Взрослых разговоров не бывает

Марат Гельман и Евгений Чичваркин о том, как они говорят с детьми на гражданские темы

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Как только наши дети задают свой первый гражданский вопрос — что решает президент или зачем нужны выборы, — мы вынуждены моментально определять наши отношения с государством и свою гражданскую позицию. Впрочем, разговоры, для которых эта позиция необходима, вовсе не обязательно должны быть политическими. Как реагировать на травлю одноклассников на национальной почве, нужно ли бояться милиции, откуда берется терроризм, зачем соблюдать неприятные законы, подавать ли милостыню — это тоже гражданские темы.

Мы спросили двух участников проекта «Сноб» о том, как они разговаривают об этом со своими детьми — Марата Гельмана, чей проект поддержан «Единой Россией», и Евгения Чичваркина, чьи отношения с российским государством... не сложились.

Комментировать Всего 63 комментария

Марат Гельман Комментарий удален

Евгений Чичваркин Комментарий удален

Наталья Конрадова Комментарий удален

Сейчас Ева в таком возрасте, когда главный человек для нее — это папа. Поэтому если она спрашивает, кто такой президент или премьер-министр, и ей говорят, что это главные люди в стране, она не особенно-то верит. Спрашивает: «Главнее папы?» — и смотрит недоверчиво.

Специально разговоров на гражданские темы мы не ведем. То есть не было такого, чтобы мы ее посадили и начали рассказывать про выборы, про государство, про демократию. Но если в разговорах мелькнуло и она заинтересовалась, пытаемся доходчиво объяснить. Правда, не уверен, что у нас это здорово получается. Во всяком случае, единственное, о чем она хорошо осведомлена — «Сколково». Я ей рассказывал, что это будет город науки и искусства, что там будет кипеть жизнь. А Ева абсолютно уверена, что это такая волшебная страна, где много по-настоящему магических вещей. Все спрашивает, когда мы туда переедем.

Вообще для моей дочери сейчас самый главный вопрос — это как совместить справедливость и личный интерес. С детства все крутилось вокруг нее (ее кормили, ухаживали, за ней убирали), а теперь ей нужно научиться помогать другим, делиться — а это пока трудно. Трудно также делать выбор: где отстоять свои интересы, а где уступить. Это касается и общения со сверстниками в школе, с мамой, бабушкой и со мной. Собственно, это и есть главная ее проблема: как научиться думать о других, не забывая о себе, как научиться жертвовать — это мы с ней постоянно обсуждаем. Вполне себе гражданский разговор.

Конечно, папа - главный человек! Какие ещё могут быть вопросы?:)

Понял, что недостаточно говорю с детьми на эти темы. Конечно, мы, не скрывая, сразу честно рассказали им, почему мы здесь. Больше рассказываю о том, что происходит в королевстве, чем в государстве — более сознательный период времени прошел в Лондоне (сейчас дочери 4 года, а сыну 12 лет). Позиция школы в этих вопросах своеобразная: что глобализм — это однозначно хорошо. Мы дома даем более широкую картину. У нас практически нет «взрослых» разговоров и «детских».

Проводить подобные разговоры с детьми никогда не рано, а навязывать не нужно. Если сам ребенок интересуется, то, конечно, стоит рассказывать. Но нашим детям интересно совершенно другое.

А что вы говорите детям о государстве? И как объясняете свою гражданскую позицию?

Гражданская позиция моих детей развивалась как-то очень отдельно от родителей. Например, сын вначале был ужасно лояльным ко всему официальному. Где-то лет в шесть с половиной он прибежал из школы и закричал, буквально задыхаясь от волнения: "Мама, мама, ты только представь: я видел САМОГО депутата Евтухова! Он у нас выступал!" Когда он в кухне пел мне гимн России (я при этом мыла посуду), он вставал с табуретки и прижимал руку к сердцу. Я не знала, как на все это реагировать, и пустила на самотек. Забавно, что сын потом сделался почти диссидентом (это было мне смешно ровно так же, как и восторг от лицезрения депутата), а потом все как-то устоялось. Дочка, помню, как-то задала вопрос в духе: какое у тебя, мама, гражданское кредо, и вообще, что лучше - социализм или капитализм? Я честно ответила: постараться не быть сволочью, и делать свое дело, тогда при любом режиме проживешь и умрешь как должно. Дочка, помню, ни одного уточняющего вопроса не задала. Себя она считает патриотом нашего города в стиле "Я этим городом храним и провиниться перед ним, не дай мне бог, не дай мне бог вовеки..." и тем вполне довольна.

Как-то раз мы с детьми затронули тему войны в Осетии. И я высказала мнения против агрессивной политики обеих стран. На что младшая мне сказала: «Ты не можешь так говорить. У нас самый лучший в мире президент и самая лучшая в мире страна». И я не знала, что сказать. Пока мне ей нечем крыть, потому что объяснить какие-то детали я не могу. Но я услышала голос школы.

Что бы мне хотелось? Чтобы дети ощущали собственную значимость — что от их идей и их желаний будет зависеть их жизнь. Мы так долго жили в совковом пространстве мышления, когда нас рядами кто-то направлял. Несколько потерянных поколений, неспособных принимать решения. И это действует еще и на наше поколение. Просто иметь свою позицию и уметь защищать ее — вот об этом важно разговаривать с детьми.

Эту реплику поддерживают: Тата Донец

Моей дочке, которая свободно владеет и русским, и немецким, дедушка подарил подписку на кабельное русское телевидение: чтоб совершенствовала свои познания в "полу-родном" языке.

Поначалу она смотрела всё от корки до корки, а потом начала чётко отфильтровывать программу Время, новости и проч. На мой вопрос, почему именно так, она сказала: "Вот хорошо, что ты начал этот разговор ! Я давно хотела у тебя спросить, но не знала, как к этому подступиться: Почему они так бессовестно врут ? Это они только про нас (Германию) - или вообще про всех и всё ?"

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

А сколько лет дочке? И обсуждаете ли Вы с ней немецкие СМИ?

Когда происходил этот разговор, ей было 13 лет (сейчас ей уже 18). 

Да, мы всегда старались обсуждать абсолютно всё, что показывает "ящик", даже MTV. В однозначно "запрещённую зону" всегда входила только порнуха ... 

Наиболее идиотские передачи (немецкие, английские, русские - не важно) я всегда старался высмеивать, после чего очень часто моя дочка звала меня посмотреть с ней вместе всякую чушь ...

Кстати, в наш кабельный пакет входит RTVi ("Эхо Москвы"). Этот канал моя дочка тоже сравнительно быстро отвергла, на том основании, что "Не может же такого быть, чтобы в России всё на 100% было плохо !" ...

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

я говорю с сыном (11-и лет) по-русски, он со мной по-немецки:

-- ...Сегодня был праздник.

-- Да, я знаю -- Muttertag.

-- И ещё День Победы.

-- А это что?

-- 65 лет назад была война -- русские против немцев... Русские победили.

-- Я знаю! Русские победили, потому что немцы кидали в них гранаты, а русские ловили и бросали обратно.

-- Откуда ты знаешь?

-- Кто-то рассказал в школе.

-- Хм.

Почему русские против немцев, когда немцы против русских?

65 лет назад -- уже были русские против немцев...

У меня дед погиб на Ладоге. А у Вас, простите?

Мой дед воевал на дальневосточном фронте с японцами. Но не погиб...

Которая именно точка? Дед мой умер уже давно -- я, увы, не смогу его спросить.

А вы не думаете, что ваш сын когда-нибудь узнает правду? Или вы предпочитаете, чтобы он рос в чужой стране, да ещё и в германии, с чувством принадлежности, к тем самым русским, которые воевали против немцев? Или может вы думаете, что такая позиция сделает вас и  его чуточку больше "своим"?

Мой сын родился в Германии и немецкий язык для него родной, как и сама страна; им он, к моему сожалению, владеет лучше, нежели русским. Как показывает практика -- немцами дети эмигрантов на все сто не становятся. Т.е. придет время и он узнает, что была война, что он русский... И что в этом страшного?

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Быть руским - прекрасно!

Особенно, если знаешь славную историю соего народа!

Анна, ради бога, не исправляйте свои опечатки :)))

И всё таки вы здрейфили!

У нас без четверти четыре утра - мне опечатки в это время делать сам Бог велел!

Зачитались вы военной истории на ночь. :) Это противопоказанно. Истерики начинаются.
Я уже поняла свою ошибку:)
Дед-то погиб, но чем это делает Вас избранной?
Это делает меня внучкой героя, не более того :)

Круто,а иначе как объяснить нашу победу?:-))

А я помню, что в пять лет очень сокрушалась по поводу смерти Леонида Ильича. А мой отец мне резко сказал: "Ты еще маленькая и многого не понимаешь." 

Пока моим детям страшно нравится имя Барак Обама, а в школе им с раннего возраста рассказывают про Мартина Лютера Кинга, но это приводит к смешным курьезам, так как они совершенно не в состоянии понять за что именно боролся Мартин Лютер Кинг, а практически при полном отсутствии Афро-Американцев в школе объяснить это не так уж  просто.

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Млада Стоянович

Наверное, если в классе есть афро-американцы, объяснить борьбу Мартина Лютера Кинга еще сложнее?

Это сложный вопрос. Поскольку если их нет, то дети воспринимают рассказ очень отрешенно и не понимают о чем речь, а если они есть (в меньшинстве), то сложно рассказать так, чтобы не выделить этих детей. Мне интересно, что вынесет из этого праздника мой сын в этом году, так как в прошлом у него в классе афро-американцев не было, а в этом - двое.

действительно:)) какая Вы маленькаЯ:)))

когда мы сидели на лекции в институте (на родине Леонида Ильича) и слушали что помер "сам" - все четко ожидали минимум неделю гуляний и невнимания преподавателей к учебному процессу

А я была напугана, мне казалось что теперь со страной случится что-то ужасное. Но потом я увлеклась Джеральдом Даррелом и забыла  про надвигающийся, как мне казалось хаос.

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков, Виктор Енин

Ну, и правильно, что увлеклись Даррелом ! А то ведь хаос-таки действительно надвигался ...

Да, интуиция мена не подвела)  А Даррел замечательный. После Сетона -Томпсона и его Рассказах о животных, это было открытие нового мира, еще более интересного.

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова, Юлия Стрельникова

Если бы Сетона-Томпсона также мастерски перевели, как Даррела, то было б сразу два хита ...

Эту реплику поддерживают: Irina Singh

Пять баллов!! Отличное описание Америки! Точное , как выстрел снайпера. :) Спасибо СССР, что научил читать между строк!
ага

на взрослые темы я  стараюсь говорить с детьми как с взрослыми, но с разъяснениями моментов которые детям могут быть непонятны.

А примеры можете привести? И в какой момент возникает такой разговор?

ага

ну например. старший (12 лет) учится в Эдинбурге в хорошей школе, и в Москве тоже в хорошей школе (болше экстерном, но месяц в году реально учится). События 2-й мировой войны в этих школах естественно освящаются под разными углами. Он задает вопросы почему. Я стараюсь объяснить как я вижу эти события и объяснить почему в разных школах разное мнение. Такие разговоря происходят в те моменты когда я нахожусь в одной стране с детьми :). Не очень часто возникают. Когда идем куда-нибудь, болтаем. В принципе я не интересуюсь политикой потому что времени нет на это. Да и скучно. И у детей тоже времени не это нет.  Поэтому и редко такие разговоры происходят. 

А моя дочь Маша хотела в свои примерно 10 плюс-минус лет собрать и возглавить движение за возрождение родного города Саратова, где она родилась и куда ездила каждое лето отдыхать ко всем своим родственникам :). Очень уж была очевидная разница между Москвой и заброшенным Саратовом, и ей было жалко жителей этого города, особенно бабушек и дедушек. Угомонили, сказали, что все что она сейчас может сделать - это хорошо учиться и вообще быть хорошей девочкой. Ну и радовать всех своими приездами :).

Угомонили, сказали, что все что она сейчас может сделать - это хорошо учиться и вообще быть хорошей девочкой

и еще не возрождать Саратов !!!Это нужно сделать непременно,уговорите Машу,поставьте иные цели,ведь мы,взрослые это то о чем мы мечтали в детстве:-)

Эту реплику поддерживают: Надежда Ларионова

Цели поставлены. Главное - они сейчас реальные и  достижимые.

Тем самым Вы возможно сделали девочку счастливой,то есть своих целей она достигнет при жизни:-)

Да уж :) , хочется в это верить. Как и в ее счастливое будущее :).

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Надежда, вы просто подавили замечательный, благородный порыв вашей дочери, а также проявление лидерских качеств. Теперь она будет знать, что это в вашей семье не ценится.   И мы еще удивляемся, что в России слабое гражданское общество...

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

А вам не кажется, что в условиях Российской действительности не отговаривать от подобных мыслей 10-летних детей - это создавать жизненную позицию-иллюзию, когда мы убеждаем, что от них зависит все, а эта самая действительность показывает - что практически ничего!

Слабое гражданское общество у нас не потому, что его не развивают, а потому, что его сознательно подавляют. И вот тут-то самая сложность - как объяснить это ребенку, чтобы он не стал циником и параноиком. Опять же, это мое личное, вполне возможно, параноидальное мнение. :)

Эту реплику поддерживают: Irina Singh, Надежда Ларионова

Дорогой Илья! Мне кажется, что наше поколение уже мало что может изменить именно из-за позиции, что "ничего изменить не возможно"...Вот сейчас по всем каналам телевидения в США показывают сюжет как студентка в Мексике возглавила департамент полиции - других кандидатов не оказалось, боятся криминала... Мне кажется, что одна надежда на таких вот мальчиков и девочек...

Уважаемая Ирина! В Мексике - отсутствие правил (власть бессильна, всем заправляют нарко-картели), и подавляют гражданское общество нарко-картели.  У нас - правила присутствуют (власть все же влияет на ситуацию), но именно они и направлены на подавление гражданского общества (свободы людей искусственно ограничены).

Чувствуете разницу? В условиях сознательного подавления гражданского общества очень опасно разговаривать "открытым текстом", заявлять свою позицию во всеуслышание, афишировать свои "зоны влияния". Это не значит, что надо забиться в норку и молчать в тряпочку. Просто нужны другие методы, более обдуманные и эффективные, нежели апелляция к "свободам" и митинги из серии "грудью на амбразуру".

В желании девочки возродить Саратов ничего страшного нет, но меня насторожил способ: собрать и возглавить движение. Это по-европейски, по-западному, по-свободному. Не будь пресловутого подавления - скорее всего, получилось бы и у нас. Но у нас эти законы плохо работают, да и не заинтересовано государство в их хорошей работе, складывается впечатление, что заинтересовано как раз в обратном. Мама, конечно же, не хочет покалечить своего ребенка, и предлагает для начала вырасти, а уж потом решать как в этой ситуации действовать.

Эту реплику поддерживают: Юлия Стрельникова, Людмила Фролова

Согласна

Ну вот я и постаралась объяснить так, чтобы она "не стала циником и параноиком".

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Ирина, а Вы бы что сделали? Стали бы своей 10-летней дочери помогать в организации движения? Порыв мы не подавили, а спустили пар. Во-первых, я считаю, что, действительно, что то, что нужно делать в ее возрасте - это учиться и стараться хорошо это делать. Второе - немного открыла глаза на реальность, привела в пример Дон-Кихота. Немного спустила на землю. Избавила от иллюзий, но оставив надежду на светлое будущее, так скажем, которое она сама сможет делать своими руками, при условии хорошей учебы, т.к. без этого может не получиться как надо :) .

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Надежда, спасибо за пояснения. Во-первых, я прекрасно вас понимаю...Знаю я нашу действительность. Тут действительно надо быть осторожным. Я поняла, что она в будущем хотела возглавить движение, а не в 10 лет. И вы отговорили ее в принципе от этой мысли. Я думаю, что "пар" можно было бы перенаправить. Например, собрать "движение" и посадить цветы в парке, или навести порядок на детской площадке, обойти пенсионеров в доме и предложить им посильную помощь. Что-нибудь в этом роде... В Америке это называется community service. Дети, которые этим занимаются получают стипендии в престижных частных школах, а потом и в университетах. Ваша дочь - это просто находка для них. (конечно при условии хорошей учебы!)

Цветочки, конечно, хорошо. Но это в начальной школе прокатило бы. Сейчас у нее банально нет времени даже на полноценный сон из-за занятий. 

А что делать? Я думаю, каждый родитель примерно так же и поступил бы  :) .

Эту реплику поддерживают: Анна Скрябина

У нас тут не Америка :)

И разница между Москвой и Саратовом вовсе не такая, как между Вашингтоном и Бостоном. Девочка молодец, только не будем забывать, что именно родители, МАМА её так воспитали. Ей сейчас учиться надо, петь и танцами заниматься, чтобы вырасти умной и здоровой. Тогда она действительно сможет что-то сделать для любимого города. А цветочки там, на фиг никому не нужны, если работать негде и в больнице крыша течёт.

Эту реплику поддерживают: Надежда Ларионова

Вообще, разговаривать с детьми на гражданские темы очень интересно, но иногда трудно, особенно если ребенок вырос в Америке, а ты сам большинство своей сознательной жизни провел в России. Как-то пыталась объяснить  что такое коррупция на примере российской действительности: мол, если надо обойти закон, то люди дают взятку и решают вопрос. Так дочь спросила: Что же в этом плохого? Очень удобно!

Коррупция - это не когда дают взятку, а когда ее берут! А иначе действительно получается удобно!

Во время президентских выборов здесь в США, мой старший  сын ( тогда 7-и лет) приносил из школы разные сумасшедшие  новости. Например: "Хилари тратит все  деньги на нужды своей кампании, а Обама- на нужды города "(?) Поскольку у нас - либеральное окружение, то и он автоматически стал демократом и до хрипоты спорил с дочкой наших приятелей - убежденных республиканцев.

Мы стараемся честно говорить обо всех социальных явлениях: например, когда сын спрoсил о расизме, я объяснила, что это не только когда белые не любят черных. Бывает и наоборот. И про религию получаются интересные разговоры. Ни в чем специально не убеждаем. А выводы он делает сам

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин, Катерина Инноченте

Мы с дочерью выборы не обсуждали. Обсуждали неумение детей противостоять давлению взрослого человека и отстаивать свое мнение и себя.

Две дочери,Лиза 7 лет,рассудительная и безбашенная,Настя 5.5 лет,эфирное создание,маленький и вредный эльф,ужинаем втроем,на столе в центре настольная лампа с большим абажуром,друг на друга можно посмотреть только чуть пригнувшись.Настя кладет приборы и спрашивает,совершенно вдруг - "Папа,а что такое секс?",беру небольшую паузу,как бы для того чтобы прожевать,в голове рождается что-то типа это любовь взрослых людей,а вообще это слово в переводе означает пол,вместо моего ответа Лиза,пригнувшись,смотрит на Настасью и спокойно,даже немного с досадой произносит "Дура ты,Настя,мы знаем что такое секс."

Эту реплику поддерживают: Евгений Стариков, Илья Катулин

Мой сын, лет в шесть как-то употребил слово "гей". Я его спросила:"Ты знаешь, что это значит'?

Он сказал: " Да, это человек, которого привлекают люди его пола".

Я обрадовалась, вот, думаю какое кто-то ему дал простое и нейтральное описание.

-А кто тебе объяснил?,- спрашиваю.

-Кто-то...Ты, мама!

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

В учебнике истории для 7го класса к параграфу 16 есть вопрос: "Что из практики английского парламента сохранилось до наших дней и встречается в работе представительных органов, например, Думы? Что изменилось?" 

Мы с сыном долго обсуждали ответ и нашли...

Единственно возможный ответ дает сам учебник: "... по мере усиления монархии и складывания абсолютизма в Европе значение сословно-представительных органов повсеместно падало. Короли все реже собирали их, управляя без совета и согласия сословий..."  Просто нужно заменить слово "Европа" на "Россия"