментариев

Время правления Фурцевой пришлось на мои студенческие годы, так что каких-либо ясных воспоминаний о ней у меня нет. О Фурцевой лучше, чем Эрнст Неизвестный, никто не расскажет. Я же застал больше слухов о ней. Помню, говорили, что когда она кого-то отправляла в заграничную командировку, то потом человек приходил к ней в кабинет с чемоданом, как бы на творческий отчет, а вот уходил уже без чемодана. Еще говорили, что она была любовницей Хрущева, и ходила такая частушка: «Я Хрущева не боюсь, я на Фурцевой женюсь. Буду тискать сиськи я самые марксистские».

Вообще хочу сказать, что с приходом женщины жизнь в России всегда оживлялась. Вспомнить хотя бы времена Екатерины. И мне кажется, что и Фурцева сыграла скорее положительную роль. Многие оттепельные явления в культуре послесталинского времени — это и ее заслуга.

А за наезд на московских художников в 1962 году большую ответственность несет сам Хрущев.

Ну, Фурцева теперь... в принципе, есть что воссоздавать в смысле исторической обстановки, но похоже на заказ "героев нашего времени". Неужели в ее судьбе и правда столько драматизма, личностных метаний, глубины падения (со взлетом все понятно!)?  Ведь и правда "номенклатурная баба"..."которая пыталась понять искусство"... а уж полюбить! разве мы можем требовать этого от министра культуры?...

Эту реплику поддерживают: Юрий Петров

Полагаю, всё-таки сравнение Фурцевой с её предшественником (кто сейчас помнит имя Николая Михайлова?) и сменщиком (кстати, Демичев жив) делает её куда более выигрышной и живой фигурой. Про скучную номенклатуру частушек и анекдотов не сочиняют.

А прочитав вашу последнюю фразу, я вспомнил злой анекдот уже из 70-х.

Брежнев Гусаку: - Зачем вам министерство морского флота? У Чехословакии же нет выхода к морю!

Гусак Брежневу: - Ну и что, у вас вот, например, министерство культуры есть.

Эту реплику поддерживают: Катерина Герр

Екатерина Фурцева была уникальным персонажем советской реальности. Она стала воплощением советского мифа о том, что «и кухарка сможет управлять государством». Но главное не это. В период, когда во главе государства постоянно были все эти сверхконсервативные старцы, она на их фоне оставалась живым человеком. И это главное, что было в этой фигуре.

Эту реплику поддерживают: Александр Романихин

Очень точное определение роли Екатерины Алексеевны.

Фурцева — натура эмоциональная, она способна была увлечься талантливыми вещами, доступными ее пониманию. Поэтому она благоволила к Ефремову, в чем-то поддерживала Плисецкую, ей очень нравился Муслим Магомаев и Людмила Зыкина. Для советских бонз подобный фаворитизм тогда был немыслим.

Эту реплику поддерживают: Александр Романихин

А поинтереснее личность на Первом не могли найти? Они что действительно считают, что молодёжи интересен этот номенклатурный нафталин? Вот уж действительно кризис жанра.

История -"нафталин" интересна, даже если номенклатурная (раз можно) но из книг и интернета (потому что у ТВ давно, как вы Юрий заметили, кризис жанра - как-то "гаденько" снимают). А поинтереснее личность - например?

Господи, да сколько может быть в номенклатурщике интересного? Всё что будет будет "заслугой" сценаристов. Уверен, что бедная Фурцева от этой "истории" в гробу не раз перевернётся.

Поинтереснее личность? Пожалуйста - писатель Леонид Соловьёв. На двух его книгах про Ходжу Насреддина выросли несколько поколений, а Вы про его нетривиальную жизнь что-нибудь знаете? Писатель Юрий Коваль - гениальный, редчайщий писатель. Примеров можно придумать сколько угодно.

Фурцева это для пенсионерок, которым надо отдохнуть от мыльных опер. Можно, конечно, сравнивать её с предшественниками по принципу "на безрыбье и рак щука" только кому это нужно?

Юрий, современная молодежь понятия не имеет интересно или нет, а было бы неплохо узнать, чтобы не привлекало это направление (хотя кого-то и привлечет)). про сценаристов отдельный сказ.

Исторических личностей всегда любопытно изучать, независимо от их глубины и распиаренности и наблюдать зависимость развития исторического момента от их характеров. Судя по всему, вы в своё время интересовались и теперь можете высказывать об этом мнение и молодым необходимо грамотно оперировать. Только конечно тоже думаю, что ТВ будут смотреть пенсионерки. Спасибо за примеры, не читала их биографии, даже захотелось.

"Исторических личностей всегда любопытно изучать, независимо от их глубины и распиаренности"

Кто историческая личность - Фурцева??? Потому что была единственная баба в Политбюро? Катерина, Бог с вами, про неё через полвека и историки забудут. Да и про Политбюро будут помнить только узкие специалисты.

Катерина Герр Комментарий удален

После 7 лет работы кажется добрались до эфира, и 14.11.2011 в 2130 на 1-ом стартует   1-ая серия «Фурцевой». Такое теперь короткое название – без пояснительного хвостика: «Легенда о Екатерине». Решили, зачем  мудрить, когда сама фамилия героини и есть, как теперь, говорят, бренд.

В корзину пошло и многое из отснятого материала. Сам по себе он, может, был интересен, но отвлекал от главной истории – истории характера, сквозь призму которого мы попытались увидеть прошлый советский  век.  Очень уж быстро он замусорился в сознании разнообразными по политической направленности клише и лишился человеческого содержания.

История Фурцевой, наверное, потому и была нам так интересна, что это история женская – более открыто, эмоционально, чувственно, чем иная  командорская  мужская  поступь, выражающая эпоху.

Не знаю, помогут ли женские эмоции нашему зрителю оглядеть, разглядеть, подглядеть время в живых его проявлениях, но мне самому к удивлению и радости иногда открывалось что-то неожиданное в изученном до дыр сценарии, и отснятом материале. Например - в очень важном, на мой взгляд, для понимания ушедшей реальности  порывистом фурцевском восклицании: «Под мою личную ответственность!», - которое она не так уж часто, но все-таки позволяла себе в подвисающих и требующих решимости ситуациях. Меня вдруг  поразило чудовищное и,  в сущности,  самоубийственное лукавство  эпохи, которая только на этой  личной отваге и могла держаться, но за нее, за бесстрашный «шаг вперед» как раз и наказывала жестче всего. В одной из последних сцен товарищ Суслов цитатой из Ленина доходчиво объясняет нашей героине положение  вещей: «Нет у нас никакой личной ответственности. Партийная ответственность. И только».

Очень надеюсь, что не окажусь единственным, кто смог что-то почерпнуть из нашего сериала. Поддержка «снобов»,  конечно же, приветствуется. Особенно тех, у кого,  (а вдруг?) стоят измерители рейтинга. Интересно, кстати, как выглядит этот прибор, от показаний которого так зависит вся телеиндустрия. Хотелось бы на него разок  посмотреть.

Я думаю, важно не "кто", а "как". Башмачкин тоже был не бог весть какой личностью...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Lucy Williams