Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

/ Внуково

Владимир Сорокин: Автотолкалище

Автомобильныя пробки московския у обреченных в них ползти уже не ярость и негодование вызывают, а скорбное бесчувствие. Нет, кто-то охает, конечно, да матерится, но больше по инерции, даже уже как-то вовсе и беззлобно: что на стихийное бедствие-то злиться, себе же дороже

Иллюстрация: Иван Степаненко
Иллюстрация: Иван Степаненко
+T -
Поделиться:

Смирились московиты в ежедневном энергетическом опустошении своем. Злоба вспыхивает кратковременно на таких же автомобильных стояльцев, ежели кто замешкается или всунет рыло своего грязного Infiniti поперек твоего пути:

— Ну куда ты, урод?!

— Вот козел…

— Типа самый умный, да?

Или женское, злобно-беспомощное:

— Ну и что теперь?!

Вспыхивает. И тут же гаснет. Такие всполохи темной энергии возникают и лопаются над потоком грязных автомобилей подобно пузырям земли.

В автомобильных московских толкалищах есть традиционная обреченность, какая была в советских очередях. В тех стояли за мясом и батниками. В этих стоят за въездом в город и за выездом. И как в советское время особенно не роптали, так и теперь. Как писал советский поэт: «Стояла очередь угрюмая, ни в чем как будто не участвуя…»

Никто не выскочит из машины, не завопит, не кинется с перекошенным ртом в хозяйственный магазин покупать топор и бежать подрубать вертикаль власти, окончательно раздавившую Москву.

Покорность. Смирнов, как известно, самая распространенная русская фамилия.

Стоим.

Мысль в пробке растекается не по древу, а по этой самой пробке. Человек в стоячей машине. Это образ, безусловно. Который нынче ломится во все города. И этот образ вызывает много вопросов. Мотор работает, но машина стоит, стоит, потом ползет и опять стоит. А человек в ней полулежит. Машина урчит и как бы переваривает человека. Если в начале ХХ века машина заставила человека стать ее частью, то теперь она требует полного растворения в ней. Из кабин торчат лишь недопереваренные головы. А тел уже не видно. Тело стало не частью машины, а ею самой. Это и есть человек XXI века. Симбиоз произошел.

Если увидеть автомобильную пробку из космоса, это просто поток машин, людей там нет.

А ежели взглянуть и на автомобиль отстраненно, понимаешь вдруг, что этот самый автомобиль — вещь абсолютно бредовая. Материализация ночного кошмара объевшегося грибами кучера.

Поставьте рядом лошадь и автомобиль. Лошадь — реальность, она настоящая. Автомобиль — чистый фантазм.

Представим: 250 миллионов лет тому назад, с треском валятся хвощевые и плауновые дерева, гниют, спрессовываются, чтобы потом в подземельях стать темно-маслянистой жидкостью, из которой нынче перегоняют что-то светло-пахучее, заливают в бак машины, жидкость сочится в сердце машины, воспламеняется, пихает дьявольски быстрые поршеньки, которые крутят угрюмый коленчатый вал, — и вот железяка на колесах, подобно черепахе, начинает ползти и пыхтеть гадостью. А в ней сидит человек и читает книжку Делеза про машины желания и про тело без органов.

Машина агрессивна. Она отнимает у человека образ. А вот лошадке человеческий образ на хрен не нужен. Человек садится на лошадь и не становится кентавром: он отдельно — и лошадь отдельно. Он покуривает в седле, она пофыркивает да попердывает. И каждый думает о своем. Стоит человеку сесть в машину — он сразу с ней сливается. Машина глотает Homo sapiens’a с потрохами. И дело не только в кабине, скрывающей тело человеческое: тот же самый мотоциклист всегда выглядит как моточеловек, сопряженный с зажатым между ног аппаратом. В Китае мотоциклистов так и называют — «мото».

Все эти ипохондрические размышления, приходящие в голову во время автотолкалища, порождают у меня одну навязчивую фантазию: а что, если вместо этих проглотивших нас и зловеще урчащих механизмов стояли бы коляски, запряженные лошадьми? И в них бы сидели люди ХХI века. Мне кажется, что эти люди были бы гораздо больше похожи на людей.

Комментировать Всего 57 комментариев

Ой ли  ну право слово, лошади пардон гадят. И думается что вряд ли это придаст людям больший человеческий облик.

Голубушка, запах конского навоза несравним с запахом выхлопа.

Вспомните БП: "И всего живитель и виновник пахнет спелым яблоком навоз".

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

Эээммм... Не уверен... Привычка, видимо нужна. На Принцевых островах, где, как известно, машины запрещены и все ездят на колясках, я задыхался от навозьих миазмов в местах скопления колясок( у пристани, напимер)

не знаю, я музыку слушаю или по телефону говорю (для тех, кто захочет уличить меня в нарушении ПДД, сообщаю телефон с ханд фри). Релаксирую. Во всяком случае, пробки ни джоуля моей энергии  понапрасну не сжирают))

Скоро перестанет сливаться!

Гугл разработал систему, которая управляет машиной без участия водителя! Честное слово - они уже обкатывают ее во всю в Калифорнии и результаты очень впечатляющие. Так что, скоро сядет человек в машину и он тоже будет покуривать, да почитывать; правда  пробок от этого меньше не станет.

Маша, но образ человеку это не вернет.

Выход, по-моему, один - велосипед. Или для зимы - веломобиль. И не говорите, что Москва в глубоком заполярье. В Нидерландах народ на велосипедах просто повсюду: мама везёт двоих детей в детский сад, бабушка едет в магазин за продуктами, люди с велосипедами садятся в электрички, и т.д., а погода там зимой не факт, что лучше чем в Москве. То есть голландцы вообще в машины садятся в случае крайней необходимости. Всё дело в инфраструктуре. Если создать повсеместно в Москве велодороги со светофорами как в Амстердаме и чистить их от снега, то ездить по ним можно будет круглый год. И получится быстрее чем на машине и на метро - это факт. Я в Бостоне езжу, а зима здесь весьма мерзкая, со снегом, льдом, и сильным ветром. Повторю ещё раз - главное создать инфраструктуру, всё остальное возникнет само собой. Можно было бы начать хотя бы с центра, сделать систему велодорожек, и супердешёвого проката велосипедов с возможностью бросать их на многочисленных стоянках. В Европе это новшество распространилось с удивительной скоростью, и это действительно очень удобно. Первые полчаса вообще бесплатно, а в центре Москвы больше и не надо!

Эту реплику поддерживают: Михаил Орешин, Яков Петров

Велосипед - не выход для нашей действительности. Как вы правильно заметили, инфраструктуры нет, и никто ее отстраивать даже не намекает. Зная, как у нас любят парковаться и ездить, можно предположить подо что будут использованы эти велодорожки в центре Москвы. Тут и просто пройти не всегда получается, не то что на велосипеде разъехаться! Идея, конечно, хороша, но не воплотима...

Идея ничуть не менее воплотима, чем она была воплотима в Амстердаме. Чтобы оградить велодорожки от автомобилей достаточно добавить бордюры, как в Амстердаме, и штрафовать за неправильную парковку. Всё дело в желании властей и самих москвичей что-то изменить. Очевидно, что рано или поздно это произойдёт, вопрос только - когда.

Эту реплику поддерживают: Анатолий Синицын

Штрафы за неправильную парковку (с эвакуацией впридачу) и без этого существуют, да только почему-то это не останавливает никого! Ну, или почти никого. Дело все в людях, а не в преобразовании материальной реальности. Если человеку пешком пройти негде, он вынужден будет пойти по велосипедной дорожке, а сейчас в центре города именно такая ситуация - машины ставят так, что не пройдешь и по тротуару.

я видел чудесную велосипедную пробку в Шанхае!! Удивительное зрелище:)))

Человек по 200 с трех сторон на велосипедах со светофором. Кстати автомобильная пробка достаточно тихое дело в сравнении с велосипедной - КАК ОНИ ПОТРЯСАЮЩЕ ОРАЛИ ДРУГ НА ДРУГА:)))

приятная статья и хорошее название. мне уже давно движение по городу напоминает иллюстрацию к исполинскому кишечному расстройству

Евгений, скорее это - запор.

Объевшийся грибами кучер - блеск! А я то думаю, кто выдумал такое уродство.......Встречаются, конечно, элегантные варианты, но, в основном, - всё распухающие фургончики для мороженого...

Я там ещё кое-что имею донести http://www.snob.ru/profile/blog/9344/26057

Если бы вместо авто были бы лошади, то мы бы стояли в пробках не в парах СО2, а в кучах навоза. А во время забостовок навозоуборщиков - в его горах. А вообще, фантазия красивая. И фантазировать приятно. Особенно в пробке.

было какое-то исследование в Англии в начале прошлого века, которое предупреждало, что Лондон будет накрыт навозом насмерть:))

Саша, я на Украине.  Здесь в провинции полно гужевого транспорта. Навоз лежит на шоссе. И выглядит органично вполне.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Мне кажется,что главная помеха в пересадке на велосипеды хотя-бы летом- наши понты.Они,как известно,нам дороже денег,чистого воздуха,времяни,да почти всего.А за топором хочется сбегать и не только в пробке.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Илья Катулин

Владимир Георгиевич, по-украински-то зачем?!

Це — перший переклад українською мовою нової книжки відомого російського письменника Володимира Сорокіна «Цукровий Кремль». Історії, об'єднані однією назвою, продовжують тему ймовірного близького майбутнього, що так яскраво автор змалював у романі «День опричника» (переклад українською також підготувало видавництво «Фоліо»)... Отже, 15 історій, 15 різних поглядів на Русь-матінку 2028 року, де поєднуються лубочні мотиви й нові технології: відрубані собачі голови на «мерседесах», публічні биття на лобних місцях і голограми, стрілецькі й роботи... А ще дисиденти, черги у магазинах, продукти по мінімуму, засилля китайської мови, обожнювання Государя, блаженні, кабаки, доноси... Так якою ж буде Росія 2028 року?

...Ех, важка ти, служба Государева! Немає спокою опричнику Андрію Ком'язі цілий день — багато ще крамоли в країні. Саме в цей час, час Відродження Святої Русі, загострилася боротьба з ворогами не тільки зовнішніми, але й внутрішніми. Треба виправдовувати довіру Государя, і тому для Ком'яги й таких, як він, опричників найголовніше — «Слово й Діло». Непокірних — повісити, майно їхнє — знищити, дітей — у притулок, жінок — ну це як водиться... І не може бути жалю ні до кого, бо найголовніше — порядок. Вам це нічого не нагадує? У романі «День опричника», що за сюжетом передує іншому роману — «Цукровий Кремль» (вийшов у видавництві «Фоліо» 2010 р.), зображене не таке вже й далеке майбутнє — кінець 20-х років ХХI сторіччя. Чи виповниться?..

"Цукровий" созвучно русскому "сукровный".. Т.е. как бы намёк на кровавый режим.

Як це навiщо? Щоби в украiнськоi молодi не склалося враження, що в Росii живуть тiльки великодержавнi шовiнiсти!

Усі ми потенційні сноби, іншого шляху немає!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

إن شاء الله

иншаалла

p.s. на очереди "Блакитне сало"...

Шкода, що не дiзналася ранiше - можно було б запросити Вас до моеi бабцi на смаженi опенькi! Ну як Вам мiсцевi лакуни?

Владимир, признавайтесь, google translate используете или мiсцевий хтось помогает?

хазарский словарь мужская версия

хазарский словарь женская версия

Мария, сделайте, пожалуйста, доброе дело -- купите мне ПОДРОСТКА САВЕНКО.

Олексий, не задавайте метафизических вопросов.

А як Вам, шановний Володимир Георігіевіч, цiкавi обкладинки? ..

Мені ось ця більше подобається...

Владимир Георгиевич, а когда ждать на фарси?!

-- А вот, кстати, Ерофеев переведён на украинский?

-- Переведён. Буквально...

-- "Энциклопедия русской души".

-- Да, "Души". Перевёл...

-- Это отличная книга.

-- Да. И хорошая история души...

отсюда

Юлий Либ Комментарий удален

Вот в такой Московии я бы жил с удовольствием.

Юлий Либ Комментарий удален

Сдается мне, что вовсе не автомобили виноваты в том, что люди не похожи на людей. Человека сжирает масса, толпа, и неважно, на машине он, на велосипеде, на коне или в метро.

Фантазия прекрасная, конечно, но у меня есть другая, не менее нереалистичная: называть Москвой только то, что находится в пределах Садового кольца, а людей, пожелавших жить и работать в Москве, заставлять сдавать экзамен с целью выявления культурного уровня.

ни за что...

хорошо бы еще определить, а что из себя представляет этот уровень...

А я даже думаю , в пределах Кремля. Более исторически правдоподобно.

А Вам идея такая нравится?

В пределах Кремля, мне кажется, это уж слишком. В магазин, например, надо будет в другой город идти...

Были  бы  люди  более  человечными   в  колясках,  чем  в  машинах,  мне  думается   -   нет,  а  вот  описано   Автотолкалище   Виртуозом  слов  и  изображений.

да, занятный колейдоскоп 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

В Алматы, вот например, местные с гордостью говорят: "сегодня пятница. у нас пробки!"

Эту реплику поддерживают: Татьяна Непомнящая

Тема мигалок не раскрыта

...А промеж уныло толкущихся горемык юрко и уверенно проносились богатые коляски с рысаками, украшенными  ярко мерцающими лампадками во лбу...

Эту реплику поддерживают: Юлия Щербатова, Сергей Антонов, Liliana Loss

надоели пробки!

В NYC взяли недавно на работу новую девушку руководить городским движением и т.д. (см.статью Форбс лето 2010) так вот - был там недавно и сам увидел что Times Square выглядит гораздо лучше с точки зрения трафика и теперь даже имеет пешеходную зону с кафе!.  я прожил в nyc почти 5 лет и неожидал что это возможно.  рецепты есть (кроме велосипеда, т.к. у нас это нереально в силу погоды и понтов):

1. ГАИ должны не штрафы собирать а регулировать движение

2. платный въезд в центр

3. поднять налоги на автомобили

4. парковки!!! их в москве просто нет

5. простите - но непонимаю куда президент и премьер постоянно гоняют?! во многих странах мира высшие чиновники живут там где работают (для мер безопасности и удобства горожан) к ним должны ездить, а не  наоборот.  кстати я жил и в Вашингтоне 95-99: клинтона видел много раз и как правило он летал на вертолете.  у нас что фсо хуже чем у них??! ...

Эту реплику поддерживают: Екатерина Руднер

Борьба с пробками сродни борьбе с коррупцией,собака,которая ловит свой хвост.

Михаил, бороться надобно не с пробками, а с человекомашиной. Хотя, похоже, уже поздно...

Возможно Вы грустно правы,Владимир.

Увы...

Вернулся из Украины, дочка встречает на железном коне, сообщает новость: "В Москве автоколлапс".

Выражение "П...а рулю!" по-моему наконец-то обрело полновесный смысл...

:-)

Напрашивается "ход конем",иное просто не справится."П..да рулю" и "ход конем",что-то между ними есть.Прекрасная реплика,спасибо,Владимир!:-)

Юлий Либ Комментарий удален

Запихнули 10 миллионов человек в точечную застройку и вдруг надо-же - пробки. Что с ними делать? Да ничего не делать.

Точнее делать надо много. Строить. За Москвой. Поднимать инфраструктуру и люди сами отсюда уедут. Боюсь , если ( но этого никогда не будет , сколько- бы об этом не говорили ) все сядут на велосипеды , то чиновники решат , что можно еще пару домов в каждом дворе воткнуть. Тогда что , о самокатах заговорим ?

Мария Генкина Комментарий удален

Уважаемый Владимир Сорокин,А нет ли у вас в планах на 5-тилетку  написать роман ТАЧКА?    Я как раз закончу свою серию  художественных   футуристических тачкообразных обьектов...... хотелось бы на вернисаже дарить посетителям вашу книгу  о  Тачке.

на фотке на первом плане  самая первая  тачка  - Слава Труду.  ( гипс-дерево-железо)  Используется символика троицы тачка -символ труда, полная тачка - символ счастливого труда,  свеча на всем этом- символ   разговора  земного труда с небом и Славы Небесной которая нисходит на Счастливый Труд.