Марго Сьюрсен /

Дмитрий Хворостовский: Нужно стать отцом, чтобы правдиво петь Риголетто

Накануне премьеры «Риголетто» на сцене Ковент-Гардена Дмитрий Хворостовский испугал корреспондента проекта «Сноб» гримом мстительного старика

Фото: www.hvorostovsky.su
Фото: www.hvorostovsky.su
+T -
Поделиться:

Флоранс, жена Дмитрия Хворостовского, ведет меня в гримерную через лабиринты закулисья Ковент-Гардена. Я захожу вслед за ней и вижу старого, страшного человека: осунувшееся лицо в синяках и шрамах, мешки под глазами, недобрый взгляд из-под густых черных бровей, слипшиеся седые волосы. На нем черные кожаные брюки, к спине прикреплено что-то вроде большой черной подушки. Он стоит перед зеркалом и издает громкие, странные звуки. Вдруг он поворачивается и знакомым голосом говорит:

— Здравствуйте, Марго. Вы похудели!

Еще не совсем оправившись от шока, я понимаю, что страшный старец — это загримированный Хворостовский, подушка на спине — горб Риголетто, а странные звуки — распевка перед выходом на сцену.

— Здравствуйте, Дмитрий. А вы похорошели! — после нескольких секунд замешательства нахожу слова, чтобы ответить певцу.

Хворостовский и Флоранс смеются, а я принимаюсь рассматривать шутовскую шапку с шипами, которая лежит у зеркала — мне нужна еще пара секунд, чтобы прийти в себя. Успокоившись, говорю:

— Дмитрий, эта роль, пожалуй, одна из немногих, где вы играете...

— Не самого себя? — смеется Хворостовский. — Образ Риголетто завораживал и пленял меня с самого начала моей карьеры, уже больше двадцати лет. Еще со студенческой скамьи я пытался петь какие-то куски из этой оперы. Мне не разрешали, говорили, что это слишком большая драматическая роль для меня.

Впервые Хворостовский исполнил партию Риголетто в 2000 году в Москве. Он играл эту роль на многих сценах и говорит, что режиссура Дэвида Маквикара, который поставил «Риголетто» в Ковент-Гардене, ему особенно нравится.

— Мне кажется, в этой постановке все настолько гармонично! Она уносит тебя в то время, где море разврата и порока, в которое вовлекается герцог и весь его двор. И Риголетто, конечно, стоит практически во главе всего этого. Это одна сторона Риголетто. Другая сторона — это любящий отец, который дорожит своей дочкой как бесценной реликвией. И когда он теряет ее, он начинает мстить.

После рождения дочери роль Риголетто должна восприниматься особенно остро. Спрашиваю Хворостовского, как он справляется с эмоциями на сцене.

Эта роль не только эмоционально сложна, продолжает Хворостовский:

— Ты должен быть физически в очень хорошей форме, чтобы петь в полусогнутом состоянии, хромать. И с двумя палками, которые в этой постановке, перемещаться по сцене, прыгать, бегать. Это, конечно, накладывает особый отпечаток на пение. Когда ты суетишься и бегаешь по сцене, нужно иметь достаточно большое мастерство, чтобы хранить свою диафрагму нетронутой. Все, пора одеваться!

Тут же откуда-то возникает работник Ковент-гардена с черной кожаной курткой в руках и помогает Хворостовскому ее надеть — с горбом это не так-то просто.

— Ему, конечно, трудно в этом костюме, — рассказывает Флоранс, пока мы идем от гримерной в зрительный зал. — Столько нужно хромать — уже коленка болит.

Мне становится интересно, что испытывает Флоранс, когда видит своего мужа в страшном образе Риголетто.

— Когда пять лет назад Дима впервые пел Риголетто в постановке Дэвида Маквикара, это был шок — видеть его в этом гриме. Сейчас уже привычнее.

Пока мы ждем начала репетиции, Флоранс вспоминает, как она нервничала во время первой постановки «Риголетто» в 2000 году, где она исполнила роль графини Чепрано.

— Переживала, наверное, больше не из-за себя, а из-за Димы. У меня там совсем маленькая роль была, — говорит она и тихо напевает мне партию графини. Тут гаснет свет, и начинается репетиция.

Из зала грим певца смотрится не так страшно: это уже Риголетто, а не Хворостовский, который так напугал меня в гримерной. Он уже рассказывал проекту «Сноб» о том, что все сценические репетиции с хором и оркестром в Ковент-Гардене обязательно проходят в костюмах и при полном гриме, чтобы артисты могли привыкнуть к своим образам. Чтобы загримировать Хворостовского, понадобилось больше сорока минут. Но на то, чтобы отрепетировать оперу до конца, времени не хватило. Как объяснила Флоранс, дело в театральных профсоюзах, которые строго следят за тем, чтобы репетиции продолжались не дольше определенного времени.

Комментировать Всего 23 комментария

Марго Сьюрсен Комментарий удален

Дмитрий Хворостовский показывает видео, где его гримируют для роли Риголетто:

Пора в Лондон собираться...

Мария, а вы видели когда-нибудь Хворостовского в "Риголетто"? Возможно, в других постановках? 

Увы, нет. Честно говоря даже посмотрела на календарь не слетать ли в Лондон на эту постановку, но по-моему не получается.

Мария, не знаю, обращали ли вы внимание на то, что на сайте Royal Opera House система отображения дат спектаклей устроена немного хитро: показывает только первые шесть, а чтобы посмотреть на другие даты, нужно пройти по дополнительной ссылке. Я вот не сразу заметила, так что решила показать вам -- а вдруг вы там найдете удобную для себя дату?

Я заметила ;-) Но последнее выступление с Дмитрием уже 2-го Ноября, а я так рано никак не могу ;-(

Жаль, жаль... Зато у вас сравнительно скоро будет "Симон Бокканегра" в Метрополитан-опера! Наверняка ведь пойдете?

Очень интересно будет почитать о ваших впечатлениях! :) 

Марго, впечатления от Дмитрия у меня всегда довольно однотипные, и я сейчас не о голосе говорю ;-)

Тогда вам обязательно надо побывать на постановке "Риголетто"! Это совсем другой Хворостовский. 

Может быть именно поэтому мне и не стоит на ней побывать? )

Неужели не любопытно? :)

Дима, ну, хорош! Нечего сказать! Помнишь -  Маша тебя испугалась даже когда ты был всего-навсего в гриме Фигаро?

А с Мюнхеном так и осталось все безнадежно? Жаль, хотелось бы тебя тут в этой роли увидеть.  В Лондон, увы, я летать завязал...

Марго, спасибо большое за репортаж! Грим, конечно, супер. Я буду в ROH в понедельник - поделюсь потом тут своими впечатлениями. А Вы вроде позже идете, насколько я помню? А на dress rehearsal пойдете?

Мария, рада, что репортаж вам понравился, спасибо. Я пойду 23-го, жду с большим нетерпением. Очень интересно будет почитать о ваших впечатлениях после премьеры! 

Марго, это было потрясающее исполнение! Не знаю, что там завтра напишут критики, но я в полном восторге. В этой постановке все через край - и эмоции, и атмосфера, и физические нагрузки (у Хворостовского точно!). Смотрится на одном дыхании (у меня кстати, дыхание перехватывало несколько раз :)). Меня действие захватило больше, чем Травиата. Все ведущие исполнители были высочайшего уровня. Сопрано Патриция Чиофи (Patrizia Ciofi) меня очень удивила и потрясла, я не ожидала!  Ву-Кьюнг Ким (герцог Мантуанский) тоже был прекрасен. Про Дмитрия и говорить нечего, но проблема с Дмитрием, что от него ожидаешь очень высокого уровня, т.е. элемента сюрприза нет. Браво кричали только ему и Патриции, по-моему :). И совсем неожиданно, на вторых ролях очень здорово пели Даниэла Иннаморати (Маддалена) и Реймонд Ачето (Спарафучиле). Мне очень понравился квартет в третьем акте, где четыре разных голоса каждый имеют свою, отдельную партию. Но вообще, мне показалось, что театральный элемент в этой постановке выступает на равных с вокальным. 

У Хворостовского, конечно, очень тяжелая роль. Мало того, что эмоционально там часто запредел, так еще и тяжеленный кожаный костюм, в котором он проводит пол-оперы, и две палки. Он все время бегает, прыгает, и все время на полусогнутых ногах, опираясь на эти палки. Арии у него тоже то полусогнувшись, то на одном колене (почти на корточках), то в какой-то перекошенной позе - короче, надо быть спортсменом, чтобы это все выдержать. Но в конце вроде он вышел кланяться в хорошем настроении, надеюсь, был доволен премьерой. 

Эту реплику поддерживают: Марго Сьюрсен, Мария Генкина

Мария, спасибо большое за отзыв, очень интересно! Действительно, очень эмоциональная постановка -- судя по тому, что я видела на репетиции, а также судя по вашему отзыву. Мне очень интересно посмотреть весь спектакль целиком -- с огромным нетерпением жду 23-го числа! 

Мария Имас Комментарий удален

Дмитрий, 16 ноября состоится премьера «Риголетто» в Венской опере -- как бы вы сравнили эту постановку с той, которая была в Ковент-гардене?

Эта постановка гораздо консервативнее, традиционнее и бесконфликтнее. По сравнению с постановкой Дэвида Маквикара, она скучнее, и нет таких экстремальных сценических задач... Поэтому я их сам себе придумываю. Зато я пою с Рамоном Варгасом в роли герцога, Патрицией Чофи в роли Джильды и несравненным Куртом Ридлом в роли Спарафучиле! Дерижирует Михаэль Гюттлер.

Несомненно, все спектакли будут подогреты энтузиазмом венской публики. Поэтому надо всегда быть на высоте и не посрамить высокое звание Народного артиста!

Дмитрий! А что труднее: четко исполнять жестко заданный и сложный рисунок роли, или отсебятничать в рутинной постановке?

А вообще конечно состав потрясающий. Рамон Варгас удивительный интеллектуал и умница, что совершенно не мешает ему оставаться одним из лучших белькантовых теноров поколения ( а говорят резонаторы должны быть пустыми, а он Пруста в оригинале читает), а Патриция Чиофи -- удивительная актриса на сцене и все больше с возрастом стала напоминать мне Бетт Дэвис.

Браво! ...я ходила 2 ноября... Огромное спасибо, Дмитрий! все потрясающе, и вы особенно. Ужасающее начало и по-настоящему душераздирающий финал...