Аудиоверсия этого текста

Прослушать

Аудиоверсия

Илья Колмановский /

Язык музыки универсален

Фото предоставлено Томом Фритцем
Фото предоставлено Томом Фритцем
+T -
Язык музыки универсален
От редакции
Поделиться:

Аспирант Том Фритц из Института Макса Планка в Лейпциге — биолог и химик по основному образованию. А диссертацию он делает про то, как люди воспринимают музыку. Сегодня в журнале CurrentBiologyвышла его подробная статья о поездке в удаленные горы на севере массива Мандара (Камерун), где живут представители племени мафа. Эти люди никогда не слышали западную музыку — у них там нет ни радио, ни электричества. Поэтому Том Фритц взял с собой ноутбук, солнечные батареи и набор мелодий, записанных специально для этого случая.

После всех этих трудов Фритц отправился отдыхать на какой-то немецкий курорт. Я позвонил ему, когда он уже ехал в автобусе домой, в Лейпциг; голос в трубке звучал умиротворенно, почти сонно.

— Почему именно мафа? Как устроена музыка у этих людей?

— В их языке нет слова «музыка». Звуки, которые они издают при помощи специальных флейт, нужны для ритуальных танцев. Основной смысл этих звуков — координация движений людей во время ритуала.

— И она не вызывает грустных эмоций, если это похоронный ритуал, или веселых — если это ритуал урожая?

—Нет. У меня —нет.

Иллюстрация предоставлена Томом Фритцем
Иллюстрация предоставлена Томом Фритцем

Музыка племени мафа

Принято считать, что основная роль западной музыки — трансляция эмоций. Фритц проигрывал эталонные мелодии, которые используются при обследовании больных после инсульта (чтобы выяснить, как восстанавливается их мозг). Потом он показывал испытуемым видеозапись, где жена знакомого антрополога, представитель этого же племени, объясняла правила игры: нужно указать лицо, которое лучше всего соответствует мелодии:

Фото предоставлено Томом Фритцем
Фото предоставлено Томом Фритцем

Мафа безошибочно указывали соответствующее выражение лица.

Потом Фритц выяснял предпочтения мафа: проигрывал им нормальные мелодии, мелодии, искаженные в сторону какофонии, и те же мелодии, перевернутые задом наперед.

Нормальная мелодия

 

Мелодия, перевернутая задом наперед

 

Какофония

 

Какофония, перевернутая задом наперед

***

Исследования Тома Фритца показали, что европейцы не любят какофонию и не любят, когда мелодии переворачивают. Я невнимательно прочитал статью и решил, что мафа эти выкрутасы нравятся еще меньше. В этой связи я решил высказаться остроумно:

— Похоже, Шенберг имел бы у мафа мало шансов!

— Все наоборот. Аккультурация европейского уха приводит к тому, что его раздражает какофония. Мафа оказались гораздо толерантнее в этом отношении…

Комментировать Всего 4 комментария

Вы забыли написать, все–таки как мафа реагируют на нашу музыку? и какую музыку усталый Том Фриц им заводил? мне как музыканту, очень интересно...

Спасибо за Ваш интерес; как я сказал, Фритц сделал два эскперимента. В первом - про эмоции -- он использовал, как я пишу: "...эталонные мелодии, которые используются при обследовании больных после инсульта (чтобы выяснить, как восстанавливается их мозг)". Поскольку у него нет на них копирайта, мы не можем их выложить; это такие фортепианные фрагменты, их написали для канадских больниц. А вот музыку из второго эксперимента - про отношение к диссонансу и про "задом наперед" -- Вы можете услшать, если нажмете на кнопку "play" чуть выше, вот где я обвел красным:

странно все это... почему же он не дал им послушать настоящую музыку? а только "мелодии" для больных? мафа ведь здоровые...и потом не понятно: "Исследования Тома Фритца показали, что европейцы не любят какофонию и не любят, когда мелодии переворачивают." Какие европецы не любят? те, которые после инсульта? или нормальные? а кто любит, когда мелодии "выворачивают? и какофонию? это и без исследования ясно.

Психологические исследования всегда осложнены тем, что психика - это не кардиология - где ты можешь дать лягушке адреналин и померить изменение давления. В психической деятельности столько разных параметров, столько плоскостей, что исследовать предпочтения в цвете, эмоции в музыке, вкус к пище очень трудно: наслаивается культура, личный опыт и т.д. Поэтому, разрабатывая любой тест, психологи стараются сделать его элементы максимально простыми и повторяемыми - а потом "валидизировать" его: обкатать на большом количестве испытуемых в сочетании с другим, уже известным тестом - чтобы посмотреть как они вместе работают. Мелодии для инсультных больных - это совершенно заурядно звучащие мелодии, очень простые: веселенькая, грозная, печальная. Их уже проигрывали сотням больных в прошлых исследованиях - и сотным здоровых, естественно, тоже (это называется "контроль") -- в сочетании с тестами, которые показывают восприятие различных эмоций. Мафа, как я написал, различали эмоции, но статистически -- немного хуже чем европейцы. Это что касается эксперимента №1.

Эксперимент №2 - с какофонией и выворачиванием - это те четыре мелодии, которые вы можете услышать - нашли? в конце статьи, под фотографиями женщины? Естественно, их не любят, но интересно - так ли это в тех культурах, где нет музыки в нашем понимании слова. Может быть, их слух настолько наивен, что они не различат этих особенностей? Вот для этого эти звуки проигрывали обычным немцам -- чтобы можно было статистически сравнить с реакцией мафа. И - ! - оказалось что она разная. Оказалось что мафа терпимее к диссонансу. Я думаю, что дело как раз в их дикости. А Вы как считаете? почему так?