Все лето в рунете появлялись сообщения о грядущем взрыве сверхновой звезды Бетельгейзе (например, здесь и здесь). Они собрали огромное количество откликов и кросс-ссылок. Люди опасаются, что звезда может взорваться и нас это коснется: Бетельгейзе имеет неправильную форму, что говорит об изменении ее физических свойств, и находится примерно в 600 световых годах от нашей Солнечной системы, что довольно близко.

Взрыв Бетельгейзе сулит землянам появление на небосводе еще одного светила, сопоставимого по размеру с Луной или Солнцем. Мы связались с астрофизиком из Стэнфорда Игорем Москаленко и попросили его прокомментировать эту историю: как скоро взорвется звезда и какие опасности это нам несет?

Игорь Москаленко:

Никаких новых данных о том, что Бетельгейзе стремительно меняет форму, нет. Яркое пятно на ее поверхности было обнаружено телескопом «Хаббл» еще в 1997–1998 годах. Несферическая форма звезды была выявлена в инфракрасном диапазоне в 2007-м. В 2009-м было обнаружено еще два ярких пятна и подтверждена асимметричная форма звезды. Бетельгейзе — красный сверхгигант с массой 18-19 масс Солнца, он находится от нас на расстоянии около 500 световых лет. К сожалению, эти параметры очень приблизительные. Размер звезды таков, что, будь она на месте Солнца, она заполнила бы собой все пространство Солнечной системы от ее центра до Юпитера. Ее возраст оценивается в 10 миллионов лет, мгновение по космическим меркам.

Но массивные звезды живут недолго. Они быстро сжигают свой водород, потом начинают сжигать гелий, а потом и более тяжелые элементы, и так до железа. При этом температура ядра растет. Оболочка не может излучить всю эту энергию, и звезда начинает бурлить, как кипяток в кастрюле. Это вызывает расширение оболочки звезды, и она превращается в холодный красный сверхгигант, внутри же ее остается очень горячее ядро. Все звезды существуют в равновесии: чудовищной силе гравитации противостоит давление излучения. Когда топлива остается мало, ядро становится железным и сдерживать гравитацию уже ничто не может. Звезда начинает сжиматься и взрывается, появляется сверхновая, которая в течение месяца светит, как целая галактика. На ее месте остается нейтронная звезда или черная дыра — в зависимости от массы остатка.  Яркие пятна на поверхности Бетельгейзе, скорее всего, связаны с конвекцией, то есть в результате «кипения» наружу вырывается «пар» из глубин звезды. Когда она взорвется, никто не знает. Это может случиться завтра или через тысячу лет. Расстояние до звезды вполне безопасное. Ударная волна от взрыва движется со скоростью примерно 10 тысяч километров в секунду, что в 30 раз медленнее скорости света. Для расстояния в 500 световых лет потребуется примерно 15 тысяч лет, чтобы она дошла до Солнечной системы. Так что даже наши внуки эту ударную волну не увидят, если только не полетят ей навстречу. А вот всплеск нейтрино, который происходит одновременно со вспышкой, могут зарегистрировать нейтринные телескопы — тогда мы узнаем кое-что о последних мгновениях жизни звезды.