/ Москва

Борис Стругацкий: Попробуйте пофантазировать. Какой, по-вашему, будет Россия через 10 лет?

Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин; фотоматериалы: ИТАР-ТАСС
Иллюстрация: Сноб.Ру/Валентин Поздняков, Игорь Бурмакин; фотоматериалы: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:
Комментировать Всего 31 комментарий

Дмитрий Ханкин Комментарий удален

Надеюсь, я этого не узнаю, потому что меня здесь не будет.

Страшный прогноз какой

Ведь если Вы имели в виду переезд в другую страну - то вряд ли Вы прямо совсем ничего не будете знать о России.

Игорь Мальцев Комментарий удален

Валить отсюда поздно. Вот я взрослый человек, прожил здесь всю жизнь. Это моя страна. Неуютная, неумная часто, с раздутым самомнением, с пустым кошельком, давно распоротым карманным вором, со спесью непонятной, с метаниями, с ветром в голове, но она моя страна.

Нам сегодня никто не говорит правду, и я, и все к этому привыкли. Вот люди и начинают валить. Меня лично здесь не может быть уже завтра, у меня для этого все предпосылки есть: есть где жить и чем заниматься в той же Франции. Но это не значит, что я эмигрирую. Я уеду только тогда, когда меня к этому вынудят, когда будет совсем кирдык. Если лишат работы, лишат еще чего-то другого — вот тогда я, может быть, отвалю отсюда. И в этом уже частично преуспели — начинается полное душилово. Душат налоговые, арендные, везде поборы… Я оптимист, но уже почти не верю в изменения к лучшему.

В разные периоды жизни мне задавали подобный вопрос. Видимо, профессия развила определённую интуицию, мои ответы оказывались довольно точными. Попробую и теперь. Самое главное – катастрофы не будет, как не будет и каких-то радикальных перемен. Светловолосых и голубоглазых людей станет заметно меньше, население вырастет. Система образования усовершенствуется, наука постепенно начнёт подниматься – именно к этому времени это станет очевидным. Здравоохранение будет платным и более качественным. В театрах основным жанром будет мюзикл, в кино – блокбастер, в шоу-бизнесе – попса и Алла Пугачева :-). Появятся новые интересные писатели и художники – почему-то уверена, что именно литература и живопись, а также интерес к ним, возродятся. Политика? Коренных изменений, думаю, не будет. Не удивлюсь, если сегодняшние лидеры, временно рокируясь, приживутся на своих местах. Отношения с бывшими союзными республиками изменятся. Какие-то захотят вновь присоединиться (не Украина и не Грузия, с ними будут в ближайшие годы проблемы, для них больше, чем для нас).

Подрастёт поколение, которое сейчас получает неплохое образование в лицеях и гимназиях, не все из них покинут Россию (мне кажется, эта «традиция» не будет актуальной). Москва перестанет быть столь соблазнительной для приезжих, москвичи устремятся в небольшие города. Влияние Церкви будет более деликатным, а потому более действенным. Что касается товаров, вообще торговли, думаю, всё ещё больше приблизится к западным стандартам. А вообще… За всю историю человечества никто не придумал ни новых пороков, ни новых добродетелей. Потому человеческие отношения, закон и порядок, а также квартирный вопрос и пробки на дорогах останутся прежними.

Будут добро и зло, радость и боль, ненависть и Любовь. Всё будет неплохо: «не так хорошо, как мы хотим, и не так плохо, как мы боимся».

Человек, который может четко сказать, что он знает, какой он видит Россию через 10 лет, должен работать в правительстве.

Все сейчас в мире настолько непредсказуемо, существует масса вариантов того, как пойдет развитие цивилизации, в том числе и России, но я надеюсь, что увижу Россию страной одновременно и сильной, и свободной, и обеспечивающей свободу своим гражданам, и не мешающей свободе других стран, и при этом способной отстаивать свои интересы. В общем, страной, из которой люди не захотят уезжать, страной, которая будет вызывать уважение. Так я все вижу в идеале. Как же на самом деле все может произойти, куда может повернуться развитие и нашей страны, и всего мира — это я через 10 лет смогу ответить.

Я вижу Россию вставшей с колен и более независимой, более демократической и какой-то такой… одумавшейся. Я надеюсь, что поколение, которое сформировалось уже после конца советской власти, наконец-то о себе заявит и не захочет жить при той системе координат, при которой их родители жили всегда, то есть при полной зависимости от государства и невозможности влиять на государство. Собственно, я надеюсь, что новые более свободные люди изменят ситуацию к лучшему.

очень даже симпатично выходит. а как население увеличится - если оно уже лет 15 как уменьшается?

Я надеюсь, Россия будет более комфортной, чем сегодня. Хотя пока, конечно, особых предпосылок к этому нет. Для меня страны разделяются на более комфортные и менее комфортные. Допустим, во Франции мне комфортно. Россию я очень люблю, но мне здесь не комфортно. Здесь какие-то бытовые, какие-то человеческие вещи устроены, грубо говоря, не так. Ну, вот почему я в той же Франции решаю какие-то вещи за 5 минут и без звонка предварительного, как у нас это всегда бывает, а здесь я должен ждать, кого-то искать, унижаться, действовать через друзей и знакомых и чувствовать себя крайне неловко? Я сейчас проходил медицинское обследование во Франции. Это называется «почувствуйте разницу». Мне все в один голос говорят: лечиться можно здесь, здесь хорошие врачи, а вот обследоваться здесь нельзя, потому что ни черта не скажут. В силу того, что методики старые и техника уже совсем не та. А там все это делается без вопросов: прихожу с улицы, записываюсь, со мной любезны, в меня никто пальцем не тычет, что я пришел по блату. Все, конечно, очень по-разному здесь и там. А мне бы хотелось, чтобы было одинаково, а то даже и лучше. Но пока, увы, не получается. 10 лет для этого, конечно, ничто. Какие-то тенденции сейчас есть, малейшие. Вот, может быть, они и разовьются. Хотя кризис, конечно, тут совсем не помощник, здоровья не прибавляет. Очень тревожно и подозрительно, что нас активно успокаивают, говорят, что все будет просто замечательно. Это как в Советском Союзе: когда так говорят, это значит, что все совсем хреново.

Через десять лет ничего особо не изменится, потому что Россия медленно умирает, никаких надежд особых на возрождение страны я пока не питаю. Знаки гибели рассыпаны везде по савану, покрывающему эту страну. Гибель языка, гибель культуры, гибель цивилизации в общем и целом. Это общие места, это проблема не только России. Это зыбкость границ, это отсутствие крепких культурных границ. Это жесткий прагматизм по отношению к слабым, старым и больным людям, обрекающий их на вымирание. Это достаточно развитый бытовой цинизм, отсутствие исторической памяти.

Но, несмотря ни на что, я здесь останусь, потому что больше нигде я никому не нужен и никто меня не ждет. Погибну вместе со страной. Смерть — это достойное продолжение жизни, ее апофеоз. Это достойно жившая страна, хотелось бы, чтобы она достойно умерла. В какой-нибудь серьезной войне. И утащила за собой всех. Шучу.

Может, конечно, и вырулит страна куда-нибудь, но у меня в этом большие сомнения, особенно в последнее время. Вообще, последние полгода для нас окрашены в пессимистические тона. Потому что лихорадит весь мир, лихорадит страну сильно. Если отшелушить лишнее, то картина, прямо скажем, безрадостная. Все очень зыбко для этой страны. То, что у нее нет великого будущего, это для всех ясно. Я, по крайней мере, в это не верю. Мне очень жаль, но я не вижу оснований для подобных заявлений. Потому что я патриот, и мне не стыдно в этом признаваться. Не считаю российский патриотизм инфекционным заболеванием, в отличие от многих. Можно быть человеком мира и оставаться русским патриотом, и ничего зазорного в этом нет. Вот что я хочу сказать. Ничего ретроградного и ничего постыдного и больного в патриотизме нет, наоборот, в его отсутствии я нахожу признаки болезни. Мне, например, синдром свиньи под дубом не свойственен. Мне есть, за что благодарить эту землю, я говорю и думаю на ее языке. И очень многие тончайшие нюансы для меня существуют только в контексте этого языка, этой культуры. Эти нюансы — суть моя жизнь.

Наша страна не нуждается ни в каких личинах — не надо ее рядить ни в какие ленты, ни в какую фату, не надо венчать ее алхимическим браком с НАТО или чем-нибудь еще. Если она стара, мудра и слаба сейчас, ничего страшного в этом нет — это ее путь. Не надо ее заставлять ломаться Петрушкой на потребу толпе. Слишком большая у нее история, слишком много крови в этой истории. Слишком тяжелые эксперименты над этим народом были, слишком дорогая цена заплачена за то, что еще осталось. Надо беречь это. Если не беречь, то это умрет быстрее, чем наступит естественная смерть. Может, я пессимистичен, но откровенен. Для меня это действительно больной вопрос.

Дима,

Если сгладить фатальный пессимизм, полностью с тобой согласен.

ДГ

Я не могу ответить на этот вопрос. У меня нет никакой картинки, белое полотно перед глазами. Я был в США, видел, что они понимают под кризисом, в России понимание свое, Китай вообще другая история. Я не могу отделить Россию от всего мира, ее будущее должно восприниматься только в мировом контексте.

Будет, наконец-то, построена дорога из Москвы в Петербург.

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

:-)))

Россия будет на 10 лет ближе к прорицательному вИдению 2042-го В. Войновичем.

Ну не изумительно ли он предсказал уже сейчас осуществляющуюся яипоту с КПГБ, звездением, газом, Москворепией и пр.?

У нас страна непредсказуемая, и представлять ее через 10 лет достаточно сложно, потому что каждый день несет в себе что-то абсолютно новое, совершенно нечеловеческое. Хотелось бы, конечно, видеть только хорошее. Но тут как в известной истории про Ходжу Насреддина: либо ишак, либо падишах, либо я сам. Кто быстрее сдохнет. Вот, пожалуй, и все.

Для меня очевидно, что если не случится какого-то трагического форс-мажора, связанного не только с жизнью нашей страны, но и вообще в мире, то будет происходить латентное развитие матриархата. То есть влияние женщин на все, что происходит вокруг, будет увеличиваться.

Потому что женщины, веками находясь под патриархальным гнетом, выработали против действий мужчин очень сильный иммунитет и научились быть изощренными и хитрыми в борьбе полов. И мы можем проследить на примере ХХ века, а уж ХХI точно, как территории, захватываемые «маточными сообществами», будут все более увеличиваться. И так будет продолжаться, потому что мужчины против этого ничего не могут предложить оригинального, кроме недальновидного «запретить». А так как запретов уже никто не боится, то все идет к тому, что матки захватят все властные территории. В этом нет ничего плохого, хотелось бы посмотреть на это. Это не произойдет скоро, до тотального завоевания еще тысяча лет должна пройти. И потом вполне возможно возникновение третьего пола — при всех тех отношениях, которые сейчас существуют между мужчинами и женщинами.

Ну тогда будем голосовать на выборах за одну из дочерей Владимира Владимировича :-) В едином порыве

Я верю в предсказания старцев, которые говорили, что в Россию вернется монархический строй. Поэтому думаю, что через 10 лет у нас будет конституционная монархия. Даже не конституционная, а теократическая монархия. Произойдет полное слияние церкви и государства, во главе которого будет стоять монарх — помазанник Божий. Я это горячо приветствую, потому что всегда активно выступаю за любой кипеш, кроме голодовки.

Вообще у меня свой взгляд на историю России, который заключается в том, что, чем больше волнений, тем для страны лучше. Потому что в ситуации форс-мажора в России всегда происходит самое лучшее, а когда все устаканивается и наступает стабильность, начинается застой и гниение. Не умеем мы жить для себя. Ответственность за судьбы мира не дают, поэтому и автоматы Калашникова у нас лучше получаются, чем ночные сорочки. Иначе: Скучно. Мелко. Без куража.

Правда, сам я до этих светлых времен, будем надеяться, скорее всего, не доживу. Потому что меня сожгут на костре. Должны, во всяком случае.

Эту реплику поддерживают: Феликс Юльевич Ярошевский

Борис Акимов Комментарий удален

 Что же Вы так не по-христиански мыслите? Почему это Вас, как, прости Господи, колдуна во времена инквизиции должны сжечь на костре?

Иван, костер еще заслужить надо. По-моему, Вам пока еще рановато...

Через 10 лет я вижу Россию богатой и благополучной.

Что мы сделаем, такой и будет. Все, что прочитал выше, правда и все это возможно. Но в итоге, что мы сделаем, так и будет.

То есть даже Охлобыстину верите? )

Вопрос не в верю или нет. Оч многое возможно за 10 лет. В каком направлении будем делать, то и получится. Как именно будет сложно представить.

10 лет - срок невеликий.

Представьте себе, что вам задали бы этот вопрос в 1999 году. Что, собственно, изменилось?

Преодолели локальный кризис и со всем миром ухнули в следующий.

Укрепили вертикаль власти. Возродили правящую партию.

Создали себе вполне харизматичного авторитарного лидера.

В  целом, несколько лучше стали жить, правильнее потреблять, больше путешествовать.

Количество мобильных телефонов существенно превышает количество народонаселения. Интернет пользователей до хрена...

И т.п...

Вообщем, вполне себе банальная в глобальном масштабе ползучая эволюция.

Так оно и продолжится, полагаю...

Год 2019. Сценарий умеренно-оптимистический.

Вместо одной "Единой России" две сильные партии, обеспечивающие уверенное парламентское большинство. Обе, в целом, лояльны и умеренны и, в основном, грызутся между собой.

Подросло новое поколение демократов. Точат зубки, эксперементируют на кошечках...

Ходорковский осторожно не лезет в политику, но пытается занять нишу Солженицина. Издал книгу, пишет следующую...

Новые капиталисты примеряются как бы поприватизировать непомерно разросшиеся госкорпорации. Есть уже успешные примеры. Иностранцам пока не отдаем: растим своих, но понятно, что глобализация съест всех с потрохами...

Тема глобального потепления уже никого не интересует. Зато все говорят о ГМО (специалисты ожесточенно спорят, являются ли отдельные случаи патологий следствием употребления генномодифицированных продуктов в период 2000 - 20005 гг.)

В Штатах президент - женщина. В Китае разрешена деятельность партий.

Мы жестко подавили конфликт в одной из кавказский республик. Снова пришлось назначать бандитов президентами, а что делать?

Инет стал существенно более респектабельным. Маргиналы и порно пользуются существенно меньшим спросом.

Вновь стало модно знакомиться в клубах, через родителей и знакомых...

Развитие систем компьютерного учета структуры потребления перевело индивидуальные услуги и продукты из разряда роскоши в разряд доступных, хоть и дорогостоящих товаров.

Так например, существует моя индивидуальная версия "Сноба", заточенная под мои персональные ожидания и предпочтения.

Вот как-то так...

Это, напомню, умеренно-оптимистический сценарий. Можно аналогично выложить умеренно-пессимистический или, допустим, вполне восторженный.

А в грядущий апоклипсис верить как-то не хочется, братцы...

Игорь, а если представить, что вопрос прозвучал в 1979 году? Развал соцсистемы, экономики, страны, сухой закон, продовольственные карточки, нац. конфликты... Время - понятие  о-о-очень растяжимое!  

А ты, дорогой Самвел, без нужды не растягивай)

1979 отстоит от сегодняшнего дня на 30 лет. На поколение.

Ты еще 49 в качестве примера припомни ...

а я и не пытался растягивать: я упомянул лишь то, что произошло за 10 лет - с 1979 по 1988 г, которое не возможно было спрогнозировать  в 1979 г

Да, бывает и так, но эволюционная статистика репрезентативнее) Будем посмотреть...

Как принято в прогнозистов, привожу два сценария:

- пессимистический: Сибирь фактически станет китайской, но за это будет содержать остальную часть

- оптимистический: Россия и EC осознают, что присоединение России к ЕЭС единственный выход и для ЕС и для России. Что это предельно органический и взаимовыгодный брак. Такой сценарий развития наименее желателен для Китая и он будет всячески интриговать против этого варианта.  

На пути к 2042-му. ))) ((((

В 60-х мы думали, что положение могло измениться только в результате военного переворота. Ошиблись.

Ничего заранее не угадаешь, но думаю, что произойдёт дальнейшее слияние ЧК и чиновничества. Молодые, при этом, более "софистикейные",  вытеснят "зубров" и откровенных бандитов. Читай - Чикаго 30-х преобразуется в менее откровенные мафиозные структуры. Хотелось бы увидеть, но .... Как приходиться часто говорить - А who его знает?

Феликс Юльевич Ярошевский Комментарий удален