Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Паперный

Владимир Паперный: Надо ли снимать паранджу

Иллюстрация: Софья Мироедова
Иллюстрация: Софья Мироедова
+T -
Поделиться:

Французский парламент запретил ношение паранджи. Тут возможны две реакции.

Первая: правильно, пусть едут к себе в Алжир и там носят что хотят, нечего в чужой монастырь лезть со своим законом. Паранджа — это символ подчинения женщины мужчине, когда только владелец женщины (муж) имеет право видеть ее лицо. Этот символ противоречит всем французским традициям.

Вторая: этот запрет противоречит всем французским традициям. Разве не Вольтер сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их»? И разве не французы пытались лезть в чужой монастырь со своим уставом, когда насаждали французскую культуру в Алжире? Что ж, теперь пусть испытают на своей шкуре, это только справедливо.

Первая реакция кажется мне более нормальной. Я за толерантность, но против глобального релятивизма типа «и те правы, и эти правы». Такая постмодернистская поза потеряла для меня всякую привлекательность. Я не готов отдать жизнь за чье-то право высказывать чуждые мне убеждения, и я не готов отказаться от своего права высказывать мои. Поэтому позволю себе сказать, что я думаю о ношении паранджи… в России.

Когда после долгого перерыва попадаешь в Россию из Европы или Америки, первое впечатление: до чего же восточная страна! Мне возразят, что если во времена Киплинга понятия Запада и Востока, может быть, и имели какой-то смысл, то сейчас поди разбери: Гонконг — это что? А Шанхай? А Дубай? На это я отвечу, что, хотя глобализация многое перемешала, по каким-то признакам Запад и Восток по-прежнему различимы. Из этих признаков назову три: архитектура, музыка и взаимоотношения между полами.

Так называемая «лужковская архитектура», вопреки распространенному мнению, не имеет отношения к постмодернизму и больше всего напоминает турецкие курортные гостиницы, тем более что именно турки все и строили. Интерьеры многих московских ресторанов и особенно звучащая там поп-музыка заставляют меня вспомнить иранские рестораны в Лос-Анджелесе. Что касается отношений между полами, приведу два примера.

1996 год. Передача «Добрый вечер». В гостях у Игоря Угольникова дуэт «Академия» — Лолита Милявская и Александр Цекало. Почему они столько времени живут и работают вместе, спрашивает Угольников, но до сих пор не женаты? В ответ Лолита произносит что-то шутливое: «Саша не хотел на мне жениться, потому что…» (причину не помню). Невинная шутка, но за ней я вижу целый жизненный уклад и связанный с ним стереотип: если мужчина и женщина находятся в каких-то отношениях, то женщина, безусловно, хочет, чтобы эти отношения превратились в брак, а мужчина этому сопротивляется. Это Восток в том смысле, что женщина в этих отношениях является товаром, который мужчина либо покупает, либо нет.

2003 год. Передача «Окна». Официальный секс-символ России (по его собственному утверждению) Дмитрий Нагиев многозначительно вещает в микрофон: «Мужчина имеет право изменять жене, а женщина (указывает пальцем на испуганную гостью) — нет!» То, что Нагиев с его иранскими предками так думают, не удивительно, но то, что фраза вызывает бурные аплодисменты, говорит, что гаремная ментальность все еще очень близка современному российскому мужчине.

Политическая корректность требует, чтобы здесь я добавил: нет правильных отношений между полами, есть разные культуры, и между ними нет иерархии, — но я этого не сделаю. Я человек западной культуры — и не только потому, что 30 лет живу на Западе. Мне и раньше были невыносимы патриархальные семейные отношения, которые я наблюдал и среди друзей, и среди родственников. Сами по себе патриархальные отношения нельзя считать прерогативой Востока, вспомним хотя бы викторианскую Англию. Тем не менее российские патриархальные отношения, на мой взгляд, носят отчетливо восточный характер: в них нет ни французской или польской галантности, ни британского джентльменства, ни итальянской романтики, но восточная жестокость есть.

Самое печальное, что многие российские женщины считают, что они очень хорошо устроились: «Мы будем поддерживать в этих дураках иллюзию, что они самые главные и что мы беспрекословно им подчиняемся, а сами будем потихоньку дергать за ниточки, и все будет по-нашему».

Типично гаремная психология. Пора снимать паранджу!

Комментировать Всего 67 комментариев

Владимир, не все так плохо. Мы двигаемся в правильном направлении.

Вероятно Вы помните классическую ситуацию, многократно описанную в анекдотах, рассказах и фельетонах советского периода. Муж после работы идет с друзьями в гараж и там они вдали от семьи распивают спиртные напитки  под звуки телевизора или песен Высоцкого. Ведут свои мужские разговоры о о жизни.

Так вот, с радостью докладываю: как раз на прошлой неделе, когда  ехал в гараж ставить машину видел сразу два (!) бокса, в каждом из которых сидели по три дамы среднего и молодого возрастов, пили пиво из пластиковых стаканов, слушали какую-то музыку и довольно громко бранились, говоря о жизни.

Боюсь, никакого правильного направления нет и в помине. Пьющие тётки – явление, присущее разнообразным географическим просторам, будьте уверены. Так, как пьют женщины на Дальнем Севере – это отдельная история. А в Средней Азии, любой среднестатистический аульный мужичонка до смерти боится свою жену, хотя в компании своих корешей бахвалится, нагоняя патриархального ужаса разве что на местную детвору. А как они пьют. Гадостную, вонючую, неясного происхождения водку, с оттопыренным пальчиком, ловко утираясь платком, повязывающим голову. А как они на войну ходят. С соседями. Ой. Не возжелайте, любезные, матриархата, ибо не ведаете, какого масштаба злые силы дремлют за всеми этими "феньками" родового строя. Не пора ли ужо хотя б к крепкому феодализму перейти.

Эту реплику поддерживают: Евгений Нерсесов

Елизавета Титанян Комментарий удален

Я думаю, посылать наложенным платежом во французский парламент. У них, кстати, и короны могли где-нибудь заваляться.

Эту реплику поддерживают: Александра Штаерт

Поддерживаю, до каждой запятой.

Женщины в России Вас врядли поддержат.  Кто из чувства сопротивления, кто по не информированности. Чтобы Вас поддержать, русским женщинам нужно не только ездить в Египет и в Турцию (вот где Восток по их определению) , нужно ПОЖИТЬ в Европе.

Чтобы сделать выводы, нужно иметь возможность сравнивать.

Хотя бы посредством Вашей статьи. 

Спасибо за поддержку, Ирина!

"Когда после долгого перерыва попадаешь в Россию из Европы или Америки, первое впечатление: до чего же восточная страна! " Ну а какая же еще по Вашему, а? Наши монгольские скулы? Да и понамешано из за просто географических особенностей нашей страны , в нас ох как много всего.

 А еще знаете чем так привлекательны русские женщины, даже не пресловутой своей красотой, а тем что мы восточные женщины с европейским лицом, а не это ли для среднестатистического мужчина идеал жены , та самая покорность и "паранджа".

восточные женщины с европейским лицом

Красивая мысль,но не более:-))

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

По-моему, нормальное и вполне архаичное мужское пожелание: снять что-либо с женщин.  Для начала, хотя бы паранджу.

Самое главное, не повторить при этом печальную судьбу Петрухи из "Белого солнца пустыни"...

Елизавета Титанян Комментарий удален

Владимир, ну начнет с того, что в передачах типа "Окна" бурные аплодисменты звучат, потому что специально обученные люди поднимают плакат "бурные аплодисменты", а специально приглашенная толпа хлопает. Так что это не к пониманию мироустройства россиянами, а скорее, к комплексам редактора передачи. И уж тем более, кем бы не называл себя Нагиев, но он точно не является человеком, чьё мнение может считаться авторитетным в каких-нибудь областях человеческих отношений. Поэтому ссылаться на него сложно. Да и потом, ведь не так плох патриархальный уклад жизни, как его штампы. Ведь по сути, патриархальным является уклад и в России, и на всех Востоках, да и Европа в абсолютном своём большинстве совершенно "патриархальная" территория. И большинство знакомых и друзей нашей семьи, независимо от того, живут они счастливо или не менее счастливо развелись, никогда не поднимали вопросов равенсства брака или "забитости" женщин.

Есть определенная проблема: это проблема уважения между людьми в браке или отношениях, но мне кажется, что это те проблемы, которые люди, если так можно выразиться, "заслуживают". Например, когда молодые девушки выходят замуж за кошелёк и дом на Рублёвке - глупо устраивать сцены, что тебе воспринимают как дорогой предмет интерьера с соответствующими правами. Или когда позволяют себе говорить и выслушивать оскорбления от партнера и считают это само собой разумеющимся.

Россия действительно восточная страна с разными монастырями и где-то в силу воспитания или обычаев (как мусульманских, так и, например, старообрядческих) женщины действительно имеют отличные от мужчин права, и если они считают для себя это различие нормальным, то пусть так и будет. Но я совершенно не согласен, что в больших городах, особенно, в Москве, есть много женщин, которые в силу убеждений, а не в силу черт характера и привычки, всерьёз заморачиваются вопросами патриархального устройства и домостроя.

P.S. И да, снять что-то с женщины - это наше всё! :-)

Эту реплику поддерживают: Александр Ботов, Евгений Стариков

Сегодня они носят паранджу, а завтра будут забивать камнями за супружескую измену.

У меня  вопросы к Культурологу Владимиру Паперному: 

- Общались ли Вы с женщиной, носящую  паранджу? 

- Жили(не отдыхали, а именно жили) ли Вы в мусульманских странах, общались ли Вы с местным населением относительно данного вопроса? 

Хороший вопрос. Сильный. Но он о другом.

Но не отвечать на подобные подмены - опасно.

1 Начнем с того, что в странах Востока подобие паранджи было придуманно за долго до ислама. Носили ее и мужчины и женщины. Солнце около 50 градусов ( Москвичи уже могут догадываться как это:))Сильнейший верер , несущий песок. Песок ранит лицо, делая глубокие царапины. Поэтому закрывание лица было вынужденной мерой. И только вслед за тем, Мужчина возвел это в ранг ВЛАДЕНИЯ женщиной, отдам калым, женюсь и буду созерцать.

2 Безусловно, даже образованным женщинам трудно снять с себя платок. Вы в этом ПРАВЫ!!! На нашем факультете работает арабская женщина, давно уехавшая и живущая в западной стране. С ее слов " я без платка чувствую себя - ГОЛОЙ!"

Это действительно проблема. Проблема насилия в детстве. 

Так же как в любой семье, при неправильном воспитании , ребенок не знает как ему вести себя с сексуальной точки зрения. Где грань распущенности и воспитанности. До каких пор растегнутая блузка вызывает восхищение, а после какой пуговицы начинается вульгарный призыв?

Вопрос более глобален. И он глобален сейчас для Европы более , чем для России. 

Как в сказке про Лису и Зайца. Лиса попросилась к Зайцу пожить , да его же и ВЫГНАЛА.  

Люди в паранджах просят приюта в вашем доме, на Ваших условиях. А потом хотят чтобы Вы приняли все те черты, от которых они бежали. 

Государствам пора давно озадачиться, как это делает сейчас ( с запозданием Германия) - подписывать докумен о ДОБРОВОЛЬНОМ желании присоединиться к гражданам и ДОБРОВОЛЬНОМ уважении культуры и обычаев

Никто никого не насилует. Но если Вы приезжаете в страну, значит Вас это устраивает? Что случается потом? 

К вопросу "А Вы сами жили?"  Отвечу вопросом " А Вы сами пытались пройти со своей женщиной по Кабулу? По Дамаску? По Египту ( не в туристической части)?  Ваша дама была в мини, в топике и держала Вас за руку??

Даже в продвинутой Индии ( где не так много мусульман) люди не ходят за руку.  Только Сикхи в силу своей исключительности ( и вооруженности автоматом) позволяют своим женам держать их за руку.

Россия в этом вопросе УНИКАЛЬНА. Она на стыке культур. Иначе , как объяснить феномен войны 12-го года? 

Эту реплику поддерживают: Александра Штаерт

большой ответ, из которого я ничего не почерпнул. 

Ваше отношение к этому(Софи Лорен)? 

П.С. 

да, я жил в мусульманской стране. да, я общался с мусульманами(с людьми, а не с политиканами или фаннатиками) по этой проблематике.  и ничего даже близко нет тому, что тут написано!!!

И что это доказывает? Только то что у всех свой опыт. Что проблема не так проста. И что обсуждать нужно ДВУСТОРОННЕ.

Ну не почерпнули, значит жили почти там же. Вы же с живым человеком общаетесь, а не с Б-гом. В Торе и Библии тоже прописные истины. Но многим глаза открывает.

Кто же спорит, что платок или сари - красит женщину.

Отношение к женщине в России, по крайней мере в известной мне ее части, не такое уж и восточное. Не стоит преувеличивать.

А что касается "патриархальной семьи", лично я глубоко уверен - без семьи общество деградирует. Что мы, собственно, и наблюдаем. В передаче "Окна", в частности.

Мне вот даже после возвращения из Европы кажется, что такого количества огаленных женщин, как в Москве, я больше нигде не видела. Женская грудь, ноги, животы, попы - все выставлено на показ. Кого удивишь или шокируешь сегодня глубоким декольте? Восточные женщины отдают себя во владение одному мужчине. В России мне , увы, кажется, что многие девушки, женщины, бабульки готовы предложить себя каждому.  Главное, что есть выбор.  Остальное - дело морали. Вопрос Парижа для нас не актуален, так как проблемы " паранджи" у нас нет.

Полина, слово "паранджа" употреблено у меня метафорически. Проблема паранджи как проблема отношения к женщине как к товару в России есть. И выставляемые напоказ "груди, ноги, животы и попы" только подтверждают это.

Эту реплику поддерживают: Александра Штаерт, Irina Singh, Тата Донец

Владимир,  я понимаю Вашу метафору, просто я  не согласна с тем, что проблема "паранджи" для нашего общества актуальна, как проблема обмена женщиной своей свободы на определенные благополучия в браке.   Мне кажется, что многие сегодняшние проблемы идут от того, что  в России за последние 30 лет  разрушилось правильное отношение к семейным ценностям.  Легко сказать, что женщина превратилась в товар. Но, увы,  женское поведение - это калька с мужского. 

Полина, "женское поведение - это калька с мужского" — согласен. Но именно это мне и кажется не совсем нормальным, это опять форма зависимости, не так ли?

Снова не соглашусь: это модель поведения, характерная практически для любого общества.  Когда женщина занимается какой-либо работой, традиционно считающейся мужской, это ведь тоже калька. Но только в данном случае говорят о женской свободе, а не наоборот.

Милая Полина. Вы нажали в ДЕСЯТКУ.

Наши особенно бабульки :((( увы, готовы себя предложить каждому ( в услужение)

Потому что их бабулька меньше 700 евро не получает (=28 000 руб), их малолетка на пособии имеет бесплатное жилье и от 40 фунтов в неделю ( если эммигрантка) и 120 (если британка)

Зачем ей продаваться? Она сыта и пьяна. (Пьяна - это не присказка)

http://newtimes.ru/articles/detail/4919/

В российской глубинке - зарплата 4000-6000 и все равно бригадир пристает. :))

Париж, Вена, Лондон....мы гуляем по тем улицам которые знаем. А если зайти , куда нельзя!? А если взглянуть , как живут "на дне"?

Разница в том, что там есть расслоение. В России - ровное дно. 

Экономическая ситуация делает людей либо благожелательными , либо агрессивными. 

У Вас нет проблемы с паранджой. :)) Это не упрек. Это отрадный факт.

Эту реплику поддерживают: Полина Шершнева

Надо ли снимать паранджу

Это вопрос к Нелли Шульман,вернее к ее колонке.Паранджа весьма сексуальна на мой взгляд,конечно только когда ты точно знаешь кто за ней:-))

Хммм... А я-то думала, что сексуальность паранджи как в загадочном содержании и заключается, в просторе для фантазий, так сказать...

Безусловно так и есть,просто интереснее играть когда знаешь исход:-))

Безопаснее, соглашусь, но вряд ли интереснее.))

Ольга,в игре меня привлекает сама игра,а отнюдь не результат,при условии что он положительный конечно:-))

Реакция Вайсермана в положительности не радует.
А вдруг там крокодил?

Поэтому и разрешено 4 жены. Попытка - не пытка. Зато отпадает надобность в прислуге.

Вы знаете, Михаил, с точки зрения техники - можно ведь и не снимать. Результат будет достигнут, а интрига - останется.

Эту реплику поддерживают: Наташа Барбье, Liliana Loss

И это возможно,Нелли,соглашусь с Вами,но скорее всего,в моем случае,оставшаяся интрига разрушит послевкусие,знаете,я все же сторонник хеппиэндов:-)

Не то, чтобы я была любителем этого автора, но все же сказано хорошо:

""Ты - моя" сказать лишь могут руки, Что срывали черную чадру".

Это про любовь,Нелли,а к Вам я апеллировал именно как ведущей колонки "Секс".

Так Вы же, Михаил, сами написали, что являетесь сторонником хэппиэндов. А хэппиэнды - они, должна Вас разочаровать, не про секс:).

"После соития всякое животное печально"???Есть другая версия - секс дело веселое - не встал,похихикали и баиньки.Вы меня не разочаровали,Нелли,скорее наоборот,повеселили:-)

Если повеселила - то рада!

Руки сорвали чадру. Разорвали одежду. Ее черные глаза застыли от испуга. Крик застыл в горле.

Хозяин насытившись поднялся. "Теперь она ваша" - бросил он охранникам, за грязной занавесью. 

Мечта!?

- У Вас есть ночная рубашка длинной пять метров?

- Зачем такая длинная?

- А мой Моня физик-теоретик его интересует сам процесс.

Мустафа наш муженек

Что привез нам - покажи!

Новомодные, в цветочек, 

От Диора паранджи.

Я возьму на себя смелость утверждать, что по-настоящему патриархальных семей Вы не наблюдали, если бы наблюдали, то никаких отрицательных впечатлений они бы у Вас не вызвали. Увы, на Снобе уже нет Ивана Охлобыстина, который мог бы много чего действительно полезного поведать о патриархальной семье, об ее укладе, о роли женщины в семье священника - самой патриархальной семье. Но, возможно, редакция смогла бы пригласить другого Батюшку, чтобы он пролил свет на действительное, а не искаженное советскими и псевдозападническими (на западе патриархальная семья также счастлива и крепка, как и на востоке, в Индии или в Анголе) представлениями. Женщины в большинстве своем, как раз утратили способность подчиняться, нас долгие годы убеждали в том, что это самое ужасное состояние для свободной и целостной личности. Но только один нюанс - подчиняться первому встречному или подчиняться Любимому всем сердцем, всей Душой, без оглядки на мнение окружающих только ради Любви мужа и счастья детей.... Подчиняться, но при этом иметь чувство собственного достоинства, иметь твердые убеждения и чистую душу. Рядом с такой женщиной любой мужчина станет и джентельменом, и романтиком, и прекрасным мужем, и заботливым отцом. И не важно каково благосостояние семьи, если в ней царит Любовь, преданность и забота.

И еще, уверяю Вас, нет причин печалиться о всех русских женщинах, ну право же.... И хотя Россия безусловно часть восточного мира - это не плохая часть, а другая.... И в "парандже" она никогда не была, чтобы ее снимать.

Эту реплику поддерживают: Виталий Гончарук, Евгений Стариков

Юлия, я наблюдал по-настоящему патриархальную семью в течение многих лет и часто жил в ней. Это семья родителей моей мамы. Оба окончили Московскую консерваторию, оба Православные. Дед, Николай Озеров, был еще композитором, его музыка до сих исполняется в московских церквях. Я очень любил их, и при этом всегда (с раннего детства) был в ужасе от ужасного окрика деда, поставленным басом, "Сима!!!" — если бабушка делала что-то не то — от от ее испуганного забитого взгляда. О ее судьбе я не могу не печалиться.

И для Вас одна несчастная семья перечеркнула многовековую традицию? Тогда, что говорить о семье вообще? а один убитый в какой-то семье ребенок должен отвратить от чего?

Действительно, поверхностность Ваших суждений удивляет, не сказать резче...

Однако же речь о крестьянке Затеяли мы, чтоб сказать, Что тип величавой славянки Возможно и ныне сыскать. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц, Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит - рублем подарит!» Идут они той же дорогой, Какой весь народ наш идет, Но грязь обстановки убогой К ним словно не липнет. Цветет Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. И голод и холод выносит, Всегда терпелива, ровна... Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна! Платок у ней на ухо сбился, Того гляди косы падут. Какой-то парнек изловчился И кверху подбросил их, шут! Тяжелые русые косы Упали на смуглую грудь, Покрыли ей ноженьки босы, Мешают крестьянке взглянуть. Она отвела их руками, На парня сердито глядит. Лицо величаво, как в раме, Смущеньем и гневом горит... По будням не любит безделья. Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать. Такого сердечного смеха, И песни, и пляски такой За деньги не купишь. «Утеха!» Твердят мужики меж собой. В игре ее конный не словит, В беде - не сробеет,- спасет; Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Красивые, ровные зубы, Что крупные перлы, у ней, Но строго румяные губы Хранят их красу от людей - Она улыбается редко... Ей некогда лясы точить, У ней не решится соседка Ухвата, горшка попросить; Не жалок ей нищий убогий - Вольно ж без работы гулять! Лежит на ней дельности строгой И внутренней силы печать. В ней ясно и крепко сознанье, Что все их спасенье в труде, И труд ей несет воздаянье: Семейство не бьется в нужде, Всегда у них теплая хата, Хлеб выпечен, вкусен квасок, Здоровы и сыты ребята, На праздник есть лишний кусок. Идет эта баба к обедне Пред всею семьей впереди: Сидит, как на стуле, двухлетний Ребенок у ней на груди, Рядком шестилетнего сына Нарядная матка ведет... И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ!

Наизусть процитировали или у Вас на яхте полное собрание сочинений Некрасова?

У меня на яхте хороший интернет:-)

Хотя и наизусть я много чего знаю и не только у Некрасова. 

Дело же не в тексте как таковом, можно выучить и ничего не понимать или не видеть, что в нем нужно выделить и понять. К примеру чего не хватало в характере Вашей бабушки. А в этом тексте очень ярко и ёмко описан именно характер и нрав успешной в семейной жизни женщины.

Поверхностность взгляда на любое явление, оказавшееся в центре внимания снобовского колумниста, очевидно является особенностью этого издания. Особенно сразили наповал примеры телепередач 1996 и 2003 годов. Кто такая Лолита? Кто такой Нагиев? Культура-13? Культура-йок. 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Анастасия, я хотел привести несколько примеров из XVII века, потому что суть явления не изменилась, но потом решил, что не все хорошо помнят русскую историю. В 1996 году Вам было 25 лет, в 2003 — 32. Я не верю, что Вы не смотрели ТВ в эти годы. Можно было кое-то и запомнить. Может быть Ваш тип забывчивости и называется Культура-йок?

Безусловно, указание моего возраста в каждом из упомянутых Вами годов, это – ярчайший признак Вашей воспитанности и высокой культуры ведения беседы. Я в восторге, честно. Я также понимаю, что Вам очень трудно поверить в то, что чья-то жизнь проходит не у телевизора. С памятью у меня, кстати, тоже всё отлично. И Вам всего доброго.

Уважаемая Анастасия, а по существу дела у Вас есть какие-нибудь мысли? О положении женщины на Востоке и Западе? О патриархальной семье? О решении французского парламента? О парандже в прямом и переносном смысле? О том, как Вы видите свою роль в отношениях с мужчинами? Я был бы благодарен, если бы Вы этими мыслями поделились. 

А как же.

Владимир, я считаю решение французского парламента правильным. Но считаю вопиюще глупым Ваше предположение о том, что: "Тут возможны две реакции." Надо полагать, люди, согласные с решением парламента у Вас укладываются в стереотип европеоидного жлоба, любителя погундеть на тему "Понаехали тута." О чём свидетельствует Ваша трактовка первой реакции: "Правильно, пусть едут к себе в Алжир и там носят что хотят, нечего в чужой монастырь лезть со своим законом." Я ни разу не сомневаюсь в том, что представители быдла повсюду имеются в подавляющем большинстве, но уж тогда старайтесь описать весь спектр мнений, что едва ли возможно. Или, как минимум, панорамируйте шире, а то чувство возникает такое, что это написано для почитателей Лолиты и Нагиева. Забавно Вы себе представляете здешнюю аудиторию.  

.

Ещё раз. Я считаю решение парламента правильным, потому что ношение паранджи – это недвусмысленное свидетельство ДИСКРИМИНАЦИИ по половому признаку, что противоречит КОНСТИТУЦИИ страны, на территории которой это дело происходит. И ничего другого. Никаких там "французских традиций", и никаких там других подтасовок понятий быть не может. Ну, разве что, в качестве обывательской трепотни в дешёвом пабе (так и до пивного путча полшага).

.

Паранджа, уважаемый Владимир, совсем не "символ подчинения мужчине", как Вы пишете. Это – даже не звезда Давида, нашитая на рукаве жителя Варшавского гетто. Это мешок, в котором передвигается собственность самца. Не слишком ли это вольное "постмодернисткое" прочтение пылкого вольтеровского изречения – признание рабовладельца в своём праве и умереть за то? На территории демократического государства?! В двадцать первом веке?! Я отношусь к решению французского парламента, как к серьёзному шагу в препятствовании созданию изолированных внутригосударственных общин, живущих вопреки Конституции и государственным законам, ибо считаю такие изолированные сообщества опасными (в самом прямом смысле) и затруднящими личное развитие Человека и, как следствие, человеческого общества. [Здесь моя очень личная оценка сопутствующей религиозной составляющей.]

.

По поводу "восточности" России. Я, в данном случае, против использования эвфемизмов, а потому правильней считаю сказать "отсталости". Но я с Вами согласна в том, что отсталость эта, на бытовом уровне, проявляется этаким "восточным" манером, что совсем не ассоциируется у меня с перечисленными Вами телепередачами. На эту тему можно писать бесконечно долго, и скучно не станет – ни читателю, ни писателю. Проявления столь яркие, и иной раз такие комичные, с точки зрения человека, выросшего на ценностях европейской культуры или, скажем, культуры Дальнего Востока, что незамедлительно с языка срывается резкая оценка: да ведь это – ВАРВАРСТВО. В ней превалирует эмоциональное признание иррациональности такого типа культуры, её разрушительной силы, и того вреда, который она причиняет свом рабам.

.

Простой пример. Ношение длинных одежд в два-три слоя, сделанных из говённой синтетической ткани с добавлением люрексовых и металлических нитей на открытых пространствах под палящих солнцем, при температуре свыше сорока пяти градусов по Цельсию, знаете ли, здоровья обладательнице такого "прикида" не добавляет, и воздуха, не озонирует. Потная тётка сверкает, аки сусальная кукла, но нестерпимо воняет. О типичном наборе её заболеваний можно, наверняка, прочитать в отчётах "Красного Креста", и других похожих организаций помельче.

.

Это – одна из ключевых "загадок" восточного мира, в котором подавляющее большинство живёт за всеми мыслимыми порогами нищеты, но хочет сверкать, как сказочная знать, и тянется изо всех своих сил к "прекрасному", которое понимает самым примитивным образом. Именно эта особенность и присуща большинству из тех, кто побывал под совковым игом. Жить по горло в нечистотах, не иметь на кусок хлеба, но сверху блестеть, а то – "шо люди подумают"! В этом смысле женская часть населения конечно предоставляет возможность наблюдать это явление в полном его масштабе.

.

Раз уж Вы завели речь о телевидении, то манера себя вести и одеваться российских телеведущих оглушает не только безвкусицей, но и неуместностью. Не далее, как вчера, в спортивном клубе, украшенном пятью десятками телевизоров (а то как без телеящика-то физкультурой заниматься – ну никак нельзя!), я видела некую передачу (звука не слышала), которую вела сумасшедшей красоты Девуля. Она была в кровавом панбархатном платье с гигантским декольте, в котором было предостаточно для обозрения, а на ломберном (почему-то) столике громоздились сталинского ампира стеклянные вазоны, в которых возвышались горы винограда и прочих фруктов. Девуля сидела в позе, которой могла бы позавидовать любая представительница древнейшей профессии, демонстрируя нечеловеческую гибкость, а также ноги в ажурных чёрных чулках и не менее ажурных чёрных туфлях на неправдоподобно высоком каблуке. Как выяснилось позже (меня просветили любители телевизорной музыки жизни), программка эта была образовательной, возможно даже, для детишек что-то. А и то! Пацанам вон, лет в одиннадцать в старину заботливые и зажиточные родители баб покупали на "попробовать". Оно и неплохо, в общем-то. Но посреди бела дня, в телеящике это выглядит несколько "восточно". Правда, должна признать, в этом смысле, российскому местечковому ТВ далеко до турецких коллег по цеху. Не стану живописать. Кто видел – тот поймёт меня.

.

Однажды в детстве, в южно-украинской степи, мне довелось видеть изумительных людей. Это были цыганские всадники, мчащиеся вдоль дороги в густой, высокой траве. В закатном солнце они казались инопланетянами в своих блестящих рубахах, с широкими улыбками, полными сияющих золотых зубов. Вот это жизнь! Сами собою довольные, уверенные в собственной неотразимой красоте, они пронеслись мимо, аж дух захватило. Но вот, надо же, у меня с тех пор стойкое отвращение ко всему, что блестит. 

.

Теперь в Совке ближайшим родственником цыганистого "барона" в перстнях, является Мужчина С Барсеткой, который носит непременно стоптанные модельные туфли с чудовищно узкими носами, от одного взгляда на которые начинаешь подозревать, что недостаток мужественности компенсируется длиной передней части ступни. Он – прораб, он – завскладом на станции Кукуево, он – менагер (не менеджер!), он – неовизантиец, который знает двадцать иностранных слов, и, удивляясь, повторяет с интонацией волнистого попугая "Вау!", он - даже дантист из подвальной стоматологии в спальном районе, которая обычно называется "Престиж", а в рекламных листовках которой можно лицезреть порноактрис с профотошопленными лошадиными зубами. Вы хоть понимаете, Владимир, что значит для Совка название "ПРЕСТИЖ"? Это Вам – не "ООО Алёна". Это – ого-го! Вы понимаете, сколь могуче звучит название обувного магазина у конечной станции метро - "Ажиотаж"? Вы б и сами ажиотировались, когда б увидели товар. Варварский восток почитает и буквально обожествляет иностранное, но именно ту часть, которая блестит и звучит фонетически богато, но малопонятно. 

.

Касательно поведенческих "восточных" парадигм. Добросовестному исследователю стоит оказаться в каком-нибудь кафе "Гагры", почти в сердце столицы, например, в субботу, на обычной свадьбе обычных россиян. Там Вам в лицах и щедро растолкуют и про женщин, и про мужчин, и не забудут продемонстрировать все ценности варварского мира, если только наряд милиции не поспеет вовремя. 

.

Чтобы не увеличивать и без того пространный комментарий, я отвечу Вам на остальное намного короче. О "положении женщины на Востоке и Западе"? Отличный вопрос. Ну, буквально на пару слов в ответ. Ну вот Вам пара слов про Восток, для начала.

.

О патриархальной семье. Тоже, совсем неслабо. Хотя и не вижу особо значимой связи с поднятой Вами темой. Но как только будет возможность и время, и в случае, если Вы уточните свой вопрос, постараюсь ответить. А ещё лучше, не уподобляйтесь Мужчине С Барсеткой, пишите сами. Я здесь в парандже и вообще – подписчица. 

Анастасия, очень рад, что, во-первых, на фотографии вместо непонятного текста появилось человеческое лицо, и во-вторых, что если отвлечься от Вашего язвительного тона, мы почти во всем согласны. У Вас что-нибудь написано про Ваше детство в южно-украинской степи? Хотелось бы прочесть.

Владимир, и мой тон, и появление фотографии не случайны. Мы с Вами действительно говорим об одном и том же. Но я против упрощения. Есть ещё "пунктик". Я против упоминания тех, кто упоминания не достоин. И тем более культорологами. Кому ни покажи физиономию истерика с прямоугольной щёткой усов – все узнают Гитлера. Тонны литературы, миллионы фотографий. Но только единицы узнают лица Рауля Валленберга и Ирены Сендлер. Точно так же гражданку Милявскую узнает любая жертва телевизора, но не Фёдора Конюхова, например. Хотя я, может быть, излишне резка, сравнивая российский карликовый "шоу-бизнес" с фашистским бонзой. Но вреда и от тех, и других предостаточно.

.

И спасибо за интерес, но нет, я мемуаров не пишу. О Южной Украине у меня ничего нет, есть об украинцах, но это – кинодраматургия, её читать сложнее, чем прозу. 

Я не могу поставить зак равенства между паранжей и угнитением женщин.

В Лондоне многие молодые мусульманки делают это по доброй воле, чтобы освободить себя от мужского внимания. Говорю это, потому что многие из них - вовсе не из мусульманских строгих семей.

А вот российское отношение к женщине подлое. Дескать на тебе цветы на восьмое марта, за что давай мне индульгенцию относиться к тебе как к животному 364 дня в году.

И, наконец, о французах. Где пропал Вольтер, когда там не только паранжу запрещают, но и каникулы чиновников задерживают по причине.... того, что жена президента снимается в кино и президент вынужде задержаться в Париже. Это не запад, это - совок.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Виталий Гончарук

А я не могу поставить знака равенства между членством в клубе "Сноб" и малограмотностью. 

"Французский парламент запретил ношение паранджи. Тут возможны две реакции."

Согласен со всем за исключением самой первой, вышеприведенной фразы.

Реакций может быть больше. Например, моя реакция:  запрет на ношение паранджы и запрет на неношение паранджы  - суть явления одного порядка.  Не знаю восточного ли, но не слишком цивилизованного,  по-моему.  Регулирование формы одежды не должно, на мой взгляд, входить в компетенцию парламента. И вообще в чью бы то ни было компетенцию, если речь идет о демократическом государстве. 

Мне кажется,  что связь этой темы с последующим рассказом о российских реалиях неочевидна.

Веничка Ерофеев хорошо написал про раскрепощенную женщину востока, как о знамении нового золотого века

Диоген погасит свой фонарь. И будет добро и красота, и все будет хорошо, и все будут хорошие, и кроме добра и красоты ничего не будет, и сольются в поцелуе...     - Сольются в поцелуе?.. - заерзал Семеныч, уже в нетерпении...     - Да! И сольются в поцелуе мучитель и жертва; и злоба, и помысел, и рассчет покинут сердца, и женщина...     - Женщина!! - затрепетал Семеныч. - Что? что женщина?!!!..     - И женщина Востока сбросит с себя паранджу! окончательно сбросит с себя паранджу угнетенная женщина Востока! И возляжет...     - Возляжет?!! - тут уж он весь задергался.     - Да. И возляжет волк рядом с агнцем, и ни одна слеза не прольется и кавалеры выберут себе барышень, кому какая нравится, и...     - О-о-о-о! - застонал Семеныч. - Скоро ли она? Скоро ли будет?.. - и вдруг как гитана, заломил свои руки, а потом суетливо, путаясь в одежде, стал снимать с себя и мундир, и форменные брюки, и все, до самой нижней своей интимности...

Венедикт Ерофеев, Москва - Петушки

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный

Елизавета Титанян Комментарий удален

Елизавета Титанян Комментарий удален

Точно, в смысле, именно эта цитата по делу. Я имел ввиду её включить, но упустил; спасибо за поправку. 

Миша Белецкий Комментарий удален

Разве не Вольтер сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их»?

Видимо, нет.  Точнее -  не совсем эту фразу.

Когда Ахмидинежад выступал в Колумбийском университете, и я писал ректору возмущенное письмо (возмущенное поведением ректора :)), мне нужна была эта цитата точно по английски, я провел несколько часов на интернете,  и вот, что, в конце концов, я прочел здесь (привожу мой перевод на русский):

"Эта фраза была изобретена позже и впервые появилась в книге "Друзья Вольтера, изданной в 1906 году и написанной Evelyn Beatrice Hall под псевднимом S[tephen] G. Tallentyre.

Сама Холл заявляла позже, что она перефразировала слова Вольтера из его "Эссе о Терпимости". `Think for yourselves and let others enjoy the privilege to do so too.''. Холл умерла в  1919. 

Норберт Гутерман в своей книге  A Book of French Quotations(1963), предположил, что возможный источник этой цитаты это строка из письма Вольтера от 6-го февраля 1770 года, адресованного М. ле Рише (Riche):

"Monsieur l'abbé (Господин аббат?), мне противно то, что Вы пишите, но я отдал бы жизнь, чтобы у Вас возможность продолжать писать"

``Monsieur l'abbé, I detest what you write, but I would give my life to make it possible for you to continue to write.''

Степан, спасибо за исчерпывающую информацию!

Be my guest! :)

Я давно искал повода поделится "знанием" :)

+100 всегда делитесь!
Идеальная патриархальная семья

Чтобы понять всю глубину явления, необходимо патриархальный уклад сравнить с матриархатом. И особливо – с восточным. Вы, Владимир, не представляете даже, что бы сделала на месте этого кузнечика настоящая восточная матрона (о настоящести читайте у Злобина, в вопросах).

все верно...

Такое вот мнение про Россию "Внешне посмотришь - вроде белые, а зайдешь к ним домой - ковры, диваны и халаты, чистая азия..." - слова моего бывшего начальника в 1995 году. Умный персонаж - семь языков, на русском говорил без акцента, бывший начальник группы переводчиков при Рейгане..