Взлет одной блондинки
Маргарита Гертруда Зелле, более известная как Мата Хари, получила статус европейской селебрити задолго до того, как открылась ее работа двойного агента. Анна Чэпмен до шпионского скандала, так расцветившего скучное лето 2010 года, не была известна практически никому.
Только после ее ареста медиа стали придавать Чэпмен статус «современной девушки Бонда» и «сексуальной русской».
Анна, девушка с довольно обыкновенной внешностью и неплохой фигурой, в одночасье стала символом эротической привлекательности, этакой манящей сиреной порока. Более того, женские интернет-порталы уже превозносят ее стиль и умение одеваться, а на Манхэттене проводят экскурсии «По стопам Анны Чэпмен», которые включают в себя посещение того самого «Старбакса», где ее арестовали.
Даже вице-президент США Джо Байден в ответ на вопрос знаменитого ведущего ток-шоу Джея Лено: «А в США есть такие сексуальные шпионки?», пошутил: «Отослать ее обратно — не моя идея».
Бывший муж Чэпмен Алекс продал газетам историю их знакомства и брака, суммируя их одной фразой: «Аня была хороша в постели и точно знала, что надо там делать». Если верить словам Алекса, «точно знала, что делать» включало в себя использование плетки, зажимов для сосков и секс в туалете самолета, направлявшегося в Москву.
Если бы этого скандала не было, его бы стоило придумать. Обмен паролем и отзывом: «Не встречались ли мы в Калифорнии прошлым летом?» — «Нет, это было в Хэмптоне». Западная масс-культура ждала этого момента со времен Татьяны Романовой, бывшей балерины, сержанта КГБ и шифровальщицы в советском посольстве в Стамбуле. Чэпмен даже чем-то схожа с игравшей Татьяну в фильме «Из России с любовью» Даниэлой Бьянчи.
Настоящие шпионки совсем не так сексуальны. Этель Розенберг, типичная бруклинская домохозяйка средней руки. Герой Советского Союза Леонтина Коэн, она же Хелен Крогер, похожая на директрису школы для девочек. Двойной агент Элизабет Бентли, более напоминающая секретаршу.
История Чэпмен — дань нашему веку. Социальные сети и видеоролики безжалостно куют из хорошенькой девушки в розовом свитере гиперсексуальную обольстительницу. Русская красавица-шпионка в красном платье — архетипичный образ, засевший в западной массовой культуре еще со времен холодной войны.
Ушли в прошлое асексуальные разведчицы в бесформенных костюмах. Теперь, чтобы привлечь к себе интерес, недостаточно быть просто шпионкой. Надо быть шпионкой, вызывающей желание, — просто опасность уже не продается, просто секс — тоже. Только вместе.