Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Андрей Наврозов

  Андрей Наврозов: Две пирамиды

+T -
Поделиться:

Единственное из Семи чудес света, на которое турист из Манчестера все еще может купить билет, чтобы сфотографировать сопливых детей и худосочную жену в американских кроссовках на его фоне, это Великая пирамида Хеопса. Пирамида, как известно, была построена рабочими, закладывавшими каменный блок средним весом в одну тонну каждые две минуты по десять часов в день на протяжении двух десятилетий.

Подобно цивилизации, с достоинством несшей нагрузку 100 поколений от начала Первой династии до Клеопатры, строители пирамид влачили бремя труда, не будучи при этом, как теперь окончательно доказано, рабами. Раскопки последних лет показали, что они были скорее обыкновенными рабочими, нежели строителями Беломорканала, которыми мы их представляли в детстве, дабы хоть как-то очеловечить сталинскую эпоху за счет исторического прецедента. Впрочем, не собирался же Иван Грозный захватить власть над миром, расстреляв все семейство Тюдоров в екатеринбургском подвале?

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 91 комментарий

Наврозов, спасибо за новость о банках фасоли - а то я постоянно ими режу свои конечности!

А вот про au pair интересно: неужели они о мужьях ничего не пишут? Ведь традиционно считается, что именно им они предоставляют самые ценные услуги, плюя на ту самую пирамидную эмансипацию?

Саш, о мужьях там достаточно историй, чтобы книга стала бестселлером!

вот если бы еще и шпроты были в таких банках ...

Собаки смотрят на нас снизу вверх,кошки сверху вниз,и только свиньи обращаются с нами как с равными:-) Не ручаюсь за точность,высказывания Черчилля,но смысл верен.Маленькие мемуары бебиситтеров легко повторятся в устах их служанок,окажись они на месте своих прежних хозяек.Брак безусловно уродливое и жуткое явление в экономически развитых и либеральных странах.Да и не только.Хочешь испортить хорошую девушку- возьми ее в жены и обеспечь ей содержание.Да что далеко ходить - сказка о рыбаке и рыбке - старик ходит на море сети забрасывает,старуха сидит у разбитого корыта,что дел других нет,только старика пилить и сидеть у разбитого корыта?Это ролевая модель,прочно впитываемая корой детского головного мозга:-)))Думаю Андрей на Вас сейчас обрушится "праведный гнев" снобчанок и снобчан либеральных взглядов.

оффтоп - Доктор,во время оргазма я слышу свист. - А вы что хотели слышать,апплодисменты?:-))

Эту реплику поддерживают: Самвел Аветисян, Игорь Симонов, Владимир Генин

Интересный и неожиданный взгляд,Володя:-)))В сказке что-то не дописано,или там был "второй том":-))

Mix Tarshis Комментарий удален

Нет сегодня менее надежной вещи, чем женщина! Степень ее освобождения есть также степень ее индетерминации! Ибо, когда нет никаких запретов, никаких ограничений, нехватки и неyдовлетворенности, yтрачивается реальность женского желания - посколькy это самое желание лишается воображаемого измерения. Это как с сексом после сексyальной революции: он повсюдy, но только не в сексyальности Так и с женским началом! Чем больше yсловий для "оженщиновления", тем меньше женского в женщине. Ибо что такое женщина, как не видимость? И именно как видимость женская поверхность поражает мyжскyю глyбинy.

И вместо того, чтобы восставать против этой истины, женщине следyет принять ее и оставаться поверхностной и не противопоставлять мyжской глyбине женские симлякры глyбины. Такие как эрзац-равноправие, ложная социальная занятость, биссексyализм, сyррогатное материнство и проч...

Подлинная  женщина поверхностна! 

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов, Елена Пыльцова, Liliana Loss

Нет сегодня менее надежной вещи, чем женщина!

 "А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке":-))

Со многим из того, Самвел, что Вы говорите, согласен, а о том, в чем я не уверен, подумаю.  Спасибо за эссе-образность комментария!

Описочка почти по Фрейдy. Бис-сексyализм - повторояемый и обоюдополый... 

Марина Кирилина Комментарий удален

Привет, Андрюша!  Ну, у тебя прямо как у Кузанского - две проникающие друг в друга пирамиды: света и тьмы. И все идет к тому, что скоро останется только одна из них -  вот ее и воспоет наше искусство...

Рабовладелиц Au Pair обхожу за километр, но слышал много разных историй и безоговорочно верю на слово «помощницам матери». Думаю, завоевать такую "женщину-мать" нового типа совсем несложно, если знать, как у нее отвинчивается крышечка. Хотел было еще сравнить их со свиньей-копилкой, но по цензурным соображениям лучше остановлюсь...

Нет, это принципиально новый вид свиньи, Володь, в том-то и дело: свинья-транжирка!

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина

свинья-транжирка -  это замечательно! только сначала ведь и в нее нужно что-то вложить.

Чтой-то мы куда-то не туда, Володь!  Мы же серьезные люди, и анатомию копилок разбирать не будем!

Давай будем уважать тайну вкладов.

Прочел "свинья-тренажерка". Задумался

может быть, стреноженная тренажерка?

Созвучно. Об этом пока не думал.

Ну, это, наверное, крайность - следить за хозяйками и потом продавать информацию...

Есть свидетельства студентки с германского отделения, которая работала  в Германии Au Pair, в первой семье хозяйка ее не взлюбила (девочка очень красивая и серьезная) из-за того, что стала ревновать мужа, пришлось сменить семью, а во второй  она прекрасно поработала, никаких проблем не было, хозяева ее  возили по разным интересным местам девочка усовершествовала немецкий, до сих пор переписываются, хотя прошло много лет.

Разное бывает, Надежда.  Я пытаюсь уловить общую тенденцию.  Как пишущий во времена реформы Лоу должен был сказать: "Все это плохо кончится".

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Евгений Стариков

Согласен с вами, Андрей, на все 100 !

Свою собственную дочку в эти самые "о-пэры" в жизни бы не отдал ...

С другой стороны есть женщины и есть "антропологические женщины".Равно как и мужчины.То что выходит в переднюю в старом халате с бигудями и бычком в уголке рта посмотреть кто это хлопнул входной дверью вряд ли можно назвать женщиной... да и не всегда человеком.Какие нафиг пирамиды,Андрей,слишком красиво описано:-))

А по мне, если на необитаемом острове, Михаил, так уж лучше пусть та, которая " в старом халате с бигудями и бычком в уголке рта".  Именно человеческое в ней и есть.  А что до всего остального, что может пригодиться на необитаемом острове, так того нет и у ее английской конурентки! (Язвительность прошу списать на класс и социальные обстоятельства, но никак не на национальность как таковую.  Бог видит, как я люблю Англию за ее прошлое, и за прошлое в настоящем.)

Так не честно,я Вам про прихожую,а вы про Робинзона Крузо.Описанное Вами поведение(явление) не имеет национальности,тем более отнюдь не "островной синдром":-))Другая пара ботинок - реальный,оголтелый феминизм в бытовом плане,когда супруга изо всех сил изображает бизнес-леди,и тогда тоже все по-боку,Вы,дети,дом,семья вообще.В лучшем случае вы превращаетесь в делового партнера,возможен хотя бы дружеский секс,в худшем вы превращаетесь в младшего партнера - вынеси ка,дружочек, мусор:-))

Эту реплику поддерживают: Юлия Самолетова

Ну да, так про это я и пишу. Не пользуясь, однако, словом "феминизм", дабы не откпывать еще одну банку фасоли Хайнц!..  Впрочем обложка журнала Космополитен поставлена в виде иллюстрации к статье по моей просьбе.  Мне приглянулось слово РЕВОЛЮЦИЯ, крупным шрифтом.

Революция,основное завоевание которой бытовая распущенность.

Лампедуза пишет в "Гепарде", что движущей мыслью сицилийского простолюдина, поддерживавшего Гарибальди, "была мечта в основе всех революций - мечта о праздности" (цитирую по памяти, не взыщите, Михаил).

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Не удивлен,"взять все,да и поделить".Шариковы дети,вернее предки.

Упивался текстом, однако

про современное искусство цапнуло.  Тогда уж и современную науку и все остальные ветви культуры остракизируйте. Если это то, что производится раскрученными производителями современного искусства - то да, согласен. Однако существуют и подвижники, незаметно и серьёзно созидающие образцы.

Поджвижники, о которых Вы говорите, Mix, существуют, но культура не предлагает им тех необходимых для ПУБЛИЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ниш и высот, что имелись в обществе ранее. "Высота" (eminence), в частности - как необходимое условие культурного развития, была введена как термин Дж. Ст. Миллем.  Он имел в виду хорошо укрепленные, защищенные от "общественного мнения" и общепринятых "истин", интеллектуальные ДОТы, откуда личность могла бы вести обстрел низлежащей посредственности. Ведь сегодня получение Нобелевской премии не защитит личность - есть дюжина лауреатов, у которых "crazy ideas", и пресса ими чуть ли не пол подтирает, в то время как, например, к псевдохудожникам пресса относится как к богам, поскольку они отчасти ее креатуры, покуда тот или иной из них не перестанет быть полезным, и тогда на него тоже выливают ушат помоев.  Личности защищенной - скажем, как Л. Н. Толстой в современном ему мире, - у нас нет. 

Mix Tarshis Комментарий удален

Андрей, что-то совсем грустно.  И, что немного пугает, не зло, а как-то  безнадежно. Добавьте себе веселой злости. А мы - себе.  За Ваш счет. Мы же здесь наполовину вампиры.

Тогда моя кровь - Ваша кровь, Артур, но только наполовину.  Оставшуюся пару-другую литров я смешаю с желчью! 

Благодарю Вас, Андрей, и охотно воспользуюсь.

Что же до второй половины... Сноб - неплохой стакан для такого коктейля.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Упоминание имени Кантора (всуе) может свидетельствовать о желании примирения в тлеющем конфликте. Однако, вследствие непредсказуемой дискуссии, может конфликт раздуть, подобно коварности подмосковных торфяников.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

"Учебник рисования", по-моему, запатентовал эту точку зрения, Mix, вот и все.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Сергей Мигдал

Женщина женщине - рознь, однако...

И ни в коем случае я ни за кого не заступаюсь...

Просто женщина женщине - рознь, точно также как искусство и псевдоискусство.

Одним в их напряженной жизни домашней берегини не хватало компьютера, что получить побольше информации по степени прожарки вчерашней тушки петуха для сегодняшнего рагу. А другим нужно ничего не делать и выращивать ноги для того, чтобы стать героинями модного романа. Подозреваю, что деятельные англичанки станут после прочтения Вашего эссе, Андрей, более собранными и ещё "быстрее начнут откручивать крышки с новомодных банок с фасолью"... улыбка...улыбка...

Спасибо Вам за "Две пирамиды". Паралельно с сомнениями по поводу истинных женских функций (ведь есть же ещё и талантливые женщины, обладающие даром не только "берегинским", но и ещё каким-то), вспомнила известных московских жуликов-пирамидников, на крючок которых попадали "по первости" вполне приличные люди, точно также как сейчас попадают доверчивые зрители и читатели на крючок "псевдоискусников".

Милая Елена, дело-то в том, что псевдоискусство - явление принципиально НОВОЕ.  Раньше было ПЛОХОЕ искусство - так много академической живописи, например, как в Англии, так и в России Х1Х в. никуда не годилось и было забыто, но это была всего лишь плохая живопись.  Сравнить ее с заведомым и преднамеренным надувательством наших Бьенналей и т. п. - просто невозможно.  Грань перейдена.   

"Раньше было ПЛОХОЕ искусство - так много академической живописи, например, как в Англии, так и в России Х1Х в. никуда не годилось и было забыто, но это была всего лишь плохая живопись.  Сравнить ее с заведомым и преднамеренным надувательством наших Бьенналей и т. п. - просто невозможно"

................................................................

Идеально точно!

Точность, Дмитрий, это долг бойца, у которого заканчиваются патроны.  Я был бы рад быть неточным - так красивей, - но кто знает, успеешь ли договорить до конца? )))

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Liliana Loss

Замечательно сказано, Андрей!

Вообще я понял - уж если не хватает времени на сноб, колонку с комментариями лучше читать целиком - забавный фехтовальный поединок а ля д'Артаньян против роты гвардейцев кардинала. 

И посему -  не жалей патронов, Андрей: шпага всегда при тебе.

Читала Ваш пост, Андрей, как снизсшедшее Откровение - настолько точна и выверена формулировка.

Абсолютно согласна!

Всё правильно, но это только одна грань пирамиды. Проявлений мужественности на работе и в быту нынешними строителями пирамид, охотниками за мамонтами, и прочая... обнаружить не менее сложно. Но это уже другая история.

Алеша, я же за отход от пещерных стереотипов!  Как этот отход происходил, скажем, от Гомера до О. Уальда. Но к описанной действительности процесс эволюции, т. е. цивилизации, просто не относится. Есть "грань", как между импотентом и кастратом, и средние классы Первого мира эту грань перешли.   

Есть интересная книга американского поэта Роберта Блая "Железный Ганс или как воспитать мужчину". Он разбирает известную сказку братьев Гримм.  Смысл книги в том, что современный Первый Мир в своём стремлении к абсолютно идеалистической демократизации общества действительно забыл законы биологии. В результате (об этом в книге ничего нет - я добавляю от себя), на вершине социальной пирамиды образовался класс людей бесполых - женщин в красовках, с банкой пива в одной руке и бизнес-газетой в другой, и мужчин - трусов с жирными животиками, и больной самооценкой.

Однако, Андрей, мне кажется, что где-то десять лет назад началсь обратная волна. Как раз когда я женился! В Центральном Парке всё больше можно увидеть мам, а не нянь. Многие стали опять готовить обеды дома (сами!). И какие!

Хмммм....  А какие это такие "и какие!"?  Сейчас вызову Бориса Акимова, потрошащего очередную жертву на тлеющем торфяном болоте, чтобы тут же ее и зажарить - так, по крайней мере, я передставляю, как он проводит дни, - вот с ним и разбирайся!  Тут нужна экспертиза!

Мне кажется, что у Вас было крайне плохое настроение когда писалась эта колонка... надеюсь сейчас жизнь все же чуть светлее

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Может, Вы правы, Виктория.  Жена в отъезде!

Да, жизнь светлее, чем кажется,...на первый  взгляд и точно темнее, чем на второй. Несколько дней в Португалии во время дневного принятия пищи наблюдал в гостинице описанные  Вами, Андрей, персонажи и думал точно о том же самом, даже удивительно. Насчет обратной волны сильно сомневаюсь. Просто прошел какой-то сериал, в котором главная героиня сама готовила обеды. Теперь самое время поговорить о мужчинах, которые во всех этих эволюционных изменениях принимали и принимают непосредственное участие.

А что?  Займемся!  Но действительно страшно, Игорь. 440.000.000 банок фасоли. Как поэма Маяковского.  Причем чем престижней - не знаешь, за какое слово ухватиться! - страна, тем больше местные жители питаются консервами, как на Диком Западе.  (Кстати, я эту фасоль люблю и часто ем. Подобно кока-коле и кетчупу, в ней есть что-то по-американски уникальное.  Может, просто сахар?  Черт его знает, но вкус sui generis.) Спасибо за комментарий!  

Не  хочется,  Андрей,   с  Вами  соглашаться,  но  приходится.

Есть  в   нашей    женской    природе   нечто   декоративное....  И  не   вкладывая     сюда  никакого   негативного  смысла,   а  именно     -   декоративно-функциональное... 

А  что  касается   праздности   женщин,   принадлежащих  современному   среднему   классу   цивилизованных  стран,  так  это,  как  мне  кажется   -   плохая  имитация     праздности  женщин,   принадлежащих   более   высокому    классу....   И  не  буду  здесь   употреблять     "аристократическому ",   так  как   такого   отличия      уже   давно   нет,   а  есть  только   разделение    по     потребностям   и    потреблению...   и   я  здесь  не  только   материальное  имею   в  виду....

Лилиана, о декоративности - это у Вас совпадает с тем, что пишет Самвел, то есть с тем, с чем в его комментарии я согласен.  Но писать об этом следует не прямо, потому что многие обидятся, причем обидятся по недоразумению, а я люблю обижать людей нарочно, и, как писатель, сетую, когда обижаются по недоразумению.  Об этом - о том, что, возможно, женщины как таковой вообще не существует на свете, что она плод нашего воображения, как не существовало ее в космическом пространстве, запечатленном Тарковским в "Солярисе" - я пишу намеками, "дыша духами и туманами", в еще не опубликованной книге, извините за выражение, о любви.  Зачем обижать людей прямым и жестким, как палка, тезисом?  Ведь все равно ничего доказать невозможно.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Вы  не  обижаете,   а называете   вещи  своими  именами   в   Вашей   образной   интерпретации.  

Замечу  ещё,   что  нет   необходимости    извиняться   за   книгу  о   любви,  потому  что  это  -  единственное,  о  чём  стОит  писать...

С   исчезновением  женщины,  как  таковой,   исчезла   и   любовь,   зато  появилось   "псевдоискусство"    -   суррогатное   воспроизведение       человеческих   чувств.

Пишите   о   любви,  Андрей   -     "псевдописатели"   об  этом  никогда  не  напишут.

Я вот еще что хотел добавить, Лилиана.  Цивилизация, скажем, с VII в. до н. э. до Первой мировой войны - это как бы сон человечества.  Вот почему я говорю, что "женщины" не существует - она жива только в том сне, от которого мы недавно очнулись.  Не существует и всего того, что мы как бы знаем, даже знаем, как нам по инерции кажется, на животном, биологическом уровне: полов и отношений между полами, еды и утоления голода, красоты и потребности в ней.  Я не говорю о таких мелочах, как поэзия или музыка.  Это все был сон, Лилиана, прекрасный, удачный сон.

P. S.  До Вашего появления в Снобе я напечатал в виде колонки мой перевод "Пруфрока" Элиота: http://www.snob.ru/selected/entry/12388.  Обратите внимание на последнюю строфу!

"The Door in the Wall"

Образ,   предшествующей   нам   цивилизации,    как   нашего  сна   -  прекрасен....   Однако,  подведу   сюда   такую  банальную  идею,  как  наше  собственное   человеческое  несовершенство....    Мы  знаем   об  идеале,  он  снится  нам,  иногда   мы  почти  касаемся   его...    блоковские   "незнакомки"    остались  в  том  сне....  

Возможно   нам  только  кажется,    что  он  был  прекрасен,    а  на   самом  деле    нет    ничего  прекрасней   нашей  настоящей    жизни  с   женщинами    и   мужчинами,  которых  мы  любим,  несмотря  на  то,  что   они  не  соответствуют   "плоду   нашего  воображения",   но    будут    согревать   наши   чувства  и  мысли   своим  присуствием    на  нашем  пути    до  тех  пор,   пока   мы    не  "...  очнёмся  и  исчезнем"..

 Ваши  стихи   на   стихи  Т. Элиота  -  очень  одухотворённые...

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

"Разве интернет, в чьей паутине освобожденная женщина Запада вязнет, подобно самодовольной мухе, вместо того чтобы хлопотать по хозяйству, не пирамида?"

.

Ой, как верно! Была бы сейчас дома, а не в гостинице, срочно выключила бы компьютер и пошла бы готовить мужу рыбную уху! Не скрою, что часто появляется чувство, что теряю бесценные минуты на вот эту  паутину (очень точное выражение!).

.

Но отложив чувства самокритичности в сторону, несколько мыслей:

а). Пять лет назад я ушла с позиции вице-президента в Голдман Саксе, чтобы быть с ребенком. Няню мы решили не отпускать и домработница продолжала приходить раз в неделю. Такой жизни мне хватило ровно на два месяца! (Тогда правда еще сноба не было). В течении нескольких месяцев мы с подругами зарегестрировали компанию, организовали школу, провели выставку молодому украинскому художнику. Если женщине больше ничего в жизни не хочется, то извините, но это проблема мужчины, который на ней женился.

б). В современной семье очень много работы, которая не заключается в стряпне по кухне и подтирании попы ребенку. В нашей семье я ответственна за все от поступления ребенка в школу до организации социальной жизни мужа (Куда мы идем этим вечером? Билеты, резервации, ужины с друзьями, и прочая и прочая...) А потом начинаются отпуска - билеты, гостиницы, машины - и не только для мужа и детей, но и для родителей и родственников. А разбираться с медицинскими страховками, банковскими счетами. А ремонты квартиры? Всем этим я правда и раньше занималась, но на рабочем месте. Так что то, что этим Au Pairs казалось игрой на компьютере, вполне могло быть настоящей работой.

в). Только что закончила первые два романа 'Утраченного времени' Пруста. Как то мне не показалось, что госпожа Сван, бабушка или мама Марселя и все остальные женщины той эпохи, так подробно описанные Прустом, проводили жизнь менее праздную чем современные неработающие дамы описанные Вами. Они в салонах вели, как им казалось, ученые беседы - мы тут иногда встреваем. Пирамида эта была со времен Хеопса. Страдали только бедные советские женщины, которым внушили что успевать они должны и дома, и на работе.

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный, Алиса Релина, Сергей Мигдал

Mix Tarshis Комментарий удален

Мария, Вы пишете: "В современной семье очень много работы, которая не заключается в стряпне по кухне и подтирании попы ребенку".  Совершенно верно.  Даже если бОльшая часть этой работы состоит из курения якобы изящной формы сигарет и пребывания за компьютером под предлогом полезных для семьи исследований.  "Билеты, гостиницы, машины"?!  Да какое дело попе ребенка до всех этих билетов, гостиниц, машин??  А ведь "попа ребенка" - это и есть тот пуп земли, или, по крайней мере, тот пуп семьи, вокруг которого все должно вращаться.  А то, что муж не настаивает на "стряпне по кухне", так это, фактически, запрещено ему законом.  Что же ему, за волосы таскать ленивицу-жену?  Увы, развратницу-культуру за волосы не оттаскаешь.  Посадят в тюрьму, а то и в сумасшедший дом.

Мария, я не хочу переходить на личности, как это называется у нас на Снобе, но, как говорят американские юристы, Вы "открыли дверь" такому обсуждению, воспользовашись примерами из личной жизни в Вашем комментарии.  Я не хочу никого учить жить.  На вашем месте я бы не работал в банке, не беспокоился о билетах и машинах, о страховках и счетах.  Да пропади они пропадом!  У Вас - Ваша версия земного времяпрепровождения, у меня - моя, а статья, которую я написал на эту тему, может убедить Вас в моей правоте не более чем на 1%.  За этот 1% я и благодарен самому себе.   

Эту реплику поддерживают: Самвел Аветисян, Максим Терский

Я признаю вашу правоту на много больше чем на 1% - счастливее всего чувствую себя у своей бабушки в деревне на Украине, где интернет вообще не работает, обязанностей никаких нет, а с детьми можно землянику на грядке собирать, но честно говоря не верю, что если бы захотелось изменить свою жизнь в эту сторону, то была бы более счастлива.

Большинство женщин, которых я наблюдаю в этих деревнях несчастны - несчастны из за того, что не хватает денег и приходится ездить на зароботки, несчастны из за того, что приходится постоянно стоять на кухне, несчастны из за того, что изменяет или пьет муж.  Да, у них нет интернета, но по двум-трем каналам показывают несколько теленовел, и все эти жрицы семейного очага просиживают несколько часов в день строя мечты о другой жизни. Хорошо всегда там где нас нет.

П.С. не курю и не курила, а стряпать люблю даже очень. Приезжайте Андрей - приглашаю Вас с Олей на ужин у Генкиных!

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина

Спасибо за приглашение, Мария.  Если будем в Америке, что, признаюсь, маловероятно, обязательно придем.

Сравнение эмансипации женщин с пирамидой заставило задуматься - и ровно ничего не придумалось. Даже не понял, с какой пирамидой сравнивается эмансипация - Хеопса, Понци или той, что на долларе. Единственная возникшая у меня теория связана с двухмерной проекцией пирамиды - треугольником. Финансовая пирамида по идее перевёрнутая - стоит на вершине. Как значок на мужском туалете. Таким образом эмансипацию можно сравнить с переворотом проекции пирамиды на двери туалета с женского треугольника основанием вниз на мужской основанием вверх. Не даром же по слухам феминистки пытаются писать стоя.

А вот Берка теперь придется таки прочесть - сын уже давно требует на предмет обсуждения его эссе.

Ваши ассоциации навеяли мне свою. В Киевском ресторане Партизан на двери туалета не перевернутые треугольники, а символы олицетворяющие партизан. Женщина там писает сидя под елочкой, но с пистолетом в руках.  Елка, заметьте, все та же пирамида (только зеленая).

Да, архетипичные мотивы появились с этими пирамидами...

Вот Вам еще пирамида, Алексей. Германия, 1923 г. Дети играют пачками купюр.

Это, Андрей, все-таки треугольник, а не пирамида. А то можно было бы использовать как международный знак индустрии Понци-Мэдоффа, наподобие медицинской змеи на кубке. Кстати, лекарство "пирамидон" можно применять от эмансипации или для защиты от финансового жульничества?

)))Рассмешили Вы меня пирамидоном, Алексей.))  Действительно - лекарство от надувательства!

Вероятно, нужно эту книгу прочесть, иначе возмущение автора не вполне понятно. Или же в состоятельных английских семьях все совсем запущено (хотя я сомневаюсь, что более запущено, чем в состоятельных российских семьях. Интересно, что было бы написано в мемуарах и интервью домработниц и нянь из престижного Подмосковья!). 

Эмансипация, мне кажется, подразумевала равные права не столько в труде, сколько, через труд, в социальном положении мужчин и женщин. Насколько я помню, речь шла не о замене неквалифицированного труда женщин – прачки, горничные, гувернантки продолжали заниматься тем, чем и занимались, не говоря о женщинах в деревне – а возможности девиц из благородных семейств стать независимыми от социальных условностей – т.е., не зависеть от мужа путем обретения профессии и самим зарабатывать себе на жизнь (могу ошибаться в определениях, тк давно предмет не изучала!))) 

Таким образом, видимо, речь идет о следующем этапе развития некоторых слоев общества – когда при равном социальном положении некоторые женщины снова могут предаваться праздности :) При этом, следует заметить, что остальных слоев общества этот парадокс, в общем то, никогда и не касался – речь о тех слоях, где для того, чтобы выжить, требовался вклад (и труд) и мужчин, и женщин. Так что, может, дело не в эмансипации? 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Евгения, Вы пишете, что "эмансипация [сводится к] возможности девиц из благородных семейств стать независимыми от социальных условностей".  Если бы!  "Эмансипация", говоря советским языком, "захватывает широкие слои населения".  Вот статистика.  По подсчетам 1960 г. СРЕДНЯЯ англичанка проводила в общей сложности 6 лет своей жизни на кухне.  По подсчетам 2010 г. она проводит на кухне 2,5 года (причем средний англичанин проводит на кухне 1,4 года), или 9 часов в неделю. Это - СРЕДНЯЯ англичанка, повторяю.    

Шесть лет жизни? А сколько это в день часов? Я помню, моя мама в моем детстве все свободное время на кухне проводила. Но это потому что (а) квартира была маленькая, и кухня была ее личным пространством; и (б) тогда вариантов не оставалось семью накормить: в рестораны мы не ходили, полуфабрикаты считались продуктом ненадежного качества, в школьной столовой хоть и обедали, но дома должен был всегда быть суп или борщ в холодильнике. Вот она и проводила там – будучи тогда кандидатом наук – утром час до ухода на работу, ну и вечером оставшееся врема. Из особых изысков я помню (редко) утку с яблоками, фаршированный перец, оладушки с яблоками, пирог с теми же яблоками (здоровый образ жизни!!), осенью – жареная в томате рыба из огромных цистерн. Помню, кстати, как папа запустил один раз скороварку – было такое изобретение в кулинарии – готовить плов, и скороварка взорвалась )). А так – обычная еда, картофельное пюре, котлетки, супчик, гречневая каша, летом салаты. Это я к тому, что теперь и за меньшее время можно приготовить гораздо больше разнообразных блюд – продуктов больше появилось! Не говоря уже о ресторанах, кафе, кантинах,  барах и прочих местах общепита, где можно прекрасно и с пользой поесть! В Англии с продуктами всегда было благополучно, но как я помню из фильмов и книг, для женщины было обычным делом выйдя замуж не работать. Помните сладкий образ домохозяйки из Америки 60х? В кокетливом платье и с бантиком, поджидающей мужа с работы? Она на кухне самореализовалась. И хорошо, если ей удавалось готовить прилично! А если нет? Тогда во благо мужа – ресторан, домохозяйка, повар – и пусть жена реализуется в том, что ей ближе по духу! 

"продуктов больше появилось!"

Какая Вы, право, жертва пропаганды, Евгения!  Читаю Вас, и вспоминается детство:

Жизнь стала лучше,

Жизнь стала веселей:

Было три-пятнадцать,

Стало пять рублей. 

Андрей, я не знаю, какую пропаганду Вы имеете в виду. По существу, однако, суть не в количестве проведенных на кухне часов, а в результате этой деятельности! 

С удовольствием прочёл - и решил с тобой согласиться! Нам такие бабы не нужны! Желательно иметь в наличии таких, чти и обед бы готовили, и денег бы много зарабатывали, трудясь, скажем, на должность гендиректора банка "Леуми" или министра финансов Французской республики. А консервные банки, по моему глубокому убеждению, должен открывать только мужчина - умная дама даже и пытаться не должна (но хорошо бы, чтоб умела делать в доме всё остальное)!

Насчёт же Терeшковой - она была, скорее, парашютисткой, чем лётчицей, и ЦУП с ней очень намучался во время её полёта. А настоящей лётчицей была Савицкая, бывают и такие дамы

Господа, при чем здесь пирамиды и домохозяйки со служанками? Женщина, с моей точки зрения, всегда была противоположностью-продолжением мужчины. То, что не может творить мужчина, делает женщина. Относится как к консервной банке, так и к консерватории. И не имеет значения, кто она - вице-президент или домработница. Не мы придумали этот принцип соединения. Если уж сложилось, - прекрасно, нет - жаль. Отсюда, видимо, и сомнения - оценить-то сложно и страшно - моя или нет, вот и возникают мысли про пирамиды и прочие странные ассоциации.

Юлия, Вы себя уж слишком обезопасили Вашим определением женщины как "противоположность-продолжение мужчины".  К сожалению, почти все на свете, что в каком-то смысле не противоположность - в каком-то смысле продолжение, а то, что не продолжение - противоположность...  Нет, лучше уж давайте поговорим о пирамидах!..

Андрей, почему - к сожалению? - к счастью, думаю. Так и до гармонии недалеко. Только я одновременность осуществления (как замещение) имела в виду, а не последовательность. В этом контексте пирамидально-феминистический ракурс изложения мне кажется все-таки странным. А пирамиды в чистом виде можем обсудить, с удовольствием.

Мне кажеться, что как подростки, которые думают, что это именно они открыли секс, а до них люди размножались пачкованием так  и каждое поколение жалуется на проблемы с женщинами, детьми, искусством, обществом и так далее. Напомню Бодлера .. " ... везде везде везде на всем земном пространстве мы видели все туж комедию греха, ее рабу одра с ребячливостью самки, встающею пятой на мыслящие лбы, его раба рабы и в хижини и в замке наследственном, везде раба рабы..." там много цитат, которые бы подошли к разговору, уже все не помню.  Богатые бабы, которые ничего не делают, так это всегда было, но  около 50% работающих, сейчас женщины, а в Штатах так у них и высшее образование более распостранено чем у мужчин. Т.е. вероятно феминизация и нанесла урон обществу, или негативно повлияло на отношения в семье, но аргумент типа: ..."представление о труде было наконец политически корректировано — переопределено как труд не мужчины, а «человека», — человечество потеряло достояние европейской культуры, не приобретя ничего взамен..." не совсем понятен, хотя и красиво написан.

Лев, Вы описываете дилемму авторства:  "А не подобен ли я подростку, думающему, что он открыл секс?"  следует спросить себя незадачливому автору.  А у меня для Вас дилемма читательства:  "А не подобен ли я читателю, в любом авторе видящему нечто уже известное, в частности, подростка, думающего, что он открыл секс?"  Понимаете, бывает так, что "все это уже было".  А бывает так, что, например, одна война (Вторая мировая) вовсе не похожа на другую (Троянскую) войну.  Мораль: Наврозов пишет о том, чего до Наврозова не было.    

Андрей, написано - не оторвешься!

... даже на работу опоздал...

Но по сути: суждения прислуги о делах хозяев высмеивались бесчисленное количество раз ("всё ходют и ходют..."), так что, думаю, мнение девушки из словенской деревни о семье моих, скажем, друзей, было бы разве что анекдотически любопытно...

А люди не меняются: сужу по моим друзьям, выросшим в суровых советских условиях, переехавших на Запад и живущих по стандартам upper middle class: те из них, кто был "заряжен" на высокий стандарт качества во всем, на развитие, самообразование, самореализацию, избавившись от хлопот повседневной жизни, стали писать картины, или учить языки, или заниматься благотворительностью (я уж не говорю о тех, кто работает, при этом - благодаря доходам мужа - имея полную возможность этого не делать). Те же, кто и здесь (в России-СССР) были ленивы, вели хозяйство кое-как, удручали мужа и окружающих своей бездельностью, там развернулись по полной... 

Спасибо за комплимент, Виктор!  Но здесь не совсем "прислуга", в том-то и дело, хотя достаточно часто ловлю себя на мысли, что лучше бы с домработницей-украинкой чаю попить, чем с ее хозяевами-русскими-в-Лондоне на поло съездить...  Здесь же скорее гувернатнка, чем домработница.  Над "прислугой", верно, смеялись, но гувернанткам-то у нас доверяли, вспомните! 

Андрей, я, конечно же, написал провокационно-полемически. Безусловно, Вы правы, роль гувернанток (и гувернантов) в нашей, по крайней мере, культуре, очень велика и недооценена (Monsieur l'Abbe, француз убогой...).

Моя дочь работала так бейби-ситтером у французской семьи после 2 или 3 курса пару месяцев летом - "бодрила" свой французский. Из ее рассказов тоже можно было бы вполе снять что-нибудь вуди-алленовское. 

Мне все-же кажется, что дело не в уровне культуры, ав живости - украинская девушка живее, искреннее, открытее, чем ее зафутляренные русско-лондонские хозяева. Их реакции, мнения, поступки абсолютно предсказуемы, стереотипны - и с ними, очевидно, бесконечно скучно. С ней же - можно продолжать изучать мир, а не в этом ли смысл существования)))

Что-то я погляжу тут сложилось впечатление, что большинство гувернанток - это молоденькие и "живые" славянские девушки. Не знаю как там в Англии, но вот в Америке няни все больше либо ворчливые украинские тетушки, постоянно учащие как жить и только и мечтающие как присесть у телевизора, либо грузные тринидадки болтающие по телефону. Нам то как раз повезло - няня с нами уже четыре года и у нас с ней полное взаимопонимание - она удивительный человек, но от друзей я таких ужасов наслушалась - точно книгу можно писать!

...а некоторые имели вполне даже удачливо-красивых детей от гувернанток... И уходили к ним от чопорно-надутых, вечно с головной болью и с прыщем на нижней губе от "мужниной бородатой небритости" жен.

Ишь какая Вы озорница, Елена!  Но что верно, то верно - и разве удивительно, что, вовсе того не желая, в семейной жизни бедняжки так часто вызывают массивную, э-э-э, грубо говоря, переоценку ценностей?

Конечно не удивительно, Андрей, что "переоценка ценностей происходила". Потому что материал, из которого были сделаны дамы, разный. И уважаемым господам хотелось обернуться то в мягкий, пахнувший малиной сатин, то в надушенный, но запотевший от лени вязкий шелк, то почувствовать наждак разомлевшего ситца в руках суровой мешковины. Ничего не сделаешь - физиология...

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Владимир Генин

Вы удивительно точны, Елена - я это чувствую вне зависимости от того, что смогу отличить сатин от ситца разве только по интуиции!

Владимир, сатин помягче и покапризней. Ситец - более колючий и терпкий. Все эти материалы были "хорошо в ходу", но уступили место современным смесовым и практически не мнущимся тканям, что одинаково удобно и пользователю и самому материалу - он переходит от владельца к владельцу в неизменном виде практически до того, как просто начинает распадаться и разлезаться на куски.:)

Очень красиво сказано, Елена, следовательно, убедительно, даже если не до конца понимаешь, в чем дело.

Я имела ввиду, Андрей, что раньше простолюдинки, или горничные носили в основном сатиноые платья и платья из ситца. Исключение составляли гувернантки, приехашие из Парижа и других Лондонских мест.

Сейчас времена изменились, и дамы в прислугах носят современные форменные платья из смесовой ткани, которые зачастую переходят от одной работницы к другой, так как жадные хозяева не желают разоряться на индивидуальный заказ для каждой новой прислуги.

Ну а качество материала - это привилегия и душевное расположение самой женщины. Сатин более мягкий и подороже, ситец - более колючий и подешевле, ну а шелк - хозяйское владение, "пропахшее ленью и прошлогодними духами". Это из прошлого. 

Сейчас прислуга, как правило, носит "хозяйские обноски" от Прада, Гуччи, Москино. Так что зачастую можно перепутать миловидную женщину в пусть не новом, но Гуччи, рядом со здоровенной бабищей в красном, приняв её за истинную хозяйку, а настоящую владетельницу "заводов, газет, пароходов" - за вторую помощницу кухарки.)

Владимир Генин Комментарий удален