Михаил Калужский /

Первая жертва небес

17 сентября 1908 года пилотируемый Орвиллом Райтом аэроплан Flyer Model A сделал четыре круга и стал падать с высоты 46 метров. Пассажир аэроплана лейтенант Томас Селфридж погиб, став первой жертвой авиакатастрофы. Он не должен был лететь вместе с Райтом

Иллюстрация: AFP/EastNews
Иллюстрация: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

Сначала сломался правый пропеллер. Flyer стал вибрировать и терять высоту. На высоте 23 метров Орвилл Райт выключил двигатель и попытался спланировать, но летательный аппарат нырнул и вошел носом в землю. У Райта были переломаны ноги и ребра. Томас Селфридж умер через три часа после падения, не приходя в сознание.

Позже Орвилл Райт так описывал катастрофу в письме брату Уилбуру (в сентябре 1908 Уилбур демонстрировал точно такой же Flyer во Франции): «С молниеносной скоростью машина вошла в пике и почти перпендикулярно устремилась к земле. До этого момента лейтенант Селфридж не произнес ни слова, только быстро обернулся, когда сломался пропеллер, и пару раз ловил мой взгляд, очевидно, пытаясь понять, как я оцениваю ситуацию. Но когда машина пошла носом в землю, он едва слышно охнул».

Военная база Форт-Майер, где проходил демонстрационный полет, находится совсем близко от Арлингтонского военного кладбища. Там и похоронен Томас Селфридж.

Вообще-то он не должен был лететь вместе с Орвиллом Райтом, в пассажиры был назначен другой офицер. Селфридж отвечал за главный дирижабль американской армии и должен был уехать к месту дислокации летательного аппарата. Но ему очень хотелось полететь — об этом написал даже его начальник в рапорте после катастрофы. Селфридж уговорил начальство, коллегу и Райта.

Воздухоплавание было модой. Им увлекались военные и гражданские, инженеры и поэты (как русский футурист Василий Каменский). Выпускник военной академии в Вест-Пойнте Томас Селфридж предложил свои услуги братьям Райт в 1907 году, но они ему отказали: изобретателям был нужен помощник на все рабочее время, а офицер Селфридж не мог полностью посвятить себя воздухоплаванию. Однако тот идею не оставил.

Свой первый полет он совершил в декабре 1907 года на аэроплане Cygnet, сконструированном Александром Грэмом Беллом (да-да, изобретатель телефона Белл был энтузиастом авиации и конструировал летательные аппараты). Позже Селфридж сам спроектировал аэроплан — Red Wing стал первым летательным аппаратом с двигателем. Его построила возглавляемая Беллом Aerial Experiment Association, в которой состоял и Селфридж. Он был первым офицером армии США, который в одиночку совершил полет на управляемом летательном средстве, пролетев на Red Wing 97 метров. Аэропланы на заре авиации быстро создавались и так же быстро гибли. Во время второго полета Red Wing разбился.

В ту эпоху экспериментов пионеры воздухоплавания Уилбур и Орвилл Райты осознавали, что время одиночек-энтузиастов проходит. Чтобы авиация развивалась, нужны были стабильные инвестиции. И братья Райт нашли самого заинтересованного заказчика — армию. Им удалось подписать с федеральным правительством контракт на 25 тысяч долларов (примерно 603 тысячи долларов в сегодняшних ценах). За эти деньги изобретатели должны были поставить армии простой в эксплуатации самолет, который мог покрывать расстояние 125 миль со скоростью 40 миль в час, приземляться и немедленно взлетать снова, вмещая экипаж из двух человек. Одним из требований — что сегодня звучит совершеннейшей экзотикой — была возможность контролировать все движения аэроплана во время полета. Кроме того, военные хотели, чтобы аппарат легко разбирался и помещался в вагоне в случае необходимости транспортировки.

Первый демонстрационный полет нового аэроплана был назначен на 17 августа 1908 года в Виргинии на военной базе Форт-Майер. И в то же время в том же месте мечтавший о небе лейтенант Селфридж, служивший в дивизии аэронавтики, готовил к полету «дирижабль №1».

Гибель 26-летнего лейтенанта Селфриджа была не только ударом для всех, кто верил в стремительный успех авиации. Американская армия купила самолет братьев Райт только через год — после существенных переделок. Катастрофа стала первым уроком безопасности. Возможно, Селфридж погиб потому, что на нем не было шлема. После катастрофы Flyer все американские летчики поднимались в воздух только в тяжелом защитном шлеме.

Воздушные полеты по-прежнему остаются делом небезопасным. Но мы не можем не летать. То, что 100 лет назад было эксцентричной модой, сегодня — необходимость.

Комментировать Всего 19 комментариев

Спасибо, Михаил. Шлем это, конечно, безопасно, но история авиации говорит нам, что судьба,  куда сильнее всяких там шлемов, парашютов и пристегиваний в кресле. Если первая жертва авиакатастрофы падала с высоты 46 метров, то жертва первого авиационного терракта (в форме взрыва на борту) Весна Вулович падала с высоты 10160 метров и осталась жива. Мало вероятно, что бы усташи ставили целью терракта пополнение книги рекордов Гинесса.

Эту реплику поддерживают: Михаил Калужский

Фантастическая история про Весну Вулович. А что это было?

Что же до судьбы, то по данным AviationSafetyNetwork, с 1942 по настоящий день годы в авиакатастрофах погибло 14828  человек. Сопоставимо с масштабом жертв локальной войны. Неужели судьба? Или всё-таки поломки, раздолбайство пилотов и техников и т.п.?

Это был терракт. Усташи подложили бомбу в багаж рейса Стокгольм-Копенгаген-Белград. Над Чехией бомба сработала и разрушила самолет. Погибли все, кроме Весны, которая осталась жива после свободного падения с более чем десятикилометровой высоты. Мало того, что осталась жива, но после более чем годовой реабилитации она продолжила работу в авиации, правда не на лётной работе. С той поры её рекорд остается непревозойденным.

А вот власти и авиакомпании с той поры все жестче и жестче относятся к мерам безопасности. Сначала ввели досмотр багажа. Потом именную продажу билетов. Потом личный досмотр. Ну а обязательное снятие ремней и обуви, запрет на провоз маникюрых наборов и жидкостей - это уже на нашей памяти.

Будем материалистами и признаемся, что авиакатастрофы, это, увы, не злой рок, а закономерность, как и автомобильные аварии и крушения поездов. Авиатранспорт, кстати, намного безопаснее автомобильного (если считать соотношение жертв и перевезенных пассажиров). Сложная техника, человеческий фактор, до сих пор большая зависимость от погодных условий.

Но есть всё-таки в полетах и катастрофах что-то мистическое. Как, например, объяснить тот факт, что доля опаздавших и в последний момнт отказавшихся от полета на рейсах, которые терпят крушение, всегда выше, чем обычно.

Эту реплику поддерживают: Михаил Калужский

То есть досмотр багажа ввели после этого теракта в 1972? Честно говоря, я почему-то считал, что раньше.

Везде по разному. Поэтому еще с 1960-х вводиться личный досмотр (на предмет оружия). А с 1970-х уже и досмотр багажа (на предмет бомб). До того уже случлись угоны самолетов и теракты в терминалах, а вот подрывы самолетов в воздухе - нет.

Опять таки это не одномоментный процесс. Израиль - первая жертва авиатерорристов ввел все эти правила давно, а аэропорт Бен-Гурион по праву считается и самым безопасным и самым доскональным в плане досмотров. А вот в США, например, до 11/09 не везде осущесвлялся жесткий личный досмотр. В России меры безопасности сильно отличаются от аэропорта к аэропорту.

вот еще одна югославская история

Фране Шелак. В 1962 году поезд, в котором он ехал, сошел с рельсов; один из вагонов упал в реку, пробив лед. Все утонули, кроме Фране. Год спустя в самолете, которым летел Фране, случайно открылся пассажирский люк. 20 человек выдуло из салона, 19 разбились, Фране приземлился в стог сена. В 1966 году автобус, в котором он ехал, рухнул с моста в реку. Четверо утонули, Фране доплыл. В 1970 году его машина на большой скорости загорелась — Фране выпрыгнул на ходу. В 1995 году «шкода» Фране на узкой горной дороге столкнулась лоб в лоб с грузовиком миротворческого контингента ООН. «Шкоду» выкинуло в пропасть, Фране ухватился за ветку дерева. Поэтому удивились не все, когда впервые в жизни купив лотерейный билет он выиграл миллион долларов.

Михаил Калужский Комментарий удален

Только звучит так. Чистая правда.

! Спасибо!...Но я бы с таким человеком в одно транспортное средство не села....))

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

С ума сойти..... А сколько сейчас  этому Шелаку лет? Никогда о таком человеке не слышала....

Эту реплику поддерживают: Михаил Калужский

Ему сейчас 81: http://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/howaboutthat/7721985/Frano-Selak-worlds-luckiest-man-gives-away-his-lottery-fortune.html

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

напоминает великий анекдот, который кончается словами: Сара, мне кажется ты приносишь мне несчастье :)

Правда, выигрыш миллиона все смазывает :)

Особенно в этой истории мне понравился

"пассажирский люк". Это люк для сбрасывания пассажиров на вражеские города?

Бомбить вражеские города такими людьми, как Фране - бесполезно. Не взорвется и в живых останется. Как в крайний раз. Только керосин зря прожигать.

Согласен, что звучит странно. Наверно, так назвали рампу, через которую и осуществлялась посадка/высадка пассажиров.

Попробуйте так:

http://bit.ly/dxibtV

На Михаила надо наложить эпиталаму (тех, кто не помнит Евг. Сазонова, прошу не беспокоиться) за то, что он не пользуется bit.ly sidebar :)

Потрясающе удобная вещь!

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

Михаил Калужский Комментарий удален