Владимир Паперный:
Не нужно мстить Лужкову

На форуме «Москва: экономика реинкарнации» в Сколково обсудили, как использовать шанс Москвы на возрождение, рассказали о проекте объединения музеев и подписали меморандум новому мэру

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Репродукция картины Коленда «Дом князя Голицына в Охотном ряду»
+T -
Поделиться:

Текст меморандума краток: «Исторический центр Москвы в границах Камер-Коллежского вала должен быть признан единым объектом культурного наследия».

Научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов, ведущий форума, говорил, что в тот момент, когда мэр «утратил доверие», возникло ощущение, что открылось окно возможностей, и теперь новой московской власти нужны быстрые и почти бесплатные победы. И недаром Ресин в первый же день, когда стал врио, остановил строительство депозитария на Боровицком холме. Потому что он прекрасно понимал, что надо показать, как что-то делается.

Было около 12 выступающих, так или иначе связанных с охраной исторических памятников. Каждый из них либо сказал пятиминутную речь о роли наследия в жизни города в целом, либо представил свой проект.

Москвовед и координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин призвал всех в своих размышлениях об охране наследия подумать прежде всего о том, как соотнести эту работу с возвращением столице ее столичности. Как сделать так, чтобы Кремль не был вырезан из Москвы и не был замком внутри города, закрытым на ключ. Сделать так, чтобы Кремль был проницаемой, свободной и первой городской частью. Чтобы никакая местная власть не смогла создавать новые опричные замки в Москве, бросая вызов Кремлю, наподобие Сити.

Проект объединения основных культурных объектов московского центра предложил Музей архитектуры. Они считают, что центром обсуждения всех проблем архитектуры города должен стать их музей. Директор музея Ирина Коробьина рассказала, что, например, ресурсами музея можно устраивать скульптурные выставки под открытым небом.

Стало особенно ясно, что задач перед Москвой, если она хочет ей остаться, огромное количество, но двигаться необходимо. За час с лишним выступлений кроме общих речей на форуме прозвучали три предложения о проектах: объединение музеев под началом Музея архитектуры, возрождение Нескучного сада и создание этнокультурного центра под открытым небом в Калужской области.

Комментировать Всего 43 комментария

Я родился и вырос в Москве, но последние 30 лет я прожил на расстоянии примерно 10 тысяч километров отсюда, поэтому смотрю на город с двух сторон. Каждые полгода, когда я попадаю сюда, то вижу картину очень быстрых и драматичных изменений. Я пытаюсь понять, что эти изменения значат, разговариваю с профессионалами, и обычно это такой плач Ярославны: «Все очень плохо, все разрушено, безнадежно, города, в сущности, уже нет, мы все потеряли, ситуация трагическая». Когда начинаешь их спрашивать, по каким критериям надо выбирать, что сохранять, а что разрушать, вопрос обычно вызывает некое затруднение, и мне кажется, что на сегодняшний день не существует никакой внятной теории, которая бы сформулировала эти принципы. Почти все профессионалы говорят, что они и должны их формулировать, но я считаю, что этот профессиональный аристократизм неконструктивен с экономической точки зрения. Все жалуются, что в России нет гражданского общества, и ждут, когда его дадут и тогда все будет хорошо. Но его никто не построит, потому что это нечто, что состоит из каждодневных поступков всех людей. Поэтому такое отношение профессионалов, что эта чернь не поймет, а мы сделаем правильно, оно просто неконструктивно.

гражданское общество не может существовать без экспертного сообщества. противопоставление этих групп само по себе неверно. а строить его надо, кто спорит. и экспертам следует научиться разговаривать не только друг с другом, но и с народом. по-моему, вполне очевидные вещи.

Юрий, Вы недавно рассказывали о бельгийском (если не ошибаюсь) городе, где жители "завернули" архитектурный проект. Было бы замечательно, если б такая возможность когда-нибудь появилась у москвичей. 

Вот сейчас Вы говорите, что необходима "капитальная уборка" и "демонтаж Петра": его поставили, не спрашивая у горожан, также собрались и демонтировать. Почему бы не провести интернет-голосование, что об этом думают жители города, налогоплательщики?

Конечно, хочется хотя бы в центре города получать эстетическое удовольствие, а не культурный шок. Но, нельзя объять необъятное, и ресурсы (в данном случае деньги)всегда ограничены. Может, правильнее заняться тем, чему предыдущий градоначальник уделял не слишком много внимания? Например, восстановить, наконец, памятники архитектуры, о которых идет речь в фильме Лошака. 

А Петра пока оставить, как бельмо на глазу, чтоб другим не повадно было.

идей может быть много - у Москвы в этом смысле огромный потенциал. мне, кстати сказать, идея "советов" новой власти не очень нравится.  от власти нужно требовать, а не униженно выпрашивать, но для этого необходима высокая концентрация общественных усилий. 

от бельм люди избавляются, не носят их назло, чтоб другие боялись.

Ну, пока что в истории города при смене власти все больше избавлялись от "бельм" предыдущих правителей, даже если это были памятники старины. Вопрос, что сейчас станет важнее: избавиться от бельма или восстановить уникальные строения?

"Высокая концентрация общественных усилий" за полгода не возникнет, а кое-какие из полуразрушенных строений вполне могут исчезнуть под шумок.

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

речь идет о комплексе осмысленных, программных действий. не только о памятниках.

при нашем непротивлении злу насилием за последние полтора десятка лет исчезло множество памятников, и появилось кошмарное число урбанистических ужасов, что архитектурных, что градостроительных.

Да разве можно спорить с "комплексом осмысленных, программных действий"? Вы правы, городу нужен и новый генплан и новая градостроительная программа.

Сейчас особенный момент: один сатрап ушел, другой  - пока не в силе.

Очень не хочется, чтобы сопротивление злу стало охотой на ведьм, а, затем - козырем в руках новой администрации. И архитектурным безобразием на выходе.

Мария, никто на ведьм не охотится. а безобразие - оно и без того давно с нами.

С нами, да, Вы опять правы, Юрий. Вы видите свою Москву, как архитектор , на плане.

А я вижу свою, как горожанка - в воспоминаниях и в реальности.  И мне бы хотелось, чтобы мой сын увидел что-нибудь любимое из "моей" Москвы, когда вырастет.

п.с. речь не о об архитектурных уродцах

хочу заметить, что нормальный архитектор видит город не только на плане, а и "в воспоминаниях и в реальности" тоже.

Я в Вас почти не сомневаюсь. Хотелось бы побольше "нормальных архитекторов", которые обустраивают город, любя город и свою профессию, больше, чем бонусы от правительства.

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова, Ксения Чудинова

"...профессиональный аристократизм неконструктивен с экономической точки зрения" - а можно ли пояснить для дураков вроде меня, что это означает? Я прочел ровно четыре раза, но не понял.

Фраза вырвана из контекста. Я приводил слова американского специалиста по рекламе, который сказал "самая большая ошибка в рекламе — недооценивать умственные способности потребителя".

Я бы по неграмотности поменял бы слово "недооценивать" на "переоценивать". Ко мне это точно относится. А про "специалистов по рекламе" обещаю написать заметку. Не уверен, правда, что кому-нибудь интересно.

Кристофер Муравьев-Апостол выступил на форуме, чтобы рассказать, каково это — находиться в роли реставратора. Уже много лет Муравьев-Апостол занимается реставрацией семейной усадьбы.

Я родился в Бразилии и в России до 30 лет не был ни разу, и даже не думал сюда ехать. Я знал историю нашей семьи, историю России, но это все было для меня как-то нереально. В 1991 году я приехал сюда посмотреть — и через два дня все изменилось, я понял, что я отсюда, здесь мои корни. После этого путешествия я начал менять всю свою жизнь, изучать русский, чаще приезжать. В то путешествие мне показали дом моих предков на Старой Басманной. Тогда это был достаточно грустный дом, он был музеем за несколько лет до этого, и его закрыли, потому что он был уже совсем разрушен. И вдруг у меня появилась идея что-то сделать, реставрировать дом. Многие считали мой проект безумным.

На это здание было очень много претендентов, все хотели себе респектабельное здание, с колоннами. Дом был в ужасном состоянии, уже 9 лет мы его ремонтируем и почти закончили. Надеюсь, что в будущем году мы все закончим, и я всех приглашаю к нам прийти.

Какая прекрасная история! Впечатляет и вдохновляет. Спасибо за приглашение, Кристофер. 

Чудесно отреставрированная городская усадьба. Постоянно проезжаю мимо, много лет, поэтому все этапы - от полуразрушенности до настоящего состояния - вижу своими глазами. Просто цепляюсь за Ваше приглашение, обязательно воспользуюсь и еще и друзей приведу, благодаря которым я видела интерьеры Посольства Бразилии или некоторые особняки Шехтеля, в которых сейчас тоже посольства.

Если вспомнить русскую историю, очень часто всякие драматические и катастрофические изменения, которые происходили, в какой-то момент вызывают у людей идею мести. «Нам навязывали вот это, а мы теперь это уничтожим».

Идея перенести памятник Петру как раз и есть идея мести, с моей точки зрения, это абсолютно бессмысленно и никому не нужно. Это безумно дорогостоящая операция, непонятно куда и зачем его переносить. Я где-то читал, что в самом начале перестройки абсолютно серьезно обсуждалась идея сноса всех высотных зданий. Если просто посчитать, сколько бы стоил снос всех высотных зданий, получилась бы совершенно астрономическая сумма! Я бы хотел призвать к тому, чтобы избежать этого естественного желания отомстить: «Ах, нам Лужков тут насовал всякой гадости, а мы теперь уничтожим все, что он сделал». Это начнет опять новый цикл разрушений, потом придут следующие и уничтожат то, что мы сегодня сделали.

Владимир, все-таки не стоит смешивать естественное желание отомстить с естественным желанием жить в пристойной городской среде. При Лужкове было построены такие противоестественности, которых никакое время не вылечит, и к которым нормальный человек привыкать не может и не должен. Безусловно не стоит ломать все, что было при нем построено, хотя отдельные уроды только слома и заслуживают, а кое-что требует реконструкции. Безусловно надо строить так, чтобы у потомков не возникало естественного желания избавиться от проклятого уродского прошлого.

а еще не нужно путать "мстить" и $4 млрд. 

почему мстить? отказаться от бессмысленных проектов, восстановить историческую справедливость там, где это возможно, исправить градостроительные ошибки - разве это мстить? Лужков уже сейчас никому не нужен и особенно не интересен. но он оставил после себя много мусора и прочих уродств, требующих капитальной уборки.

демонтаж петра - это не "безумно дорогостоящая операция" в масштабах такого города как москва - всего-то по доллару с жителя, которого когда-то нагло обманули с установкой этого памятника. да и спонсоров, как утверждает марат гельман, можно легко найти...

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Как сказал Екклесиаст, иногда наступает время разбрасывать камни. А иногда наступает время проявлять бессмысленную жестокость. Даже если это дорого и нерационально. А мудрый, между тем, был Соломон Давидович. Но неполиткорректный. Не знаю, имеется ли причинно-следственная связь между этими двумя качествами.

Андрей Лошак специально для форума сделал ролик, монтаж которого закончился буквально за пару часов до начала. Качество не лучшее, потому что я снимала из зала на камеру, но хочу выложить здесь несколько кусочков из фильма, потому что он действительно очень сильный. Смотреть его было грустно (на историю зверских разрушений уникальных памятников), но одновременно радостно, потому что у нас есть шанс все изменить. Очень советую не пожалеть несколько минут и посмотреть видео.

Эту реплику поддерживают: Мария Ваняшина, Катерина Инноченте

Прекрасно знаю дом на Остоженке из второго ролика -- жила на Пречистенке... Слово "снос" не могу и не хочу больше слышать! Ну сколько можно??!!  

Александр Привалов очень точно отметил, что настоящих причин, почему Лужков утратил доверие у верховной власти, вслух никто не назвал. А поскольку причины вслух не названы, то новая московская власть изо всех сил будет стараться показать, что хоть что-то стало лучше, чем при Лужкове.

А показать быстро это можно, только остановив снос и ломки. Дальше вступает в силу простой закон: когда возникает какая-то проблема, то власть решает эту проблему перебором листков, лежащих у нее на столе. Какие листки вовремя положили на стол, такие и имеют шанс получить печать и воплощаться в жизнь. Поэтому Привалов призвал всех обсуждать решения (для власти бесплатные, а для нас радостные) и после изложить их на листке, который в ближайшие недели, дни, может быть, часы должен появиться на столе Собянина.

Поподробнее хочется рассказать про выступление директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной.

Музей выступил с проектом объединения под началом музея основных культурных объектов центра Москвы.

Вообще, этот музей всегда играл большую роль в сохранении наследия Москвы. В 30-е годы музею удалось отстоять Донской монастырь от сноса. Тогда же сотрудники музея успели срезать фрески из Троицко-Макарьевского монастыря до затопления города Калязина, и еще много таких примеров.

Сам музей, находящийся на Воздвиженке, сейчас на грани разрушения. Строения XVIII века крайне изношены, в ужасном состоянии перекрытия и электрическая проводка, которая не менялась с 30-х годов.

Ирина Коробьина рассказала, что у музея дефицит площадей, потому что 20 лет назад Донской монастырь, где находился филиал музея, был возвращен РПЦ, и экспонаты оттуда были перевезены в неподготовленное здание и сейчас хранятся в криминальных условиях, забито все от пола до потолка.

Они предлагают связать культурные объекты московского центра, а именно музей Кремля, Пушкинский, Библиотеку имени Ленина, Румянцевский музей и свой. Используя ресурсы музея, устраивать выставки под открытым небом на пешеходных зонах в центре города. Подземный переход, который связывает Кремль и библиотеку, они предлагают превратить в подобие подземного Лувра, и продавать тем не чебуреки и самсу, а сделать из него культурное пространство, не лишая коммерческих функций.

Со многими площадками музей уже ведет переговоры о партнерстве. Это недешевый проект, но по задумке очень экономически выгодный, не говоря уже о том, что он повысит уважение к российской культуре и в международном сообществе.

Эту реплику поддерживают: Мария Ваняшина

Это интересный план, как соединить все разные музеи в одну систему. Для этого потребуется огромное количество денег, и все упирается в то, удастся им эти деньги получить или нет. Сложность в том, что музей находится в ведении Министерства культуры. История экономической деятельности Министерства культуры не вселяет больших надежд, что что-то такое масштабное, правильное и яркое может быть создано. Поэтому, если им удастся каким-то образом, формально оставаясь в ведении министерства, получить поддержку из каких-то других источников, все это должно получиться. Мы говорили с Ириной, и она сказала, что очень рассчитывает на мою помощь, я был бы рад в этом участвовать и вполне поддерживаю. Я согласен с тем, что Музей архитектуры должен стать центром и форумом для обсуждения всех проблем архитектуры, сохранения и так далее. Хотя я знаю, что среди архитекторов есть разные мнения, есть люди, которые находятся в оппозиции к этому музею, есть те, которые поддерживают, но у меня нет никакого желания в эту драму вмешиваться. С точки зрения здравого смысла правильно, чтобы центром обсуждения всех проблем архитектуры стал Музей архитектуры.

Как вы думаете, что будет с архитектурой при новом мэре?

Подозреваю, что даже новый мэр этого еще не знает. Сейчас ситуация некоторой неопределенности и еще непонятно, как все будет происходить. Сейчас, как после землетрясения, все слои потряслись, и скоро они начнут занимать какие-то новые места, новые группы, будут создаваться кланы и формальные и неформальные экономические связи. Угадать невозможно. Думаю, что этого никто не знает.

Владимир Паперный Комментарий удален

Страшновато от такой неопределенности и от ощущения, что сейчас будут мстить Лужкову.

Я надеюсь, что не будет такой безумной реакции отомстить Лужкову за все ужасное, что он сделал с нашим городом, и снести все, что он построил, все дома, перенести все памятники Церетели. Безумное желание мести, с одной стороны, понятно, но надо сопротивляться и не позволять себе этого делать.

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

а в чем конкретно успело проявиться безумие - в том, что успел продекларировать Ресин? 

Владимир,на мой взгляд очень верная мысль! Потому как нет никаких концепций и сколь нибудь законченных мнений какой быть Москве,а действия нужны и ожидаемы всеми,то велик соблазн пойти от противного - откреститься от ушедшего,сломать его памятники и поплясать на "могилах"...

Эту реплику поддерживают: Анна Скрябина

Собянин во время иннагурации (это так пишется?) заявил, что на перенос памятников и снос "карандашиков" нет денег.

 Интересно, как можно отомстить Лужкову ...гипотетически... он где ваще:)

Это метафора,и очень верная,сродни тому что "куплю билет ,а сам не поеду,отомщу кондуктору"

Он, верно, умирает от страха нынче...наш  кондуктор:) При всех деньгах и делах - ему не позавидуешь. А будет-ли за него молиться Святейший?

Не важно,важно всем нам оставаться людьми.

Что может быть человечнее, чем просто....... пагаварить.......

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

И я надеюсь, что взрыв страстных эмоций постепенно  уступит место взвешенной, кропотливой работе. В горячке можно опять натворить таких дел!

Господи, ну дай  нам или продай нам талантливого архитектора, или их компанию трезвую или пьяную.

Я знаю есть коммуникации , есть  и внешний вид. Давайте начем с коммуникаций!

В блоге у Степана Пачикова развернулась дискуссия по поводу ролика, где Путин говорит, что "москвичи не пожалеют о своем выборе"

http://www.snob.ru/profile/blog/6090/26044

Центр города перенасыщен никому не нужными в таком объеме торговыми центрами, в которых прогарают магазины. Перепрофилировать их под музейные площади. И вообще, Москва давно напоминает барахолку с этими мелкими сомнительными рынками, магазинчиками и ларьками, от которых только грязь. Пример, Чистые Пруды. Красивое здание метро прости убито и задавлено ларьками. А что творится у памятника Грибоедову, не передать словами. И проблему расширения дорог также можно частично решить сносом рынков, находящихся на обочинах. И бизнес-центры тоже нужно вывести из центра города. Это тоже частично, но может решить проблему пробок и парковок в центре города.

Эту реплику поддерживают: Катерина Герр