Вальтер Микса назвал атеизм причиной всех преступлений нацизма и коммунизма.

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
Адольф Гитлер покидает церковь в Вильгельмсхафене, 1930 год
+T -
Поделиться:

Епископ Аугсбургский Вальтер Микса во время пасхальной проповеди 12 апреля назвал концлагеря, тайную полицию и массовые убийства при коммунизме и национал-социализме свидетельствами бесчеловечной природы атеизма. «Общество без Бога, — сказал Микса, — это ад на земле». В доказательство епископ цитировал Достоевского («Если Бога нет, то все позволено») и утверждал, что при тоталитарных режимах церковь всегда подвергается гонениям. Поводом для атаки Миксы послужили набирающие в Европе силу атеистические кампании, подобные рекламной акции британского биолога Ричарда Докинза «Возможно, бога нет».

Подробнее
Реакция

Слова епископа возмутили немецкую общественность: его обвиняют в фундаментализме, лицемерии и переписывании истории. Международная лига неверующих и атеистов (International League of Non-Religious and Atheists) называет заявления Миксы совершенно неприемлемыми. По статистике, в Германии около трети населения официально не исповедует никакой религии, а 23% называют себя атеистами или агностиками.

Критики Миксы указывают на многочисленные факты сотрудничества церкви с властями Третьего рейха и на использование национал-социалистами христианской риторики для обоснования государственного антисемитизма.

Кто такой епископ Микса

68-летний епископ Микса — один из самых влиятельных католических епископов Германии и, безусловно, самый скандально известный. Папа Иоанн Павел II возвел Миксу в епископский сан в 1996 году, а в 2000 году Микса стал военным епископом бундесвера. Летом 2005 года новоизбранный папа Бенедикт XVI назначил Миксу епископом Аугсбурга. На фоне в основном либерально настроенного католического духовенства Германии Микса выделяется крайним консерватизмом взглядов и по религиозным, и по общественным вопросам.

В феврале 2009 года, комментируя скандал вокруг отрицающего Холокост епископа-антисемита Ричарда Уильямсона, Микса сравнил количество абортов в последние десятилетия с числом убитых нацистами евреев. Эти высказывания вызвали шквал возмущения и сильно осложнили отношения католической церкви с еврейской общиной Германии. Звездным для Миксы стал 2007 год. В этом году Микса высказался в пользу преподавания в школах креационизма, обвинил Израиль в расизме по отношению к палестинцами и призвал запретить строительство мечетей в Германии, пока христиане в мусульманских странах не получат религиозной свободы. Тогда же он выступил против детских садов — по мнению Миксы, женщины должны не работать, а сидеть с детьми. «Если увеличить количество мест в детских садах, — сказал Микса, — немецкие женщины превратятся в «машины по деторождению».

Комментировать Всего 9 комментариев

Петр Холодный Комментарий удален

Я считаю, что отсутствие моральной базы в обществе всегда влечет за собой огромные проблемы. Ведь закон и карательные органы должны подавать пример остальным. А если эти люди сами не живут по законам морали, то общество разваливается. Не вижу в словах этого епископа ничего плохого — мысль его в целом разделяю, хотя я бы выразил ее совсем по-другому. Но он имеет право на свое собственное мнение.

Ольга Алексеева Комментарий удален

Во-первых, надо разделять Бога и церковь. При всем моем уважении к церкви, это все-таки не одно и то же. Если люди не ходят в церковь, это не значит, что они стали хуже. И атеисты не обязательно плохие люди. Кстати, нацисты, можно сказать, тоже верующие. Только в свои идеалы. А верующие, в свою очередь, особенно фанатичные, могут быть и ксенофобами, и националистами. Вера тоже может уничтожать. Я согласна с епископом в том, что если бы люди понимали, что говорил Иисус, если бы они к нему прислушивались, то страшных вещей было бы меньше.

А мы в ответ можем сказать, что считаем церковь виной всему тому, то случилось с Европой с 1560 года. Священнослужитель, он же в русской традиции поп, он передергивает, когда связывает явление нацизма с явлением атеизма, потому что одно не проистекает из другого. И если Гитлер был атеистом, это не означает, что все атеисты — Гитлеры. Он просто постеснялся, например, сказать, что причина нацизма — это иудаизм, потому что ему бы тут же залепили в лоб и подали бы на него в суд. Он не сказал, что причина нацизма — это ислам, потому что он тут же получил бы в лоб. А над несчастными атеистами можно издеваться как угодно и вешать на них всех собак. Хотя говорить, что ты веришь, и поступать так, как поступают многие верующие — насилуют детей, разводятся по пять раз, пинают собак и кошек, воруют, — подло. А есть атеисты, которые поступают так, как должен поступать верующий человек, и блюдут заповеди просто потому, что признают их за норму жизни.

Пусть бы этот козел-епископ вспомнил, я уж не говорю про инквизицию, о которой все знают, а про альбигойские войны! Чисто геноцид... А крестовые походы?! Куда там до них монголам... Только Саладин и угомонил эту свору бандитов и головорезов именем божиим.

А вот приверженцы буддизма, вполне себе атеистического учения, подобного скотства себе не позволяли.

Надо же! редчайший случай, когда я согласна с комментарием Шмарова... И про альбигойцев, и про Салахаддина. А вообще - мы что, всерьез будем обсуждать плюсы и минусы величайшей свободы цивилизованного мира - свободы совести? Права быть атеистом? И обсуждать, можно ли быть атеистом и иметь при этом гуманистические принципы? Нет, уж лучше "сиськи советского кинематографа" от Игоря Мальцева... 

Был у меня телефон. Сломался. Я его выбросил. И нет телефона. Я с этим смирился.

Жил человек. Умер-сломался. И надо бы смириться...

?

И атеизм, если он воинствующий, и религиозность, если она фанатичная, разрушительны одинаково.

Обычно атеизм определяют просто как неверие в бога. Фашизм и коммунизм нельзя однозначно отнести к разновидности атеизма. Скорее это не просто неверие, а подмена веры в бога верой в сверхчеловека. Гитлер в Германии, Ленин и Сталин в Совдепии - они заняли место Христа. 

Но дело не только в подмене человеком бога. Для возникновения антигуманных режимов нужно еще, чтобы этот "богозаменитель" разделил людей на избранных и неизбранных. Бог устами Христа призывал людей к объединению ("избранность" иудеев - это отдельный вопрос). А сверхчеловеки всегда делят людей на "своих" и "чужих".  Церковь, как правило, тоже делит людей на "своих" и "чужих". И она тоже несет в себе причины возникновения массовых конфликтов. В свое время католическая церковь пыталась подменить бога сверхечеловеком: одним из основных пунктов разногласия  между Мартином Лютером и  католической церковью было утверждение последней о непогрешимости Папы и главенстве его над текстом Библии. Реакция церкви на реформаторское движение по сути означало деление на "своих" и "чужих" и привело к войне, уничтожившей до 30% населения на той территории, где она проходила.  Это, между прочим, гораздо больше, чем Вторая Мировая.

Вот и епископ Микса разделил человечество на "своих" (верующих) и "чужих" (атеистов), и обвинил последних в убийствах миллионов. Отсюда один шаг до призыва к убийству "чужих", чтобы они не убивали "своих". 

«Общество без Бога, — сказал Микса, — это ад на земле».

Если бы он сказал, что «Общество без морали (системы правил поведения и отношения к другим членам общества) это ад на земле», то можно было бы согласится. Трудно спорить с утверждением, что на протяжении веков, церковь и вера привносили в общество основы морали. Надо быть очень умным человеком, чтобы самому, логическими рассуждениями, вывести те или иные моральные законы и правила. Кому-то надо, чтобы ему сказали, что "Не убий" правильно, потому что так написано в 10 заповедях, кому-то достаточно сильно подумать. Не очень вера в Бога помогла Осаме бин Ладену следовать этой заповеди. IMHO,  на протяжении всей истории человечества религия скорее чаще была полезна, чем вредна. Утверждать же, атеизм и атеисты безнравственны - безнравственно. Я лично верю в то, что Бога нет, но это еще не повод причислять меня к мерзавцам, вроде Гитлера, Сталина, Пол Пота или В.И. Ульянова.