Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Паперный

  Владимир Паперный: Слушая Онегина

Иллюстрация: Александра Словик
Иллюстрация: Александра Словик
+T -
Поделиться:

Моя кузина Ира привезла мне в подарок комплект из четырех CD с пушкинским «Евгением Онегиным» в исполнении Гафта, Хабенского, Будиной и др. Это был радиоспектакль, мой любимый с детства жанр, хотя теперь он называется аудиоспектаклем. До сих пор хорошо помню «Клуб знаменитых капитанов», «Хозяйку Медной горы» Бажова и даже фразу «Ксанф, пойди и выпей море» из пьесы Фигейредо «Лиса и виноград».

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 28 комментариев

Сын только что прочел "Онегина". Как я и ожидала, уловлена только фабульно-сюжетная составляющая. Все тонкости и огромный культурный пласт - за гранью восприятия. Сейчас позвонила, сообщила, чтобы Вашу статью прочел. И диск тоже хочу купить. )

Я согласна с Владимиром надо читать вслух: ровно так поступил мой отец когда-то, и я применила этот метод к своей дочери — тогда все тонкости улавливаются.

Ну и потом, ты сам читаешь, останавливаешься, поясняешь что-то, восхищаешься — и дети родительскими чувствами и размышлениями питаются не меньше, чем текстом Пушкина))

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская

Ксения, абсолютно согласна с Вами. Всегда так и делала: читали вслух долгие годы. Последние года два - увы, не получается. Время. Ну и биоритмы разные с сыном. Хотя именно "Онегина" хотела вслух почитать вместе. Все-таки сделаю это. Загорелась)))

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Владимир, спасибо. А Вы согласны с Достоевским относительно того, что западник - высшая форма славянофила? Боюсь, сейчас мало кто с этим согласится

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Все верно,это по нашему - бьет,значит любит:-))

:-)

западники "бьют" славянофилов,и наоборот.Диалектическая модель,одно из другого вырастает и друг без друга не может,становясь попеременно своими противоположностями:-)

Михаил, теперь все встало на свои места, спасибо Вам, Гоголю и Гегелю :))

Саша, в такой формулировке не согласен, поскольку за этим стоит мессианская мысль Достоевского, что только русский может понять остальные народы и указать им путь. Но думаю, что С. и З. ближе друг к другу, чем обычно кажется. С одной стороны, славянофильство возникло под влиянием немецкого романтизма. С другой, понять свое можно только через чужое и наоборот.

понять свое можно только через чужое и наоборот.

Ну Вы собственно ответили:-)

Фильм сняла Марта Файнс, сестра Рэйфа. Мне он, вопреки ожиданию, понравился: он меньше экзотизирует Россию, чем это принято, и он снят с большой любовью и вниманию к оригиналу. То есть в нем такие же отсылки к знанию "для своих", как в романе: не зная текста, многих деталей не понять. Меня особенно тронуло, когда я увидел, что "почуя мертвого, храпят и бьются кони".

А Пушкин протеичен, поэтому его каждый стан легко берет себе на знамя. К сожалению (для нас, западников), "Клеветникам России" (и многое другое) в западническую парадигму ну никак не вписывается.

В фильме есть смешной момент — когда Рейф едет домой от куртизанки, то он говорит, мрачно вздыхая "When will the devil take me?" Из-за неверно истолкованного "думать про себя", вся ирония и весь контекст Пушкинского стиха исчезли.

"Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чёрт возьмет тебя!"

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный

Виктор, спасибо за деталь "почуя мертвого, храпят и бьются кони", пойду посмотрю еще раз. Вы правы, цитаты из Пушкина можно поместить практически на любое знамя. Мне все-таки кажется, что когда ему было отказано в выездной визе, и он почувствовал себя в клетке, он стал искать способов "украсить" эту клетку, убедить себя, что "не очень-то и хотелось". Это, разумеется, мой доморощенный психоанализ, и со всеми возражениями я заранее согласен.

Спасибо большое, а то уж ил спорить не хватает.

Впрочем, почти вся поэзия в голосе выигрывает в разы. А в хорошем исполнении ( Плятт, Казаков, Демидова, Юрский) и проза тоже.

Я очень часто слушаю  поэму, когда не спится. Это так гармонизирует и примиряет с современным миром. Хоть Пушкин остался. Но я записала это сама для себя. Попробуйте, и вы поймете, что вы слышите, то, что вы хотите слышать и так, как вы хотите это слышать. Ведь у каждого свой Пушкин. Он не только славянофил и не только западник.  Он многолик. Кстати, выполнял и госзаказ от Николая и написал " Клеветникам России".

Владимр

Спасибо Вам, с детства обожаю радиоспектакли, и, по-моему, часто они формируют восприятие литературного шедевра ярче чем прочитанное.Мне кажется, помимо таланта классика - это эффект участия и присутствия в действе. Очень хочется найти этот СД, не уверен, что это возможно в Канаде, но попробую задейстовать интернет ресурсы. Ещё раз спасибо.

Спасибо, Игорь, за 611 рублей можно купить на http://www.ozon.ru/context/detail/id/4730176/

а за 230 (почему-то дороже) можно там же скачать mp3

советую всем купить оригинал!

Причём не MP3, а CD-версию от издательства Вимбо. Там потрасающее исполнение художественное от Юлии Стоцкой! http://www.ozon.ru/context/detail/id/4730176/#images

С моей точки зрения, оно гораздо лучше удалось, чем сама запись.

Спасибо Янина!

Я уже попросил друзей в Москве купить мне именно этот вариант записи и прислать, потому что у OZON ужасные условия и сроки доставки в Канаду, а сам я бываю в Москве редко.Во истину - не имей сто рублей а ...

Еще не слышала Онегина в исполнении Гафта и др, а вот Смоктуновского, читающего Онегина ( еще на аудиокассетах) не могу забыть до сих пор. Помню, в конце подумала : "а кто же за героинь читал? Ах, да, за всех он один". Всем рекомендую, не знаю, правда, сделали ли на СД.

Эту реплику поддерживают: Елена Анохина

я у какого-то пушкиноведа нашел, что в те времена принято было читать нараспев. помню, что страшно подивил весь класс, когда на уроке литературы "Я помню чудное мгновение" не прочел, а почти пропел-провыл. учительница впечатлилась и поставила пятерку... еще тогда то и дело зевали "с опасностью вывихнуть челюсть", ну а "услышал и прослезился" так вообще нормальной реакцией было. при чтении глазами челюсть не вывихнешь.  

Не только в те времена. Бродский вот тоже "выл-пел". Проблема актерского чтения часто в том, что актер рассказывает историю, попутно перевоплощаясь по системе Станиславского, пренебрегая музыкой. Поэты, читая стихи, заняты музыкой, поскольку по многим самоописаниям, поэт сначала слышит неясный гул, в котором потом начинает различать слова. Чтение Гафта мне понравилось тем, что там было мало МХАТ'а и сохранялась музыка.

Вадик, неужели тебе и чтение Будиной понравилось? Мне казалось, что она впервые видит текст, читает "с листа"... В такой интерпретации уже не до пушкинских намеков и цитат...

Варя, я сказал, что остальные не нужны, достаточно Гафта, поэтому я их как бы и не слушал. 

Варвара, абсолютно согласна. Там не было ничего, кроме пустоты. И мать Татьяны и Ольги была недоразумением в таком прочтении.

Эту реплику поддерживают: Варвара Турова