Курентзис и Вайнберг — главные герои фестиваля в Брегенце

Крупнейший оперный фестиваль в австрийском Брегенце в этом году посвящен музыке почти неизвестного в Европе Мечеслава (Моисея) Вайнберга. Большая заслуга в возрождения интереса к этому композитору принадлежит Теодору Курентзису, который совместно с интендантом фестиваля Дэвидом Паунтни поставил там оперу «Пассажирка»

Фото: bregenzerfestspiele.com
Фото: bregenzerfestspiele.com
+T -
Поделиться:

Имя Вайнберга не очень известно и в России, однако его музыку знает каждый. Это он написал знаменитые пыхтелки и сопелки Винни-Пуха из мультфильма, это его музыка звучит в «Летят журавли», «Афоне» и «Тегеране-43». Но симфонии, оперы, квартеты исполнялись редко или не исполнялись вовсе, несмотря на высокую оценку Шостаковича.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 7 комментариев
Фестиваль прекраснейший. :) Австрия вообще страна музыки. Не возможно приехать туда и не попасть на какой нибудь концерт.

А вот о том , что это автор пыхтелок из Вини Пуха - было интересно узнать :))

А ещё Моисей Вайнберг (1919-1996) написал музыку к "Последнему дюйму", "Каникулам Бонифация", "Афоне" и ещё нескольким десяткам фильмо и мультфильмов. И он автор 22 симфоний, множества симфонических и камерных произведений.

Вайнберг брался за музыку для кино и театра, когда его акаедмические произведения запрещали, что случалось неоднократно. Шостакович писал Исааку Гликману: "Я нахожусь сейчас под большим впечатлением от Скрипичного концерта М.С. Вайнберга. Это прекрасное произведение. В подлинном смысле". Примерно в то же время Хачатурян говорил в официальном докладе: "И уж совсем прискорбно, что критики, положительно расценивающие музыку Вайнберга, нашедшие для него множество похвальных слов, не заметили у него зиящего разрыва между идейной бедностью и солидным профессионально-техническим мастерством". 

Его биография - одна из тех судеб, которые говорят про ХХ век лучше любого учебника. Его семья переехала в спокойную Варшаву из Кишинева, где Вайнберги пережили погром 1903 года. В сентябре 1939 Варшава перестала быть спокойной. Вайнберг сумел уйти в сторону наступавших с востока советских войск и оказался в СССР. Его родители и сестра остались в Польше и погибли в концлагере.

Вайнберг успел поучиться в минской консерватории, был в эвакуации в Ташкенте, откуда послал свою первуюю симфонию Шостаковичу, и тот пригласил молодого композитора в Москву. Позже Вайнберг написал "Я - ученик Шостаковича. Хотя я никогда не брал у него уроков, я считаю себя его учеником". Вайнберг был женат на дочери Михоэлса, и когда актера в январе 1948 года убили, то музыку Вайнберга перестали исполнять. Его арестовали уже посли смерти Сталина, 7 февраля 1953. Вайнберга обвиняли в пропаганде еврейской музыки (он написал два цикла песен на стихи Ицхака Переца и арестованного к тому времени члена Еврейского антифашистского комитета Шмуэля Галкина), а также пропаганду идеи создания в Крыму еврейской республики, а в ней - еврейской консерватории.

Вайнберга спасло то, что Сталин всё-таки был мёртв. Борьба с безродными космополитами утратила свой накал, а Шостакович ходатайствовал за композитора перед Берией - позже Хренников в своих мемуарах скажет, что Вайнберга и ешё одного арестованного композитора, Александра Веприка, отпустили сразу по просьбе Союза композиторов, но это неправда.. Вайнберга выпустили 25 апреля 1953 года, а реабилитировали только после 20 съезда КПСС.

Потом, в 1969, запретили постановку "Пассажирки". Вот в эти периоды, когда Вайнберг был отлучен от оперной и симфонической музыки, он и сочинял для кино и мультфильмов.

обычная жизнь, обычного еврея. :)

Спасибо за экскурс в историю.

Я вчера, кстати, решила послушать Вайнберга - концерт для флейт, конечно, совершенное гениальное произведение, как и тот скрипичный концерт, о котором говорил Шостакович. При том, что я обычно никого позже Бетховена не слушаю.

Теодор не так давно играл "Пассажирку" в Москве с новосибирцами. Было очень здорово.  В последнее время Брегенц все пишет на DVD -- думаю в конце года появится и эта постановка.  А Паунтни наверняка договорился с Лондоном -- он когда-то много работал в English National Opera. Но думаю там, как водится, будут петь по английски.

Все равно самая лучшая музыка Вайнберга это музыка к Винни-Пуху.

Варвара Турова Комментарий удален

Илюш, Теодор Пассажирку играл два раза в Новосибе, в Москву мы ее не привозили пока.

 А про будущее этой постановки - скорее всего ее увидят в Варшаве и Мадриде.