Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Паперный

Владимир Паперный: Как нам обустроить Америку

+T -
Поделиться:

В 1984 году бывший советский журналист Марк Поповский встретился в Нью-Йорке с немолодой американкой (старых американок, как известно, не бывает), свободно говорящей по-русски. Ее звали Флоренс Трон. В «Одноэтажной Америке» Ильфа и Петрова она фигурировала как «миссис Адамс». Мистер Адамс (в жизни Трон) скончался за 15 лет до этой встречи.

Сенсационных фактов извлечь из этой встречи Поповскому не удалось, хотя некоторые детали были любопытны. Купленный писателями знаменитый «форд» «благородно-мышиного цвета», на котором было совершено путешествие, как выяснилось, был отправлен в Москву, но к моменту прибытия машины обоих авторов уже не было в живых, и «форд» достался Валентину Катаеву. Ильф и Петров писали о своем «не очень совершенном» английском. Флоренс их поправила: они ни слова не знали по-английски, и ей приходилось совмещать обязанности водителя и переводчика. И вообще, настаивала она, это не отчет, а роман, они хотели забавлять публику, они не имели понятия о реальной жизни Америки.

По-настоящему Флоренс Трон оживилась, когда речь зашла об эмигрантах:

— Боже мой, что за реакционеры эти эмигранты из России! Я стараюсь понять, откуда у них эта реакционность, — недоумевала она. — Они звучат как черносотенцы из старой России.

От этих слов Марк Поповский пришел в такое негодование, что даже демонстративно выключил магнитофон, о чем потом пожалел.

«И в эту тягостную минуту, — писал он потом в журнале “Грани”, — мне вдруг совершенно ясно стало, кем был “мистер Адамс”; почему осенью 1935 года, бросив все свои дела, инженер Трон на два месяца отправился в поездку с советскими писателями». Иными словами, Поповский пришел к выводу, что супруги Трон-Адамс были агентами КГБ. Само это предположение правдоподобно, но интересно, что Поповский пришел к нему, только когда Флоренс назвала взгляды эмигрантов черносотенными, — кто, кроме агента КГБ, мог сказать такое!

Свою статью в эмигрантском журнале Поповский закончил вполне по-советски: «За минувшие полвека люди вроде миссис и мистера Адамс мало что поняли и мало чему научились. Обитатели одноэтажной Америки, они в своем взгляде на мир так и не поднялись выше первого этажа».

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Марк Поповский

Откроем теперь «Одноэтажную Америку». Во время поездки авторы время от времени встречают бывших соотечественников. Они грустят о «потерявших родину» членах молоканской общины, о судьбе бывшего актера МХАТа, вынужденного сниматься в Голливуде. Они предлагают «проситься назад в СССР» брошенной жене художника Фешина, бежавшему с Колчаком матросу парома «Голден Гейт» и другим эмигрантам. Не надо быть специалистом по советской истории, достаточно посмотреть фильм «Восток — Запад», чтобы понять, что произошло бы с теми, кто послушался бы совета Ильфа и Петрова.

«Одноэтажная Америка» — книга честная, не случайно она подверглась цензуре и суровой критике. Ильф и Петров написали то, что они действительно думали об Америке. При всем восхищении американской техникой, трудолюбием и добросовестностью они, как и Поповский, тоже, по существу, считали, что американцы мало что поняли и мало чему научились.

 

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Ильф и Петров

Претензия российских журналистов к американцам, и в 1935-м, и в 1984 году, одна и та же — непонимание истинной сущности СССР. В 1935 году они не понимали, что Советский Союз — это место, где строится светлое будущее всего человечества. В 1984-м они не понимали, что СССР — это застенок. В 1935-м журналисты жалели несчастных эмигрантов, потерявших родину. В 1984-м они возмущались американцами, назвавшими взгляды недавних эмигрантов из СССР «черносотенными». Ильф и Петров нашли единомышленников среди левых, их героем стал смертельно больной член американской компартии Линкольн Стивенс, мечтающий умереть в Москве. Марк Поповский, как и большинство советских эмигрантов, нашел «своих» среди правых — поклонников Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, убежденных, что «правительство — это не решение проблемы, а сама проблема».

Восхищаясь Америкой, Ильф и Петров постоянно хотят ее переделать по образу и подобию СССР. Они пишут, что им все время «хотелось писать в советский контроль, и в партийный контроль, и в ЦК, и в “Правду”. Но жаловаться было некому». Эмигранты так называемой третьей волны (1972-1991) тоже хотели бы многое переделать: слишком много свободы, слишком много прав у преступников, слишком много ограничений у полиции, слишком распустили черных, слишком много помогают бедным и т. д. Политическая позиция среднего советского эмигранта находится где-то между Барри Голдуотером и Ку-клукс-кланом.

Политические взгляды Ильфа — Петрова и Марка Поповского прямо противоположны, но кое-что осталось неизменным, а именно: желание научить «простодушных американцев», объяснить им, как все обстоит на самом деле, твердое убеждение, что «мы» лучше знаем, как им обустроить их страну, где все делается не так, как надо. В самой крайней форме это желание выразил один знакомый эмигрант:

— Америка неплохая страна. Хорошо бы только американцев оттуда выгнать и нашими ребятами заселить.

Комментировать Всего 28 комментариев
"Политические взгляды Ильфа — Петрова и Марка Поповского прямо противоположны"

Хм. А это и вправду так?

По книгам, выпущенным в СССР после 1932 г. судить о политических взглядах авторов - все-таки, невозможно. Люди стали неузнаваемыми - в публикациях.  Практически все.

А Ильфу и Петрову еще предстояло искупать вину за Бендера...

Возможно, если бы Поповский беседовал с эмигрантом Ильфом,  у них не было бы поводов для расхождений...

Вот под этим подписываюсь "двумя рука.." :

"Эмигранты так называемой третьей волны (1972-1991) тоже хотели бы многое переделать: слишком много свободы, слишком много прав у преступников, слишком много ограничений у полиции, слишком распустили черных, слишком много помогают бедным и т. д. Политическая позиция среднего советского эмигранта находится где-то между Барри Голдуотером и Ку-клукс-кланом".

P.S.  К своему стыду "Одноэтажную Америку"  не читал  и обстоятельствами поездки Ильфа и Петрова по Америке не интересовался.

А каковы они были, Вы не знаете?

Ведь это время, когда решения о поездках совлюдей заграницу и о выделении им валюты принимались на Политбюро. Самопроизвольные контакты полностью исключались.

Странно, Что до Поповского так поздно дошло, кем единственно мог быть водитель и переводчик И. и П.   в Америке.

Вроде опытный был человек.

Митя, в 2003 году дочка Ильфа Александра издала полный текст (без цензурных купюр) книги с хорошим предисловием. Судя по всему, решение послать Ильфа и Петрова принадлежало редактору "Правды" Мехлису, который одновременно был заведующим отделом печати ЦК, скорее всего без Политбюро. Книга очень интересная, во многом не потерявшая актуальности. Мое впечатление — они писали то, что думали.

Я читал "Одноэтажную Америку" очень давно, но все равно помню ощущение искренности, оставшееся от нее.

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный

Скорее всего им разрешили писать то, что думали. Жители России не могут понять американцев, слишком большая пропаганда против. Те, кто бывают здесь наездом не в состоянии охватить сложные, а скорее непривычные аспекты здешней жизни. Но в любом случае, живя здесь 30 лет- Америка пока лучшее, что придумали люди! Ни одной минуты ностальгии за эти годы я и моя семья не испытывали.

— Америка неплохая страна. Хорошо бы только американцев оттуда выгнать и нашими ребятами заселить.

Тоже не получится! Ваши ребята не умеют работать и превратят эту страну в свалку в одно поколение. Американцы до того просты и наивны, что не могли догадаться до приезда русских эмигрантов, что можно добавлять воду в бензин и продавать на заправках. А определенная категория быстро сообразили, что проще сесть на шею государству, благо богатое. Что же касается миссис Адамс, то их полно в Америке и они охотно помогут любому иностранцу и никогда не слыхивали о КГБ.

 Ку-клукс-клан уже в прошлом, а вот Барри Голдуотер был хороший человек, хотя я его не застал.

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный, Катерина Инноченте

Поддерживаю все, кроме спорного вопроса и мистере и миссис Адамс: их, конечно, много в Америке, и очень многие бескорыстно помогают незнакомым людям, но все-таки сорваться с работы на несколько месяцев и колесить по стране с непонятными русскими -- это несколько другой случай. 

Они могли быть финансово независимые люди и такая поездка могла быть находкой для них. Все лучше, чем играть в бесконечный бридж. Это все домыслы конечно, но мне и в голову не пришла мысль о КГБ, хотя наивным себя не считаю-   я бедь родился и вырос там

А про тех супругов, которые шпионили для Кубы (ну тех, которых недавно поймали), помните?  Им, видимо, тоже бридж наскучил.  

Мистер и миссис Адамс, насколько я понимаю жили давно, до активного исхода из Советского союза и очень маловероятно, что во времена "Малоэтажной Америки" КГБ активно рекрутировали местных "аборигенов" , хотя все возможно. Эти последние деятели иммигрировали уже агентами и у них не было алтернативы-это была их работа. А сколько много других ждут сигнала и пока ассимилируются в обществе. Ведь Советский Союз (Россия) всегда воровали технологии, особенно сейчас, когда сдуру позволили МОЗГАМ покинуть страну. Сейчас пытаются привлечь их обратно, да уж сильно кровавая история с возвращенцами вашла в прошлом веке, кто теперь поверит!

"...но мне и в голову не пришла мысль о КГБ, хотя наивным себя не считаю- я бедь родился и вырос там"

Тут логика простая и однозначная: если двух советских писателей высшие партийные инстанции (Мехлис- заведующим отделом печати ЦК, помощник Сталина) посылают в Америку писать о ней книгу, то сопровождать их должен свой человек.  Других вариантов просто быть не может.

................................................

"...очень маловероятно, что во времена "Малоэтажной Америки" КГБ активно рекрутировали местных "аборигенов" "

.................................................

В США с 1924 г. существовал АМТОРГ. Формально - частное торговая корпорация, неофициальное советское торговое представительство. Фактически, шпионский центр, работавший на всю Северную Америку.  Сколько они аборигенов завербовали - известно только ФСБ, но работа была поставлена очень широко.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Точный ответ на вопрос, были ли супруги Трон агентами КГБ, может дать только ФСБ. С одной стороны, Поповский пишет, что Флоренс сразу заявила, что рассказывать о покойном муже ничего не будет. Это с некоторой натяжкой можно считать косвенной уликой. Мне тем не менее кажется, что у левых американских интеллигентов в то время мог быть бескорыстный интерес к советским писателям и желание проводить с ними время. Я бы на их месте не упустил такой возможности.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

"Мне тем не менее кажется, что у левых американских интеллигентов в то время мог быть бескорыстный интерес к советским писателям и желание проводить с ними время."

Вадик, вопрос, по-моему,в другом - могло ли у НКВД возникнуть желание позволить кому угодно проводить время с командированными писателями?

И позволить писателям проводить время с кем угодно)

Думаю, это исключено.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

О претензиях к Америке эмигрантов третьей волны

О сложной любви русских к Америке можно написать интереснейшую книгу, и не одну. Удивительно, как мало дельного было написано на эту тему. 

Недавно я набрёл на документальный фильм Офры Бикель «Русские здесь», и с увлечением пересмотрел его. Герои фильма как один были несчастны и вторили Вашему тезису о том, что здесь «слишком много свободы». Фильм получился сильно перекошенный в сторону неудач и ностальгии, и неумения приспособиться на новом месте. Когда его собирались показывать по PBS в 1983-м году, русские эммигранты в разых городах Америки устраивали демонстрации протеста, с лозунгами типа «Этот фильм — подарок Андропову», требуя снятия с эфира как клевещущий на добропорядочных новых американцев. Фильм всё же показали. Пока КГБ собирался с мыслями, Андропов и Черненко умерли, и уже при Горбачёве решился показать его по советскому ТВ, снабдив одиозными комментариями Генриха Боровика. Удивительно то, что он назвал этот во многом про-советский фильм антисоветским и сионистским, окончательно всех запутав. Мы плевать хотели на пропаганду и жадно впитывали каждый кадр снятый «там», в потусторонней стране, откуда ни один не возвращался. Это были живые люди! Есть жизнь после иммиграции! Их было немного жалко, но очень хотелось поскорее перебраться к ним. 

<OBJECT width="470" height="353"><PARAM name="movie" value="http://video.rutube.ru/d397613ff0aa2bbd40538d3c929675d2"></PARAM><PARAM name="wmode" value="window"></PARAM><PARAM name="allowFullScreen" value="true"></PARAM><EMBED src="http://video.rutube.ru/d397613ff0aa2bbd40538d3c929675d2" type="application/x-shockwave-flash" wmode="window" width="470" height="353" allowFullScreen="true" ></EMBED></OBJECT>

Эту реплику поддерживают: Владимир Паперный, Катерина Инноченте

«Русские здесь»

Миша, спасибо за ностальгическое удовольствие. Интеллигент в штатском Боровик производит сильное впечатление.

Эту реплику поддерживают: Миша Белецкий, Катерина Инноченте

Более одиозного комментатора действительно трудно найти. Теперь мне всю ночь будут сниться кошмары. 

Возвращаясь, однако, к главной теме (о том как русские хотят переделать Америку), замечу, что не только русские, и не только Америку: про то как Америку переделать (в данном конкретном случае как научить ее правильно питаться) пытались итальянцы, снят прекрасный фильм The Big Night, ну а для того, чтобы узнать как Россию хотят переделать экспаты достаточно просто немного с ними пообщаться :) Это любимая тема жарких дискуссий на любом ужине / попойке экспатов Москвы и Петербурга. 

Хочу продолжить мысль о BLT's...  Нет, шучу, Владимир!  Просто хочу превозмочь природную застенчивость и рекомендовать одну статейку, косвенно относящуюся к Вашей теме: http://takimag.com/article/new_russian_roulette.  

Андрей, блестящая статья, как обычно. Небольшая поправка к фразе "not one of them has endowed a foundation, built a museum, or financed so much as his own private library." Сергей Гордеев финансировал реставрацию дома Мельникова в Кривоарбатском переулке, музей современного искусства в Перми и издал несколько серьезных книг по истории искусств. Александр Сенаторов создал благотворительный фонд дома Наркомфина Гинзбурга на Новинском бульваре. Не говоря уже о фонде Михаила Прохорова, вклад в мировую культуру которого состоит в том, что он платит нам с Вами)))

Владимир, может, все это случилось после того как была написана статейка?  Пристыдил?!)) 

Андрей, это моя вина, я не посмотрел на дату статьи. Тогда ничего этого действительно не было.

Владимир, я имел в виду, что они все прочли статейку и очертя голову ринулись в благотворительность: "Эх!  Гони монету! Иначе Наврозов заругает!"  Это не Ваша вина  - то что Вы даже открыли ссылку на статью, меня изумляет.  Взамен я обещаю Вам прочесть какой-нибудь огромный труд по архитектуре.

На выбор: Витрувий, «Десять книг по архитектуре» или Алабян, «Против формализма, упрощенчества, эклектики». Вторая короче.

Тяжело задумался о том, что бы еще можно было бы предложить прочесть по архитектуре, короткое, но законченное. и жанрово цельное.

Всплыла  фраза  Щусева: "Предложили мне построить застенок. Ну я и построил им застенок повеселее".

У Щусева было много ярких фраз. Вот одна, которую Лужков дожен был сделать своим слоганом: «на пище святого Антония нельзя держать человека, у которого темперамент фламандца».

И еще:

"Готов отдать свое месячное жалованье тому, кто мне объяснит, что такое соцреализм в архитектуре".

Мне казалось, что я объяснил: соцреализм = реализм (как противоположность номинализму) средневековой философии. С кого получить месячное жалование Щусева?

С наследников, естественно.

Но нотариально заверить, я это высказывание не могу.

Впрочем, не исключено, что Щусев уже заплатил в свое время тов. Цапенко.

Митя, откуда цитата про жалование? Кто такой Цапенко?