/ Москва

Павел Теплухин: Расходы бюджета надо сократить на 25 процентов

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
+T -
Поделиться:

Инфляция становилась причиной дальнейшего снижения благосостояния народа и снижения потребления, что, в свою очередь, приводило к уменьшению производства, которое компенсировалось денежной накачкой... И так дальше по спирали. Обрубить эту спираль можно только единовременным серьезным уменьшением государственных расходов. Не каждый политик захочет брать на себя ответственность и принимать такие меры. Их непопулярность очевидна, ведь снижение государственных расходов означает уменьшение численности госаппарата, снижение зарплат, в том числе и в госсекторе, снижение оборонного заказа, снижение социальных гарантий. На форуме «Россия», организованном «Тройкой Диалогом» в этом году, обсуждалось, какие практические рекомендации можно дать российскому правительству по построению экономической политики в рамках кризиса. И снова мы пришли к тому, что в условиях, когда резко падают доходы бюджета, а они могут упасть почти на 40% по сравнению с прошлым годом, нужно резко сокращать и расходы бюджета. Несмотря на то, что многие наши руководители — и президент, и премьер-министр, и члены правительства — неоднократно заявляли, что государство будет в полном объеме выполнять свои обязательства, мы должны понимать, что эти заявления и эти обещания давались в другой экономической ситуации. Сейчас ситуация коренным образом изменилась, и страна просто неспособна выполнить данные обязательства в полном объеме, тем более в заявленные сроки. Это не значит, что обязательства списываются под корень, это значит, что их нужно отложить на более поздние сроки, возможно, пересмотреть те, которые стали неактуальными. Например, масштабные инвестиции в электроэнергетику сейчас не смотрятся такими уж остро необходимыми, потому что произошел спад производства и объемы потребляемой энергии также сократились.

Уменьшение расходов должно быть значительным: примерно 20-25%. В условиях уже утвержденного бюджета на 2009 год, тем более, когда первый квартал подходит к концу и бюджетные поручения уже расписаны по комитетам и ведомствам, это довольно непростая задача. Как мне кажется, на форуме «Россия» мы были услышаны. Но в правительстве, увы, нет единого мнения. Есть экономисты, которые понимают ситуацию и стараются ее каким-то образом исправить. Есть люди, которые хотят получить политические дивиденды в этой игре. Позиций много. Вынесенный на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» — уже очень важный шаг. То, что государство признало, что доходы будут существенно меньше запланированных, — это хорошо, что впервые было заявлено о необходимости снижать государственные расходы — еще лучше, но, с моей точки зрения, этого недостаточно. Государство констатирует, что будет существенное падение доходов, но разницу между недополученными доходами и в целом сохраненными расходами предполагается покрывать за счет средств резервного фонда. На мой взгляд, это половинчатое решение, ведь мы все прекрасно понимаем, что кризис в этом году не закончится и скорее всего средства резервного фонда нам понадобятся и в следующем году, возможно, и в 2011-м, поэтому снижение государственных расходов должно быть более серьезным. Процесс осознания этого факта для многих достаточно мучительный и болезненный, главное, чтобы он не затянулся надолго. Надеюсь, что не затянется, потому что в противном случаем мы можем оказаться в гораздо худшей ситуации, чем сейчас, и тогда у нас вообще не будет выбора, что делать. Придется резко обрубать все, а до этого не хотелось бы доводить.