Американские ученые из проекта «Национальное исследование здоровья подростков» обнаружили, что число дружеских связей в школах с 7-го по 12-й классы не зависит ни от количества детей в семье, ни от того, являются ли братья и сестры родными, сводными или приемными, ни даже от возраста, социального статуса и расы родителей. Короче говоря, тип семьи не оказывает никакого влияния на количество друзей.

Ученые исследовали поведение сотен школьников и, не найдя корреляции, «отпустили грехи» родителям с единственным ребенком — тем, кто наиболее склонен беспокоиться о социальных навыках своего чада. Вывод ученых: детские сады и школы, playdates и летние лагеря отлично выполняют эту функцию. Больше можно не рожать.

Неизвестно, когда это научное открытие войдет в широкий обиход, а родители при планировании детей будут учитывать, что семейные обстоятельства ближе к старшим классам уже не влияют на «показатели дружбы». Пока что потенциальные одиночество и эгоизм единственного ребенка оказываются важным мотивом для увеличения семьи.

Участники проекта «Сноб», у которых есть трое детей, рассказали, что они думают по этому поводу. Василий Церетели cчитает, что большое количество детей экономит усилия родителей по организации их круга общения; Егор Альтман замечает, что старшие быстро становятся ответственными и снижают риски для младших, а Владимир Тодрес рассказывает, как устроил младших дочерей-близнецов в разные классы, чтобы они общались не только друг с другом.

Василий Церетели: Дети из многодетных семей гораздо более общительны. У меня с братом девять лет разницы, и я рос фактически один. Приехав в Америку, я понял, что сильно отличаюсь от всех детей. Мне понадобилось прожить там пару лет, чтобы раскрепоститься и стать более общительным.

Мои дети много общаются — и в детском саду с другими детьми, и между собой. И я вижу, что они гораздо больше приспособлены к общению, чем их сверстники из семей с одним ребенком.

Если детей много, это требует гораздо меньших затрат энергии — не нужно ничего делать, чтобы ребенок играл с другими детьми. Если же ребенок один, родителям нужно прилагать специальные усилия, чтобы он общался: организовывать игровые встречи с другими детьми, причем с самого раннего возраста. Это нужно делать и в четыре года, и в шесть лет, и позже. Чем позже, тем больше ты тратишь времени на то, чтобы научить своего ребенка общаться с другими. В десять лет, например, уже поздно. Все это важно для того, чтобы ребенок не был зациклен на себе. Если на ребенке всегда сосредоточено родительское внимание, естественно, он будет более эгоистичным.

Многие родители думают: мол, ничего, пусть до школы ребенок посидит дома, не нужно водить его в детский сад, он маленький еще, пусть пока спортом занимается, а друзей потом в школе сам найдет. Я думаю, это неправильно. Чем больше ребенок будет общаться со сверстниками, тем легче он будет приспосабливаться к разным жизненным ситуациям, тем проще ему быть раскрепощенным.

К нам часто приходят друзья наших детей — иногда просто в парк вместе ходят, иногда остаются на ночевку. Моя супруга любит организовывать детские мероприятия, на которые приходят друзья даже самого младшего сына. Если она видит, что у знакомых дети — ровесники наших, то по субботам-воскресеньям, а иногда и на неделе после школы приглашает их к нам домой. Или же наоборот, мои дети идут в гости. Мы часто так делаем.

Егор Альтман: Я считаю, что дети из многодетных семей, во-первых, более самостоятельные, а во-вторых, приучаясь ухаживать за младшими, становятся и более ответственными. Они больше вовлечены в социум, чем дети из семей, в которых один ребенок. Просто потому, что они больше общаются и по-другому смотрят на мир.

Мне всегда хотелось иметь много детей. Дети продляют жизнь. Конечно, ты стареешь независимо от их количества, но каждый раз, когда ребенок рождается, ты снова молодой папа. Может быть, это странно звучит, но количество детей снижает риски — один из троих обязательно будет присматривать за остальными.

Владимир Тодрес: Я отчетливо вижу фактор взросления и ответственности (и, как следствие, более активной социализации) у старших детей — когда они становятся старшими (т. е. когда у них появляются младшие братья/сестры). Но само количество детей в семье, на мой взгляд, не отражается на навыках социализации. Они определяются изначальными свойствами личности.

Моя старшая дочь легко социализируется — но она всегда была такая, даже когда была единственным ребенком. Из двух младших близнецов одна девочка социализируется гораздо легче, чем другая. Опять же, в определенный момент то, что они близнецы, не помогало, а мешало: когда мы приехали в Англию, дочки совсем не говорили по-английски, они замкнулись в школе друг на друга, говоря на своих двух языках (они и так были билингвами). Мы потом развели их по разным классам, чтобы девочки учили язык и общались с другими детьми, а не только друг с другом.