Самые престижные — в громадном тенте в соседнем парке Тюильри. А вот некоторые нонконформисты каждый год устраивают дефиле то в Булонском лесу, то в китайском квартале на юге Парижа, то в гараже посреди выпачканных мазутом полов и старых машин, заставляя своих гостей хорошенько побегать. Бегать приходится вовсе не в кроссовках.

Еще одно правило на Неделе моды: места в первом ряду организаторы приберегают для звезд, которые гарантированно привлекут внимание прессы. Однако на дефиле японского дизайнера Хироко Кошино (Hiroko Koshino) в первых рядах знаменитостей видно не было — во Франции Кошино пока мало кто знает (это был первый ее показ). Зато у себя на родине она очень популярна, и самые верные ее поклонницы приехали поддержать ее в Париж. Они и сидели в первом ряду и красиво улыбались.

У входа на дефиле Кошино висели традиционные японские кимоно — основной источник вдохновения дизайнера, а также ее картины и стихи. Там же выдавали брошюру, из которой гости могли узнать, что пояс на кимоно может рассказать о женщине больше, чем обручальное кольцо: по тому, как он завязан, понятно, одинока ли женщина, замужем, разведена или вдова.

Открывала и закрывала дефиле Кошино русская модель Виктория Секриер, чья биография напоминает историю Натальи Водяновой — впрочем, как и большинства успешных русских моделей. В шестнадцать она торговала с родителями на базаре, где была случайно замечена агентом, а сейчас, два года спустя, Секриер зарабатывает сотни тысяч долларов.

На следующий день в том же зале проходил показ первопроходцев радикальной моды Маритэ и Франсуа Жирбо (Marithé + François Girbaud). На этот раз в первом ряду, как и положено, рассадили звезд: актера Франсуа Клюзе (François Cluzet), актрис Зоэ Феликс (Zoé Felix) и Ор Атика (Aure Atika). При их появлении сбежались фотографы, щелкали ровно пять минут, после чего также молниеносно исчезли.

Жирбо очень любимы во Франции: двадцать лет назад они вывели на парижский подиум джинсы, а потом рваную и скомканную одежду, вызвав настоящую революцию в мире моды. По словам Франсуа, их нынешняя коллекция Washdelux («Отмывание люкса») является антикризисной: в ней одежда из дорогого шелка смешана с вещами из дешевых синтетических тканей. Дизайнеры к тому же заставили моделей улыбаться, танцевать и вообще вести себя самым неподобающим образом — ведь нормой на подиуме является как раз угрюмое лицо. На сцене была установлена черная стена, на которой белым было выведено название коллекции. В разгар показа по ней медленно потекла белая краска.

Однако окончательно «отмыть мир от люкса» не получилось: на стене осталось небольшое черное пятно. «Ну что вы хотите, — резюмировал Франсуа Жирбо, — мир никогда не станет идеальным».

На кризис дизайнеры реагировали по-разному — большинство просто отменили светские мероприятия и вечеринки, сведя расходы к минимуму, а вот Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) предпочел не замечать кризис вообще: со страшной помпой он открыл свой новый бутик на углу улиц Камбон и Сент-Оноре.

Фото: Анастасия Микова
Фото: Анастасия Микова

 

Происходящее напоминало Каннский фестиваль. Тут даже раскатали ковровую дорожку, правда, черного цвета — и на ней каждые пять минут мелькали знаменитости: актрисы Диана Крюгер, Клотильда Куро, Милла Йовович, модели Джейд Джаггер и Адриана Лима, а также Мисс Франция Клоэ Морто (Chloé Mortaud) в полной экипировке. Кавалли сам встречал гостей у входа, фотографировался с ними для протокола и провожал внутрь.

Самым ярким персонажем на мероприятии, правда, был не хозяин и не приглашенные им звезды, а некий трансвестит. Он появился ближе к ночи, и фотографировали его чаще, чем знаменитостей.

Новый бутик влетел Кавалли в копеечку. Причем дорого обошелся не столько ремонт (хотя все три этажа щедро украсили стразами Swarovski), сколько разрешение превратить историческое здание в современный магазин — на переговоры с районной мэрией ушло почти три года. Дизайнер выложил не один миллион на то, чтобы сбить со стен лепнину, но, похоже, сэкономил на другом. На верхние этажи магазина можно подняться только на лифте — в нем я и застряла вместе с заскочившей в него в последнюю секунду Миллой Йовович.

Вместе с лифтом зависла и моя камера — не удалось снять того, как Милла на прекрасном русском поведала о желании сняться в русском фильме: она мечтает получить из России хороший сценарий, что и велела мне донести до заинтересованных членов клуба «Сноб». В это время лифтер судорожно нажимал на красную кнопку с мольбой о помощи — и помощь пришла через пятнадцать минут.

На последнем этаже, куда мы все же добрались, обнаружились самые дорогие платья Cavalli из коллекций haute couture, инкрустированное драгоценными камнями белье и почему-то одежда для собак. Отмывать мир от люкса здесь никто не собирался.

 

Анастасия Микова

Еще на прошлой неделе в Париже

Ежегодный международный фестиваль «Весна поэтов» скорее напоминал капустник, в котором тем или иным образом приняли участие практически все парижане. Организаторы фестиваля использовали всевозможные способы, чтобы донести поэзию до самого сердца вечно спешащих людей. Стихи можно было прочитать на стенах метро в ожидании поезда, услышать в вагоне электрички, на вокзале или на подземной парковке; некоторые деревья, как новогодние елки, были увешаны карточками со стихами, а прохожие вдруг останавливали незнакомых людей и дарили им открытки с поэмой о любви.

Фестиваль «Весна поэтов»
Фестиваль «Весна поэтов»

На церемонию открытия «Весны» в театре Folies Bergères собралась толпа. В фойе к зрителям подходили поэты, приставляли длинную трубку к уху и нашептывали в нее стихи. Выглядело это так.

***

После того как бывший министр иностранных дел Эрве де Шаретт узнал о том, что дом 93 по улице Лористон, в котором он проживает, использовался гестапо для пыток, он решил немного переписать историю, дав строению номер 91-бис. Эту затею поддержал его друг, мэр 16-го округа Парижа Клод Гоаген. Зато возмутились историки. Де Шаретт заявил, что готов съехать из «нехорошего дома», если его не перенумеруют. Многие считают, что именно так ему и следовало поступить с самого начала.

Тот самый дом
Тот самый дом

***

Согласившись «по просьбе друзей» сняться с оголенным торсом и в боксерском шлеме для календаря, который выпускает Ассоциация по борьбе со СПИДом Act Up, президент государственного Radio France Жан-Поль Клюзель хотел сделать доброе дело. Клюзелю обещали, что его имя никогда не будет обнародовано, но утечка информации все же произошла. Президент Франции Николя Саркози не оценил такого способа помощи больным, раскритиковал поступок Клюзеля и вызвал главу крупнейшей сети радиостанций (который вообще-то никогда не скрывал своей гомосексуальности) на ковер. А какие-то шутники вывесили плакат с Клюзелем в шлеме напротив парижского офиса Radio France. Правда, он довольно быстро исчез.

***

Для французских женщин 8 Марта — повод еще раз заявить о своем равноправии с мужчинами. Кроме феминистских организаций с характерными названиями вроде «Коллективная борьба за права женщин» и «Ни шлюха, ни покорная раба», в прошедших в этот день манифестациях приняли участие лесбиянки, мусульманки, а также коммунисты, социалисты, «зеленые» и члены профсоюзов обоих полов. Демонстранты прошли от площади Биржи до Больших бульваров, скандируя лозунги «Женщина, если ты слышишь крик другой женщины, не проходи мимо! Солидарность!» и «Делать ли аборт, решает женщина!», в руках они держали транспаранты «Моя дочь — лесбиянка. Ну а вам что за дело?» и «Дом может стать хуже, чем тюрьма!». Среди демонстрантов была африканская девочка лет шести, которая еле-еле удерживала на палочке розовый плакат «За право жить под защитой!» и, похоже, не очень хорошо понимала суть происходящего.

В это же время на Place de la Republique проходила акция, организованная женским обществом «Борода». Каждый год эти молодые девушки собираются у статуи Республики и украшают меховыми бородами на резинке себя и три женские фигуры, символизирующие Свободу, Равенство и Братство.

«Борода» протестует против того, что высшие посты в стране «достаются только мужчинам».

***

Всю неделю у входа в национальную библиотеку Франции с утра до вечера стояла длинная очередь желающих попасть на фотовыставку Controverses. Каждая из 80 выставленных фотографий в свое время шокировала и возмутила общественность и стоила  ее автору свободы, денежных штрафов или клейма «педофил». Некоторых фотографов организатору Controverses, известному швейцарскому адвокату Кристиану Пиркеру, приходилось лично вытаскивать из передряг. Именно он и придумал собрать эти фотографии вместе и показать публике.

Екатерина Малыхина