Беспрецедентная по количеству экспонатов выставка произведений Леонардо да Винчи пройдет в Национальной галерее в ноябре 2011 года. Организаторы с уверенностью говорят о пяти (пока не названных) картинах великого живописца, которые будут на выставке, и это не считая примерно полусотни предметов графики и набросков.

Еще о трех живописных работах ведутся переговоры, однако уже сейчас можно утверждать, что это будет чуть ли не первое в истории и уж точно самое многочисленное со времен Ренессанса собрание работ Леонардо да Винчи на одной выставке. По словам куратора выставки Люка Сайсона, подобная выставка — первая в истории: в залах Национальной галереи можно будет увидеть картины, собранные из крупнейших мировых музеев, — организаторы говорят, что договорились с Эрмитажем и Лувром. Некоторые работы приедут в Лондон из музеев Ватикана.

Всего до нашего времени дошло, с оговорками и спорными атрибуциями, около 15 живописных произведений Леонардо да Винчи. Собрать их все не под силу, наверное, ни одному музею. Поэтому выставка будет посвящена плодотворному миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи под покровительством Лодовико Сфорца в 1480—90-х годах. В это время он работал при миланском дворе военным инженером, гидротехником, устроителем придворных праздников и живописцем. Самая знаменитая работа этого периода, хоть у Леонардо и нет неизвестных работ, несомненно, фреска «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария дель Грация. Немного ранее в тот же период Леонардо написал «Мадонну в скалах», которая хранится вместе с «Джокондой», «Святой Анной с Мадонной и младенцем Христом», «Иоанном Крестителем», «Вакхом» и «Прекрасной Ферроньерой» в парижском Лувре. Некоторые источники утверждают, что на выставку в Лондон поедет именно «Ферроньера», авторство которой порой оспаривается.

В лондонской Национальной галерее хранятся поздняя версия «Мадонны в скалах» и масляный этюд «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» — очевидно, оба произведения будут участвовать в выставке. Еще одну работу одолжат музеи Ватикана — незаконченного «Святого Иеронима в пустыне».

В СМИ появилась информация, что Государственный Эрмитаж, располагающий двумя произведениями Леонардо — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», на время расстанется с «Мадонной Литта», однако директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в телефонном разговоре эту информацию не подтвердил. По его словам, Эрмитаж не слишком интенсивно будет участвовать в выставке, и какие работы поедут за границу, пока неизвестно. «Ведутся переговоры», — добавил Михаил Пиотровский.

Михаил Каменский: Любая крупная международная выставка сопряжена со сложной организационной и  дипломатической работой руководства музея. Если музей хранит востребованные на музейном рынке вещи, то перед дирекцией встает огромное количество трудных для решения вопросов. Например, выдавать или не выдавать в принципе, а если выдавать, то кому отдать предпочтение. Неумело преподнесенный отказ обиженный партнер припомнит вам через много лет, когда вы обратитесь к нему с собственным запросом. Крупные выставочные проекты должны привлекать массового зрителя именами звездных мастеров прошлого или настоящего, а шедевров на весь мир не хватает. Поэтому в музейно-выставочном мире царит дух острой конкуренции и погони за знаковыми вещами. Это в равной степени касается высококлассных произведений почти любого периода в истории искусства, но в первую очередь Возрождения, старых мастеров, импрессионизма, европейского и русского авангарда и современного искусства.

На пути создания крупных международных выставочных проектов стоит большое количество разнообразных трудностей самого разного характера — и политического, и финансового, и культурного, и технологического.

В сегодняшнем мире политических и финансовых кризисов, высоких техногенных, природных и террористических рисков нельзя не думать о решении вопросов страховки, транспортировки, избегать выставок в зонах социально-политической напряженности, исключать возможности реституционных претензий и исков и, что немаловажно, не допускать оголения собственных стен. Многие масштабные выставки из лучших музейных собраний или сольные выставки выдающихся мастеров, как, например, недавняя выставка Пабло Пикассо в Москве и Петербурге, становились возможными благодаря капитальным ремонтам в помещениях, где шедевры выставлены в постоянной экспозиции.

Прежде чем принять решение о проведении выставки, руководство музеев начинает с того, что проводит подготовительную работу по поиску финансовых ресурсов. Стоимость крупных выставочных проектов  достигает порой многомиллионных уровней. Смета складывается из транспортных и страховых расходов — это главные траты. Когда спонсоры найдены, начинается работа на неформальном межмузейном рынке, где прямыми и косвенными способами директора музеев выясняют в своем кругу, согласится ли музей Z дать вещи в музей Y и на каких условиях. Условия многообразны.

Наиболее привлекательное условие для музеев — бартерный обмен шедеврами. Условно говоря, мы вам одного Рембрандта сегодня, а вы нам — Сезанна и двух Манэ через год.

Другая возможность — финансовая компенсация. При этом всегда важно понимать, кто и как оплачивает расходы, связанные со страховкой и транспортировкой. Совокупная стоимость выставки может достигать баснословных сумм, и если страховые компании не готовы выступать спонсорами, плохо дело. Правда, если выставка подпадает под межгосударственные соглашения о культурном сотрудничестве, то срабатывает система государственных гарантий, что позволяет страховать вещи только на период их транспортного перемещения за пределами музея.

На международном выставочном рынке, помимо всего прочего, существует и жесткая кураторская конкуренция. Так как мода на художественные явления формируется одномоментно по всему миру, то зачастую схожие кураторские идеи возникают и стремятся к реализации в режиме спринтерского забега. Кто первый застолбит необходимое количество концептуально важных вещей, тот срывает банк.

Еще раз вернусь к теме реституции. Всякий раз, когда музеи рассматривают возможность участия в международном выставочном проекте, обязательно учитываются риски, связанные с реституцией. Поэтому Британский музей, например, никогда не выдаст ни в Грецию, ни в Турцию вещи, на которые эти государства давно и безуспешно заявляют свои претензии.