Самцы шимпанзе платят за секс
Вчерашняя новость — праздник на улице эволюционных антропологов.
Идея обмена секса на еду или другие услуги владеет умами ученых с XIX века. «Разумеется, женщине нужно иметь много любовников! Один даст тебе мясо, другой пиво, третий будет защищать во время путешествий!» — так объясняла свою непростую биографию Ниса, женщина из бушменского племени кунг и героиня классический книги антрополога Марджори Шостак («Ниса»).
Групповая охота, убийство и дележ мяса отличают шимпанзе и человека от других приматов. У обоих видов основу охотящейся группы составляют самцы, а мясо является самым ценным ресурсом. Антропологам всегда нравилась такая гипотеза: самцы охотятся, делятся мясом с самками, в награду получают секс. Это ускоряет эволюцию, потому что успешные охотники размножаются интенсивнее, а те самки, которые умеют отобрать успешных охотников, сами делаются успешнее в размножении: ведь ни они сами, ни их дети никогда не голодают. Так умения самцов и прагматичность самок закрепляются в поколениях.
Но гипотеза — это одно, а полевые исследования — другое. Поди докажи, что самец действительно заплатил мясом за секс. А что если самец просто имеет высокий ранг, а следовательно, и более легкий доступ к самкам? Высокий же ранг обеспечивает ему большую долю мяса при дележе, а значит, он сможет щедрее делиться им с партнершами. А если, наоборот, все дело в ранге самки? Самцы обычно предпочитают самок постарше, а те, в свою очередь, имеют высокий ранг и большую долю мяса при дележе. Что тогда будет с нашей теорией?
Кристина Гомес, аспирантка из Института Макса Планка (Лейпциг), за три года видела в национальном парке Таи (Берег Слоновой Кости) 262 эпизода, когда самцы делились с самками мясом. «Шимпанзе охотятся с августа по февраль ежедневно. Обычно самцы вдесятером загоняют и убивают одного колобуса. Самки всегда присутствуют при охоте, но обычно пассивно: побегают по ветвям и слезают, заскучав. Но когда начинается дележ, самки тут как тут».
Потом были долгие месяцы обсчетов: Гомес колдовала над таблицами, стараясь ввести поправки во все возможные альтернативные гипотезы. Сегодня зоологи используют мощные компьютерные программы, позволяющие рационально взвесить различные факторы. В случае с работой Гомес все сошлось: ни ранг самцов, ни ранг самок не влияли на связь между сексом и мясом.
«Хорошо, а как можно узнать: это самцы подкупают самок или самки подкупают самцов?» — «Ох, я уже десять раз отвечала на этот вопрос за последние дни. Слушайте, если мы меняем с вами клубнику на лимоны, то как узнать: это вы мне лимоны за клубнику или я вам клубнику за лимоны? Просто таковы реалии, так работает их сексуальная жизнь — плати и все тут!»
Я вечно звоню последним... Хорошо, а если так:
— А вы едите мясо?
— Нет... Утром фруктовый сок, в ланч какие-нибудь жареные овощи, на ужин салат.
— Ага. Значит, сок, овощи, салат — вот, что надо будет вам предложить, если мы пересечемся на какой-нибудь конференции... Я, кстати, тоже вот приматами занимался во время диссертации.
— Хи-хи-хи! А вы действительно в России живете? Я вот в Питере была, там красиво...
— Да! Красиво! — не унимался я. — И еда очень вкусная. Особенно в Москве!
Не могу сказать, что это сообщение произвело сильное впечатление на мою собеседницу. Зато гигантский стейк, скормленный жене в воскресенье, имел большой успех. Сам я его жарить не умею, пришлось раскошелиться в Гудмане. Однако новость из Лейпцига лишь подстегнула мою надежду, что Сергей Пархоменко наконец-то напишет долгожданную колонку про то, как готовить стейк, — к пользе всех посетителей сайта!