Время еще есть: ЮНЕСКО решит, какая еда лучше, только в ноябре в Найроби. Они там договариваются, какие части мирового культурного наследия надобно всем вместе охранять. Но итальянский министр сельского хозяйства Джанкарло Галан уже вовсю выступает с громкими заявлениями о «великом успехе нашей страны, нашей кулинарной традиции и нашей культуры». В России так, кажется, только Никита Михалков умеет, да и тот не про всё.

С одной стороны, конечно, исторический опыт подсказывает: когда госчиновники начинают рассказывать про величие нации и вставать с колен (пусть даже в макаронах и пармезане), жди какой-нибудь гадости или, по крайней мере, приглядывай за кошельком. Да и, если обратить внимание на галановскую аргументацию, так много где «люди поколениями едят с радостью местные продукты в кругу семьи». Что ж теперь, японская еда — ерунда? Сычуаньская кухня — так себе, погулять вышла?

С другой стороны, хитрый Галан решил объединиться со всеми. Всемирным наследием предлагается объявить не итальянскую, а средиземноморскую еду. Везде, где в кулинарной культуре остались следы Римской империи, вроде бы есть что-то общее. И вот с этим спорить уже никак не получается. Может быть, потому что мясистые нажористые помидоры не велят или свежайшие морские гады. Или вино — причем не великое, а нормальное домашнее, ежедневное.

А может быть потому, что как только начинаешь думать про общеримское застолье, так сразу впадаешь в особенный счастливый морок. Он вполне одинаков для разморенных вкусно съеденным и славно выпитым на Корсике или Сардинии, в Испании или Хорватии, Басконии или Мальте. А вдали от этих римских пристаней и цирков, как ни старайся, получается как-то немножко не то.

И в счастливом этом мороке спорить и ссориться как-то уже делается глупо. Хочется, наоборот, всем все прощать — Джейми Оливеру безбожные цены, московским остериям — страдающую джетлагом рукколу, нью-йоркским тратториям — всеобщих рецептурных nonni, давно переходящих из рук в руки вместе с бизнесом.

И вот тут мы возвращаемся к ноябрьским счастливцам из ЮНЕСКО. Вот работа у людей, а? Лететь через полсвета в Африку, чтобы там тебя принуждали есть повкуснее!

Как вы думаете, за правое дело бьются итальянцы? А если да, то чем кормить юнесок? Что, по-вашему, доказывает более всего тотальное преимущество римского съестного наследия?