Алексей Герман-младший: Как снять рекламу, чтобы не было стыдно

В конце декабря в эфир выйдет рекламный ролик Мособлбанка работы Алексея Германа-младшего

+T -
Поделиться:

Мы на мысе Осиновец у Ладожского озера, час ночи. «Ну что, десятиминутная готовность, и начинаем восхвалять отечественные финансовые институты!» — кричит Алексей Герман-младший на съемках своего нового рекламного ролика.

История собрана из нескольких маленьких сценок: одинокий капитан рыболовецкого судна играет сам с собой в шахматы на палубе, два рыбака на рассвете удят рыбу, группа футбольных фанатов гоняет консервную банку по полю, дети гуляют по берегу и видят в воде кита, старик стоит на пустом пляже и улыбается морю. Это история про то, что люди бывают разными, но всех их любит Мособлбанк — такими, какие они есть. Звучит как обычная рекламная чушь.

Но Герман утверждает, что этот ролик — попытка говорить иным языком: «Я хочу привнести элемент человеческой жизни в то, что в России вообще лишено жизни. Невозможно смотреть на этих глупо улыбающихся пластиковых людей, лишенных нормальных человеческих эмоций».

Вообще-то, картинка и правда для рекламы непривычная. Пейзаж суровый, серый, и артисты странные, совсем не модельной внешности: один рыбак — маленький сухой старичок, а второй — огромный, как цирковой великан, молодые люди с необычными лицами... Да и вообще, на те рекламные съемки, что я видела, эта совсем не похожа. Там все четко по плану, все по раскадровке — быстро выставили камеры, пара дублей, и поехали дальше, никаких тебе творческих мук. Герман же снимает по многу дублей, бесконечно меняет положение камеры, додумывает на ходу, добавляет артистов — убирает артистов, подгоняет и переставляет корабли, ходит кругами, мучается: «Нет, тут что-то не так! Это все ужасно фальшиво! Корабль настоящий, артист хороший... В чем же ошибка?! Это все помойка!» Потом на двадцать пятой перестановке вдруг кричит: «О! В этом что-то есть, какая-то жизнь, это хорошо, снимаем!» Потом новый кадр, и все сначала. «Когда кадры по три секунды, я ничего не понимаю. У меня другой принцип мышления, у меня кадры меньше минуты не бывают!» — жалуется Герман.

Из всей этой истории на выходе получится всего 27 секунд. Германовская реклама Samsung, снятая несколько лет назад, вошла в каннский шорт-лист, была длиной в минуту и снималась одним кадром.

Время уходит, режиссер матерится, продюсер переживает, что не успеют, но поторопить режиссера не решается: он тут единовластный хозяин. «В своей жизни я сделал несколько ошибок. Одна из них — это то, что я снимал рекламу с жестко навязанной мне канвой. Потом было стыдно невероятно. Просыпаешься после съемок и думаешь, что все это было каким-то глупым сном. Корил себя за то, что не смог переспорить. Проблема в том, что в России почти нет мотивации делать хорошо, есть мотивация освоить бюджет. При этом парадоксальным образом сами русские рекламисты презирают почти все, что делается здесь. Такой странный мир переломанных людей, запутавшихся в том, что настоящее, а что нет».

Обычно на съемках присутствует рекламное агентство, которое выполняет функцию контролера и посредника между заказчиком ролика и исполнителями — продакшн-компанией. В этом ролике продакшн работает без посредников, а его хозяин Артем Васильев — продюсер германовского «Бумажного солдата». Поэтому, объясняет Герман, такой проект возможен. «Смысл был в том, чтобы снять эмоционально, эстетически и настроенчески точный ролик. Мы смеемся и плачем над узнаваемым и близким, поэтому у нас нет моделей, которые лишены обаяния и внутренней жизни. Есть артисты из театра Додина. Талантливые типажи. И вообще живые люди. Было бы тут агентство, они бы уже все в обморок попадали. Они считают, что чем у человека жопа более овальной формы, тем он интереснее. Глупость невероятная, поэтому-то в тех же Каннах русских почти и нет».

Кажется, все, что могло пойти не так, — все произошло. Рации сломались, мегафон залило дождем. С погодой тоже не везет. Ночную съемку чуть не отменили из-за шторма, а утром, когда нужно было снимать сцену с дождем и поливальные машины уже наготове, вдруг небо прояснилось и вышло солнце — от дождя пришлось отказаться. Все время дико холодно, люди из съемочной группы, одетые в несколько курток и замотанные в платки, похожи на беженцев.

Но, несмотря на все крики и переживания, все успевают отснять, и на последнюю сцену остается времени даже больше положенного. «Если не получится, все будут тыкать в меня пальцем, что нельзя подпускать таких режиссеров к рекламе».

 

Комментировать Всего 28 комментариев

Да. Грустный пейзаж, раздолбанный пирс, горизонт, за которым маячит только басовитое эхо слова -  блять, на камнях повзрослевшие дети с катрины Перова " Тройка", два рыбака, словно фотография из учебника анатомии для медучилищ - "Два кретина", и само слово Банк, никак не ассоциируются со словом любовь. Простите великодушно, но я увидела так.

Млада, я с удивлением обнаружил в Вашем тексте попытку написать матерное слово. Мне кажется, стыдно быть настоящей москвичкой именно в этом смысле. Слава Богу, Вы написали это слово с ошибкой, по незнанию.

Ну, простите великодушно, из песни слов не выкинешь) Я посмотрела ролик  и так он во мне отозвался)) На мой взгляд это неуважение к своему персоналу и неумение объяснять что от него требуется. Я видела неоднократно интервью Алексея Юрьевича Германа, и как-то вот резануло. Может быть я слишком строга и стромодна . Но в манере покрикивания  Германа младшего я услышала не режиссера, а дрессировщика.

я тоже посмотрел ролик

Я киношник, видел и слышал разных режиссёров. Моё впечатление - этот человек жлоб. Вообще, если бы хватило смелости и нервов - создал бы тему: что такое быть успешным. "Сноб" создан для успешных, но когда видишь самодовольных успешных кураторов, питающихся падалью и глупых истеричек, не имеющих вкуса, возникает вопрос: что такое успех?

Ну, Вы очень категоричны мне кажется. Я как-то не могу такие ярлыки навешивать, и потом, человек всегда имеет право на ошибку. Есть, конечно, люди, которые купаются в состоянии гениальности, так они себя видят, ну, пусть так. Успешность - я тоже не люблю этого слова, оно слишком размывает понятие о порядочности человека. И потом, я живу и живая независимо от мнения обо мне окружающих, думаю и те люди, которых  Вы окрестили столь не лестными эпитетами, живут также. Самая главная проблема в том, что часто боятся сказать правду, оскорбить мнимым непониманием. А это только вредит художнику.

Просто я в этом клипе ничего не увидела, и судила то, что показали.

И потом, мы судим то что он сделал, а не обсуждаем его личность. Я думаю, что у Германа старшего не мог родиться жлоб.

почти со всем согласен, Млада.

Уважаемый Mix Tarshis,

мы считаем, что этот комментарий мешает другим участникам проекта вести конструктивную дискуссию.

Мы просим Вас изменить манеру ведения разговора на сайте. В противном случае мы будем вынуждены лишить Вас права участия в дискуссиях.

С уважением,проект "Сноб"

Да, Вы правы, занесло.

Однако что мешало Вам запретить показывать ролик с грубой площадной бранью? Хотя тогда бы мы не узнали кто есть кто... Диалектика, блядь!

Mix! Если Вы хотели извиниться -- не получилось. Тон и смысл Вашего комментария  ничем не отличается от того, за который Вам было дано предупреждение.

Уважаемый Mix,

к сожалению, мы вынуждены лишить Вас права участия в дискуссиях на сайте. Дополнительные подробности о порядке и сроке действия этого запрета вы получите специальным письмом.

Млада, не знаю, что из всей этой истории получится на выходе. Но на съемках было невероятно красиво!

А банк это или стиральная машина - в данном случае, по-моему, не суть...

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Да Ася,скорее всего это тот самый случай когда процесс важнее результата,я это увидел именно так:-)

Михаил, мне кажется, вы меня не правильно поняли. Процесс этот очень тяжелый и изнурительный. А результат имеет все шансы оказаться хорошим - может получиться действительно красивый ролик. А про что он - про банк или еще что-то - не так важно. Главное, что на такую рекламу не тошно смотреть, а у нас это редкость...

Редкость Ася это когда ролик по замыслу,исполнению и бюджету соответствует продукту и ожиданиям аудитории,а мое "неправильное" понимание пришло не от Вашего комментария,а от материала колонки.Впрочем вывод возможно я сделал рано и Герман будет к полуночи:-))

меня выворачивает наизнанку

от тотального пафоса, проевшего всем мозги. Когда пафосный режиссёр как бы, именно как бы, борется с пафосом при помощи мата. Это всю жизнь делала вся Москва, ну вот, теперь и Питер.

За всеми этими ужимками ясно сквозит только одно: не перестать быть известным.

Леша, а как банки решаются заказать кинорежиссеру, известному своими по-настоящему художественными произведениями, рекламу?

Эту реплику поддерживают: Olga Freeman

Мария, мне тоже очень интересно )

Юлий Либ Комментарий удален

Я как-то была на лекции, где показывали и комментировали ролики, получившие Каннских львов. Речь шла в основном о том, что реклама, снятая большими режиссерами, не работает как реклама: акцент с продукта смещается на что-то другое. Про рекламу Линча или Кар-Вая невозможно вспомнить, что они рекламировали. Как вы думаете, существует ли такая проблема? Может ли настоящий, состоявшийся режиссер снять рекламу, которая будет работать как реклама, а не как его художественное высказывание?

Эту реплику поддерживают: Elena Siegenthaler

Ирина, мне кажется, режиссер может профессионально сделать свою работу - снять (большой или маленький) фильм. А будет ли работать это произведение как реклама - это зависит от многих составляющих. От силы самого рекламируемого бренда, прежде всего. Бренд - это же фикция, которая в реальности наполняется людьми, их деятельностью. За сильными брендами всегда стоят сильные человеческие истории. Если нет содержания, никакое кино не поможет.

А когда совпадает форма и содержание - мы можем получать удовольствие от рекламных кампаний, снятых и как короткометражные фильмы (например, Chanel, Martini).

Пожелаем совпадения и удачи - и режиссеру, и банку.

Эту реплику поддерживают: Ася Чачко

Алексей! А станут ли короче после этого рекламного ролика Ваши длинные планы в большом кино?

Администратор сайта Комментарий удален

"А банк это или стиральная машина - в данном случае, по-моему, не суть..."

В предоставленных кадрах и описанном сюжете ролика я лично не увидела рекламы банка. А демонстрация режиссерского таланта г-на Германа-младшего, на мой взгляд, не является основной целью заказчика этого ролика. Вполне возможно, что ролик будет успешен на каком-нибудь кинофестивале, но сомневаюсь в присутствии там целевой аудитории Мособлбанка. Кстати, интересно было бы узнать повлияла ли Германовская реклама Samsung на продажи телевизоров?

Более удачная, на мой взгляд, реклама банка, которую, кстати, и смотреть не тошно.

 

http://www.youtube.com/watch?v=Kst8htmfxxU&NR=1

 

Ролик samsunga шел больше года в кинотеатрах, хотя должен был идти  всего три месяца. Samsung    постоянно продлевал его показ. Парадоксальным образом  эта история оказалась  сверхуспешной как коммерчески, так и фестивально. Возможно, это случайность, но мне бы хотелось думать, что это не так. Тогда,  как и сейчас, никто не верил, что ролик будет живым...  Планы будут разные ))

Мне кажется, что господину Герману просто повезло, в том что банк разрешил посамостоятельнячать на съемке. Ведь обычно проблема заскорузлости во взгляде о том как должна быть снята реклама  исходит не от рекламистов, а именно от клиента. Ну, бояться они потратять вымученный бюджет (особенно в кризис) в пустую, а то и, не дай Бог, во “вред “. И это не только у нас, это много где. 

Ася Чачко Комментарий удален

Юлий Либ Комментарий удален

очень красиво, только не продает...

Эту реплику поддерживают: Elena Siegenthaler

Да уж... какой-то надгробный ролик...  Все-таки банк - это мошенничество... всемирное....  но искреннее..... вот от этого и надо танцевать...Я бы разместил оффис этого банка в  Ботсване... в долине реки каакой-нибудь.... и вот приходят к водопою все животные... в сухой сезон... И разыгрывается  вечная битва за воду  и за мясо....   жуткие сцены  природы...   И тут слоган.... Хочешь напиться -? - МосОблБанк - Вся Африка Работает на Вас...

Точно! Абсолютно с вами согласна, Владимир.