Аспирант Том Фритц из Института Макса Планка в Лейпциге — биолог и химик по основному образованию. А диссертацию он делает про то, как люди воспринимают музыку. Сегодня в журнале Current Biology вышла его подробная статья о поездке в удаленные горы на севере массива Мандара (Камерун), где живут представители племени мафа. Эти люди никогда не слышали западную музыку — у них там нет ни радио, ни электричества. Поэтому Том Фритц взял с собой ноутбук, солнечные батареи и набор мелодий, записанных специально для этого случая.

После всех этих трудов Фритц отправился отдыхать на какой-то немецкий курорт. Я позвонил ему, когда он уже ехал в автобусе домой, в Лейпциг; голос в трубке звучал умиротворенно, почти сонно.

Почему именно мафа? Как устроена музыка у этих людей?

— В их языке нет слова «музыка». Звуки, которые они издают при помощи специальных флейт, нужны для ритуальных танцев. Основной смысл этих звуков — координация движений людей во время ритуала.

— И она не вызывает грустных эмоций, если это похоронный ритуал, или веселых — если это ритуал урожая?

Нет. У меня нет.

Иллюстрация предоставлена Томом Фритцем
Иллюстрация предоставлена Томом Фритцем

Музыка племени мафа

Принято считать, что основная роль западной музыки — трансляция эмоций. Фритц проигрывал эталонные мелодии, которые используются при обследовании больных после инсульта (чтобы выяснить, как восстанавливается их мозг). Потом он показывал испытуемым видеозапись, где жена знакомого антрополога, представитель этого же племени, объясняла правила игры: нужно указать лицо, которое лучше всего соответствует мелодии:

Фото предоставлено Томом Фритцем
Фото предоставлено Томом Фритцем

Мафа безошибочно указывали соответствующее выражение лица.

Потом Фритц выяснял предпочтения мафа: проигрывал им нормальные мелодии, мелодии, искаженные в сторону какофонии, и те же мелодии, перевернутые задом наперед.

Нормальная мелодия

 

Мелодия, перевернутая задом наперед

 

Какофония

 

Какофония, перевернутая задом наперед

***

Исследования Тома Фритца показали, что европейцы не любят какофонию и не любят, когда мелодии переворачивают. Я невнимательно прочитал статью и решил, что мафа эти выкрутасы нравятся еще меньше. В этой связи я решил высказаться остроумно:

— Похоже, Шенберг имел бы у мафа мало шансов!

— Все наоборот. Аккультурация европейского уха приводит к тому, что его раздражает какофония. Мафа оказались гораздо толерантнее в этом отношении…