Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Андрей Наврозов

  Андрей Наврозов: Диснейленд тщеславия

Я хотел озаглавить эту статью «Про этику», в память о поэме Маяковского, в которой автор заменил слово «любовь» многоточием — впрочем, только на первой странице

+T -
Поделиться:

На последующих страницах поэмы «Про это» Маяковский не только с охотой пользовался кокетливо табуированным словом, но даже, подобно курортным сутенерам, предлагал вниманию читателей фотокарточки возлюбленной. Такая неустойчивость нравственной концепции была характерной для первого поэта Большевизии, как вообще характерна она для VIP всех времен и народов. Когда дело доходит до этики, важная персона почти всегда неваляшка, что и подразумевается в евангельской притче о верблюде, хронически неспособном к поступательному движению в направлении игольного ушка.

Фото: Саша Гусов
Фото: Саша Гусов

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 185 комментариев
Интернет - лекарство от депрессии.

Спасибо, Андрей

В одной из моих ранних статей о зарождающемся Интернете (точнее - WWW) под названием "WWW - Мировая Паутина Самиздата"  в Огоньке начала 90-х я написал, что "Интернет - рай для графоманов", правда, не вкладывая в это сильного негативного смысла, так как не считаю, что это плохо. Лучше писать никому ненужные романы и статьи и публиковать их в блоге, чем пить горькую, впадая в дикую депрессию. 

Юрий, а зачем их читать? Я и до интернета их не читал. Графоманы пишут для себя и для тех, кто хочет их читать. Славо Богу,  есть столько интересного читать, что не надо себя утруждать чтением того, что - ад. Я правда, на своей ветке обещал прочесть Елизарова, но и то - не бесплатно :)

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина, Мария Цыплакова

для того, чтобы прочесть, необходимо найти... это как в библиотеку через мусорную свалку ходить, а то и читать там же.

Эту реплику поддерживают: Михаил Бебуров

Юрий, при всем моем искреннем уважении к Вам: может быть не интернет виноват? Может быть лучше ходить в библиотеку не через мусорную свалку, а через парадный вход? Только не говорите, пожалуйста, что "парадный вход завален свалкой". Я видел много библиотек  в своей жизни (мне 60 лет), начиная от моей любимой Тбилисской публички, в которой, в отличии от Ленинки, можно было получить все, кончая ГПНТБ и Городской библиотекой Нью-Йорка, и лучше библиотеки, чем Интернет, я не знал и не знаю. 

Чем хорош Интернет - в  него можно не ходить, а продолжать ходить в библиотеку, что я периодически  и делаю :)

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина

только не рассказывайте мне, Степан, про то, как город выглядит с рекламными щитами и без, с красивыми домами и уродскими, с мигалками и воздушными шарами... я, между прочим, интернет не виню, но и панацеи от депрессии в нем не нахожу. интернету, как и городу, да всему, что человек производит, нужна периодическая чистка. 

п.с. кроме того, вы уникум.

Юрий, при чем здесь город и щиты? Я про них и не рассказываю. Мы, ведь, про библиотеки :)

Я серьезно считаю,  что призыв чистить интернет очень опасный, но, к сожалению, людей, облеченных властью и желающих его чистить очень много, начиная от Китая, кончая Россией. Только что был статья Носика на эту тему

"п.с. кроме того, вы уникум." - А я не переходил на личности :)

Эту реплику поддерживают: Саша Рязанцев

я люблю город, так же как вы интернет, даже Москву люблю, но мне в городе Москве страшно мешает визуальный шум. город ведь не только из домов состоит, но и из рекламных щитов, да много из чего. в цивилизованном городе пропорция между щитами и домами организована и постоянно корректируется. вы нарисовали образ прекрасно устроенной библиотеки, в которой один только запах книжных страниц излечивает посетителя, но в реальности это безумный "шанхай", в котором не найти дороги без местного поводыря.

когда я говорю чистить, то не имею ввиду запрет, но разумную организацию, при которой хотя бы в пределах одной страницы глаз не будет нервно подергиваться. что до графоманов, то эта категория околотворческих личностей обладает особой способностью мимикрировать под творчество настоящее, так что мое сравнение дома с забором здесь не годится, вы правы. вот вам улица, "у лица домов", а там пойди разберись, кто есть кто, с каждым знакомиться надо, чтобы оставить в друзьях одного.

Юра, так я и написал, что человек, который приехал в Нью Йорк и не успел разобраться в системе городского транспорта, будет жутко ругаться. Куча моих друзей из Москвы, приехав в первый раз в Нью Йорк кроют благим матом и метро и автобусы, но в них есть своя логика и когда они ее постигают, то меняют свое мнение.

Ну, вот, обещал не говорить про город ...

Я к тому, что интернет не так плохо устроен, как кажется. При том немыслимом объеме информации, которую он содержит, я вообще восторгаюсь тем, как все это работает и работает настолько надежно и удобно. Интернет - восьмое (или какое там по счету) Чудо Света. 

Удивительно не то, что в нем что-то иногда плохо работает, удивительно, что он вообще существует и работает. 

PS:  Я город тоже очень люблю. Особенно Нью Йорк. 

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина, Максим Цыганов

Нью-Йорк - очень разумный город. но ведь это не значит, что его благоустройством можно больше не заниматься. есть в нем места, куда вообще лучше не заглядывать, а до Джулиани там даже на Пятой авеню легко было в глаз схлопотать.

интернет - чудо. и чудо-юдо тоже.

Давай(те) я соглашусь, что Интернет, как и Нью Йорк можно сделать еще лучше :) Но не надо убирать из него НИЧЕГО.  Какой-нибудь будущий великий психолог решит провести исследование психологии графоманов и будет рад, что мы ничего  не убрали :)

Степан, не говорим ли мы об одном и том же, если понимаем слово чистка как чистку одежды, а не рядов? 

Я бы хотел так считать, но

мы начали спорить не об интернете, а о графоманах. Я их защищал :)

Уверен, что есть много людей, которые считают мою писанину на Снобе графоманством (графоманией), но не стирать же теперь мой блог из-за этого! Я его так пестовал! :)

так и я этого не предлагаю, напротив, сожалею о чьих-то стертых блогах.

но я, рассуждая о мусоре, чистке и дезинфекции, пытаюсь на самом деле определиться с организационными конструкциями, в которых сугубое графоманство зависало бы пустым словоблудием в интерколумниях (последнее слово - для Наврозова), не подменяя собой ордер: "брань на вороту не виснет". 

Зря Вы так о Елизарове.В голове у него может и не все в порядке,но пишет он очень хорошо.Не знаю,как одно с другим совмещается.

Сергей, я не спорю и не спорил с тем, что он пишет очень хорошо. Я в это ВЕРЮ! Я написал,  что

Славо Богу,  есть столько интересного читать, что не надо себя утруждать чтением того, что - ад. Я правда, на своей ветке обещал прочесть Елизарова, но и то - не бесплатно :)

Кажется это Наташа Барбье в моей ветке написала, что пишет он хорошо, а читать его - ад. (что так по смыслу)

Степан, несказанно рад, что Вы отозвались первым, и не только потому, что славитесь среди нас, помимо всего прочего, благоразумием.

Дело в том, что несущий образ колонки - да простит меня Аввакумов за бесцеремонность в обращении с архитектурным словарем! - то есть Маяковский в Лефе, предложил себя как некую аллегорию происходящих на Снобе событий задолго до того, как они, подобно неожиданно вскипевшему молоку, "убежали".

После этого, я полагался на Ваше толкование происшествия и на заметки на эту тему Володи Генина, чтобы его осмыслить. Ответственность medium интернета за бесчинства проходила у вас обоих, как говаривал Горбачев, любивший блеснуть образованием своих референтов, нитью Ариадны.  Вот так всё у меня и написалось, так что спасибо Вам за намек. 

Что-то все пытаются меня сегодня обидеть: то Аввакумов назвал меня уникомом, то Вы, Андрей, повесили на меня бирку благоразумия :) Смею Вас уверить, что личина "благоразумия" есть аберрация (kudo(s) Горбачеву :)) интернет общения, которое все что можно искажает (реверанс в сторону Аввакумова :))

Боюсь обидеть Вас ещё больше, но Вы, Степан, ещё и на редкость (большую редкость) великодушны.

Эту реплику поддерживают: Мария Цыплакова

Оля, я очень хотел бы им быть. Я, вообще, больше всего на свете люблю людей добрых и умных. А добрых и умных одновременно - боготворю.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Liliana Loss

Частное мнение

Мы  любим  себе  подобных.

))))))))))))

Вашими  словами : " Я,  вот,   и  женщин  люблю  добрых  и  умных.    А  добрых   и   умных  одновременно  -  боготворю".   

Всё   по   закону  подобия....

Степан, никто не хотел Вас обидеть -  Вы уникальны, великодушны, остроумны, умны и добры  в самом плохом смысле  этих слов!

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Сюда - ни ногой! Ни пальцами (по клавиатуре)!

Все! Достали все меня! Я себя баню на ветке Андрея и ухожу в реальность -  ставить на даче новую систему удаленного управления домом, которую мне дал Алексей Федосеев. 

- А ещё он замечательно готовит!

:)))

Ну это уж слишком, Максим! говорите да не заговаривайтесь!

Владимир, думаешь Степан на это обидится?

Пари? Я готовлю Вам шашлык или porterhouse и если Вам понравится, то Вы пишите оперу "Удин :)"

Шашлык либо из печени, либо осетрины, либо из баранины. Других вариантов не предлагаю.

Степан, Вы не против, если моя опера "Удин" будет исполняться вместе с оперой Э.Т.А.Гофмана "Ундина"?

Владимир, я отвечу, как только выясню, что по удински значит слов Ундина. Сходу в голову не приходит, но я уже почти 50 лет не разговаривал по удински :(

Обиделся!

так как хотелось "в самом хорошем смысле этих слов" :)

Степан, очень гуманно! Конечно, для здоровья пишущего лучше писАть, чем пить, но некоторые писания лучше не читать, а интернет "принуждает" читать, как рекламный щит на дороге. 

Михаил, объясните мне, человеку с Интернетом знакомому уже более двадцати лет, что значит "принуждает читать"? Вот кто Вас или меня принудил читать эту статью? 

Более того, я не сомневаюсь, что 99.999999 % (девятки еще можно долго ставить, но рука устала:)) опубликованного на интернете ни Вы, ни я никогда не читали и не прочтем. 

Про себя скажу: я мало чего читал в своей жизни о чтении чего сильно жалею.Даже вспомнить трудно. Но есть многое из того, что я не читал и жалею, что не читал и собираюсь в этой жизни прочесть (в пределах отведенных мне возможностей, определяемых не мною)

Эту реплику поддерживают: Юлия Стрельникова

Степан, "принуждает" я поставил в кавычки. Более точно, наверное, - "провоцирует". Не опубликованное публично - прочесть нельзя в принципе, а коммент к интересному сообщению провоцирует к прочтению. Конечно, авторов, мне известных, никто не запрещает и не заставляет мне читать, но в этом и проблема, что интернет открывает ЛЕГКИЙ доступ к самым различным текстам, и это провоцирует на их прочтение.     

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

"And everything comes with a price"

В этом смысле и книжные магазин (или - библиотека) "открывает ЛЕГКИЙ доступ к самым различным текстам, и это провоцирует на их прочтение". Далее все зависит от нас. Он нашей разборчивости, нашей дисциплины, нашего умения пользоваться библиотекой, магазином, интернетом. 

Эту реплику поддерживают: Ольга Агаркова

Не совсем так. Если на главной странице сайта влепили броский заголовок, то это практически и есть "принуждает".

Кстати, в книжных магазинах Москвы аналогичным образом раскручивают глянец и весьма пустую литературу.

Поэтому я и предлагал дать возможность каждому пользователю самому выбирать, что показывать (для него, конечно) на главной. 

А если ещё и усатый в шлеме периодически выскакивает, то вообще -- труба!

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Александр Романихин

"интернет словотворчество — мысли, идеи и соображения на практически любую тему — с той целью и существует, чтобы, используя его как постамент для прижизненного памятника самому себе..."

Истинная правда! И проблема не только в писателях и графоманах. Боюсь, что для всех участников интернет-дискуссий эта цель, в той или иной степени существует (я - не исключение). Очень часто видно, что та или иная реплика делаются не для пользы дискуссии, а ради того самого постамента. Ну что же делать, если мы такие...Хотя, наверное, ответственность публичной фигуры выше.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Елизавета Титанян

"интернет словотворчество — мысли, идеи и соображения на практически любую тему — с той целью и существует, чтобы, используя его как постамент для прижизненного памятника самому себе..."

Ну, лучше "постамент для прижизненного  памятника", чем надгробие. :)

Наврозов.

Оставлю на вечер:-)Смаковать.

Письмо позвало в дорогу...

была такая рубрика в советской прессе.

А пустились мы во все тяжкие!

Спасибо, Андрей, отличные слова собраны в изящные конструкции по всем законам композиции, впрочем, как всегда. Мысль несмотря на неочевидность и лекгость вполне уловима и даже предлог, в смысле повод ясен. От "не могу молчать" до "не могу поступиться принципами". Максим Карлович тоже с этого начинал свой путь по коридору и, как сказал поэт: "пошел он коридорчиком, а кончил стенкой кажется".

Как не писателю, но читателю, то есть строителю упомянутых монументов, мне тоже иногда думается. Думается о том, что такие монументы, хоть они и из песка, точнее из байтов и мышиных кликов, вполне могут оказаться более долговечными, чем миллионами политиздатые нетленки.

Размышляя о тексте, написанном шрифтом и выложенном в сеть, вспоминается один из моих любимых писателей М.Е. Салтыков-Щедрин "... читатель, очевидно, еще полагает, что он сам по себе, а литература сама по себе. Что литератор пописывает, а он, читатель, почитывает. Только и всего. Попробуйте сказать ему, что между ним и литературной профессией существует известная солидарность, — он взглянет на вас удивленными глазами».

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Мария Ваняшина, Ольга Агаркова

Спасибо Вам, Максим.  Мысль о симбиозе с читателем была близка В. В. Розанову.  Кстати, если бы Суворов не стал, как Вы пишете, "предлогом, в смысле поводом", им бы стал Розанов.  О Розанове я собирался писать колонку, но все медлил и медлил, предчувствуя скандал именно такого, "дурного" во всех возможных смыслах слова, типа.

Достижение славы в интернете значительно облегчено, но так же оно и мимолетно, так что здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость, несущая в себе большую опасность для тщеславного человека. Он думает, что еще при славе, а его уже полдня как никто и не помнит.

Очень мне понравилось, Игорь, это Ваше "полдня".

Здесь ключевые слова "он думает, что...".

Дорогой Андрей, вроде все правильно, и написано, как всегда, здорово, но я не уверен, что ПОВОД для для этой колонки в полной мере соответствует ее пафосу. В данном случае, говоря "... лихорадочно глотая тепловатое шампанское..."  и т.п., мы ведь говорим не о Маяковском, или я ошибаюсь? Маяковский для нас - явление, а в данном случае речь идет о конкретном персонаже, с биографией, семьей и прочими аттрибутами ЖИВОГО и ЗНАКОМОГО человека.  Согласитесь, что пока вы не знакомы с человеком лично, вы значительно свободнее ПОЗВОЛЯЕТЕ себе его критику, а равно, и хвалу. Повод для данной публицистики очень свеж, собственно все участники внесли в этот повод свой вклад. Поэтому я в частности, не очень комфортно чувствую себя, принимая участие в обсуждении этого Вашего поста, хотя его идеи поддерживаю абсолютно. 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Максим Цыганов, Мария Ваняшина

Странно, но я не читал этот пост иначе, как рассуждения об интернете и мимолетной славе. Не то, чтобы я не понял некоторых "личных" намеков, но, просто, не придал им значения, считая, что статья, все же, о другом. Но, готов признать, что во фразе про шампанское вкус Андрею слегка изменил (извините, Андрей, за стариковскую прямоту :))

Вы же, Михаил, сами написали в конце Вашего поста, что "его идеи поддерживаю абсолютно."

Я и ценю в этой статье "идеи". И только их. 

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Об идеях. Все-таки они шире, чем проблемы интернета. Интернет - всего лишь одна из последних материализаций "пандемической банализации искусства". Он позволяет легче, чем раньше, вознести на пьедестал, и легче, чем раньше с него сбросить. А до интернета были авторучка и пишущая машинка, любительская кинокамера и другие милые, делающие жизнь приятнее, предметы.

Так вот об идеях. Когда человек сам, и/или  с помощью окружающих, начинает верить в собственную значительность, он, возможно, не осознает, что не только его достижения, но и просчеты, неточности, неудачные выражения и действия, простительные другому, для него приобретут также преувеличенную значимость. И вот уже критика оборачивается предательством, замечание - оскорблением. Это - трагедия, это - не в шутку, а всерьез.

Михаил, прежде, чем Вам ответить, я посмотрел в Вашем профайле, в какой стране (городе) Вы живете. Дело в том, что меня очень долго удивляло и раздражало то, с какой настойчивостью в американских школах учат детей "верить в собственную значительность" и при этом страна, экономика, наука, литература, искусство развиваются. Парадокс, казалось бы ...

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

А кто же себя чувствует совершенно комфортно?  Одни негодяи, Михаил!  Причем это - всегда и вообще, а не только в той конкретной атмосфере черной неестественности, недоброжелательной натянутости и подозреваемой неискренности, которая свалилась на собравшихся подобно тонне пыли из исландского вулкана.

Касательно личного знакомства: чтобы оно стало определяющим фактором в отношениях - что здесь в интернете, что в газетной перепалке, что в ссоре в профессиональном кругу, - знакомство должно быть делом многих лет, да и тогда оно зачастую отступает, например, перед интересами семьи.  Реже оно отступает перед интересами истины, но бывают и такие немещанские случаи.

Очень сомневаюсь, что один взгляд за рюмкой чая в мои прекрасные карие глаза заставит - или должен заставить - моего потенциального оппонента "мне все простить" и против меня публично никогда не выступать. Magari! как говорят итальянцы.  Если бы! 

Не все, не всегда и не всем! И иные интересы семьи для некоторых, иногда отступают, и не всегда это плохо. Кажется, мы сошлись на том, что дело - в мере, и Вы согласны с тем, что личное знакомство МОЖЕТ стать определяющим фактором в отношениях.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Мария Ваняшина

Может, Михаил.  Но и кокретная способность варить кисель из летних ягод может стать определяющим фактором в жизни супружеской пары, только что отпраздновавшей пятидесятилетний юбилей.  Тем не менее, ни одна сваха в своем уме не задаст вопрос конкретно о киселе. 

Кстати, относительно чувства меры совершенно с Вами согласен.

Андрей Львович, спасибо! За очередное блестящее доказательство того, что приложив должные старание, мастерство и фантазию, можно ещё высечь Божью искру из себя.

Андрей, благодарю.  Немного  жаль, что такой текст некоторыми, которые в курсе (в том числе и Вашим покорным слугой) частично читается как реакция, пусть и  излишне красивая по сравнению с тем, что стало для нее поводом.

Артур, а чего тут жалеть?  Ведь Сноб - это СМИ, и отражающееся в нем не менее реально-сюрреально, чем то, на что я реагировал, когда писал о таксисте-убийце или недавно о бедняге Моуте. 

Пожалуй. Но если бы я не знал предыстории, читалось бы немного иначе.  Исходный повод бросает тень конкретики на реакцию и не дает возможности абстрактно наслаждаться текстом.  Впрочем, это мои проблемы. Да и, в конце концов, не все в курсе.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Да, Артур, это очень важный пункт.  Я писал этот текст, представляя его читателя человеком, который впервые зашел на сайт.  Считаю, что такая перспектива - первая обязанность колумниста.

Полностью согласна с Вами. Колонки должны писатьс отстраненно, даже если по поводу

Андрей, блестяще и как всегда очень многомерно - хочется посидеть подумать, а еще лучше бы -  обо всем этом поговорить.

Но и то и другое приходится откладывать в долгий ящик: прямой вывод из твоей работы подтверждает мое очень сильное ощущение пары последних недель -  пора уносить из интернета ноги, и из Сноба тем более!

Отодвину-ка его в сторону вместе с его и моей "преувеличенной значимостью" (по справедливому слову Михаила), иначе он застит мне мое внутреннее небо и набивает на нем оскомину.  

Эту реплику поддерживают: Ольга Агаркова

Из Интернета вряд ли уже что-то можно унести -- приросло. А в остальном, конечно, вибрации в эфире такие, да.

С открытыми глазами

Володя, ты хочешь сказать, что я рублю сук, на котором сижу?!  Это не так, клянусь тебе.  Убежден, что все новые средства связи, выражения, информации - как тот аэроплан у Блока, помнишь, "земле несущий динамит" - несут в себе великое зло.  Но нельзя отвернуться от этого зла, нельзя просто свернуться в комочек или уйти в лес.  Мы должны гнуть свою линию во всем новом, не менее чем во всем старом - предупреждая, оценивая, переиначивая.  Если ведьме не уморить Хому, электрическое помело ей не поможет!  Человеку С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ - интернет по колено. 

Эту реплику поддерживают: Мария Цыплакова

Отворачиваться ни от тебя, ни ото зла и не думаю!

Андрей, твой сук вообще растет прямо из земли -  его сколько не руби, от него не убудет! А про интернет ты совершенно прав -  я тут не обобщаю, просто собираюсь на некоторое время примерить симпатичную смирительную рубашечку. Так что буду следить с широко закрытыми глазами.

Ой ли, Владимир!?  Леда вот тоже, с таким пафосом уходила  (Леда, я вас очень люблю),.. я уже раза 3 со Снобом пробовала завязать..., и пока сами не выгонят, никуда Вы не денетесь! )))

Ну почему Вам надо мне писать "Леда, я вас люблю"???

может все чувствуют присутствие дущи невинно убиенной и не отмщенной. ))

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов, Мария Цыплакова

С чего начинается метафора

Не понимаю, как можно воспринимать серьезно человека, который не отдает себе отчета в том, где кончается действительность и начинается метафора: "присутствие дущи невинно убиенной"!..  Это граничит с откровенным безумием.  Если Вы свидетель преступления, Вы обязаны обратиться в милицию.

Как же Вы изменились господин Бургомистр ( Тот самый Мюнхгаузен)

Не нужно серьезно воспринимать человека!

Тем более в контексте того, что вечные технические ошибки склеивают ответы не по назначению. Вы , как колумнист это видите ежедневно. К чему кричать "Милиция", когда просто нажимается " сисадмин"?

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Как сложилось бы с Лермонтовым?

И хотелось бы отвлечься от ответа на Вами поставленный вопрос, в сторону лирики.

Вот я думаю, читаем мы Лермонтова. Восхичаемся слогом! Запоминаем рифмы и цитаты. Столько лет прошло, а мы все под впечатлением от шедевра.

Но что было бы , если бы вдруг Лермонтов смог с нами поговорить? Вот так как Вы , Андрей ( извините не знаю Вашего отчества)?

Произведение отстается произведением. Не зависимо от наличия у хозяина "уха" или его отрезанности. Но вот желание общаться с автором - совсем не то , что желание видеть его работы.

Я так же как и Вы СОЗНАТЕЛЬНО не вступаю с Вами в полемику. И у нас с Вами была договоренность на эту тему. Давайте держать слово. 

Ваши произведения Вас переживут. И это отрадно. А воспоминания современников думаю не так однозначны.

Приношу свои извинения, что нарушаю наш договор со своей стороны и пишу Вам, но только В ОТВЕТ.

Мария Цыплакова Комментарий удален

Знать бы еще Точно, что Хому не уморить..

"Человеку С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ - интернет по колено. "

Это все зависит от роста. Некоторым и "мох по колено" :)

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Вспомнилась фраза о том,

как вырос комсомол к концу 80-х!

В том смысле, что на заре советской власти считали, что "комсомолу все по плечу", а к началу 90-х стало все по... ну примерно по пояс. Вырос!

Может и с поэтами такая же фигня, растут пАнимашь!

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Ольга Агаркова

На самом деле, я цитировал анекдот про поручика Ржевского, который кричал в ответ Наташе Ростовой, которая его искала в лесу возгласами: "Поручик, где Вы?"

:))) помню...

Понимаю, Степан, что даже при всей неоднозначности образа поручика, он тебе ближе, чем комсомол любого периода развития!

 Я никогда не был членом партии (никакой) но в комсомол я вступил в 14 лет первым в классе и даже побывал (недолго) комсоргом. Все таки комсомол был более приличной организацией, чем "Наши". Эти вообще - смесь хунвейбинов с гитлерюгендом. 

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Когда видишь портреты кисти больших мастеров,то в какой точке относительно портрета ты бы не находился,тебе кажется что человек с портрета смортит именно на тебя.Таков Ваш материал,Андрей.Неприятно поймал себя на этой мысли.Очень хорошо,впрочем как всегда.Спасибо.

Вот опять "больших мастеров"! Это свойство всех портретов, иначе говоря известная оптическая иллюзия. Ведь ровно об этом и написал Наврозов: о силовом поле обожания, искажающем реальность и легко переходящем в такое же неуправляемое поле ненависти. Интернет за счет своей легкодоступной массовости облегчает возникновение таких полей, и мы все, хотим этого или не хотим, находимся внутри. У одних при этом хватает сил к сопротивлению, а у других - нет.  

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Елизавета Титанян

Элеткиронные медные трубочки,трубы и трубищщи.Электрический "калиф на клик".Давайте все же относится к интернету именно как средству донесения или извлечения информации,чертей тут не более чем в других медиа.Интернет не порождает демонов,их порождаем мы,своей волей или невольно.И для каждого черта своя рогатина,у Вас своя у меня своя,у Неврозова вообще двуручная.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

"Это свойство всех портретов"...

С уточнением - "... где модель смотрит на художника"

Было бы с моей стороны крайне нескромным поддержать Ваш комментарий, Михаил.  Но ведь хочется, хочется!

О чем и толкует Ваш тезка.

Diagnosis

Текст  -  прекрасный  и  сложный  одновременно,   как  и  рассматриваемое  явление.   "...литературная оригинальность — дело политическое"   -   уже   в  это   фразе,  Андрей,   Вы  всё   сказали....  

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Спасибо, Лилиана.  Кстати, приветствуем Вашу новую фотографию.  Не в Италии ли Вы?

Это - Испания

А   в  Италию   всё   собираюсь...   в  Помпеи   ещё   раз...

Здравствуйте, Андрей.

Некоторые господа уже отметили, что: "текст некоторыми, которые в курсе частично читается как реакция" или "ПОВОД для этой колонки не в полной мере соответствует ее пафосу", там же "не очень комфортно чувствую себя, принимая участие в обсуждении этого Вашего поста" или "мысль, несмотря на неочевидность и легкость вполне уловима и даже предлог, в смысле повод ясен".

Я бы назвала эту статью пасквилем обыкновенным. Довольно распространенное явление среди русских литераторов.

Владимир Маяковский и Борис Пастернак, несмотря на несостоявшуюся дружбу, различия во взглядах и творчестве, пасквилянтами не были…

Эту реплику поддерживают: Юрий Лившиц

Наоборот, Мария, как я только что ответил Артуру Басистову, я писал этот текст, представляя его читателя человеком, который впервые зашел на сайт.  Причиной тому мое убеждение, что такая перспектива не что иное, как первая обязанность колумниста.

Пасквилем здесь даже и не пахнет.  Не потому, что я не сумел бы написать пасквиль, а потому что среди потенциальных подписчиков интересующихся пасквилями, вероятно, немного.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Надежда Рогожина

Андрей, а если бы было много, то написали бы? Что же такое пасквиль?

Пасквиль, Михаил, это применение борцом запрещенных приемов ради аплодисментов и смешков узкого круга зрителей - кстати, вовсе не обязательно жадной до зрелищ галерки, круг может быть и салонной элитой избранных, - вместо того, чтобы класть на лопатки универсальные истины.  Вот пример: http://www.snob.ru/magazine/entry/15980

Простите, Андрей, но вы выбрали неудачный пример. Я не очень хорошо понимаю о каких запрещенных методах говорите, но сатира и ирония Кантору очень хорошо удалась в серии этих произведений. Вы же Картора называли Максимушкой, а когда на него редакция "спустила собак" начали его эссе называть пасквилем. Где же вы были реньше, скажем, в апреле когда текст опубликован был?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Мария Ваняшина

Заметьте, Александр, что "в апреле когда текст опубликован был", я его ни словом не откомментировал.  Это и было моей критической оценкой произведения, о которой у человека менее поглощенного собой наверняка возникли бы ответные вопросы.

А о том, насколько удалась автору "сатира и ирония", когда-нибудь расскажут те, против кого они были направлены.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Не комментировать - это ваше право. Но делать такие заметки за спиной у человека, который считал и возможно считает вас своим другом, недостойно. Зависть - не самое лучшее качество, Андрей. 

Зависть

Это название потрясающего романа.  Прочтите его, Александр.

Эту реплику поддерживают: Михаил Бебуров

Леда просила озвучить на Ваш пост Александр

Ах, как мне жаль, что слово "честь" забыто

Что человек, вкушая с другом хлеб

Чрез час готов его распять открыто

И прыгать на костях, не получив ответ...

Эту реплику поддерживают: Мария Ваняшина

Ответ:

Ах, как мне жаль, что слово честь забыто

И коль обиды вдруг восстанет пелена,

То никогда позорище не будет смыто,

Вот "истинная дружба" как видна!

Александр, если уж Вы занялись стихотворчеством, не могли бы Вы мне разъяснить, что такое пелина и как она восстает? Никогда не наблюдал этого дивного явления. 

А насчет позорища, которое никогда не будет смыто - вот это у Вас сильнюще!

Простите, опечатка - пелена. Впрочем, вы и так поняли, иронизировать не надо. А до стихотворчества мне еще далеко, так.... ответ на пост выше :)

Опечатка здесь, конечно, ни при чем,  просто я запутался и мучительно пытаюсь пробиться к смыслу - вроде как все обстоятельства, приведшие к созданию этого опуса, мне известны, но не могу понять, чья тут обида и чья пелена. 

Позорище не будет смыто, если пелена обиды восстанет? а как она вообще восстает-то? И что будет, если она не восстанет - тогда позорище сразу смоется? и в конце-то концов - пелена обиды это хорошо или плохо?

А если смысла там и не предполагалось, то милосерднее прекратить мои мучения.

Все просто

Володя, почитайте Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо". Надеюсь потом поймете.

Теперь поняли?

"Растворяется в дымке тумана. Бесконечных часов череда. Осквернённая силой обмана. Восстаёт пеленой суета."

нет, Александр, не понял!

кроме того, восстать пеленой - это еще куда ни шло, а вот с какой стати сама пелена восстает -  это для меня загадка.

Хотя эти строчки для меня тоже малопонятны: суета еще и оскверненная? а до этого она была девственно чистой?

А так?

Ты осознать желаешь то, что не понять вовек

Забыться ядом и уснуть - вот выход лучше всех

Дорогой мой, Вы забываетесь! причем ядом!

Александр, мы все же находимся здесь в гостях  у поэта. Я не знаю, откуда Вы берете такие стрчки, но, повидимому, у Вас еще много в запасе. Не будем же заниматься здесь блудофлудием. Не место и не время.

Я посмотрел по интернету, Володь, оказывается был такой болгарский писатель, Пелин. 

История с Пелиным мне чем-то напоминает знаменитое изречение Маркса - да успокойся ты, Володя, не Карла, а Граучо.

"Вот мои убеждения, - как-то сказал великий Маркс. - Они вам не по вкусу?  У меня есть другие!"

Покуда меня  не заставляют писать музыку на эти стихи - я спокоен, Андрей,  не то бы мы с пеленой вместе восстали. 

Андрей, тут наблюдаются явные противоречия:

 в апреле критической оценкой для Вас было не комментирование - в июле Ваша критика приобрела форму пасквиля;

 в апреле Маяковский был не так уж и плох (Вы ни разу о нем не высказались отрицательно, когда М.Кантор им восхищался) - в июле он превратился в "мерзавца", как Вы написали несколькими комментариями ниже. 

Смею заметить, что с апреля у Маяковского никаких изменений произойти не могло, видимо что-то случилось с Вами.

Никаких противоречий, Мария.  Маяковский покончил с собой в апреле.

Совсем пресная острОта получилась, Андрей, как будто не от Вас.

Это не острота, Мария.  Это биографический факт.

Дорогой Андрей, я рада услышать от вас оценку Апрельского пасквиля. Молчание в тот момент могу объяснить нежеланием раскрывать непосвященным все карты (в чем я, к сожалению не сильна, но моим оправданием может служить то, что моя поддержка в тот момент была принята теми, против кого "сатира и ирония" были направлены). И действительно в Апреле уже все было ясно... Но вот, жаль, что после пасквиля появились все эти 'максимушки' - мне так читать было тошно - пришлось на время отложить Ваши статьи. Однако рада, что Вы опять с нами со своим собственным лицом.

Гипокористика

Имена уменьшительные, Мария, ни к чему не обязывают.  Так, например, "рюмашечка" может содержать как ликер, так и яд.

Дорогая Мария! Только что ответил на "больших писателей", пишущих портреты, и вот с другой стороны - "пасквиль". Некомфортность для меня заключается только в том, что я оказался внутри контекста. Прочти я этот текст раньше, позже или в другом месте, и никакого дискомфорта бы не было. Думаю, даже у подразумеваемого героя. Пасквиль - совсем другое. Ну почему мы так любим сильные и неточные выражения!?

Михаил! Я не считаю, что "пасквиль" - "это сильное и неточное выражение". 

На мой взгляд, именно  слово "пасквиль" наиболее уместно в данном случае .

Иначе зачем в очередной раз нужно было упоминать небезызвестное лицо в таком контексте, когда все уже неоднократно обсудили произошедшее? 

Андрей мог бы выбрать любые другие примеры и написать не менее интересно. Но написал как написал. Поэтому - пасквиль.

П.С. Прошу прощения за цитирование Вашего комментария.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Мария, я попытался дать определение слову "пасквиль" несколькими комментариями выше: http://www.snob.ru/selected/entry/22078?page=2#comment:168697  Ваша реакция?

Чапаев

Анндрей, спасибо за прекрасный текст - куча мыслей, проекций и лучей, пронизывающих мысли и проекции. В известном фильме Василий Иваныч говорит Петьке " я, Петька, шипко думать люблю" - пойду думать

Спасибо, Игорь.  Потом расскажите что надумали!

Диснейленд тщеславия? Человек по имени Луис Марин когда-то обозвал Диснейленд "утопией для идиотов". Будем продолжать силлогизм? Не очень хочется, все мы здесь, в общем-то, графоманы. Может лучше "Про этику..."?

Эту реплику поддерживают: Юрий Лившиц

Дело степени, Алексей.  Но безусловно хотелось бы, чтобы пишущие немножко больше задумывались, перед тем как писать.  Хотелось бы, чтобы они посмотрели на себя со стороны, перед тем как нажать на кнопку Опубликовать. Хотелось бы, чтобы они взглянули на стеклянные стены своих жилищ, перед тем как бросаться камнями - помните английскую поговорку? Надеюсь, статья этому посодействует.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Михаил Бебуров

Не верю, что Вы думаете, что

статья посодействует массовому осознанию факта living in glass houses. А вот в одиночных случаях - да. К тому же лично меня слегка мучает мысль, что мы размениваем себя, тратя время на блоги. Может, правда, пора остановиться. Даже если отслеживаешь и пытаешься избежать феномена "бревна и соринки в глазу".

Алексей, ХОЧУ верить.

А что касается разменивания себя, вот мой совет: пишите меньше и реже, но продуманней и законченней.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Довольно высокомерный совет, Андрей, но я уже близок, чтобы так и поступить. Вернеее, близок про писать меньше. Про продуманней и законченней не получится, судя по всему.

Запой vs. выпьем по рюмочке: я за запой

Вы прекрасно пишете, Алексей.   Просто достаточно ясно, что у Вас не хватает времени этим заниматься.  Я хотел сказать, что лучше то время, которое есть, копить для чего-то побольше, а не спускать его, как отец семейства с пристрастием к игре на скачках.  А вот накопленным временем можно серьезно игрануть! 

Ну да,бороду то я сбрею,а умищще то куда девать?:-)))

как-то то случилась у меня затянувшаяся стихотворная переписка с одной, весьма известной сегодня в литературных и интернет-кругах, дамой.

Пелена не восставала, но было забавно.

Было у меня там, среди прочего пара строк, помню...

"С тобою стану я поэтом, или, скорее, графоманом

А худший вариант при этом - пасть жертвою самообмана."

Так вот потому-то пелена и не восставала, Игорь, что остерегались.

Ну тогда еще одна строфа того же автора:

"Любые мне доступны жанры

Но я (хотя и иудей)

Умею в зареве пожарном

Глаголом жечь сердца людей.

Но рифмоплетство не искусство

А графомания не дар

И там, где слог замена чувству

Не полыхнет волшебный жар".))

Постиг азы ты рифмоплетства

Пусть даже ты и иудей

Но отчего же не дать стебаться

Другим, на Снобе сонм людей…

Достиг вершин ты графоманства,

Вкусив плодов тех сочных всласть

Так не мешай другим пытаться

От тех же наслаждений пасть

А с Вами мы уже на "ты"?

М-да, ныне времена просты)...

O tempora! O mores!

Игорь, это было обращение не к вам, а к лирическому оппоненту

Поддерживаю   Вашу   реплику,  как  совет   всем  местным  графоманам,   в  число  которых   и   себя   включаю...  

Андрей, интересная статья

Осторожность и чувствительнность в общении, безусловно, важны. С другой стороны, если все бросают камни, а иногда и валуны и все трещит по швам, можно ли смотреть на  это со стороны?

Маяковский мне нравится, его духовная энергия и сила духа вызывают искренние восхищения.

Или как написал Кантор :

"Маяковский прожил те самые тридцать сем лет, за которые гении успевают больше, чем другие за долгие годы. Он создал больше, чем любые пять поэтов вместе взятые, расшевелил русский язык так, как до него сумел лишь Пушкин. Он пересмотрел отношения художника с миром столь же радикально, как это сделал Ван Гог. Он говорил о великом с наивной простотой – как умел разве что Шекспир.

Кто еще в двадцатом веке написал шесть трагических поэм? Кто – естественно и как само собой разумеющееся – мог беседовать с солнцем? Кто – не эпитетом, но по сути – сделал поэзию вновь трагической?"

Приведено из книги Максима Кантора – "Медленные Челюсти Демократии". Получил сегодня по почте. Классная книга. Очень рекомендую.

Юрий, Ваш голос мне знаком по Вашим комментариям.  Он звонок.  Я бы сказал - резок. Однако не забывайте, пожалуйста, что я писал о Маяковском, когда Вы о нем узнавали "по воспитательнице в детском саду".  

"...сделал поэзию вновь трагической?" - и сам прокомментировал: "лучше умереть под красным знаменем, чем под забором"

Это он издевался над Блоком.

Пускай я умру под забором, как пес,

Пусть жизнь меня в землю втоптала,-

Я верю: то Бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

Достопочтенный Андрей, Я и в детском саде не учился

Однако вспомнил вот это:

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

 

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

 

Алексей Юсфин Комментарий удален

Хотя бы за Баню

Поосторожней в выражениях, Алексей, а не то все вернутся к теме Леды Плехановой!

Ааа...

Как он тогда ухитрился не проехаться по шедевру "стальных машин, где дышит интеграл", не совсем понятно. Я лично предпочитаю Маяковского Блоку. Хотя бы за "Баню".

за Баню?...

Поосторожней в выражениях, Алексей, а не то опять начнется обсуждение горькой участи Леды Плехановой.

Freudean slip,

случился, видимо. На почве неудавшейся попытки последовать Вашему совету и попомалкивать некоторе время. Сделаю ещё одну попытку. Сейчас напишу пост и начну помалкивать.

Мерзавцем, может, и был - и все же он был поэтом.

Смерть Блока его равнодушным не оставила.  И потом, кто его знает, чего он издевался -  вот считается, что он и над Ахматовой издевался, а сам часто читал ее стихи и даже что-то на них напевал. Может, он над собой издевался. Цветаева же говорила, что он был постоянных очень жестких разбирательствах с самим собой. 

И что еще о нас скажут!..

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Что-то ты сегодня подозрительно быстро соглашаешься! 

Что-то ты сегодня подозрителен как Иван Грозный!!

А какой выход, Андрей? свихнуться от подозрительности или погибнуть от происков бояр -  третьего не дано. На Снобе надо держать ухо востро.

"Закончилось очередное виртуальное побоище...

Обиженный чужестранный король ускакал с томиком Маркса в своё королевство, двух принцесс заточили в огромном соседнем замке, доносчики и наветчики подсчитывают заработанные монеты, а главный мудрец готов рассказать людям, пережившим очередной наезд, что же происходило на самом деле"...

Как виден человек в прозрачном интренете, Андрей. Как скоро становятся понятны его цели, задачи и настроения. Как Вы говорите - "Диво дивное"!

Пусть пишут все, пусть все изъясняются, пусть высказываются. Чем чудней - тем лучше. Графоману, как никому, нужна аудитория и публика. Он же тоже человек. (Улыбка).  В этом смысле интернет одна и самых гуманных площадок. В российском интернете можно всё. Главная задача читателя - сохранять голову на плечах и не дать себя развести на мелочах. Кроме того, у каждого читающего есть определённые интересы, диктующиеся временем, собственными задачами и как Вы правильно, Андрей, сказали, "интересами семьи".

А про "тепловатое шампанское" мне очень понравилось - визуальный ряд пережитого расширился значительно.

Спасибо Вам!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Надежда Рогожина

Елена, спасибо. Ваша мудрость выдерживает испытание временем.  Не соглашусь с Вами, однако, в оценке Хмельницкого, которая проскальзывала и в других блогах.  Имейте в виду, что я с Дмитрием незнаком, и спешу уверить Вас в моей непредвзятости.  Ничего из написанного Хмельницким нельзя было, по моему разумению, расценить как провокацию, выходящую за рамки провокационного жанра, в котором он работает.  "Сохранять голову на плечах и не дать себя развести на мелочах" для читателя или подписчика - желательно.  Для колумниста - обязательно.  Ведь нам платят деньги, помимо всего прочего, и за то, чтобы мы подвергались провокациям и достойно защищали наши взгляды.   

Спасибо, Андрей. Вы тоже держались молодцом.

.

С Хмельницким мне удалось подискутировать лично а затем пронаблюдать Тенденцию в его манере самоутверждаться. Для собственного пиара и победного шествия по арене вокруг поверженного противника он выбрал личность более чем достойную. Ведь стать известным не только своим набравшим популярный рейтинг у Закаева выступлением на немецком телевидении, но и тем, что "довёл любимого многими на Снобе до белого каления, а затем до увольнения - это вам не что-либо как, а как-либо что!". Последнее о Хмельницком. Его главная мулька не в "написанном", а в специфичном напоре, не учитывающем никакие соображения, высказываемые оппонентом, что больше всего и раздражает мало терпеливых. Обратите внимание, каждый его пост начинается повтором чужой фразы, и пошло-поехало. Он "всовывает крючья в тело намеченной жертвы и начинает потихоньку рвать, возбуждаясь от пролитой крови, сея вражду и непонимание между собеседниками". Дай Бог ему здоровья! Если такая у него планида, так так тому и быть. Ведь он каждый раз с таким трудом себя убеждает, что он сам прав, что ... Не могу всё это повторять.

.

А вообще меня очень заинтересовало гротескно-возбуждённое желание прожить в интернете десятилетия за полгода. Появиться, очаровать, или думать, что очаровал, подружиться, съесть вместе пуд соли, засудить и перевернуть все достижения человечества, обсказать всех неугодных, и, сверкнув всеми немыслимыми талантами, ласково погрозив пальцем и пообещав описать в следующем нетленном труде особо выдающихся, испариться, заставив кого-то помахать прощальным платком.

.

Не знаю как кому, но мне кажется, что в Вашей колонке теперь дышится посвободнее, и есть возможность разобрать имена и фамилии читателей. Прежде это сделать было невозможно. Пулемётной лентой сливалась в глазах всего лишь одна.

Хммм, Елена... Пища для размышлений...  Так или иначе, защищать Хмельницкого больше незачем, поэтому отдохну.  Скажу только, что даже во всем Вами сейчас о нем сказанном я не вижу ровным счетом ничего предосудительного. Он - полемист, и даже жалко, что в нашей среде их так мало.  То есть карасей, по меткой аналогии Пачикова - уйма, а щука - одна на весь пруд!

Вы правы, Андрей, полемисты сейчас на вес золота.

Мешает, как всегда, Генетическая память -

http://www.snob.ru/argendum/entry/8376?page=4#comment:27037

Перейти по ссылке не удаётся, поэтому повторюсь здесь:

Елена Пыльцова    23:38  31.10.09    Ссылка

Генетическая память - это когда ВЫ нелогичными и непонятными для других действиями перемещаетесь жить в Англию, которая, как выясняется при сложном анализе Вашего генеалогического древа - бывшая родина Вашего пра-пра-пра-дедушки, немца, кстати. Раньше ведь немцы населяли земли теперешней Англии. Генетическая память - это когда Вы случайно, услышав в гостях у приятеля песни Yasmin Levy на Ладино, вдруг понимаете, что самой любимой Вашей едой являются колбаски botifarra в бобовом гуляше, и запивать всё это назло жене Вы будете kaby (каталонским игристым вином), как делал, посылая всех далеко и надолго Ваш пра-пра-пра-дедушка - каталонский Сефарди, обожавший своих детей и веривший в то, что Творец дарует его потомкам светлую голову и много денег. Генетическая память - это когда став первым российским миллионером, Вы бросаете всё к чертовой бабушке и уезжаете в деревню пасти гусей и  вводить новые технологии по выращиванию бычков новозеландской породы.  Генетическая память - это когда ты бросаешь любимую, успешную, много зарабатывающую жену, родившую тебе двух сыновей и женишься на немолодой полной армянке, от которой пахнет так, как тебе снится в умиротворяющих душу снах.  Ты ощущаешь  успокаивающий запах  и знаешь, что она родит тебе дочку, которая тонким звенящим голосом будет петь тягучую горную песню, сочинённую твоим пра-пра-пра- дедом. Генетическая память - это когда ты объездил пол мира, вернулся домой, потратил силы и время на то, чтобы найти подходы к директору банка, размещающемуся теперь в доме твоего прадеда, потому что книги, которые ты собираешься писать должны быть освящены сохранившимся в старом доме духом твоих предков. Генетическая память - это когда респектабельный господин, манерно поправляющий монограмную манжету с бриллиантовой запонкой,  почесывающий кончик носа мизинцем, после третьей рюмки, не прочитав в твоих глазах обычной для его собеседников кровожадности, снимает пиджак, рывком расстёгивает рубашку и хорошо поставленным казацким голосом затягивает "А по степи, по степи..." Наши мысли и поступки обусловлены нашей "генетической памятью". Только разумом сдерживаемся. Некоторым бывает очень тяжело. Особенно тем, :)))))), кто в прошлом из племени Людоедов.

404

Елена, а кто это написал?  И почему не открывается ссылка?  И что значит "404"?

Дорогой Андрей! С тех пор, как на сайте "были открыты военные действия, письма перестали приходить, ссылки перестали открываться".

"Генетическую память" написала я здесь на сайте, отвечая на вопрос господина Кролля, Вашего соотечественника, в дискуссии Н.Злобина "Можно ли гордиться своей национальностью" в октябре 2009 года.

Вам понравилось? Мне очень нравится текст, думаю, что вставлю его в конец своей статьи о Новой Басманной-27, тем более, что один дом, принадлежащий в прошлом семье Алексеевых, уже развалили на прошлой неделе в Москве.

http://www.snob.ru/profile/blog/7225/16255.

эта ссылка работает

А страшное "404" открывается каждый раз, когда хочешь пройти по интересной ссылке. Мне тоже любопытно, что это значит.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Да, мне понравилось!  Но еще вопрос: кто такой г-н Кролль?  И почему он мой соотечественник?  Не знаю, может, я перепил за ужином?  И за обедом тоже?  Ничего не понимаю.  (Но Елена, как хорошо не сидеть на антибиотиках!!)

Судя по тому, что господин Кролль присутствовал активно только в обсуждении темы про гордость от национальности, думаю, что (не хотелось бы никого обижать) это "случайно появившийся на сайте персонаж", который задал несколько хороших вопросов и пропал. "Соотечественник" - это я про то, что он "житель Лондона", как тот самый "Роман Абрамович", который тоже не появляется больше на сайте. 

.

Но это всё полная ерунда, Андрей, по сравнению с тем, что Вы больше не на антибиотиках!!! Слава Богу! Всё хорошо! Сколько сил нужно было, чтобы закончить терапию и ещё всё это перечитать и пережить!

В Москве и округе под сорок градусов. Жара несусветная. Посылаем Вам московского солнца для окончательной поправки и мощного восстановления. Улыбка, улыбка, улыбка!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Спасибо, Елена!  Говорят, у вас там все горит.  Надеюсь, Сноб в безопасности.

Мы его (Сноб) будем поливать свежей, чистой водой, которую теперь достаём по блату. Забросаем плащ-палатками и будем держать наготове пожарные брансбойды.

"Короче говоря, начальник,  сохраним проект! Не волнуйтесь!"

.

Действительно очень жарко и действительно горят торфянники вокруг Москвы. Утром очень много дыма, собака кашляет. Днём небо проясняется. Горят целые деревни.

.

Но Вы, Андрей, об этом не думайте! Поправляйтесь и пейте соки! Всё будет хорошо!!!

Андрей, спасибо за очень хороший очерк и за интересное направление мысли !

По сути, каждый творческий человек постоянно стоит перед выбором "казаться или быть". Чтобы стать "корифеем", вполне достаточно "казаться". Ведь когда начинают сыпаться вопросы "КТО ОН ?", это значит, что виновник разгорающейся в ответ на такого рода вопросы дискуссии сумел чем-то поразить воображение аудитории, но большинство присутствующих никак не могут взять в толк, а чем же это он нас поразил ... Иными словами, идеальный пример того, что человек "показался" ... Каков он на самом деле ? Да кто знает ... А про тех, кто однозначно "не кажется, а есть" и спрашивать не надо. И так всё ясно (правда, частенько зависть человеческая не позволяет признавать даже очевидные факты - но это уже другая, не менее богатая тема).

Вот Пастернак утверждал, что Маяковский на самом деле был поэт. И я всегда склонен был ему верить, поскольку "рыбак рыбака", как говорится ... Так что, если Маяковский не мой поэт, то это проблема моя, а не Маяковского ... Трагедия Маяковского, мне представляется, в том-то и состоит, что, будучи-таки настоящим поэтом, он не осознавал этого и гнался за дешёвой популярностью - он хотел "казаться" чем-то таким, чем на самом деле ни на йоту никогда не был ... Отсюда и вопросы ...

Но тут есть, на мой взгляд, ещё одна тонкость. Очень часто мы сами творим себе лже-кумиров, которые лишь результат пиар-кампаний и банального маркетинга. Ведь тем, кто на самом деле "есть", не нужен ни пиар, ни маркетинг - они и так "есть", они часть потока мировой культуры и изъять их из этого потока нам, тварям дрожащим, не под силу. Те, кто "не кажутся, а есть", это посланцы Свыше, это напоминание нам о нашей ежесекундной суетности ...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Спасибо за пространный, интересный комментарий, Евгений. Это фактически мини-эссе.  И прекрасно иллюстрирует один из обсуждавшихся здесь тезисов, а именно, о способности каждого из участников проекта нести ответственность за сказанное, причем ответственность прежде всего "эстетическую".  То есть не просто писать что придется, что в голову взбредет, доводя количество комментариев, как бывало, до 500 и больше, и разрушая при этом всю ткань мысли - общее достояние автора и читателей, серьезно его комментирующих, - а действительно участвовать в критике опубликованного.  В результате комментарии ко всякой тщательно продуманной колонке должны составить неотъемлемую ее часть, без которой она выглядела бы бледнее и непонятней.

Я с самого начала моего участия в проекте мечтал о такой колонке, созданной общими усилиями.  Несколько раз это получилось, как вроде бы, тьфу, тьфу, тьфу, получается это у нас сегодня, однако гораздо чаще, усилиями ныне устраненных троллей и профессиональных оффтопистов, колонка сходила с рельс, принимая раздутые, гипертрофированные формы пациента, больного водянкой.  Многие, кстати, принимали и до сих пор принимают огромное количество комментариев за успех.  Это не успех.  Успех - это когда люди с улицы читают материал и подписываются на проект, то есть голосуют за наш общий труд своей кредитной карточкой.

Мы здесь говорим, в частности, о явлении интернета как о преграде для создания духовных ценностей.  Так вот, предлагаемый мною способ совместного творчества, не уступающий новшествам литературных организаций 20-х - 30-х гг. по смелости, но превосходящий их по практичности, может стать крупным контраргументом против владеющего нами, мною в первую очередь, пессимизма.

Извините, что не пишу о Ваших замечаниях по существу.  Увлекся.  Впрочем надеюсь, что еще успею на них Вам ответить! 

Андрей, спасибо за обстоятельный ответ.

Принимаю Ваш мастерски завуалированный упрёк. Но я не коснулся проблемы Интернета, поскольку не считаю, что он вносит нечто качественно новое в наше общение. Интернет лишь ускоряет реакцию, помогает преодолеть расстояния, и потому он - бесценное средство. Примерно также я отношусь к компьютерам, когда сравниваю их с ручными калькуляторами и пишущими машинками (хотя, знаете ли, временами в памяти всё ещё стучит пишущая машинка моего деда, специалиста по творчеству Виктора Гюго).

Число комментариев в моих глазах представляет собою лишь некое абстрактное число, математическую величину. Не менее, но и не более того ... Голосование же кредитными картами - штука более существенная, разумеется. Но и это, пожалуй, не стоит абсолютизировать. Цивилизованный обмен мнениями с людьми, представляющими самые различные участки непрерывного спектра общественного мнения - вот что я для себя ставлю во главу угла.

... Успех для меня - это в первую голову, когда я сам, без зазрений совести, доволен собой. Такое бывает очень-очень редко (со мною лично - может быть, всего-то пару раз за пол-века). Если при этом я могу доставить радость моим окружаюшим, это только прибавляет мне положительных ощущений ...

... Буду душевно рад выслушать и Ваши дальнейшие соображения по поводу бесчисленных ловушек и искушений, расставленных на пути каждого творческого человека ...

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Уехала сразу после скандальных банов, и в первый раз "вчиталась" только сегодня. Скажу может быть крамольную мысль, но после удалений (и самоудалений) читать комментарии легче и интереснее по всему сайту.

Михаил Осипов Комментарий удален

Публикуется по просбе

Я понимаю Ваши чувства, Маша

Не стоит на кофейной гуще и гадать

Коль скоро опустеет Сноба чаша

И Вам предложат Членом Клуба стать.

Чуть не забыла Вас спросить, Мария

Насколько нравится подруге Вашей то,

Что Вы весь Сноб уже оповестили

О ее частной жизни как никто.

Ведь Кантором написан был лишь только

Портрет без имени, и грустный и смешной

Но нынче Сноб гудит как рой поскольку

Мусолит имя общею толпой

Узнаю козочку отпущения по расстроенному копытцу! (Не путать с библейскими верблюдом, зайцем и тушканчиком.)

О mama mia, продолжаем шуршать пальцами по клавишам... Леда, брось эту каку из рук. Пустое. Use the ban as an opportunity - enjoy life.

Публикуется по просьбе ("Ответ подруги")

"Ее подруге, то есть мне, Леда, очень нравится, что в наше время повального лицемерия, олицетворением чего и обрацом  Вы всегда для меня являлись, находятся люди способные встать и громко сказать подлецу что он подлец, мужчине то что он не мужчина, моральному уроду то что он моральный урод. Или лучше делать это как свойственно Вам - за спиной и в личной переписке? Подленько как-то.. Наверное потому и перестала общаться с Вами (если Вы до сих пор об этом не догадались).И если после этого "загудит весь Сноб" (ах, какой ужас! что скажет княгиня Марья Алексевна!) и мое имя станет мусолить безраличная мне толпа людей - смею Вас уверить мне на это решительно наплевать. Зато я знаю теперь что у меня есть Подруга. И точно знаю кто ею не является.

Желаю здравствовать

пс: и вообще права Маша, enjoy life, а еще имейте достоинство - не ходить туда откуда выгнали. Никогда бы до такого не опустилась"

Ирине Яннуччи (и Марии Генкиной) от забанненной Леды Плехановой

О, дамы, вижу, что у вас

Проблемы есть похлеще Сноба

Поэтому, позвольте мне

Уйти из вашего болота.

И все же Вы простите мне

То, что не поняла сначала

О том, что праведный ваш гнев

Был просто милая реклама.

P.S. Больше ничего публиковать не буду. Михаил Осипов.

Мария - вы самое скользкое и грязное, что только можно "взять" в руки. Но как Вы горды этим! :)

Ирин, у меня уже давно отпала необходимость нравиться всем и каждому, а тем более продолжать разговоры с кем то, кто считает нормальным делом сказать гадость прикрываясь анонимным именем.

Irina Singh   Сегодня   15:23Английский суд, Чичваркин, Догаев и другие!!

Два часа назад Судья по политическому убежищу в Англии вынес вердикт о предоставлении политического убежища Евгению Догаеву, его жене и 4 детям, бежавшим из России.

Об инценденте с Евгением ДОгаевым долгое время умалчивалось. Российские СМИ были вынужденны молчать из-за угроз в их адрес. Корреспонденты , которые отваживались писать о несчастье этой семьи и преследовании ее со стороны органов, были сильно запуганны. Даже на сайте Сноба, когда я несколько раз пытался поднять эту тему, не было НИ ОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ОТВЕТА!! 

Это не говорит о том, что Снобовцы не приняли участия в востановлении справедливости. Но они предпочли это сделать приватно. Что лучшим образов демонстрирует , что давление и опасность преследования защитников по этому делу - вещь далеко не надуманная.

Всем, кто помогал нам в спасении этой семьи - и посвящаю я эти строки. Страх - делает нас слабее, но объединяясь, мы способны хоть как-то влиять на процессы, губящие справедливость, убивающие в нас то единственное , что отличает нас от животных - чувство сострадания.

ЕЩЕ РАЗ ОГРОМНОЕ СПАСИБО, ТЕМ КТО ОТКЛИКНУЛСЯ И ПОМОГ, ХОТЯ БЫ СЛОВОМ. 

РедактироватьКомментировать

Есть гораздо более ненормальное "дело", Мария.  Это - сравнивать события Р Е А Л Ь Н О Й  Ж И З Н И , в том числе перипетии большой политики, с грызней тщеславий на одном, отдельно взятом интернет-сайте.  Уши, как говорится, вянут.

Да, подумала так же, но решила даже не отвечать...

А я Вас побеспокоил ответом, Мария, потому что ему/ей/им - то бишь в данном случае высказавшемуся, - не отвечаю.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Да уж... Я теперь ей/ему/им тоже больше НИКОГДА не отвечу. Господа, ну что же Вы меня о таком "Аппоненте" не предупредили??? Буду дуться. А то я вчера целый вечер билась головой об стенку... безрезультатно. С другой стороны, my bad. Теперь буду умнее. 

Михаил Бебуров Комментарий удален

Mix Tarshis Комментарий удален

Диалектика тщеславия

Дорогой Андрей, когда охотник убивший мамонта решил отобразить свой успех на скале, а не в обычном вечернем трёпе около костра, им двигало в первую очередь - тщеславие. Он осозновал, что границы его аудитории расширились, и есть надежда на "любовь пространства... и будущего зов". Я не сомневаюсь, что охотником он был "так себе", но ты, например, другого охотника на мамонтов и не знаешь. Что "ты", Андрей? Твое внимание лестно, конечно же, но подкорка всё таки требует "поклонниц".  Так что, если сегодня найдётся Общество Девиц и Домохозяек Влюбленных в Охотоников на Мамонтов, то он, пачкун стен, а не парень принесший больше всего мяса будут его идолами. Дальше - хуже. По мере появления книгопечатанья, азбуки Морзе, радио, фотографии и даже кино - границы удовлетворения тщеславия расширялись, а бесстыдство опускалась до новых низин. Доступность - мать демократии. Демократия без традиций - хаос. Хаос - смерть, в том числе и для новых способов удовлетворения тщеславия. Потому-то от наскальной живописи до кинематографа, демократичность рано или поздно обуздывалась введением норм, правил и традиций. Письмо с ошибками, ложь, фальшь, плагиат, графомания и прочая постепенно выдавливались на края... В этом процессе центральные трибуну и подходы к ней рано или поздно захватывают новые "элиты": гениальные и не очень. Не хорошие и не плохие. Не правые и не левые. А просто способные к сожительству "по понятиям". Так будет и с Интернетом захлёбывающимся от демократии. Заметь, что нету недостатка в советах о способах наведения порядка и в этом клубе. Всё это, дай Бог им удачи, попытки подмять игру под себя, дабы иметь возможность удовлетворить своё тщеславие с наименьшими затратами и рисками. Но противоречия раздирают им душу. Особенно тяжело искренним демократам - они и радуются и ищут любви народной, и в то же время боятся шума. Они хотят чтобы миллионная толпа их обожала, но при этом помалкивала. Почему "дай Бог им удачи"? Когда я согласился присоединиться к Снобу, я думал, что долгожданное раслоение Интернета наконец-то началось, но я не учёл коммерческой стороны... Надо подождать ещё.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Cgfcb,j? Fktif? - так, оказывается, выглядит "Спасибо, Алеша", если впопыхах забыть переключиться на русскую клавиатуру.  Таким же шифром иногда кажутся страсти, владеющие людьми.

Спасибо за мини-эссе: было жалко, когда оно кончилось - хоть и на кисловатой ноте, - и хотелось, чтобы оно переросло в отдельную колонку.  Ты пишешь редко, но метко.

Два возражения.  (1) В притче об охотнике-живописце, мне кажется, ты путаешь славу с тщеславием. И (2), по-моему, Сноб и есть то "долгожданное расслоение", на которое ты надеялся - надо прилагать усилия, однако, чтобы проект в этом состоянии удержался и окреп.

Еще раз спасибо, Алеша!   

Да, заставил ты меня задуматься по поводу разницы межды славой и тщеславием. Ничего сказать не могу. А вот по второму твоему пункту - полностью согласен. Идея очень хорошая. И сдаваться рано.

Эту реплику поддерживают: Ольга Дмитриева

СС: Алексей Фридлянд

Андрей, позвольте мне с Вами не согласиться по выделенному Вами первому пункту.

Мне кажется, Алексей совершенно точно употребил слово «тщеславие». Ведь слава – это результат, а тщеславие – если хотите, генератор процесса, который призван в конце концов помочь обрести эту самую славу, достичь результата. Таким образом, тщеславие – это средство, всегда оправданное целью в глазах тех, кто этим средством в охотку пользуется.

Кроме того, очень удачно, на мой взгляд, подмечен и выделен у Алексея архетип «пачкуна стен», «так себе охотника на мамонтов», явно уступающего по своей атлетической подготовке «парням, принесшим больше всего мяса». Это превосходный прообраз «яйцеголового очкарика», «гнилого интеллигента», то есть того, кто берёт верх силою своего разума или вдохновения, а не силою мышц ...

... В чём я не вполне согласен с Алексеем, так это с его утверждением, что «... подкорка всё-таки требует «поклонниц»». Я бы сказал так: и «поклонниц» тоже. На самом деле, чем больше вокруг ВСЯКОГО «поклонения», тем комфортнее чувствует себя такого типа подкорка ... Ведь «поклонение» - это своего рода наркотик для того, кому поклоняются, и при этом тщеславная личность подобна «торчку» ... Да-да, вплоть до признаков разрушения структуры личности ...

Абсолютным выражением «царства тщеславия» для меня всегда был спорт, когда люди (или группы людей) соревнуются между собой, выполняя один и тот же набор физических упражнений в рамках определённых правил. Уже не для кого в мире не секрет, что современный спорт давно перестал быть соревнованием спортсменов. На деле - это соревнование биохимических лабораторий за синтез самого сильного, самого действенного, самого эффективного – и самого неразличимого ... допинга для спортсменов. Опять же, всё чаще возникает в определённой мере ставшая своего рода «déjà-vu», «idée fixe» ассоциация с «торчками» ...

С огромным, неуёмным беспокойством наблюдаю за тем, как прямо-таки по всему миру исподволь побеждает тенденция переноса спортивной «соревновательности» практически на все сферы человеческой деятельности ...

 

... Является ли тщеславие грехом ? И да, и нет. Без тщеславия не было бы прогресса человечества. Но исповедуя исключительно тщеславие, мы движемся по направлению ко вселенскому тупику. Как «торчки».

Эту реплику поддерживают: Алексей Фридлянд

По первому пункту...

...стою на своем, Евгений!  Мне кажется, что Тщеславие - это Галина, а Слава - ее муж.

Ах, вот Вы о чём (пардон - о ком), Андрей !А я уж, грешным делом, подумал, что Вы о «Славе КПСС» вспомнили - тот Слава был тоже достаточно популярен в своё время ...

"...охотник убивший мамонта решил отобразить свой успех на скале, а не в обычном вечернем трёпе около костра, им двигало в первую очередь - тщеславие"

- Несколько  примитивно,  Гос.  Фридлянд.....     им  двигало  тщеславие  артиста.

"Так что, если сегодня найдётся Общество Девиц и Домохозяек Влюбленных в Охотоников на Мамонтов, то он, пачкун стен, а не парень принесший больше всего мяса будут его идолами"

- Какое  глубокое   познание   психологии  Девиц    и   Домохозяек...

"Демократия без традиций - хаос."

-  Демократия  без  законов - хаос,  впрочем,  как  и  всё  остальное...

"В этом процессе центральные трибуну и подходы к ней рано или поздно захватывают новые "элиты": гениальные и не очень. Не хорошие и не плохие. Не правые и не левые. А просто способные к сожительству "по понятиям".

- Замечательное   наблюдение.

"Когда я согласился присоединиться к Снобу, я думал, что долгожданное раслоение Интернета наконец-то началось, но я не учёл коммерческой стороны..."

-  По  меньшей   мере  -  странно,    учитывая   род   Ваших  занятий.