13 марта в Большом зале Московского Дома кино открывается российский фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». На конкурс представлено более 200 короткометражных работ учащихся российских киношкол — игровые, анимационные, клипы. В жюри кинофестиваля, который проходит уже в шестнадцатый раз, приглашен член клуба «Сноб», режиссер Сергей Урсуляк, рассказавший, с какими ему пришлось столкнуться трудностями и неожиданностями. 

«Я участвую в жюри этого кинофестиваля с большим интересом, потому что от молодых должен исходить какой-то импульс для нас, представителей старшего поколения. Другой разговор, что, соглашаясь, я не думал, что это такой огромный объем фильмов и, стало быть, огромный труд. Я отношусь к делу очень серьезно и смотрю все от начала до конца, и это отнимает огромное количество времени и сил. У нас ведь не та ситуация, что мы приходим утром в зал, садимся и смотрим. Нам дали по 300 дисков с фильмами, и каждый из нас, когда есть свободное время, отсматривает это дело дома. Фестивальные показы, конечно, существуют, но проходят мимо меня, потому что найти время, чтобы посмотреть 250 работ на большом экране, немыслимо — нужно тогда просто всю жизнь посвятить ”Святой Анне”. 

”Святая Анна” — старый, проверенный конкурс. Я всегда хотел посмотреть на работы молодых, но ни разу еще не входил в жюри. В целом все очень интересно. Но, на мой взгляд, фильмы недостаточно радикальные — от молодых я ждал большего радикализма. С другой стороны, может, и слава богу, что они не пускаются во все тяжкие, а с каким-то, что ли, ощущением традиции существуют.  

В основном молодежь делает кино о своей неприкаянности, несчастливом бытии, и это немножко напрягает, потому что складывается впечатление, что смотришь один и тот же длинный фильм. Несколько настораживает почти абсолютное отсутствие юмора в фильмах. Тут же вопрос не в том, что «не время, товарищ, война», а в том, что если у человека есть чувство юмора, то оно непременно проявится. На войне, кстати, так и было. А тут все молодые кинематографисты выступают эдакими певцами сумеречного настроения, все больше рассказывают о сложностях жизни, у них нет желания посмеяться, что странно для молодых. Я вспоминаю себя — все тяготы жизни мы переносили легко, не впадая в такое уныние и депрессию.  

Кризис вряд ли катастрофически скажется на молодежном кинематографе. Молодые все сравнивают с последними пятью годами, а я сравниваю с 91-м, 93-м, 95-м, 98-м годами, и уверяю вас, что тогда была ситуация ничем не лучше, а может, и хуже, чем сейчас.

Потому что, когда ты начинаешь картину и она стоит 100 тысяч рублей, а заканчиваешь — она стоит уже 10 миллионов, или пока ты несешь зарплату до дома, она превращается в труху — вот это действительно ситуация кромешная. А сейчас просто будут снимать меньше.  

Не думаю, что кризис уберет слабых и оставит только сильных, то есть самых лучших. Думаю, что надежды на это довольно призрачные, так как для того, чтобы остались сильные, нужна заинтересованность продюсеров в качестве фильмов. А поскольку на телевидении съедают практически все, что снимают, то, скорее всего, заинтересованности в качестве не появится, а будет заинтересованность в дешевизне. В общем, боюсь, что проблему отсева слабых кризис не решит. Но он закончится, как заканчивается все, поэтому я не смотрю на происходящее так мрачно, как некоторые.

На фестивале ”Святая Анна” я человек новый и никого пока не знаю, поэтому никаких личных пристрастий у меня нет. Из последнего, что я посмотрел, мне понравился фильм вгиковца Игоря Хомского «Очная ставка». Но могу сказать, что молодые ребята похожи на своих учителей. Скажем, работы учеников Вадима Абдрашитова отличаются какой-то глубиной и вниманием к человеку, к течению современной жизни. А когда педагог увлечен в своем творчестве поверхностными вещами — такие работы получаются и у его учеников. Мне кажется, что по итогам ”Святой Анны” появятся очень хорошие новые операторы, ну и немножко хороших режиссеров».