/ Москва

Владимир Хотиненко снял кино о подвиге неизвестного священника

+T -
Поделиться:

С предложением поработать над историей Псковской православной миссии, действовавшей во время войны на оккупированной немцами территории, к Виктору Вексельбергу,  Юрию Припачкину и Владимиру Хотиненко обратилась Московская патриархия. Режиссер заинтересовался сюжетом. «Мы же ничего не знаем про оккупацию. То есть мы знаем про героическое сопротивление, а про будничную жизнь ничего не знаем. А этой будничной жизнью жило 50 миллионов! Я хочу, чтобы фильм был посвящен им — забытым и брошенным. И не только брошенным, но и заклейменным. Если говорить немного пафосно, я хотел бы это клеймо с них убрать. Чтобы увидели живых людей».

Для Припачкина и Хотиненко это уже второй опыт совместной работы. В прошлом году в прокат вышел исторический фильм «1612: Хроники смутного времени». «Надо вкладывать усилия в то, чтобы формировать у аудитории, прежде всего молодой, интерес к истории страны. Есть вещи, которые должны попадать на вечную пленку кинематографа, — объясняет свой интерес к кинопроизводству совладелец компании «Акадо» Юрий Припачкин. — Бизнес-составляющей здесь нет, для меня  и моего партнера по бизнесу Виктора Вексельберга это просветительская, культурная деятельность. Фильм1612”собрал неплохую кассу, при показе на ТВ рейтинги были одними из лучших. Это значит, что люди смотрели с большим интересом и это самое главное». Припачкин уверен, что свою аудиторию найдет и «Прощеное воскресенье».

Об исторической основе сюжета

К началу Великой Отечественной войны в Псковской области не осталось ни одной действующей церкви и ни одного священника. Митрополит Сергий (Воскресенский) добился у немецких властей разрешения открыть миссию Русской православной церкви в оккупированных областях. И немцы, во многом рассчитывавшие именно на церковь в установлении «нового порядка», разрешили. Служение в обстановке непрекращающихся военных действий требовало от священников нечеловеческих усилий, тем не менее им удалось вернуть к церковной жизни десятки тысяч людей. Митрополит Сергий со временем потерял поддержку немецких властей. В апреле 1944 года он погиб при невыясненных обстоятельствах. А с приходом Советской армии выжившие священники Псковской миссии были репрессированы. «Это одна из тех историй, которые особенно интересны режиссеру, — говорит Хотиненко. — Ситуация, в которой люди, исполняя свой долг, оказываются между молотом и наковальней. Псковская православная миссия — страница в истории, до сих пор практически неизвестная. В картине нет никакого идеологического и дидактического смысла, но это те открытия, которые могут что-то изменить в сознании. У нас ведь до сих пор нет другой национальной идеи, кроме победы в Великой Отечественной войне. Ее мы помним, ею гордимся. Теперь мы готовы осмыслить какие-то сложные страницы войны, которых раньше не знали или не умели понять».

О сценарии

Загоревшись идеей, Владимир Хотиненко столкнулся с тем, что не знает человека, которому мог бы доверить написать сценарий. Тогда режиссер предложил найти писателя, который изложил бы эту историю. На ее основе он сам создал бы сценарий будущего фильма. Книгу под названием «Поп» написал Александр Сегень. По словам писателя, фильм «Прощеное воскресенье» стал в некотором смысле детищем покойного патриарха Алексия II. Он благословил съемочную группу и следил за съемками. Возможно, такое повышенное внимание связано с тем, что патриарх родился и многие годы жил в Эстонии, долгое время там служил священником и его отец, в том числе во время войны. Это не только история священнического подвига, который каждый день совершали эти люди, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины. «Такого рассказа о любви в кинематографе пока еще не было», — добавил сценарист.

Об актерах

Главный герой фильма — не конкретная историческая фигура, а некий собирательный образ. На эту роль Хотиненко позвал Сергея Маковецкого. «Сережу я готов снимать всегда и во всем, он потрясающий артист. Но здесь мне казалось, что он чуть молод. Наш отец Александр человек уже в возрасте, а я всегда против искусственно состаренных исполнителей. В результате мы пришли к тому, чтобы героя приблизить по возрасту к артисту, потому что Маковецкий — я в этом совершенно убежден — единственно верный выбор. Еще я немного боялся, что они с Ниной Усатовой, которая играет матушку, будут не очень стыковаться. А оказалось, что вместе они роскошная пара».

О зрителях

По словам режиссера, успех или неуспех фильма будет зависеть от того, насколько удастся тронуть за душу верующих людей. «Хотя очень хочется задеть и невоцерковленных людей», — добавляет Хотиненко.

«Премьера состоится уже этой осенью, — говорит Юрий Припачкин. — Надеюсь, что люди, которые будут смотреть этот фильм, будут понимать мужество и глубину духовных идеалов своих дедов и прадедов, которые решали для себя вечные вопросы: кто они, зачем живут на этом свете и какие принципы у этой жизни. Это важно, потому что нация, которая теряет нравственные ориентиры, исчезает».