Имя Вайнберга не очень известно и в России, однако его музыку знает каждый. Это он написал знаменитые пыхтелки и сопелки Винни-Пуха из мультфильма, это его музыка звучит в «Летят журавли», «Афоне» и «Тегеране-43». Но симфонии, оперы, квартеты исполнялись редко или не исполнялись вовсе, несмотря на высокую оценку Шостаковича.

Отчасти это благоволение мэтра сослужило композитору плохую службу. Многие, включая музыковеда Соломона Волкова, продолжают считать Вайнберга эпигоном Шостаковича. Нынешний успех «Пассажирки», похоже, может переломить ситуацию.

Эта опера была написана по заказу Большого театра в 1968 году, но так и не была поставлена при жизни композитора. В основу либретто легла повесть польки Зофии Посмыш о том, как на борту современного лайнера встретились бывшая узница и бывшая надзирательница концлагеря.

Интервью с Зофией Посмыш и Дэвидом Паунтни, а также сцены из спектакля.

О подробностях этой премьеры рассказывает Теодор Курентзис:

— Очень жаль, что сам Вайнберг не дожил до этой премьеры — теперь он знаменит на всю Европу. Кроме «Пассажирки» в Брегенце поставили и его оперу «Портрет», а также проводят целый ряд симпозиумов и конференций. «Пассажирку» потом повезут по всем крупным театрам мира. А журнал Opern Welt посвятил ему обложку. Какая трагическая ирония есть во всем этом успехе!

Я правда не понимаю, почему вдруг. Когда происходит нечто внезапно прекрасное, начинаешь теряться в догадках. Я даже думал, что, может, это еврейское лобби все устроило или он какой-нибудь родственник интенданта и режиссера Дэвида Брегенца Паунтни. Не то чтобы он этого не заслуживает — конечно заслуживает, но все равно странно. Про музыку Вайнберга часто говорят с пренебрежением, но это неправильно. Вот нам сейчас прислали 700 партитур на конкурс композиторов, председателем жюри которого я являюсь. И должен сказать, что большая часть этих партитур — случайные ноты. Может быть, та, а может быть, эта — автор, как правило, желающий казаться модным и актуальным, и сам никогда не заметит разницы. А Вайнберг, как утверждал Шостакович,  — и я с ним согласен, — «писал музыку кровью сердца».

Первым «Пассажирку» сыграл Вольф Горелик в 2006-м в концертном исполнении, потом ее исполнили в Новосибирске, а я участвовал в первой сценической версии оперы. Я стал играть Вайнберга, потому что дал обещание Александру Медведеву — либреттисту Вайнберга и Шостаковича. Шостакович в свое время заказал Медведеву либретто «Портрета», но потом музыку написал Вайнберг. Несколько лет назад, когда я работал на НФОР и готовил какие-то симфонии, ко мне после репетиции подошел поговорить очень пожилой человек, это и был Медведев. Мы пошли в кафе напротив, и он стал мне рассказывать о Вайнберге и Шостаковиче. Он мне ужасно понравился как человек, и я дал ему обещание поставить в Новосибирске обе оперы, но премьера дважды откладывалась. Позже, в Москве, где я играл с Musica Aeterna, ко мне подошел Паунтни и сказал, что ему ужасно понравилось и он хочет пригласить меня в Брегенц. А потом предложил поставить там Вайнберга и спросил, знаю ли я кто он такой. «Я-то знаю, а вот ты откуда знаешь Вайнберга?» — ответил я…

Постановка вышла удачная. Совсем не похоже на то, что Паунтни обычно делает с классическими операми. Это почти кинематографический реализм. Есть верхний мир — палуба корабля и нижний мир — концлагерь. Их объединяет одна лестница, с помощью которой герои перемещаются из воспоминаний в реальность. Прессу, впрочем, я еще не читал...