Егор Кончаловский: Сомневаюсь, что права на фразу «я люблю тебя» можно зарегистрировать

На создателей фильма «Москва, я люблю тебя» готов подать в суд генеральный продюсер аналогичных картин про Нью-Йорк и Париж и владелец прав на формат «Город любви» Эммануэль Бенбии. Егор Кончаловский считает претензии необоснованными

+T -
Поделиться:
Подробнее

В своем письме Бенбии утверждает, что создатели фильма не могли не знать о существовании проекта и о том, что он работает как франшиза (на аналогичный киноальманах требуется лицензия), поскольку Егора Кончаловского приглашали участвовать в фильме «Париж, я люблю тебя». Наряду с нью-йоркским вариантом он широко шел в России. Основная претензия Бенбии заключается в том, что внезапный выход неавторизованного правообладателями франшизы альманаха про Москву остановил переговоры, которые генеральный продюсер «Города любви» вел по поводу создания «родной» версии.

Однако Бенбии предлагает не только судебный вариант разрешения спора: остается возможность провести переговоры и стать частью проекта «Город любви» при условии выплаты франчайзингового вознаграждения.

Однако Егор Кончаловский сомневается в том, что законность притязаний Эммануэля Бенбии может быть доказана в суде.

Егор Кончаловский

   Было бы странно, если бы французы закрыли глаза на появление нашего фильма. Когда они договаривались со мной об участии в картине «Париж, я люблю тебя», делали они это, видимо, с большой надеждой, что я помогу им найти русские деньги на картину. А когда я нашел деньги и снял на них «Москву», оставив французов ни с чем, они не обрадовались. Никто бы не обрадовался.

Получит ли разбирательство ход? Не знаю. Не такое это большое дело. Эти люди предлагают решить вопрос полюбовно, если мы передадим им авторские права на картину. Не могу понять: какого черта? Мы им что, должны передавать права на фразу «я люблю тебя»? Сомневаюсь, что права на нее вообще можно зарегистрировать.

Что касается последствий: ну что же, мне теперь откажут во французской визе? Боюсь-боюсь!

Комментировать Всего 16 комментариев

Было бы странно, если бы французы закрыли глаза на появление нашего фильма. Когда они договаривались со мной об участии в картине «Париж, я люблю тебя», делали они это, видимо, с большой надеждой, что я помогу им найти русские деньги на картину. А когда я нашел деньги и снял на них «Москву», оставив французов ни с чем, они не обрадовались. Никто бы не обрадовался.

Получит ли разбирательство ход? Не знаю. Не такое это большое дело. Эти люди предлагают решить вопрос полюбовно, если мы передадим им авторские права на картину. Не могу понять: какого черта? Мы им что, должны передавать права на фразу «я люблю тебя»? Сомневаюсь, что права на нее вообще можно зарегистрировать.

Что касается последствий: ну что же, мне теперь откажут во французской визе? Боюсь-боюсь!

«Москва, я люблю тебя» - похоже на "кальку"...

Вообще, название фильма звучит как ... "прямой" перевод с английского. Т.е. по-английски "Moscow, I love you" звучит "нормально". А вот по-русски было бы более естественно сказать "Москва, я тебя люблю!" или "Я люблю тебя, Москва!", т.е. в русской фразе "объект" просится в конец предложения. Ну, например, есть такая песня (Зыкина пела) - "Я люблю тебя, Россия!". Проблема не в "авторском праве" (в данном случае претензия, действительно, смешная), а в некоторой потере "чувства" языка. Но ... надеюсь, что фильм хороший! К сожалению, пока не смотрел. 

Чисто российская апология

Егор,

но, идея и формат фильма, согласитесь, не Ваши. И в краже Вас обвинить сложно - Вы просто взяли то, что плохо лежало 

Всё можно решить по-человечески

Вообще само возникновение такой ситуации крайне странно. Каждый из профессиональных участников кинопроцесса, будь то режиссер или продюсер прекрасно знает, по каким правилам играют между собой киносоздатели.  

Конечно, киноальманах "Я люблю тебя..." уже имеет четкую идею и посыл в мировом масштабе, четкое оформление, спутать это с простой фразой "я люблю тебя Марина, Таня, Вася" невозможно.

И понятно, что претензия идет не на фразу "я люблю тебя", а на интелектуальный продукт.

И то, что при создании нашего отечественного аналога не были соблюдены какие-то, уже понятные всем правила взаимообмена, вызывает недоумение.

Не думаю, что французы просили что-то неадекватное. Франшиза есть франшиза. Отлаженный годами механизм кинообмена идеями. И если наших отечественных режиссеров приглашают к участию в зарубежных проектах такого рода, то странно и то, что ответная реакция идет в таком радикально самостоятельном режиме, который как следствие порождает недоверие и нежелание далее иметь какие-либо творческие дела. 

А эта мысль "...делали они это, видимо, с большой надеждой, что я помогу им найти русские деньги на картину. А когда я нашел деньги и снял на них «Москву», оставив французов ни с чем, они не обрадовались. Никто бы не обрадовался." - очень расстраивает...крайне странно, что такой подход имеет в среде высокопрофессиональных людей кино..

+ поражают мысли Юрия Глоцера на этот счет: "любой контакт с продюсерами альманахов про Париж и Нью-Йорк можно будет воспринять, как проявление нашей слабости. Мы уверены, что нельзя купить права на фразу «Я люблю тебя». Так что никаких денежных выплат Бенбии от нас ждать не стоит."

Удивительно, откуда у нас этот непрофессионализм в отношении с людьми. По-моему, крайней слабостью следует считать именно неумение и нежелание выстроить обратную связь с людьми, а тихий уход в несознанку, тем более, что они не на чай напрашиваются, а поднимают вполне логичный вопрос. Всё это вернется бумерангом, коллеги.

Хотя я наверное все еще люблю кино слепой и наивной любовью и верю в то, что такое чудо не может создаваться посредством передрязг..

Эту реплику поддерживают: Полина Шершнева, Ксения Шуравко

в России "формат" не охраняется копирайтом.Во Франции, кстати, тоже.

Название фильма ".......(город,), я люблю тебя" - тоже само по себе не подпадает под охрану.

Артур, копирайтом формат действительно не охраняется.

Но есть способы отстоять права.

Нужны только нормальные юристы по интеллектуальной собственности.

Для меня, например, уроки в области правового регулирования интеллектуальной собственности были самыми дорогими (в абсолютных цифрах) в жизни.

Посему и другим рекомендую учиться на чужих ошибках :-)

P.S. К сожалению, в дискуссию вступить не смогу. Но пару комментов на волнующую тему не написать не смог.

Илья, согласен с Вами. Способы, если мы говорим о строго юридических, действительно могут  быть, однако их существование зависит не от права владельца формата, а от ошибок того, кто этот формат использует. В состав "формата" часто входят охраняемые элементы, несанкционированное использование которых противозаконно. А грамотный формат может быть сделан таким образом, что его использование без охраняемых элементов теряет смысл.

Вариантов может быть масса, и вопрос с юридической точки зрения крайне интересный :-)

Авторское право, в крайних своих проявлениях, мешает творчеству, прогрессу и конкуренции, об этом говорилось и спорилось миллионы раз, и на страницах "Сноба", на моей памяти, тоже..

В данном случае речь идёт не об авторском праве, а о праве потребителя знать, за что он платит. Одна из острейших проблем копирайта сегодня — именно отсутствие адекватной защиты прав потребителя. На Украине, например, штампуют детективы Бориса Акунина и романы про Гарри Поттера, сочинённые местными умельцами. Я не думаю, что подобные проекты способствуют "творчеству, прогрессу и конкуренции".

Именно "адекватной", вы абсолютно правы. Но, в дурдоме носки по три метра вяжут.

Разделяю мнение Вассермана по вопросу:

http://oko-planet.su/politik/newsday/9654-anatolij-vasserman-avtorskoe-pravo-ubet-progress.html

С точки зрения товарных знаков, "я люблю тебя" действительно вряд ли может быть охраняемым элементом товарного знака.

При этом у создателей французской версии фильма есть все основания доказать (путем заказа совершенно объективной экспертизы - опроса с вопросом, есть ли ассоциация данной фразы с конкретным фильмом).

И на этом основании доказать, что данная подача (фразы и других элементов фильма) в совершенно конкретной отрасли четко ассоциируется с их работой и связанными правами.

Короче, хорошие юристы легко это докажут на законных основаниях.

(Это как если украсть концепцию телепередачи и потом доказывать, что сам все придумал. Даже название другое. Наши телеканалы понимают, чем это грозит, и такие фортили не выделывают уже давно.)

Если правовой аспект не был урегулирован, то продюсеров фильма можно только пожалеть, так как французы (если они не дураки) отымеют их по полной программе.

Хотя наши люди европейскому закону могут всегда противопоставить российский подход.

Претензии? 

К кому претензии?

К ООО претензии, которое кино снимало?

А оно давно банкрот.

И кредиторов впереди еще целая куча.

В общем, с правовой точки зрения, вопрос российской стороне имеет смысл только затягивать, так как позиция у них крайне слабая.

И обороняться черными такими российскими методами.

И еще лучше раздуть быстрее из этого скандал, так как фильм получился откровенно дерьмовый.

Букет не оправдавшихся ожиданий.

Я из уважения к создателям фильм все-таки досмотрел, но 10-15% аудитории покинули зал в течение сеанса.

Эту реплику поддерживают: Полина Шершнева

При всем том, что я не восторге от фильма про Москву, мне кажется, что лажа началась раньше, когда создателям парижского и нью-йоркского вариантов позволили закопирайтить эту идею. Это ведь не их придумка тоже, а итальянских неореалистов, которые подобные альманахи про города, а также про все на свете снимали регулярно...

Вообще этот формат лучше всех воплотил Джим Джармуш в "Ночи на Земле". 

так что за формат спорить таки смешно.

Но я, честно сказать, еще три минуты назад (до того, как зашел на Сноб), был уверен, что "Москва" - это часть франшизы. И собирался идти, потому что мне понравился "Париж". А "Нью-Йорк", кстати, нет... Теперь вот думаю - идти-не идти. Потому как по суду тут, наверное, можно отбиться, а на самом деле некрасиво у команды "Москвы" вышло - как в частушке про то, "как на Киевском вокзале пролетел аэроплан".

Я тоже уверен был, что это часть франшизы.

А оказывается, что это такой новый миропорядок: покуда в Шанхае снимают лицензионное продолжение, в Москве слепили контрафакт.

Елизавета Титанян Комментарий удален

Ситуация некрасивая. Никто дже не скрывает, что концепт позаимствован "от и до", при этом, зная о формальной юридической лазейке, считает себя в праве  воровать. А что  украли?  Зрителей и деньги. Я только сейчас узнала, что эта самодеятельность прошла без участия команд, которые делали  " Париж" и " Нью-Йорк". Когда я шла в кино, я шла за схожими эмоциями. Я связывала  этот проект с  другими.  В итоге  я была обманута. Мне даже кажется, что случись  участие французов, фильм бы выиграл! А так "Москва, я люблю тебя"   тянет на студенческую самодеятельность, а репутация испорчена. Фильм вышел не про Москву, а про тех же, о том же и все так же.