Дэмиена Херста обвинили в плагиате восьми чужих работ
Чарльз Томсон, художник и один из создателей Stuckists, движения за традиционное искусство, нашел восемь новых доказательств того, что Дэмиен Херст — плагиатор
-
- Фото: REUTERS
- Инсталляция «In The Name of the Father»
По его словам, работа с распятой овцой (In The Name of the Father, 2007), аптечный кабинет (Pharmacy, 1992), а также круглые работы с использованием струйной живописи (spin paintings) и красочных пятен (spot paintings), мяч, удерживаемый струей воздуха (Beach Ball, 1997), анатомическая модель (The Hymn, 1996) и, наконец, изображение раковой клетки (Cancer of Fat Cells, 2007) — это чужие идеи.
В том числе Томсон упоминает двух художников, которые клянутся, что Херст украл их работы. Джон Лекэй, никому не известный художник, про которого сообщается, что он в жизни не продал работы дороже трех с половиной тысяч фунтов, утверждает, что первым придумал поместить овечью тушу на распятие — еще в 1987 году. В статье сообщается, что с тех давних пор, когда пути Херста и Лекэя могли пересекаться, Джон Лекэй увлекся буддизмом и не ищет земных благ. Ему важнее истина. «Он просто должен рассказать всю правду», — цитирует The Guardian слова обиженного художника. Кстати, на сайте www.johnlekay.com даже есть подобие сравнительной таблицы, где художник предлагает читателю сопоставить его собственные работы с работами Херста.
Другая художница, американка Лори Прешес, уверена, что именно она первой придумала делать витражи с узором из бабочек. Теперь у нее нет средств на то, чтобы развивать свою давнюю идею, а Херст тем временем продолжает обогащаться.
Сам Херст в телефонном разговоре с корреспондентом The Guardian отказался комментировать ситуацию.

Если и раньше пиар работал, то сейчас он решает. Что нового можно изобрести в искусстве? Разве что новые технологии. Мне Херст совершенно неинтересен, но выглядит все так, что он состоявшийся художник, а те, кто обвиняет его, — нет. Например, говорили о том, что Михалков украл «Рабу любви» у Хамдамова, но это невозможно доказать, потому что фильм Михалкова существует и пользуется популярностью. То же самое с Биллом Виолой и АЕС+Ф, например. Было бы нелепо говорить, что они что-то друг у друга украли. Художники всегда заимствовали что-то друг у друга. На определенном этапе художник и вовсе отходит от дел — за него работает мастерская. Так было и со старыми мастерами, так было и с Уорхолом, например. Мне кажется, претензии и обвинения в плагиате, подобные тому, что предъявляют Херсту, возникают оттого, что несколько художников работают одновременно и делают похожие работы, и вдруг один из них резко выбивается и становится богат. Например, встречает Чарльза Саатчи.
Эту реплику поддерживают: