/ Нью-Йорк

Мария Генкина: Мы открыли свою школу, чтобы наши дети сохранили русский язык

Школа Пушкина — самая успешная русская школа на Манхэттене, которой в этом году исполнилось пять лет. В нее отдают своих детей ньюйоркцы, которым важно сохранить русский язык в семье. Среди учеников — дети Евгения Нудлера и Алексея Фридлянда. Одна из организаторов школы Пушкина, участница проекта «Сноб» Мария Генкина рассказала нам про этот проект

Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
+T -
Поделиться:

У школы Пушкина четверо основателей: я, Ольга Брейдо, Марина Левина и Марина Квитко-Чернер. Некоторые из нас окончили школу здесь и поэтому хорошо интегрированы в американскую культуру. Я приехала в Америку позже всех — мне было уже 20 лет.

Нас объединяет русский язык: когда мы говорим о культурном наследии, речь идет прежде всего именно о языке. Поэтому, открывая школу, мы не ставили задачу создать оплот русской идентичности в Америке, а хотели просто сохранить язык — как и большинство родителей, которые приводят к нам своих детей. Эти родители совсем разные: кто-то оказался в Америке в возрасте четырех лет и говорит по-русски с сильным акцентом, кто-то приехал из Москвы пару лет назад. У нас есть семьи с Украины (причем некоторые с родным украинским языком, изучающие русский как второй иностранный), из Литвы и других бывших советских республик.

В Америке русский язык поддерживается только семьей, и как только ребенок идет в англоязычную школу, русский совсем перестает развиваться. Наши знакомые все как один жаловались, что до пяти лет дети говорят на русском, а после и игры у них на английском, и общение с родителями. А мы хотели, чтобы у наших детей появились друзья, с которыми они привыкли бы говорить по-русски. И сейчас мы видим, что их язык продолжает развиваться, потому что они общаются между собой по-русски.

В наших программах дети учат русский, математику и музыку. В 6 лет они начинают посещать театральную студию, которая, по нашим наблюдениям, очень помогает раскрепощению детей и дальнейшему развитию их устного русского. В этом году мы сделали вводный курс истории и собираемся продолжить его в следующем году.

Еще у нас работает программа Math-m-Addicts, созданная мужьями моих коллег. Они родом из Питера и окончили те же знаменитые матшколу и маткружок, что и Григорий Перельман. Сейчас у нас уже три кружка для старших классов и семь преподавателей, причем все они занимаются с детьми на общественных началах. А трое учителей побеждали в международной математической олимпиаде.

У нас постоянно возникают новые идеи, как внести в жизнь наших детей больше разносторонних занятий на русском языке. Например, в прошлом году мы начали совместный проект с Наташей Шлесинджер. Наташа — дочь создателя «Радионяни» Александра Лившица. В Америку она приехала очень давно и уже здесь получила степень магистра искусств. Наташа устраивала экскурсии на английском для детей — водила их по музеям Нью-Йорка. А мы предложили ей создать русские группы, и теперь наши дети ходят в эти же музеи и слушают рассказы на русском.

Логично было бы открыть полную образовательную школу, а не дополнительные программы, которые есть у нас сейчас. Но в Нью-Йорке очень много замечательных англоязычных школ, и создать еще одну, которая могла бы дать детям все то же самое и еще русский язык в придачу, — это дело десятилетий. Возможно, когда-нибудь мы к этому придем, но мы не планируем бурно развиваться. Образовательный проект не может расти быстро: нужна индивидуальная работа с учителями, и поэтому мы стараемся не нанимать больше двух-трех новых преподавателей в год.

Комментировать Всего 29 комментариев

Только наши дети обычно веселее в школе выглядят чем эти бедняжки на картинке ;-)

Хорошее замечание = )) Маша, давайте свои фотографии )

Эту реплику поддерживают: Мария Цыплакова

Устроим. У нас на сайте есть неплохая подборка вот здесь, здесь и здесь.

Фотографии не самые свежие - и дети подросли, и помещение поменялось, но они лучше всего отображают то, что происходит на уроках в школе раннего развития. К сожалению нет свежих фотографий субботней школы - там и дети взрослее и классы побольше. 

А во сколько у вас занятия начинаются? Может, я бы пришла, попробовала бы поснимать?

Я не профессионал, но люблю фотографировать.

Я тоже ;-) Руки просто пока не дошли. Зато так здорово смотреть на фотографии четырехлетнего класса, которые были отсняты еще пять лет назад! Этим детям сейчас девять лет и они все еще с нами, но теперь они взрослые и серьезные. Время лучше всего замечаешь когда наблюдаешь как меняются дети.

Эту реплику поддерживают: Тимур Седов

Маша, замечательная идея, и уже с таким солидным стажем. Молодцы !

Недавно был в гостях у одного старого знакомого. Он с женой - бывшие дипломаты. Дочь вышла замуж за голландца и нарожала пятерых детей. Постоянно общаются с внуками, но остро переживают, что они теряют русский язык. Видят, как в Голландии в большинстве семей с русскими корнями происходит то же самое. И нет таких школ, как Ваша. Понимая значимость проблемы, и не надеясь на результат, мой знакомый обратился как частное лицо с письмом к президенту Медведеву, указывая на проблему потери связи подрастающего поколения с исторической Родиной. Обратил внимание на то, что для России теряется колоссальный потенциальный рессурс, предложил государству участвовать в создании школ, подобных Вашей.

И что Вы думаете ? Пришел ответ... и не отписка. Подключился помощник президента, начались совещания с участием Минобразования и, конечно же, моего знакомого. Видел собственными глазами всю переписку  Дон Кихота с ветряными мельницами бюрократии... Знаете, Маша, еще тогда, припоминая ссылку на Вашу школу, сказал, что в НЙ есть конкретные примеры решения поднятой проблемы. Знакомый был приятно удивлен. Обязательно сброшу ему информацию, приведенную в этом блоге. 

Удачи Вашему проекту, Маша !

Дорогой Вадим, спасибо за пожелания!

Пару лет тому назад в одном из Российских журналов вышла статья о сложности открытия русской школы за границей. Именно так - многочисленные зарубежные организаторы школ жаловались на то какая высокая аренда, как тяжело закупить книги, и так далее. Мы не подписываемся под этим. Открыть русскую школу настолько же сложно как и начать любой другой проект - не более и не менее. Организовывая программу, мы равнялись на  лучшие дошкольные заведения Нью-Йорка. Именно из-за этого отношения к нам приходят многочисленные семьи и мы продолжаем успешно развиваться.

А если русское правительство когда либо и соберется открыть сеть русских зарубежных школ a-la Lycee Francais - это еще не будет означать, что нам пора закрываться. У меня, к сожалению, нет особенной веры в русское школьное и дошкольное образование (особенно после статей Наташи, Анны Качуровской, Ксении Чудиновой и многих других на снобе).

Вадим, в Амстердаме есть русская школа "выходного дня".

У моей знакомой (она москвичка, муж голландец) ребенок, рожденный в Голландии говорит блестяще (отец ни слова не говорит по-русски и при нем они по-русски не разговаривают, чтобы не исключать его из разговора). В 11 лет он сделал онлайновый тест-диктант по русскому языку без ошибок (в отличие от меня - я сделала 3 в знаках препинания).

Может, это вопрос готовности родителей тратить свое собственное время на образование ребенка? Конечно, если детей больше, то времени меньше...

Интересная информация.  Лена, буду признателен, если дадите координаты этой школы. Можно в личку. 

http://www.evrokatalog.eu/node/2842

набрала "русская школа амстердам" в гугуле - получилось вот это

Поговорил  с моими знакомыми после получения этой ссылки. Школы, как они сказали, действительно есть, но очень мало для такой страны (их внуки живут не в Амстердаме) и совершенно никакого участия России, как государства. Редкие школы - проявление частной инициативы, как в случае с Машей. Нет энтузиастов, подвижников - нет школ. 

А может это и хорошо, что государство не участвует? Если бы Машина школа не была частной, в ней были бы все те же училки, которые десятилетиями преподавали в советских школах.

Эту реплику поддерживают: Вадим Конаков, Мария Генкина

Что первично ?

Такое государство, как сейчас, и не будет участвовать. Вот когда оно начнет проявляться в подобных проектах, это будет уже другое государство, и тогда его участие не будет представляться таким уж нежелательным.

Тут не поспоришь, конечно. Но тогда все равно не жалко, что сейчас не участвует.

Вадим, тут есть еще один аспект, а именно: излишняя близость к этому государству после шпионских страстей этого лета может только настораживать.

Я по-моему Вам уже рассказывала, про шутку моего мужа когда разгорелся скандал с Анной Чэпман: "Сейчас с этими разберутся, а потом и за "educators" возьмутся. " 

Насчет Чэпмен мне еще понравилась шутка Байдена, когда в ходе разговора с ним на тему той шпионской истории упомянули неплохие внешние данные девушки. "Да, согласен с Вами, поэтому лично я был против того, чтобы она покинула нас"

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Дорогая Маша, Вы настолько self-sufficient, что никакие помощники Вам не нужны, тем более такие неуклюжие, как государство, любое государство, .... а про полумертвое или хорошо, или никак.

Удачи единомышленникам!!

Очень надеюсь добраться до Нью-Йорка и познакомиться. Впрочем, может лучше Вы к нам?))

Спасибо, Юлия! А что, может и доберемся ;-)

Удачного Вам начала года! 

Спасибо!)) Мы уже две недели на боевом посту, это в Лондоне. А новый проект в Москве(LGEG) стартует 13 октября. И вот там нам точно понадобиться удача:))

Удачи с Московским проектом! А Вы будете руководить из Лондона, или переедете в Москву на время?

Мы начинаем на следующей неделе, но завтра встречаемся со всеми учителями, чтобы обсудить составы классов, расписание, и так далее. С трудом нахожу время, чтобы отвечать на комментарии!

Хорошего начала года!

Я живу в полете)) Неделя в Москве, выходные в Лондоне. От оптимума далеко, но пока ничего лучшего не придумывается.

Мария, то, что Вы делаете - очень здорово и верно. Изучая русский язык, дети будут ощущать принадлежность сразу к двум культурам, что наверняка обогатит их дальнейшую жизнь.

Моя кузина, живущая во Флориде уже 8 лет, так и не начала учить шестилетнюю дочь русскому, не смотря на мои уговоры...отправлю-ка ей ссылку на статью, может, передумает...

Эту реплику поддерживают: Вадим Конаков, Тимур Седов

"не делайте из еды культа":))

Меня в штатах все время забавляет эта страсть под названием "мои дети не должны потерять русский язык". Наблюдаю повсеместно. И самое забавное - чем больше страстей в семье на эту тему, тем с большей радостью ребенок в конце концов отказывается от русского языка. Есть еще сильный критерий - ВНИМАНИЕ - если родители в штатах говорят на хорошем английском, то дети как правило не имеют ничего против знания русского. И даже хуже, если родителеи не говорят на приличном английском, дети как правило начинают специально терроризировать родителей английским языком, используя его как средство давления на родителей, чтобы получить от них побольше поблажек.

По поводу русских школ:)) Ходил на выпускной нашей местной "церковно-приходской" -несколько лет каждую субботу родители насилуют себя и возят детей со всех концов в Сан Франциско. Дети в результате на выпускном не в состоянии прочитать речь, которую сами написали на русском:)) К счастью, жена после этого выпускного от меня отстала:)) было очень смешно. На девять выпускников было примерно 400 гостей:)) Обычная попойка...

Для справки - у меня двое, 6 и 11, родились в штатах, переезжали, старшая меняла язык два или три раза, первый язык у нее - английский, в том смысле, что начала она говорить именно на английском, потому что ходила в американский детский садик, садик искал специально, чтобы не было никаких филиппинских, или не дай бог, "русских" теток говорящих на ужасном языке, только стандартные американские белые тетки, говорит без акцента на русском и с небольшим акцентом на английском, младшая начала говорить на русском, до трех лет у нее была русская нянька, одна и та же (повезло), в три опять же отдал в стандартный американский детский садик, сейчас говорит на шикарном английском, без малейшего акцента и с богатым словарем, а на русском с сильным почему-то прибалтийским акцентом, никогда не была в прибалтике, оба говорят со мной на русском, обе читают на русском, старшая - сама, младшую если заставить, или ей попадется интересная сказка. Обоих не учили английскому дома, просто никак, вообще, и разговариваем с ними только на русском. Но обоих учили читать на русском (спасибо бабушке - она старалсь как могла из-за границы:)))), просто потому что понимали, кроме нас - никто не научит.

Все о чем я думаю, с точки зрения "не английского" языка - интересная литература - Уэллс и Шекли на русском богачем, чем на английском, я сравнивал. Стругацких вообще не представляю как на английский толком перевести. Поэтому просто подсовываю им интересные книги. А с точки зрения говорения, то французский и итальянский волнует меня у моих детей, гораздо больше русского - они красивее звучат...

Я живу в Париже, знакома с проблемой сохранения русского языка у детей не понаслышке. В Париже русских школ, как грибов после дождя, с десяток точно наберется: школы при церкви, ассоциации. Но все они на каком-то полупрофессиональном уровне, без методик и квалифицированных преподавателей. часто в роли педагогов выступают добровольцы, далекие от предмета преподавания. И ни в одной из школ нету той атмосферы, которую вы передали в вашей статье, которая чувствуется на вашем сайте. Поэтому они быстро оборачиваются для детей либо обязаловкой, либо неким времяпровождением без ощутимой пользы. В одной из школ я даже сама проявила инициативу, стала регулярно рассказывать детям что-то из истории Руси (готовилась по ночам, вырезала картинки, придумывала творческие задания), чтобы хоть как-то их зацепить и раззадорить. Но признаюсь, продержалась около года. Нужны единомышленники,  чтобы сдвинуть что-то с мертвой точки.

Дорогая Наталья - спасибо за Ваше внимание к статье и за теплые слова!

Да, я могу подтвердить, что очень часто именно так все и происходит. Нам чрезвычайно повезло, что одна из моих коллег не просто педагог со стажем преподавания в Америке, но еще и учитель-методист, выпускница очень престижной Академии Лидерства при Нью-Йоркском отделе образования. Если бы она не работала у нас, она бы была директором большой государственной школы. Она просто не умеет, что то делать непрофессионально. 

Помогает так же то, что вторая коллега - финансист. Поэтому у нас очень отлажены контракты, бюджеты, страховки. А еще одна коллега - архитектор. Поэтому у нас все должно быть не просто функционально, но еще и красиво. Про свои профессиональные качества я скромно умолчу.

Наша программа - это в первую очередь результат работы четырех очень целеустремленных людей с разнообразными навыками. Именно поэтому, как мне кажется, у нас все на профессиональном уровне. Я очень люблю своих коллег и могу бесконечно рассказывать про них. В одиночку такую школу как наша открыть просто невозможно.

Мария, спасибо за такое хорошее дело :) Я уже давно решил: как только появятся дети - сразу приведу их в Вашу школу! :)