Мы идем на «Дон Жуана» Курентзиса и Чернякова

28 октября в Большом театре состоится премьера оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса. 31 октября, 1 и 2 ноября участники проекта «Сноб» в рамках программы Premium смогут посмотреть и обсудить одну из самых громких премьер сезона

Фото: Pascal Victor/Artcomart
Фото: Pascal Victor/Artcomart
+T -
Поделиться:
Комментировать Всего 9 комментариев

Если вы любите Моцарта на старинный манер, то вам непременно надо послушать это исполнение, потому что Теодор Курентзис заставил играть оркестр Большого театра в стиле XVIII века, да еще и на жильных, а не металлических, струнах с помощью изогнутого барочного смычка, которые специально закупили к постановке. Думаю, что трактовка Курентзиса будет заведомо сильнее, чем французский вариант с дирижером Луи Лангри, ведь в составе Большого театра поют звезды покруче прованских — Димитрис Тилякос, Сьюзан Гриттон и моя самая любимая сопрано в нынешнем Большом — Екатерина Щербаченко.

Надо сказать, что на старинный манер будут только музицировать, а вот поставлено все более чем современно. Если вы любите кино Бертолуччи, Пазолини, Шаброля и Бергмана, то тогда тоже надо непременно идти, потому что история севильского озорника рассказана Черняковым сквозь призму вполне узнаваемых кинообразов — получилась «Теорема» Пазолини с Марлоном Брандо из «Последнего танго в Париже» в главной роли. И, как всегда, это спектакль не про «них», а про «нас» — комфортных, буржуазных и бесконечно далеких друг другу формально близких людей.

Здесь можно глянуть на фрагменты спектакля из Экс-ан-Прованса:

http://www.youtube.com/watch?v=k08ZYbvPDhc&feature=fvsr

http://www.youtube.com/watch?v=cotV1z310F4&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=jcDJADvaHIA&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=puuuqsqd1kM&feature=related

В оригинальном либретто Моцарта и Да Понте очень важно, что все герои мало знакомы друг с другом и принадлежат к разным социальным слоям. На этом неравенстве многое строится. Но, как говорил Бергман, «мы должны говорить о проблемах общества, преодолевшего материальные трудности». И мне показалось, что семья — богатая, буржуазная семья — это идеальная конструкция для того, чтобы показать тот конфликт, который был важен для меня. Ведь в большой семье возникает много совершенно неожиданных внутренних связей, конфликтов, и когда Дон Жуан начинает входить в их быт, вторгаться в их пространство, они все переживают ревность, злость, инстинкт собственничества, но, с другой стороны, начинают очень неожиданно действовать вместе.

Мы не говорим про конфликт непонятого романтического героя со всеми остальными дураками. Это как-то кондово. Мы не выясняем, кто прав, а кто нет. Возможно, правы остальные. С одной стороны, анархизм Дон Жуана открыл перед ними новые двери, а с другой — это ведь опасно, это может все разрушить. И, может быть, правы они в своем желании избавиться от этого, как им кажется, сумасшедшего.

Должен сказать, что в Москве все другое. Это не фестиваль, а репертуарный театр, у нас другой музыкальный руководитель — Теодор Курентзис, другие исполнители главных партий в двух составах. Только четыре певца приехали из той постановки. И мне, честно говоря, кажется, что здесь все это будет звучать гораздо лучше, чем во Франции, хотя лучше это обсудить после премьеры.

Я обязательно пойду на «Дон Жуана». Мне повезло, и я уже видела  премьеру в Экс-ан-Провансе, правда, в другом составе. Надеюсь, в Москве будет даже лучше. Но удовольствие я получила не столько от того, что была в опере, а от трактовки Чернякова, которая больше напоминала драматический театр. Это была постановка не столько про то, что Дон Жуан думает о себе, сколько про то, что мы сейчас думаем о Дон Жуане. Это был герой нашего времени. А потому я советую всем своим друзьям по сайту непременно сходить в Большой. Это может оказаться важно.

Иду в субботу, Наташа. Со Снобом в воскресенье не получилось, билетов не хватило, но анонс так меня крепко зацепил, что я, практически не  раздумывая, открыл ebilet.ru и заказал там.

Алексей! А чем зацепил?

Сочетанием кинематографичности в стиле Пазолини и Бертолуччи с музыкой Моцарта в духе 18 века.

 В premium билеты закончились сразу! Но заинтригованна очень.Слышала много об этой постановке от специалистов,именитых оперных див. Отзывы мой интерес только увеличили!

Вчера был на премьере "Дона Жуана" в Большом.

Опера о том, как один харизматик с девиантным модусом вивенди сворачивает весь окружающий его мир вокруг себя и только потусторонние силы способны его остановить.

Музыка и вокал прекрасны! Сценография и драматургия очень интересны.

Интересно, что где-то четверть партий поются лёжа. Исполнительница доны Анны, англичанка Сьюзан Гриттон, обучавшаясяся ботанике и бросившая её ради оперной сцены. Сильное прекрасное сопрано. Дон Жуан -- Димитрис Тилякос -- реально харизматичен и свёртывает не только пространство сцены, но и зала. Церлина, Черстин Авемо -- просто дюймовочка, дивишься, где в этом тельце прячется такой красивый голос.

Я получил сильнейший творческий импульс и огромное удовольствие. Спасибо всем, кто создал это чудо!

Алексей! Я очень рад, что Вам понравилось. Не только потому, что для меня и Черняков, и Курентзис часто являются источниками сильнейших и позитивных впечатлений, но и потому, что в этот раз, побывав на премьере -- очень волновался за реакцию отечественной публики. Не той, которая не любит Митю и Теодора,  -- ее не переубедишь, а той, которая к ним относится хорошо.

Должен сказать, что этот спектакль выглядит более плакатно и сыро, чем в Экс-ан-Провансе. Про французскую версию я написал большую статью в журнале "Театр", и ее первая половина, которая собственно про спектакль, висит в сети - http://www.oteatre.info/1/34/

Но в Москве, в силу ряда обстоятельств было невозможно повторить французский состав, и времени на подготовку такой сложной постановки было мало. Скажу честно, многое и в театральном и в музыкальном смысле в Большом меня смутило. Но давайте дождемся, пока остальные участники проекта сходят на эту постановку, и обсудим подробно.

Неделю назад мне казалось, что лучше было бы всем попасть на премьеру, а теперь, наоборот -- я думаю, что за несколько дней спектакль успеет "дозреть" и больше всего повезет тем, кто пойдет 2 ноября. Я кстати, собираюсь еще раз.

А Вам непременно советую дождаться релиза французской версии на DVD или, да простят меня поборники прав, купить на Горбушке бутлег... Это дивное кино!