«Бегущем по лезвию»«Футурамы»

Terrafugia Transition. Как он, разогнавшись, отрывается от взлетной полосы в Платтсберге, штат Нью-Йорк, можно посмотреть вот здесь:

<object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/9EW-GVNTpHc&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/9EW-GVNTpHc&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

Но это не тот летающий автомобиль, что виделся нашим родителям. Transition порывает с привычным образом крутых воздушных колесниц. Собственно говоря, это вовсе и не летающий автомобиль. Скорее, «дорожный самолет» — самолет, который ездит по дорогам, а не автомобиль, который умеет летать.

Ориентировочно новое транспортное средство будет стоить около 200 000 долларов — цена великовата для автомобиля, но весьма привлекательна, если речь идет о самолете. Transition возвращает жизнь полузаброшенным местным аэродромам. Коммерческие рейсы крупных воздушных судов связывают между собой узловые аэропорты США и не имеют возможности использовать аэродромы с взлетно-посадочными полосами, недостаточно длинными для авиалайнеров. Частные самолеты могут садиться на короткие полосы и взлетать с них, но обходятся такие полеты дорого, даже если самолет используется на условиях долевого владения. Скромный одномоторный винтовой самолет сам по себе недешев — новый обычно стоит больше четверти миллиона долларов, к этому надо прибавить дополнительные расходы на топливо, на место в ангаре, на инструктора, который научит вас на нем летать. Прилетая на самолете туда, куда вам надо, если вас не ожидает машина или другой наземный транспорт, вы вынуждены шагать пешком — на большинство маленьких аэродромов не допускаются ни арендованные автомобили, ни такси.

Transition может прибывать на местные аэродромы и отбывать с них как по воздуху, так и по земле. С ним нет нужды закладываться на большие расстояния — самолет в любой момент может сесть и заправиться, а его способность ездить и летать позволяет человеку проделать на нем весь путь от дверей до дверей. Кроме крыльев, которые складываются за 30 секунд, в аппарате нет ничего сверхъестественного. Он использует обычный бензин, один и тот же двигатель работает у него как в полете, так и на дороге.

<object width="480" height="295"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/AWfFQT7OG8M&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/AWfFQT7OG8M&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="295"></embed></object>

Aerocarбыла построена и поднята в воздух калифорнийской компанией Volante Aircraft. Это в большой степени именно автомобиль, но летающий — необходимые для полета детали можно демонтировать и сложить в прицеп. Если летать вам не хочется, вы можете просто ездить на нем по дорогам. Но желающим сочетать езду с полетами Volante предлагает аппарат с большей дальностью полета и более долговечный, поскольку крылья и прочие самолетные детали не подвергаются износу при движении по дорогам.

Terrafugia имеет шанс переломить ситуацию: к 2013 году компания планирует построить несколько сотен Transition, обещая уже в 2011-м начать принимать заказы. В зависимости от того, как сложатся дела у GM, получит ли она поддержку или обанкротится, летающий автомобиль может обогнать на рынке электромобиль Chevy Volt.

Transition поднял волну утопического оптимизма в духе 1930-х: мол, летающий автомобиль поможет нам воспрянуть духом в тяжелые времена. При этом он стал серьезным испытанием для мечты. Когда Transition будет снова и снова подниматься небо в ближайшие годы, к нему будут прикованы все взгляды.

Оригинал статьи на Slate Magazine