Дым нам еще аукнется
Полтора летних месяца москвичи дышали сажей вместо кислорода. С тех пор количество легочных заболеваний растет, и это только начало, говорит Александр Чучалин, директор Института пульмонологии и академик РАМН
С середины августа не стихают жалобы среди знакомых. У одних до сих пор не проходит кашель. У других обычное ОРЗ перешло в тяжелое воспаление легких; и все хором винят в своих проблемах со здоровьем летний смог. Например, участник проекта «Сноб» Ольга Солдатова обратилась к врачам пару недель назад, поскольку поняла, что без их помощи уже не справляется. Прослушав ее, терапевт сказал, что по звуку похоже на дыхание заядлого курильщика. Надо заметить, что Солдатова не курила никогда в жизни, была в молодости КМС по лыжным гонкам, ни разу не болела воспалением легких, живет за пределами Москвы в доме на Николиной горе, и никто из ее близких не курит. Компьютерная томография выявила патологию — легочная гипертензия, которой не было еще весной (Солдатова регулярно проходит полную диспансеризацию). А ее врач-пульмонолог по результатам полного обследования признал, что эти проблемы могут быть последствием летнего дыма.
Хотя с каждым конкретным случаем надо разбираться отдельно, количество похожих историй будет увеличиваться, говорит директор Института пульмонологии Александр Чучалин. Он объяснил, что именно происходило с нашими легкими во время смога. Первый агрессивный фактор — термическое воздействие. Пропуская через легкие слишком теплый воздух, организм терял больше влаги, чем это бывает в обычных физиологичных условиях, и легкие взяли на себя функцию регуляции водно-электролитного обмена. На этом фоне возникло нарушение обмена кальция, магния, калия, хлора. Из-за этого появлялся специфический кашель — изменилась консистенция слизи, которая вырабатывается слизистыми дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.
Второй удар по легким нанес, конечно же, сам дым. В воздухе были запредельные концентрации продуктов горения органического топлива: это угарный газ, цианиды — соли синильной кислоты, сажа и другие поллютанты. Что делает угарный газ, попадая в организм? Вытесняет из эритроцитов кислород, и поэтому у человека развивается кислородное голодание — гипоксемия. На гипоксемию реагируют разные системы человеческого организма: легкие, сердце, мозг, кожа, кровь — у каждого человека свое слабое место, так называемый «орган-мишень», на котором кислородное голодание сказывалось наиболее болезненно.
Подробные данные об ущербе, который летний смог продолжает наносить здоровью россиян, будут доступны только в будущем январе-феврале, когда соберут и обработают медицинскую статистику за отчетный год. Но Институт пульмонологии уже сейчас отмечает текущее увеличение количества легочных заболеваний, которое выше сезонной нормы.
Александр Чучалин отвечает на наши вопросы

Если вы помните, в новостях по федеральным каналам российского телевидения где-то в районе 18 августа был сюжет о том, как меняли государственный флаг на крыше Кремля. И служитель, который архивирует эти флаги, показал, что за очень короткое время белая полоса российского флага стала черного цвета. И никто не хочет взять в голову, что вот эта самая сажа поразила не только государственный флаг России, человек пропускал через свои легкие огромное количество поллютантов. Тогда часто писали, что вред от смога сравним с курением трех пачек сигарет в день. Это, собственно, от меня и пошло. Просто журналисты просили какой-то яркий образ. На самом деле точнее будет сказать по-другому. Мы во время смога выходили на улицы и исследовали дыхание людей. Иногда тот воздух, который люди вдыхали, содержал больше CO2 по сравнению с выдыхаемым воздухом. И в общей сложности это ведь длилось не день, не два, а в течение более полутора месяцев. Сейчас атмосфера приходит в обычное состояние. Но человек не просто вышел из этой ситуации, он вышел с проявлениями поражения определенных органов и систем. Это и дыхательная система, кашли, воспаления. Перенесшие смог особенно чувствительны к вирусным заболеваниям, к факторам переохлаждения, инфекциям дыхательных путей. Вторая группа проблем: люди стали особенно предрасположены к тромбам, спазмам сосудов. Поэтому возросло число так называемых внезапных смертей, природа которых лежит в области нарушения свертываемости крови и регуляции тонуса сосудов, в частности, от тромбоэмболии. Третья проблема связана с заболеваниями как периферической, так и центральной нервной системы. Человек, который пережил длительное воздействие угарного газа, может испытывать серьезные нарушения настроения, когнитивных функций, памяти, работоспособности, он склонен к депрессивным состояниям. То есть это проблемы человека, которого вытащили из пожара. Только надо помнить, что это был очень долгий и изнурительный пожар.
Эту реплику поддерживают: