Что происходит с российской анимацией

Анатолий Прохоров объяснил проекту «Сноб», что российская мультипликация находится на пороге промышленной революции — примерно на полвека позже, чем все остальные

+T -
Что происходит с российской анимацией
От редакции
Поделиться:

Мифы о советской анимации

С отечественной анимацией связано несколько мифов. Один из них гласит, что все советские мультфильмы были высокого уровня и постоянно побеждали на фестивалях. Но оказывается, 80% продукции «Союзмультфильма» — простенькое кино с дидактическим сюжетом, которое теперь никто и не знает. Оставшиеся 20% — это те самые 200-300 картин, которые сегодня показывают по телевизору.

Другой миф: советской анимации было много. Но если начать считать, то окажется, что за 70 лет «Союзмультфильм» сделал около 1500 десятиминутных картин. У нас была замечательная ручная мануфактура, производившая один такой фильм в среднем за девять месяцев. При этом уже 15 лет назад по требованиям международной индустрии полчаса анимации изготавливались за две недели. Поэтому сейчас речь идет не о возрождении былой школы, а о переходе от ручной мануфактуры к современным индустриальным методам и формам производства.

Образование

В Америке в каждом штате десятки гуманитарных университетов. В каждом из них обязательно есть film school. А в каждой film school есть аnimation division. Проучившись там от трех до пяти лет на режиссера-аниматора, студенты нарабатывают портфолио и идут искать работу. Сначала их берут на студии не режиссерами, а ассистентами аниматора, и только через полгода могут повысить по службе. Бывает, что до режиссера человек дорастает лет за пять. Такую школу на диснеевской студии прошел, например, основатель студии Pixar Джон Лассетер. Необходимо проделать этот путь, потому что, если режиссер-аниматор не поработал сначала художником, фильм не получится. Кроме того, в анимационной индустрии нужны тысячи художников и только десятки режиссеров.

Раньше аниматоров готовили исключительно на Высших анимационных курсах, у которых был очень мощный КПД: оттуда вышли, например, Алдашин и Максимов. Последние лет десять ВГИК тоже взялся за анимацию. Однако студенты, проучившиеся там пять лет, не хотят работать художниками-аниматорами — они считают себя готовыми режиссерами. Их гордыня и профнепригодность поражают. В этой ситуации каждая большая студия, настроенная на масштабное производство, вынуждена устраивать у себя собственные курсы. Оттуда выходят гораздо более высококлассные специалисты, чем из институтов, но их все равно не хватает.

Как окупается анимационное кино

Анимация замечательна тем, что способна окупиться три раза. Первый раз — на большом или телевизионном экране: канал заказывает сериал и предоплачивает его из продаж рекламы на два-три года вперед. Затем — рынок DVD, на котором анимация, как правило, также окупает себя. А дальше — мерчандайзинг. Анимация встроена в мир зрителя не так, как игровое кино. Если ребенок полюбил какого-то героя на экране, ему тут же нужно получить его на тапочках, рюкзаке или футболке. Кроме того, от мультфильма не возникает ощущения, что он устарел. Это долгодействующее и искусство, и коммерция.

Однако в России все эти свойства, присущие мировой мультиндустрии, теряются. Наши каналы платят за новые анимационные фильмы по расценкам дешевых диснеевских сериалов, откатанных уже сотни раз. На рынке DVD мы очень много теряем из-за пиратства, хотя сейчас что-то начали отвоевывать: доля контрафакта раньше составляла 90%, а сейчас 60-70%. На рынке мерчандайзинга сегодня работают всего две студии: одна делает «Смешариков», другая — «Лунтика».

Как поддержать отечественную анимацию

Сегодня перед анимацией стоят две задачи: с одной стороны, поддержать авторское кино, с другой — выйти на промышленное производство приличных по уровню сериалов. Дети не требуют авторского кино. Если они полюбили фильм, то хотят знать, что было дальше. Успех японской анимационной драматургии и, например, «Симпсонов» показал, что дети (а иногда и взрослые) готовы смотреть сотни серий.

Александр Татарский нашел свой путь спасения авторского кино: «Пилот» — только штаб цикла «Гора самоцветов», сами фильмы делают разные анимационные студии по всей России и не только. И у них получаются очень хорошие мультфильмы.

Если говорить о государственной политике, то за все время, что Госкино выдает гранты на игровое и анимационное кино, отборочная комиссия ни разу не собралась и не посмотрела фильмы, которые были сняты на выделенные деньги. Каждый год культурная память отборочной комиссии Госкино чиста. А в кино нельзя не учитывать историю и фильмографию студий и авторов.

Сегодня российская анимация — остров Пасхи, на котором стоит 4 статуи: «Жил был пес» Назарова, «Ежик в тумане» Норштейна, «Топтыжка» и «Винни-Пух» Хитрука, но она все еще далека от торговых, морских и воздушных путей мировой современной киноиндустрии.

Читайте также

Комментировать Всего 22 комментария

Очень жаль, что такие гиганты как Норштейн, Назаров и Хитрук не смогли воспитать пару поколений режиссёров (тот необходимый индустрии десяток мастеров), способных делать сериалные и полнометражные анимационные фильмы,-- такие, что были бы интересны и за пределами России, т.е. переставшими быть местечковыми и приносившими хороший доход студиям. Всё, что не является российским мультяшным арт-хаусом, говоря откровенно, отстой, безвкусица, пошлость. Да и тот же арт-хаус, увы, свёлся нынче исключительно к гэгам...

Проблема не только (и не столько) в режиссерах - не хватает простых художников-аниматоров, и тут десятком не обойдешься, к сожалению. А без них несколько хороших режиссеров вряд ли смогли бы поднять индустрию - сериальные и полнометражные анимационные фильмы, интересные и в России, и за ее пределами, предполагают еще и современные технологии, скорость и качество.

Если нет человека, способного правильно рассказать историю, то никакие технологические навороты фильм не спасут (разве что массивной атакой рекламы). Хорошие и успешные фильмы можно делать очень простыми средствами и в домашних условиях. Люби анимацию в себе, а не себя в анимации, и всё получится. High-Tech приедается очень быстро. Мощное содержание фильма всегда будет одолевать технологии. Ещё одна важная составляющая -- сценарий. Вот если родится связка сценарист + режиссёр-постановщик, то все прочие ступеньки процесса легко прирастут, уверен. Для того, чтобы делать высокотехнологичные анимационные фильмы, нужны Стивы Джобсы и Джоны Лассетеры. Таковых пока нет. Пока что есть некоторое количество охуевших от себя самих (прошу прощение за мой французский) режиссёров и продюсеров.

Но ведь для того, чтобы родились режиссеры и сценаристы, должна быть почва, разве нет? Если в какой-то сфере работает много профессионалов, если в ней вообще есть жизнь, обмен мнениями, работа, тем больше шансов, что там появятся какие-то талантливые люди и необычные решения.

Нет. Почвой в данном случае может служить не количество, не масса людей, занятых на производстве, а система координат для ведущих проекты -- для капитанов. Если нет Школы как таковой (школа в данном случае не здание, а понятие в высшей степени), то нет возможности воспитывать специалистов. Нынешние технологии стали общедоступны. Вы покупаете цифровую фотокамеру и вам кажется, что вы уже фотограф, Вы покупаете видеокамеру -- и вы уже оператор, снимающий авторское кино. Вы становитесь независимым от трудоёмкого обучения, что было невозможным ещё несколько лет назад, и забываете о необходимости сценарных и режиссёрских знаний, необходимых для создания кино, а таковые не приобретаются с покупкой материала для фильма. Когда вы ходите в школу -- вам должны преподавать настоящие мастера, такие, чтобы ученикам было очень сложно выдавать свой пшик за творение. Должна быть задана планка. Да, её можно время от времени оспаривать, можно пытаться привнести в неё изменения, но нельзя выдавать пустышку за первоклассный товар. И пока не появится школа из людей преданных своей профессии, а не своему эгоизму, достойных фильмов в России не будет.

Мы с вами оба говорим о том, что необходима школа. В лекции Анатолий Прохоров говорит о том, что ВГИК ежегодно выпускает людей, которые считают себя настоящими режиссерами, "Художниками". Их там чему-то учат - но в результате, несмотря на современные технологии, сделать фильм, который можно смотреть, почти никто из них не может. Прохоров утверждает, что это происходит не только потому, что им на самом деле все равно не хватает сценарного и режиссерского образования, но и потому, что в этой конкретной сфере режиссер и сценарист должны знать, как мультфильм устроен на самом низком уровне.

При этом, думаю, многие из людей, считающих себя режиссерами, полагают, что преданы своей профессии, а не своему эгоизму (лично я не знаю объективного способа выяснить, что стоит за действиями человека - эгоизм или преданность профессии: если эгоизм - это честолюбие, то в некоторых случаях оно может привести к неплохому результату; у искренне "преданного профессии" человека вполне может быть дурной вкус и плохое образование). А таких людей, которые самим своим существованием заставляют почувствовать, где "пшик", а где "творение", всегда очень мало - на школу никогда не хватает.

Второе - это деньги. Если нет людей, способных делать мультфильмы на современном уровне, вся индустрия неконкурентоспособна. Это значит, что денег на гениальные мультфильмы не будет так же, как и на посредственные.

Ирина, мне на память приходят два суперуспешных проекта у американцев: SOUTH PARK и SPONGEBOB SQUAREPANTS (да и THE SIMPSONS можно туда же причислить). Оба сделаны технически до примитивности просто, но оба жутко популярны и являются хитами мерджиндайзинга. Такие проекты возможно делать в России уже сейчас (и денег и специалистов-аниматоров достаточно), но их не делают, т.к. замутить такие проекты у россиян кишка тонка.

Кстати, очень интересно, насколько они в действительности технически примитивны, сколько людей над ними работает и какое этим людям требуется образование. И что мешает делать такие проекты в России.

Поверьте мне -- человеку, проработавшему восемь лет в мультяшном деле,-- эти проекты элементарны с исполнительской точки зрения. Вот, кстати, ещё одно хорошее кино -- не сериал -- PERSEPOLIS, дёшево-но-сердито. А что мешает... было уже сказано выше. Идеалисты перевелись? Непродуктивное честолюбие? Неадекватность? Дурновкусие? Бабло-дайте-бабло-ещё-больше-больше-иначе-не-буду-ничего-делать...

Так ведь бабла бы дали как раз очень много, если бы сделали Спанч Боба, разве нет?

В данном случае кишка тонка... :)

Маленьким детям показывать из современного ничего нельзя, ну не Лунтика же в самом деле!

Надежда, я вот фанат Смешариков - это  хорошо и изящно рассказанные истории про всякое сложное.  Это если вы про отечественную анимацию.

Я не про себя, а про внука, ребенок конкретно испугался...

смешариков? удивительно, мои смотрят взахлеб

Наверное, все индивидуально, внук с удовольствие смотрит старые советские мультики.

Он еще очень мал, ему 3,5 года.

Елизавета Титанян Комментарий удален

Елизавета Титанян Комментарий удален

Капустник какой-то. А при чём здесь анимация? Я бы это назвал компьютерными эффектами уровня фотошопа.

Юрий, не обижайте, пожалуйста, Photoshop! Он самый мощный редактор для растровой графики. А этот фильм, он [нецензурная брань]...

Да я не фотошоп ругаю - вполне рабочий инструмент. Просто хотелось бы видеть работу художника а не анимацию в формате Giclée print.

Сделано хорошо, посмотрела с удовольствием!

Елизавета Титанян Комментарий удален

С уважением к мастерам! Ученик Норштейна и Хитрука.

смешно слушать безпочвенные рассуждения. Производство это многомилионные вложения, и не один алигарх не раскошелиться, ему проще и доходней  купить акции Диснеея  чем рисковать.

Все кто поспособней или посмелее, что не одно и тоже, как понимаете давно на западе. 

Я вообше в Америке даже и не пробовал, так жизнь сложилась. Ушел  с головои в живопись, но один мой сокурстник, потомственный аниматор Саша Андроникян, успешно работал в штатах несколько лет, пока не вернулся обратно в Москву, но он традиционной анимацией занимался, а 3д и все современное нуждается в таком количестве денег и специалистов, что надо очень много нефти продать, чтоб свободный капитал появился.

С уважением к мастерам! Ученик Норштейна и Хитрука.

 

Новости наших партнеров