Интервью

«В зажравшейся Москве, в которой не существует никаких внятных критических платформ, нет проектов, которые выполняли хотя бы минимальную функцию рефлексии и экспертизы в искусстве. В Москве заниматься современным искусством решительно невозможно!» — так объяснил выезд фестиваля в Пермь создатель и идеолог фестиваля современной пьесы «Новая драма» и член клуба «Сноб» Эдуард Бояков. 

Фестиваль «Новая драма» появился в Москве 7 лет назад, как проект-лаборатория, где театр создавался буквально на глазах у зрителя. После читки новой пьесы следовало обсуждение, за обсуждением — круглый стол, за круглым столом — поэтический вечер. Фестиваль открыл много новых талантливых драматургов.  

«Придумывая этот фестиваль, мы понимали, как важно в рамках какой-то московской тусовки собрать энергии — драматургов и людей, которые занимаются современным театром. И эта задача была выполнена, — рассказывает об истории фестиваля Эдуард Бояков. — Сегодня театр — это жанр, который влияет не только на конъюнктурный театр, но и на смежные области, например, на современное кино. Достаточно назвать сценаристов Родионова и Клавдиева, которые пишут тексты для ведущих режиссеров — Хлебникова, Германики и Серебренникова. Энергия всего этого сейчас другая — можно уже говорить не столько об экспансии, сколько о поиске новых территорий. В этом смысле провинция — как раз то, что нужно современному искусству».  

В поиске новых территорий фестиваль «Новая драма» в прошлом году уже выезжал в Тольятти — идеальный, по мнению Боякова, город для развития современного искусства. «Это город, который не имеет истории, там нет музея деревянной скульптуры, архитектурных прелестей. С одной стороны, для культурной инфраструктуры — это гиблое поле, а с другой — ровно то, что нужно современному искусству. Оно же как раз и рождается из всех этих газгольдеров и труб, из такого вот урбанистического страшного ландшафта, пытаясь примирить человека с этим и объяснить, что с ним в таком городе происходит», — говорит он.

В этом году фестиваль едет в Пермь — новый центр российского современного искусства. Такой статус Пермь обрела во многом благодаря сенатору от Пермского края Сергею Гордееву, а также Марату Гельману и его выставке «Русское бедное», устроенной в Пермском речном вокзале.

В программе фестиваля среди прочего: спектакль «Парикмахерша» с Ингой Оболдиной, спектакль «Одноклассники» с Валерией Гай Германикой, а также показ и обсуждение ее кинокартины «Все умрут, а я останусь». Будет представлена и рэп-драма «Засада», главную роль в которой сыграет рэпер Сява, известный исполнением главного интернет-хита начала 2009 года «Бодрячком, пацанчики».

Писатель Владимир Сорокин презентует аудиокнигу «День опричника», а Михаил Дурненков, Юрий Клавдиев, Александр Родионов и Александр Гельман — отец Марата Гельмана — представят документальный проект «Мотовилихинский рабочий».

«Отдельным потрясением для меня был спектакль “Где-то и около” режиссера Дамира Салимзянова, — делится впечатлениями Эдуард Бояков. — Он из города Глазов, что в Удмуртии, с населением 100 тысяч человек — столько вмещает крупный московский стадион. Когда я посмотрел спектакль, у меня был шок, счастливый, настоящий. Я понял, что это не просто провинциальный прикол, который нужно показывать как бы рядом с серьезными московскими авторами, нет, это и есть самое интересное, что можно сейчас обнаружить в российском театре».

Пермский фестиваль пройдет с 20 по 24 марта, а основной фестиваль «Новая драма» состоится в сентябре в Москве. Однако, по словам Боякова, ему уже поступило предложение перенести и главную часть фестиваля в Пермь. «Мы подумываем об этом, и, возможно, так и произойдет», — говорит Бояков.

В преддверии «Новой драмы» «Сноб» опубликует несколько материалов, посвященных проектам членов клуба, которые будут представлены на фестивале. В течение всего фестиваля мы будем вести на сайте дневник «Новой драмы» в Перми.